Напоминание

"Приобщаем детей к театру"


Автор: Токмакова Зинаида Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №158" г.о. Самара
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: Статья
Тема: "Приобщаем детей к театру"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Приобщаем детей к театру

Дети в раннем возрасте начинают знакомиться с литературой. Интерес к

книге

у

них

проявляется

уже

в

младенческом

возрасте.

Вначале

дети

с

удовольствием рассматривают картинки, с интересом слушают чтение своих

родителей,

затем

самостоятельно

проявляют

интерес

к

книге.

Одной

из

особенностей

восприятия

литературного

произведения

детьми

является

русский

народный

фольклор:

потешки,

заклички,

песенки,

загадки,

скороговорки,

пословицы,

поговорки,

шутки

прибаутки.

Со

сказки

начинается

знакомство

ребенка

с

литературой,

с

окружающим

миром,

с

положительными

и

отрицательными

героями

сказок.

Благодаря

сказке

ребенок с раннего возраста познает мир, учится различать добро и зло.

Сказка является основным средством для духовно – нравственного развития

детей. ФГОС предлагает: «Расширение развития личностного потенциала и

способностей

каждого

ребенка

дошкольного

возраста,

приобщение

детей

через соответствующие их индивидуально – возрастным особенностям виды

деятельности к социокультурным нормам традициям семьи, общества»

Для формирования благоприятного психологического климата, для того

чтобы дети хорошо воспринимали прочитанное, чтобы жизнь в детском саду

была

интересной

и

увлекательной

-

мы

решили

ввести

театральную

д е я т е л ь н о с т ь ,

ка к средство

эмоционально-эстетического,

духовно-

нравственного воспитания и творческого развития детей.

Театрализованная деятельность

-

самое интересное и признанное

направление

в

дошкольном

воспитании, самый

распространенный

вид

детского творчества. Она близка и понятна ребенку, потому что-то связана

игрой, которая служит ребенку для выражения эмоций и впечатлений.

Первоначальные музыкальные самостоятельные проявления у малышей еще

неустойчивы. Для развития характерных особенностей театрализованных игр

мы выбрали

фольклорную основу. Мы поддержали

возникший у них

интерес к устному народному творчеству. Совместная работа с музыкальным

руководителем

помогла

наполнить

жизнь

детей

песнями,

играми

в

сопровождении музыкальных инструментов. Приобщаясь к культуре своего

народа, мы с детьми младшего дошкольного возраста начали инсценировать

потешки, играть в сказки, учить детей овладевать родным языком, четко

проговаривать

стишки,

песенки,

и

т.д.

На

музыкальных

занятиях

дети

получали

первичные навыки игры на музыкальных инструментах, что в

дальнейшем закреплялось в театральной деятельности группы.

В процессе

театральной деятельности

мы

обеспечиваем взаимосвязь

театрализованной с другими видами деятельности: игровой - играя в русские

народные

игры,

коммуникативной

-

инсценируя

потешки,

музыкально

художественной, играя на погремушках, бубне, дудочке. Мы способствуем

развитию индивидуализации детей с помощью развития детского творчества:

музыкально-игрового, сценического, художественно-речевого.

Разучивая сказку, развиваем навыки детей бесконфликтно распределять роли;

формируем

дружеские

взаимоотношения,

создаем

положительный

эмоциональный благоприятный психологический настрой детей. Учим детей

внимательно вслушиваться в прочитанный текст и соотносить его смысл с

театральной

деятельностью.

Музыкальное

сопровождение

влияет

на

эмоциональную выразительность речи детей, на двигательную активность, а

так

же

устраняет

детскую

раздражительность

и

агрессивность.

Для

проявления позитивного эмоционального подъема детей, мы знакомим своих

воспитанников

с понятием «мимика». Дети выражают эмоции радости,

восхищения, удивления, через выразительность интонации, жесты, движения

и мимику, через активное восприятие музыки, что поднимает настроение,

улучшает

благоприятный климат в группе.

Вовлекая

детей

в

сюжетно-

игровую ситуацию, побуждаем их к импровизации прочитанного в рамках

заданного

сюжета. Поддерживаем

инициативу

детей

театрализованной

д е я т е л ь н о с т и

в

с ю ж е т н о - р о л е в ы х

и г р а х .

