Напоминание

"МОНИТОРИНГ КАК УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС: ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ, ФУНКЦИИ."


Автор: Доброва Наталья Николаевна
Должность: преподаватель профессионального учебного цикла
Учебное заведение: ГОУ СПО "Аграрно–экономический колледж"
Населённый пункт: Молдова, ПМР, г. Бендеры
Наименование материала: статья
Тема: "МОНИТОРИНГ КАК УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС: ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ, ФУНКЦИИ."
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МОНИТОРИНГ КАК УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС: ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ,

ФУНКЦИИ.

Доброва Наталья Николаевна

преподаватель профессионального учебного цикла

Контроль в процессе обучения как относительно самостоятельный этап выполняет

взаимосвязанные образовательную, развивающую и воспитательную функции.

Управление педагогической системой и качеством образования требует определенной

системы информации. Создать ее можно на основе мониторинга.

Понятие «мониторинг» происходит от лат. monitor – напоминающий, надзирающий.

Первоначально данный термин активно использовался в экологии и обозначал наблюдение,

оценку

и

прогнозирование

состояния

окружающей

среды

в

связи

с

хозяйственной

деятельностью человека. В последнее время данный термин приобрел более широкий смысл.

Этим термином обозначается постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью

выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.

Сегодня

мониторинг

активно

эксплуатируется

в

других

науках,

в

том

числе

в

педагогике и психологии.

А.С.

Белкин

определяет

мониторинг

как

непрерывное

научно

обоснованное

диагностико-прогностическое отслеживание образовательного процесса.

Э.Ф. Зеер рассматривает мониторинг как процесс отслеживания состояния объекта

(системы

или

сложного

явления)

с

помощью

непрерывного

или

периодически

повторяющегося

сбора

данных,

представляющих

собой

совокупность

определенных

ключевых показателей.

Мониторинг используется в тех случаях, когда в построении какого-либо процесса

необходимо постоянно отслеживать происходящие в реальной предметной среде явления с

тем, чтобы включать результаты текущих наблюдений в процесс управления.

Понятие

«мониторинг»

близко

к

таким

общенаучным

педагогическим

и

психологическим понятиям, как «обратная связь», «рефлексия», «контроль», «аттестация»,

однако,

по

мнению

Э.Ф.

Зеера,

все

эти

понятия

являются

отдельными

элементами

мониторинга или его частными случаями.

Объектом педагогического мониторинга являются результаты учебно-воспитательного

процесса и средства, которые используются для их достижения.

На уровне образовательной программы объектами мониторинга могут быть:

• процесс освоения программы, дисциплины;

• интеграционные процессы в обучении;

2

•процесс обновления, совершенствования, содержания, методик, технологий обучения,

средств контроля усвоения учебного материала;

• качество образовательного процесса и т.д.

Процессу внедрения разработанной системы педагогического мониторинга должны

предшествовать обсуждение и корректировка.

Мониторинг

рассматривается в

теории

социального

управления как

одно

из

важнейших,

относительно

самостоятельных

звеньев

в

деятельности.

В

его

рамках

проводится

выявление

и

оценивание

проведенных

педагогических

действий.

При

этом

обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов

деятельности педагогической системы ее конечным целям.

В

любой

сфере

человеческой

деятельности

невозможно

добиться

позитивной

динамики

без

осознаваемой

(всеми

или

многими)

и

принимаемой

системы.

Появилась

возможность

определить

рейтинг

учебных

заведений,

обозначить

направления,

нуждающиеся

в

особом

внимании

преподавателей.

На

разных

уровнях

образования

предпринимаются попытки создания системы педагогического мониторинга, исследуются

разные

аспекты

педагогического

труда.

Об

огромном

интересе

к

этой

проблеме

свидетельствуют

многочисленные

монографии

и

статьи.

Отсутствие

определенности

по

некоторым вопросам, многообразие существующих точек зрения позволяют исследователю

действовать в режиме поиска, инноваций.

Показателем

эффективности

действия

модели

должно

стать

повышение

качества

образования. Однако это возможно только при условии совершенствования процесса на

основе

собранной

объективной

информации.

