Напоминание

Контрольная работа "Стилистика. Орфография"


Авторы: Лифанова Ольга Александровна, Велявина Татьяна Борисовна
Должность: преподаватели русского языка и литературы
Учебное заведение: Каспийского института морского и речного транспорта, филиала ФГБОУ ВО "ВГУВТ"
Населённый пункт: города Астрахани
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Контрольная работа "Стилистика. Орфография"
Раздел: высшее образование





Назад




Контрольная работа

Вариант 1

1.

Определите, к какому стилю речи относятся тексты по представленным из них

отрывкам, и объясните свой выбор.

А)

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

основная

единица

связной

речи,

характеризуемая

определенными

смысловыми

(наличие

так

наз. предикации

см.

ниже)

и

структурными (выбор, расположение и связь грамматических форм, слов, характер

интонации) признаками. Учение о предложении занимает центральное место в

синтаксисе, отражая очень наглядно смену различных направлений в последнем.

Б)

…Он был прав: язык — воплощение народного духа; вот почему падение

русского языка и литературы есть в то же время падение русского духа. Это

воистину

самое

тяжкое

бедствие,

какое

может

поразить

великую

страну.

Я

употребляю слово бедствие вовсе не для метафоры, а вполне искренне и точно. В

самом деле, от первого до последнего, от малого до великого, — для всех нас

падение русского сознания, русской литературы, может быть, и менее заметное, но

нисколько не менее действительное и страшное бедствие, чем война, болезни и

голод… /Д. Мережковский/

В ) Судоводители в своей практической деятельности должны учитывать условия

погоды

и

состояние

моря

(океана),

от

которых

в

большой

степени

зависит

безопасность

и

экономическая

эффективность

эксплуатации

флот а.

Умение хорошо ориентироваться в любых погодных условиях и в полной мере

использовать гидрометеорологическую информацию от метеорологических служб

различных стран, а также личные наблюдения за погодой и морем, позволяет

значительно

сократить

время

перехода

судна

из

одного

порта

в

другой,

осуществлять

более

эффективное

ведение

промысла,

обезопасить

в

пути

следования и стоянки судна в порту, предотвратить шторм, ураган, туман и потерю

перевозимых грузов, создать более комфортные условия плавания для экипажа,

пассажиров и т. д.

2.

Выпишите слова, относящиеся к орфограмме «Правописание безударной

гласной в корне, проверяемой ударением», вставьте пропущенные буквы:

Б…гатырь,

пор…жение,

ос…нью,

з…рница,

заг…реть,

отр…сль,

приск…кать,

заг…родка, заб…рать.

3.

Распределите слова по двум орфограммам: а) «Правописание чередующейся

безударной

гласной

в

корне

слова»,

б)

«Правописание

непроверяемой

безударной гласной в корне»:

Бл…стеть, ак…демия, л…монад, гр…зовые, бр…дить, безобл…чный, вытв…рять,

попл…вок.

4.

Запишите данные ниже слова, выделите приставки и объясните письменно,

на какие правила вы ориентировались при выборе вставленных букв:

Пр…волжский,

сни…хождение,

о…винтить,

по…бегать,

пр…остановить,

о…

гонять, на…земный, …низу, пр…обрести.

5.

Спишите,

обозначьте

орфограммы

в

словах

с

пропущенными

буквами,

сформулируйте правила, по которым пишутся данные слова;

Грач…м, стереж…т, тираж…м, соверш…нный, калач…м, запряж…т, горош…к,

кирпич…м, ткач…м, зрач…к, свеч…й, печ…нка, реч…нка, лавч…нка, каблуч…к,

ш…мпол, трещ…тка, чащ…ба.

Вариант 2

1.

Определите, к какому стилю речи относятся тексты по представленным из них

отрывкам, и объясните свой выбор.

А) Бег по скошенному лугу,

Бег задорный и земной,

Как по замкнутому кругу

Я бегу лишь за тобой.

Б) ― Ну что, брат Григорий, похозяйствуем, а? — спросил у кота Семён

Семёнович и посмотрел на клетку, где дремал попугай Кеша.

― Спишь, гадёныш?! — проговорил он, хмуро глядя на Кешу.

В ) Несмотря

на

то,

что

в

настоящее

время

морской

флот

располагает

первоклассными

судами,

оснащенными

разнообразной

современной

техникой,

безопасное плавание судов в море сейчас и в будущем в значительной степени

зависит от туманов, обледенения судов и конечно, штормовых ветров. Умение

ориентироваться

в

гидрометеорологической

обстановке

особенно

важно

для

штурманов флота рыбной промышленности, так как их работа тесно связана с

морем.