Д л я

т о г о ,

ч т о б ы

д е т и

б ы л и

а р т и с т и ч н ы м и изобретательными,

эмоциональными, мы используем игры-имитации литературных персонажей,

образов

животных,

ролевые

диалоги

на

основе

текста,

инсценировки

произведений,

спонтанные

игры-импровизации

с

разыгрыванием

сюжета.

Все свои фантазии, впечатления от прочитанного дети воплощают в ролевые

игры, образы и действия. Входя в образ, дети, исполняющие роль в качестве

«артиста», стараются подражать тому, что им больше всего понравилось,

получая от этого радость и множество положительных эмоций.

Мы тщательно продумываем и организовываем

предметно-развивающую

среду в группе, которая, согласно требованиям ФГОС была бы «открытой,

доступной,

полифункциональной,

трансформируемой,

вариативной,

безопасной», и не только развивающей, но и развивающейся.

Предметно-

развивающая

среда

организована

так,

что

каждый

ребенок

имеет

возможность

беспрепятственно

заниматься

любимым

делом.

Для

обеспечения

театрализованной деятельности используется

театрально –

музыкальная зона, настольный, магнитный театр, театр кукол, пальчиковый

театр,

ширма,

маски,

театральные

костюмы

и

костюмы

ряженых, что

способствует

творческому

развитию

детей

и

является

предпосылкой

самостоятельного

развития

творчества

детей,

обеспечивает

здоровую

двигательную

активность

детей,

а

также

возможности

для

выражения

инициативности и индивидуализации.

Занимаясь

театральной

деятельностью,

дети

учатся

размышлять,

анализировать

свои

действия,

оценивать

поступки

персонажей. У

них развивается память, творческое воображение, внимание, ассоциативное

мышление.

Они

познают

мир

через

знакомство

с

художественными

произведениями, через образы и через собственные наблюдения. В процессе

театральной

деятельности

у

детей

улучшается

диалогическая

и

монологическая

форма

речи,

развивается

ее

выразительно сть,

совершенствуется интонация речи, обогащается словарный запас. Исполняя

роль,

дети

стараются

правильно,

ясно,

четко,

понятно

высказываться.

Театрализованная

деятельность позволяет

ребенку

решать

многие

проблемные

ситуации

от

лица

какого-либо

персонажа.

Это

помогает

преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, создает условия

для

социализации

ребенка,

корректирует

коммуникативные

отклонения;

дарит чувства радости, значимости, выявляет скрытые таланты и потенциалы

детей. В процессе театральной деятельности, у детей появляется чувство

ответственности, понимание необходимости друг в друге взаимопомощи и

дружбы.

Для того чтобы игра была интересной, успешной, содержательной и

просто

доставляла

детям

удовольствие,

учитываем

желания

детей,

их

интересы

и

возможности, привлекаем

взрослых

к

совместной

с

детьми

театральной деятельности, создаем атмосферу любви и доброжелательности.

В

результате

театрализованной

деятельности

у

детей

возникает

потребность выступления перед зрителями. Дети с удовольствием выступают

перед своими родителями на родительских собраниях, перед сверстниками,

демонстрируя свои умения, свои творческие способности, приходя в восторг

от собственных достижений, получая от этого полное удовольствие и заряд

бодрости, стимул для продолжения театральной деятельности.

Таким

образом,

детская

театрализованная

деятельность

является

источником

развития

чувств,

положительных

эмоций,

создавая

благоприятный психологический климат в группе. Приобщая детей к театру -

приобщаем их к духовным ценностям.

Используемая литература:

1. Кофман, Н.С. Приобщение дошкольников к театрально-игровой

деятельности. Художественное творчество в детском саду: Пособие для

воспитателей и музыкальных руководителей / под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.:

Просвещение, 2013.

2. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ

Сфера, 2006.

3. Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для

педагогов дошкольных учреждений/. - М.: ВЛАДОС, 2001.

4. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с

детьми 4-5 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.

5. Прохорова, Л.Н. Путешествие по Фанталии: Практические материалы по

развитию творческой активности дошкольников. - СПб.: Детство-пресс,2009.



В раздел образования