Таким

образом,

о

повышении

качества

образования можно говорить только тогда, когда результаты мониторинга станут основой

для инновационной деятельности всех участников (субъектов) В рамках мониторинга его

субъектами

выступают

все

участники

образовательного

процесса.

Степень

их

участия

различна, но все они (и преподаватели, и студенты, и родители, и общественность) получают

информацию, анализируют ее. Например, социум получает сведения об образовательном

учреждении. На основании этой информации формируется общественное мнение. Изучив

его, студент вбирает это учреждение и т.д.

В свою очередь, каждый субъект образования выступает в качестве

объекта для

структур более сложного уровня.

Особое

место

в

последние

годы

занимает

мониторинг

в

системе

управления

различными организациями. Это связано в первую очередь с тем, что усложняются задачи,

стоящие

перед

управленцами

разных

уровней.

Кроме

того,

динамизм

внешней

среды

приводит

к

быстрым

и

частым

трансформациям

организаций,

которые

необходимо

3

своевременно заметить и принять решение о том, как использовать наметившиеся тенденции

и адаптировать определенную организацию к изменившимся условиям.

Несмотря

на

то,

что

мониторинг

давно

стал

составной

частью

деятельности

управления организациями, единого подхода к этому понятию в этой сфере деятельности до

сих пор не выработано. Недостаточно разработаны основные проблемы его использования в

управлении, четко не определены его цели и задачи, не создана система мониторинговых

исследований,

нет

отлаженной

системы

реализации

и

распространения

полученной

информации, не сформирована система сбора данных, нет единого подхода к понятию

индикаторов (критериев). Эти недостатки приводят к тому, что до сих пор не разработаны

удобные методики анализа данных мониторинга, что создает трудности для руководителей-

практиков.

Для решения имеющихся практических проблем применения исследуемого понятия

необходимо,

прежде

всего,

определиться

с

сущностным

содержанием

управленческого

мониторинга. Формирование этого понятия необходимо также и с научной точки зрения с

целью более глубокого изучения такого сложного явления, каким выступает мониторинг.

Исследуемое понятие включает две составляющие: управление и мониторинг. Общие

подходы к мониторингу были рассмотрены выше. Теперь необходимо выявить сущностные

характеристики понятия «управление». Управление необходимо для многих образований.

Без

него

невозможно

существование

технических,

биологических,

информационных,

социальных систем.

Управление

социальными

системами

изучается

на

уровне

различных

наук:

социологии, менеджмента, теории организации, политологии и др. Поэтому существует

множественность подходов к определению управления, что также настоятельно требует

определиться с его содержанием применительно к данному исследованию. А.Файоль, один

из

основоположников

административной

школы

управления,

характеризуя

сущность

управления, давал ему следующее определение: управлять – значит вести предприятие к его

цели,

извлекая

максимальные

возможности

из

всех

имеющихся

в

его

распоряжении

ресурсов.

Управление

представляет

собой

процесс,

включающий

совокупность

действий

особого

органа

организации,

направленных

на

изменение

существующего

состояния

организации или ее части в направлении достижения целей и баланса организации с внешней

средой.

В

теории

организации

под

управлением

понимается

процесс

формирования

и

реализации целенаправленного воздействия на объект-систему, основанный на обратной

связи, на информационном обмене между объектом и субъектом управления.

4

В работах по социальному

управлению данное понятие определяется следующим

образом:

Профессиональная деятельность для достижения целей организации и поддержания

целостности любой сложной социальной системы, ее оптимального функционирования и

развития.

Основанное

на

достоверном

знании

систематическое

воздействие

субъекта

управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляющую подсистему).

Обобщая

приведенные

определения

управления

социально-экономическими

системами, выделим его главные характеристики, отмечаемые различными авторами:

1) это воздействие субъекта управления на управляемый объект;

2) воздействие на систему, осуществляемое специальным подготовленным органом и

на профессиональной основе;

3) воздействие осуществляется на основе использования имеющихся в организации

ресурсов, в том числе информационных;

4)

воздействие

необходимо

для

достижения

целей

системы,

ее

оптимального

функционирования и развития.

Любой процесс управления должен опираться на информацию об объекте управления.