Правильная

оценка

гидрометеообстановки

может

содействовать

более

рациональному использованию промыслового времени, сохранению орудий лова от

гибели

и

повреждений,

своевременному

выводу

судна

из

районов

с

наиболее

опасными погодными явлениями, могущими привести к гибели судна (тайфун,

обледенение, сжатие льдов и т.д.)

2.

Выпишите слова, относящиеся к орфограмме «Правописание безударной

гласной в корне, проверяемой ударением», вставьте пропущенные буквы:

Леб…дь, ст…ртовать, прор…стать, к…саться, пол…гать, п…рила, в…ретено, г…

рдиться.

3.

Распределите слова по двум орфограммам: а) «Правописание чередующейся

безударной

гласной

в

корне

слова»,

б)

«Правописание

непроверяемой

безударной гласной в корне»:

Г…релка, з…рница, т…шина, пром…кать, зам…реть, уд…вление, п…дагог, выр…

стить.

4.

Запишите данные ниже слова, выделите приставки и объясните письменно,

на какие правила вы ориентировались при выборе вставленных букв:

Пр…встать,

пр…брежный,

…махнуть,

бе…радостный,

о…думывать,

пр…

уменьшить, по…пись, пр…ломить, ра…сказывать.

5.

Спишите,

обозначьте

орфограммы

в

словах

с

пропущенными

буквами,

сформулируйте правила, по которым пишутся данные слова;

Маж…рный, дириж…р, ш…лковая, парч…вая, щ…голь, ч…рное, ш…колад, защ…

лкает, пиж…н, ноч…вка, нож…вка, ключ…м, верблюж…нок, груш…вка, протяж…

нность, внуч…к, сгущ…нка, туш…нка, щ…лкнуть, ож…г руки,

Вариант 3

1.

Определите, к какому стилю речи относятся тексты по представленным из них

отрывкам, и объясните свой выбор.

А)

Ввиду

необходимости

обеспечения

проходов

между

участками,

при

огораживании своего участка следует отступить от юридической границы 2,0м со

всех сторон, где нет дорожного отвода.

Согласно

СНиП

во

избежание

затенения

соседних

участков,

с

учетом

разрастания кроны за пределы участка, необходимо соблюдать следующие отступы

от физической границы участка: для деревьев ― 4 метра, для кустарников (и

колоновидных

деревьев)

1

метр.

Иными

словами

от

юридических

границ:

2м+1м=3м ― для кустарников, 2м+4м=6м ― для деревьев.

Б)

Бег по скошенному лугу,

Бег задорный и земной,

Как по замкнутому кругу

Я бегу лишь за тобой.

В) Международное морское право — совокупность принципов и правовых норм,

устанавливающих

режим морских пространств и регламентирующих отношения

между государствами по вопросам использования Мирового океана. В настоящее

время

большинство

норм

международного морского

права

объединены

в

Конвенции ООН... Международное морское право — это отрасль международного

публичного права, определяющая правовой статус морских пространств и порядок

использования пространств и ресурсов в мирных целях.

2.

Выпишите слова, относящиеся к орфограмме «Правописание безударной

гласной в корне, проверяемой ударением», вставьте пропущенные буквы:

М…рковь, п…чаль, в…дитель, сг…реть, з…рницы, скл…нять, з…рницы, л…скать.

3.

Распределите слова по двум орфограммам: а) «Правописание чередующейся

безударной

гласной

в

корне

слова»,

б)

«Правописание

непроверяемой

безударной гласной в корне»:

Подг…рать,

в…стибюль,

укр…шение,

к…снуться,

эксп…диция,

пол…жение,

поздр…вление, дор…сти.

4.

Запишите данные ниже слова, выделите приставки и объясните письменно,

на какие правила вы ориентировались при выборе вставленных букв:

Пр…мудрый,

о…хватить,

…мягчение,

на…рывать,

пр…морский,

ни…вергать,

пр…сесть, ра…топить, …бежать.

5.

Спишите,

обозначьте

орфограммы

в

словах

с

пропущенными

буквами,

сформулируйте правила, по которым пишутся данные слова;

Обж…г руку, ж…лудь, ж…нглер, ещ…, ч…рствый, п…ченый, ж…лоб, тяж…лый,

кумач…вый, горяч…, блестящ…, крыж…вник, врач…м, больш…й, сожж…нный,

хорош…, волнующе, уничтожающ…, руч…нка, шалаш…м.