По мнению Коваленко И. В, сбои в информационном процессе также ведут к значительным

потерям времени. Причем ситуация значительно ухудшается в случае передачи неверной

информации.

Педагогический мониторинг имеет специфический объект изучения и обеспечивает

педагогов и органов управления качественной и своевременной информацией, необходимой

для принятия управленческих решений.

Мониторинг дидактический – слежение за различными сторонами учебного процесса;

Мониторинг воспитательный – слежение за различными сторонами воспитательного

процесса, которое учитывает систему связи отношений, характер взаимодействия участников

образовательного процесса

Мониторинг

социально-психологический –

слежение

за

системой

коллективно-

групповых, личностных отношений, за характером психологической атмосферы коллектива,

групп

Мониторинг управленческий - слежение за характером взаимодействия на различных

управленческих

уровнях

в

системах:

руководитель

-

педагогический

коллектив;

руководитель - студенческий коллектив; руководитель - коллектив родителей; руководитель

-

внешняя

среда

учебного

заведения;

преподаватель

-

преподаватель;

преподаватель

-

обучающийся; преподаватель - семья.

5

Таким образом, можно сделать вывод о том, что педагогический мониторинг является

элементом

системы

информационного

обеспечения

управленческих

и

педагогических

решений

и

рассматривается

как

один

их

эффективных познавательных

методов педагогического процесса.

Принципы мониторинга.

Для того чтобы в результате мониторинга была получена педагогическая информация,

он должен проводиться на основе следующей системы принципов:

диагностико-прогностической направленности;

личностной целесообразности;

педагогической коммуникативности;

информационной интегративности;

социально-нормативной обусловленности;

научности;

непрерывности;

целостности;

преемственности.

При

этом

необходимо

подчеркнуть,

что

принципы

диагностико-прогностической

направленности,

личностной

целесообразности,

педагогической

коммуникативности,

информационной

интегративности,

социально-нормативной

обусловленности

непосредственно обеспечивают реализацию педагогических функций информации. Принцип

научности отражает систему научных форм, методов и средств получения педагогической

информации. На принципах непрерывности, целостности и преемственности необходимо

разрабатывать технологию мониторинга.

В зависимости от выбранного объекта мониторинга определяются специфические

цели и задачи, связанные с реализацией мониторинга на практике, т.е. в каждом случае

осуществляется определенный вид мониторинга.

В системе образовательного мониторинга можно выделить три уровня:

• 1-й уровень – персональный; мониторинг осуществляется педагогом ежедневно (это

наблюдение, фиксирование динамики развития каждого учащегося и коллектива в целом);

•2-й

уровень

внутриколледжский;

мониторинг

осуществляется

администрацией

образовательного учреждения (отслеживание динамики развития коллективов, параллелей и

колледжа

в

целом

по

определенным

критериям

или

комплексно

по

нескольким

направлениям и во времени);

• 3-й уровень – муниципальный; мониторинг осуществляется органами управления

образования (отслеживание динамики развития образовательных учреждений).

6

Все

применяемые

способы

осуществления

мониторинга

можно

разделить

на

следующие группы:

1.

Текущее

наблюдение

осуществляется

с

целью

отслеживания

изменений

профессионального

развития

под

влиянием

образовательного

процесса

и

определения

смысла происходящих явлений. Эффективность педагогического наблюдения зависит от

психологической

компетентности

педагога,

его

опыта,

отношения

к

обучаемым,

профессиональной позиции и т.д. Наблюдение всегда характеризуется субъективностью, что

может отрицательно сказаться на качестве мониторинга.

2. Метод тестовых ситуаций заключается в том, что педагог создает специальные

условия,

в

которых

каждый

из

структурных

компонентов

учебно-профессиональной

деятельности проявляется наиболее отчетливо. Для этого используются приемы прерывания

учебных

действий

обучаемых,

постановки

уточняющих

вопросов,

стимулирования

рефлексии

своих

познавательных

действий,

дозирования

помощи

в

учении

и

др.

3.

Экспликация

(от

лат.

explicatio

развертывание,

разъяснение)

подразумевает

развертывание содержания учебно-профессиональной деятельности. Этот метод позволяет

не

только

диагностировать

происходящие

изменения

в

развитии

обучаемого,

но

и

оперативно вносить коррективы в процесс образования. Экспликация осуществляется путем

постановки наводящих вопросов, оказания помощи в виде подсказок и совместных действий,

поощрения

педагогом

обучаемых.

Регистрация

эксплицируемых

характеристик

осуществляется в простейшем случае посредством использования метода наблюдения, а

фиксация

данных

-

с

помощью

опросников,

в

которых

отражаются

эмпирически

наблюдаемые учебно-профессиональные действия и качества обучаемых.

4.Опросный

метод

позволяют

получить

информацию

о

развитии

субъектов

образовательного

процесса

на

основе

анализа

письменных

или

устных

ответов

на

стандартные специально подобранные вопросы. Опросники дают возможность определить

уровень

выраженности

или

сформированности

основных

компонентов

учебно-

профессиональной деятельности, особенности направленности обучаемых и педагогов, а

также отдельные учебно-познавательные свойства и качества.

5.Анализ результатов учебно-профессиональной деятельности, при котором по заранее

намеченной

схеме

изучаются

письменные

тексты,

графические

материалы,

творческие

работы обучаемых.

6.Тестирование является одним из субъективных методов сбора данных об уровне

развития

педагогических

процессов

и

степени

выраженности

психического

развития

субъектов образования. Важным достоинством тестирования является ориентация на норму,

что

позволяет

сопоставлять,

сравнивать

оценки,

полученные

при

помощи

теста.

Для

7

мониторинга

применяют

интеллектуальные,

личностные,

межличностные

тесты,

практические тестовые задания, процессуальные тесты.

Выделяют три формы мониторинга.

1.

Стартовая

диагностика

обучаемости

и

воспитываемости

осуществляется

сотрудниками психологической службы. Ее результаты в самом общем виде доводятся до

сведения

педагогического

коллектива.

Большое

внимание

уделяется

рекомендациям

по

коррекции этих двух важных показателей продуктивности образовательного процесса.

2.

Для

осуществления мониторинга

профессионального

развития

в

течение

всего

времени обучения в учебном заведении применяется экспресс-диагностика социально и

профессионально важных характеристик обучаемых. Экспресс-диагностику также проводит

психолог,

но

ее

результаты

обсуждаются

с

педагогами,

которые

оперативно

вносят

коррективы

в

учебно-образовательную

деятельность.

Данные

экспресс-диагностики

становятся

ориентировочной

основой

для

построения

программы

педагогических

наблюдений, анализа продуктов деятельности, проектирования учебных задач и ситуаций. В

случае

необходимости

по

результатам

стартовой

и

текущей

диагностики

проводятся

психолого-педагогические консилиумы.

3. Финишная диагностика профессиональной подготовленности выпускника помимо

определения

уровня

сформированных

социально-профессиональных

знаний,

умений

и

навыков,

включает

диагностику

степени

развития

качеств,

необходимых

будущему

специалисту.

Функции мониторинга развития системы образования могут иметь общий смысл и

частные

проявления

в

зависимости

от

уровня

и

профиля

образования.

Вместе

с

тем

основными функциями являются следующие:

интегративная - мониторинг развития системы образования является одним из

ее системообразующих факторов, обеспечивает комплексную характеристику процессов,

происходящих в этой системе;

диагностическая

-

сканирование

состояния

системы

образования

и

происходящих в ней изменений, что позволяет дать оценку данным явлениям;

компаративистская

-

функция,

создающая

условия

для

состояний

системы

образования в целом или различных ее элементов как во времени - состояние системы в

разные

периоды

времени,

так

и

пространстве

-

возможность

сравнения

с

системами

образования или элементами этих систем в других регионах и странах;

экспертная

-

в

рамках

мониторинга

возможно

осуществление

экспертизы

состояния, концепции, форм, методов развития системы образования, ее компонентов и

подсистем;

8

информационная

-

мониторинг

развития

системы

образования

является

способом регулярного получения сопоставимой информации о состоянии и развитии данной

системы, которая (информация) необходима для анализа и прогноза состояний и развития

системы образования;

прагматическая - использование мониторинговой информации при принятии

максимально обоснованных и адекватных требованиям ситуации решений, прежде всего

управленческих.