Вариант 4

1.

Определите, к какому стилю речи относятся тексты по представленным из них

отрывкам, и объясните свой выбор.

А) Шейнин был в бараке.

– Давай есть. Масло, хлеб. – Голодные глаза Шейнина заблистали.

– Сейчас я кипятку...

– Да не надо кипятку!

– Нет, я сейчас. – И он исчез.

Б) Обязательства сторон:

2.1.

ИСПОЛНИТЕЛЬ

обязуется

осуществить

обучение

ПОТРЕБИТЕЛЯ

по

программам дополнительного образования, указанным в приложении к настоящему

Договору, в соответствии с лицензией серия РО МО № 001982 от

30.03.2012 г., выданной Министерством образования Московской области.

2.2. ЗАКАЗЧИК обязуется производить оплату за дополнительные образовательные

услуги в размере ____________ рублей

В ) Основные

принципы

международного

морского

права.

Наиболее

важным

и

всеобще

признанным

является принцип

свободы

открытого

моря. Данный

принцип закреплен в ст. 87 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Он означает,

что

открытое

море

открыто

для

всех

государств,

как

прибрежных,

так

и

не

имеющих выхода к морю. Свобода открытого моря определяется в соответствии с

условиями,

регламентированными

Конвенцией

1982

г.

и

другими

нормами

международного

права.

Она

включает,

в

частности,

как

для

прибрежных

государств,

так

и

для

государств,

не

имеющих

выхода

к

морю:

а)

свободу

судоходства; б) свободу полетов; в) свободу прокладывать подводные кабели и

трубопроводы; г) свободу возводить искусственные острова и другие установки,

допускаемые в соответствии с международным правом; д) свободу рыболовства; е)

свободу

научных

исследований.

Все

государства

осуществляют

эти

свободы,

должным образом учитывая заинтересованность других государств в пользовании

свободой открытого моря.

2.

Выпишите слова, относящиеся к орфограмме «Правописание безударной

гласной в корне, проверяемой ударением», вставьте пропущенные буквы:

Возл…гают, прик…сновение, л…биринт, …довитый, из…бретать, зап…рать, отг…

дать, р…сток.

3.

Распределите слова по двум орфограммам: а) «Правописание чередующейся

безударной

гласной

в

корне

слова»,

б)

«Правописание

непроверяемой

безударной гласной в корне»:

Выск…чка, уг…стить, вын…мать, оп…рация, бл…стать, подр…сти, инж…нер,

прод…вать.

4.

Запишите данные ниже слова, выделите приставки и объясните письменно,

на какие правила вы ориентировались при выборе вставленных букв:

И…чертить, …лететь, бе…граничный, пр…фронтовой, пр…красный, бе…силие,

и…балованный, в…рывчатка, …равнение.

5.

Спишите, обозначьте орфограммы в словах с пропущенными буквами,

сформулируйте правила, по которым пишутся данные слова;

Волнующ…, уничтожающ…, руч…нка, шалаш…м, посаж…ный отец, ш…рох,

луж…к, продаж…й, метраж…м, собач…нка, этаж…м, сокращ…н, лиш…н, жж…

шь, печ…м, ключ…м, заверш…н, левш…й, свеж…, овраж…к.

Вариант 5

1.

Определите, к какому стилю речи относятся тексты по представленным из них

отрывкам, и объясните свой выбор.

А) «Утопия» (др.-греч. τοπος — «место», ου-τοπος — «не место», «место, которого

нет») — жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике,

описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от

антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели.

Б) Я забыл погоду детства,

Теплый ветер, мягкий снег.

На земле, пожалуй, средства

Возвратить мне детство нет.

В) В настоящих Правилах, когда по контексту не требуется иного толкования:

(а)

Слово

«судно»

означает

все

виды

плавучих

средств,

включая

неводоизмещающие

суда,

экранопланы

и

гидросамолеты,

используемые

или

могущие быть использованными в качестве передвижения по воде.

(b)

Термин

«судно

с

механическим

двигателем»

означает

любое

судно,

приводимое в движение механической установкой.

(f)

Термин

«судно,

лишенное

возможности

управляться»

означает

судно,

которое

в

силу

каких-либо

исключительных

обстоятельств

не

способно

маневрировать так, как требуется этими Правилами, и поэтому не может уступить

дорогу другому судну

(g)

Термин «судно», ограниченное в возможности

маневрировать» означает

судно,

которое

по

характеру

выполняемой

работы

ограничено

в

возможности

маневрировать так, как требуется этими Правилами, поэтому не может уступить

дорогу другому судну.