Например,

в

мониторинге

развития

образовательного

процесса

СПО

могут

быть

выделены такие функции:

Информационная. Дает

возможность

выяснить

результативность

педагогического

процесса, получить сведения о состоянии объекта, обеспечить обратную связь. На этой

основе

происходит

участие

в

управлении

педагогическим

процессом,

анализируется

эффективность воспитания и образования. Введение педагогического мониторинга позволит

достигнуть

положительного

эффекта

развития,

конкретные

же

резервы

его

усиления

постоянно

выявляются

при

отслеживании

всех

текущих

процессов.

Традиционно

в

исследовании

педагогического

процесса

фиксировались

преимущественно

лишь

его

результаты,

выраженные

в

показателях

усвоения

умений

и

навыков.

При

введении

педагогического мониторинга основное внимание направляется на особенности течения,

развития самого образовательного процесса (его трудности, искажения).

Побудительная. Участие

в

педагогическом

мониторинге

различных

участников

педагогического

процесса -

педагогов,

заведующих,

методистов,

родителей

-

повышает

уровень их педагогической культуры, интерес к воспитанию, побуждает к более глубокому

изучению

обучаемых,

самоанализу

своего

педагогического

труда.

Исследовательская

установка

является

основой

педагогического

творчества.

Благодаря

педагогическому

мониторингу процесс построения образовательной и воспитательной работы в СПО может

стать

личностно

своеобразным,

т.е.

соответствовать

широкому

диапазону

личностных

возможностей деятельности педагога.

Формирующая. Внедрение

педагогического

мониторинга

в

работу

СПО

позволит

более

эффективно

использовать

«зону

ближайшего

развития»

обучающегося.

Для

полноценного

формирования

личности

обучающегося

необходимо

знать

его

сильные,

слабые

и

оформляющиеся

стороны,

что

может

быть

полно

отслежено

с

помощью

педагогического

мониторинга.

Опираясь

на

его

результаты,

педагог

сможет

подобрать

методы и приемы индивидуально для каждого ребенка, учитывая его возможности, что,

несомненно, окажет положительное влияние на уровень развития детей, поможет избежать

9

выпадения из зоны внимания педагога каких-либо недостатков и трудностей в воспитании

личности обучаемого.

Коррекционная. Тесно

связана

с

формирующей

функцией.

Направленность

педагогического мониторинга на особенности текущих процессов предполагает обнаружение

и

фиксацию

многочисленных

непрогнозируемых,

неожиданных

результатов

реализации

образовательной работы. Среди них могут быть как положительные, так и отрицательные с

точки

зрения

развития

личности,

это

поможет

педагогам

принять

меры

на

усиление

положительного и в то же время ослабление отрицательного.

Все

функции,

которые

выполняет

педагогический

мониторинг

как

часть

педагогической деятельности, подчинены цели повышения качества обучения и воспитания,

обеспечению научного подхода к управлению учебной и воспитательной деятельностью.

Таким

образом,

результаты

мониторинговых

исследований

позволяют

скорректировать

содержание

обучения,

обосновать

правомерность

тех

или

иных

управленческих действий. Мониторинг качества образования является одним из основных

инструментов, способствующих повышению эффективности управления СПО.

Библиография

1.

Белкин А. С. Педагогический мониторинг образовательного процесса Вып. 3. / А. С.

Белкин, В. Д. Жаворонков, С. Н. Силина - Шадринск: ШГПИ, 2015. - 47 с. (Педагогический

мониторинг образовательного процесса.)

2.

Беспалько В.М. Мониторинг качества обучения – средство управления образованием.

– М., 2013.

3.

Короченцев

В.В.

Мониторинг

качества

обучения

как

важнейший

инструмент

управления образованием // Инновации в образовании, 2013, № 5.

4.

Зеер

Э.Ф.

Психология

профессионального

образования:

учебник

для

студ.

учреждений

высш.

проф.

образования

/

Э.Ф.Зеер.

—2-е

изд.,

испр.

и

доп.

М.

:

Издательский центр «Академия», 2013. — 416 с.



В раздел образования