2.

Выпишите слова, относящиеся к орфограмме «Правописание безударной

гласной в корне, проверяемой ударением», вставьте пропущенные буквы:

Уп…раться, с…неть, ж…лать, выст…рать, взр…щивать, пож…мать, т…мнота, ж…

стокий.

3.

Распределите слова по двум орфограммам: а) «Правописание чередующейся

безударной

гласной

в

корне

слова»,

б)

«Правописание

непроверяемой

безударной гласной в корне»:

Гр…мадный, пол…жение, тв…рить, см…яться, в…здушные, гус…ница, прик…

сание, подг…реть.

4.

Запишите данные ниже слова, выделите приставки и объясните письменно,

на какие правила вы ориентировались при выборе вставленных букв:

О…чуждение, на…треснутый, пр…ращение, пр…восходный, бе…мятежный, …

путник, ра…бирать, о…казаться, пр…лечь.

5.

Спишите,

обозначьте

орфограммы

в

словах

с

пропущенными

буквами,

сформулируйте правила, по которым пишутся данные слова;

Волнующ…, уничтожающ…, руч…нка, шалаш…м, посаж…ный отец, ш…рох,

луж…к, продаж…й, метраж…м, собач…нка, этаж…м, сокращ…н, лиш…н, жж…

шь, печ…м, ключ…м, заверш…н, левш…й, свеж…, овраж…к.

Вариант 6

1.

Определите, к какому стилю речи относятся тексты по представленным из них

отрывкам, и объясните свой выбор.

А) У интеллигента никогда не было под ногами почвы определенной. Его ценности

невещественны. Уменья, знанья, методы, навыки, таланты — имущество кочевое и

крылатое. Мы бездомны, бессемейны, бесчинны, нищи — что же нам терять?

Стыдно сейчас надмеваться, ухмыляться, плакать, ломать руки, ахать над Россией,

над которой пролетает революционный циклон. Русской интеллигенции словно

медведь на ухо наступил: мелкие страхи, мелкие словечки. Как аукнется — так и

откликнется. Чем дольше будет гордиться и ехидствовать интеллигенция, тем

страшнее и кровавее может стать вокруг. Всем телом, всем сердцем, всем

сознанием — слушайте революцию. /А.Блок/

Б) ― Ну что, брат Григорий, похозяйствуем, а? — спросил у кота Семён Семёнович

и посмотрел на клетку, где дремал попугай Кеша.

― Спишь, гадёныш?! — проговорил он, хмуро глядя на Кешу.

В) Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации (далее -

Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 7 марта 2001 г. №

24-Ф3 «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее –

КВВТ) (Собрание законодательства Российской федерации, 2001, №11, ст.1001).

Правила

действуют

на

внутренних

водных

путях,

открытых

в

установленном

порядке

для

судоходства,

за

исключением

устьевых

участков

рек

с

морским

режимом.

2.

Выпишите слова, относящиеся к орфограмме «Правописание безударной

гласной в корне, проверяемой ударением», вставьте пропущенные буквы:

Кав…лерия, м…стерить, прил…жение, г…ризонт, г…нерал, оз…рение, г…рдероб,

св…зать.

3.

Распределите слова по двум орфограммам: а) «Правописание чередующейся

безударной

гласной

в

корне

слова»,

б)

«Правописание

непроверяемой

безударной гласной в корне»:

Вр…стать, аб…риген, г…рбарий, з…мля, р…внение, л…дяной, г…мназия, возг…

рание.

4.

Запишите данные ниже слова, выделите приставки и объясните письменно,

на какие правила вы ориентировались при выборе вставленных букв:

Пр…вокзальный, пр…встать, пр…небрегать, и…возчик, ра…ценки, …носка, о…

числение, в…дохнуть, …десь.

5.

Спишите, обозначьте орфограммы в словах с пропущенными буквами,

сформулируйте правила, по которым пишутся данные слова;

Ш…мпол, трещ…тка, чащ…ба, маж…рный, дириж…р, ш…лковая, парч…вая, щ…

голь, ч…рное, ш…колад, защ…лкает, пиж…н, ноч…вка, нож…вка, ключ…м,

верблюж…нок, груш…вка, протяж…нность, внуч…к, сгущ…нка.



В раздел образования