Напоминание

статья "Педагогически проект "ШКОЛА МОЛОДОГО ПЕДАГОГА"


Автор: Терехова Наталия Петровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ "Медведевский детский сад № 4 "Ромашка"
Населённый пункт: г.Йошкар - ола
Наименование материала: статья "Педагогически проект "ШКОЛА МОЛОДОГО ПЕДАГОГА"
Тема: статья "Педагогически проект "ШКОЛА МОЛОДОГО ПЕДАГОГА"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Медведевский детский сад № 4 «Ромашка»

______________________________________________________________________________________________

Педагогически проект

«

ШКОЛА

МОЛОДОГО

ПЕДАГОГА

»

Составила: старший воспитатель

Терехова Н.П.

2017 г.

"Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился,

что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он не был

талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим пе-

дагогом, я сам учился у более старых педагогов…"

А.С. Макаренко

Краткая аннотация проекта

Целью данного проекта является содействие повышению профессионально-

го мастерства молодых педагогов через организацию Школы молодых педагогов.

В результате реализации проекта будут разработаны организационно-педа-

гогические рекомендации по оптимизации образовательного процесса, условий

обучения и воспитания детей дошкольного возраста, проанализированы направле-

ния общеобразовательной программы ДОУ, начинающие педагоги приобретут

необходимые знания и умения необходимые в воспитательно-образовательной

деятельности. Будет обеспечена реализация потребности начинающих педаго-

гов в повышении своей профессиональной квалификации. Будет оказана необхо-

димая консультативная помощь педагогам по вопросам дошкольной педагогики и

детской психологии.

Выполнять проект будут руководители проекта: старший воспитатель, моло-

дые и начинающие воспитатели (12 человек), педагог-психолог, специалисты.

Всего в проект будет вовлечено 12 педагогов. Длительность проекта 1 год.

Описание организации

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

Медведевски детский сад № 4 «Ромашка» открыт с 2012 года. В детском саду

функционирует 6 возрастных групп:

- 1 группа 2-я мл. (3-4 года) ;

- 3 средних группы (4-5 лет);

- 1 старшая группа (5-6 лет);

- 1 подготовительная к школе группа (6-7 лет).

В данное время в детском саду функционирует 16 групп:

1 группа для детей ясельного возраста от 2до3 лет;

6 группы для детей с нарушениями речи от 5до 7 лет;

9 групп общеразвивающих от 3 до 7 лет.

Педагогический коллектив состоит из 14 педагогов, из них:

Заведующий -1;

Старший воспитатель- 1;

Музыкальный руководитель-1;

Педагог-психолог-1;

Учитель-логопед - 1;

Воспитатели - 9.

Характеристика квалификационных критериев педагогов:

Высшая – 1 педагог

Первая – 3 педагога

Без категории – 10 педагогов,

из них молодые и начинающие педагоги - 10 человек

Характеристика молодых педагогов:

Образование:

Высшее педагогическое –75 %;

Средне-специальное педагогическое – 25 %;

Педагогический стаж:

0-1год –33 %;

1-2года – 16%;

Более 2 лет - 49 %.

Постановка проблемы:

На современном этапе развития общества и модернизации образования об-

разовательные учреждения находятся в условиях внешней неопределенности,

ограниченности ресурсов и усиливающейся конкуренции. «Конкуренция различ-

ных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции,

требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения иннова-

ций,

быстрой

адаптации

к запросам

и требованиям

динамично

меняющегося

мира». Это положение ориентирует образовательные учреждения на активную ин-

новационную деятельность, разработку собственной стратегии развития, фор-

мирование субъектной позиции в социуме.

Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного об-

разования являются поиск и освоение инноваций, способствующих качественным

изменениям в деятельности ДОУ. Модернизация требует создания и развития раз-

личных направлений повышения профессиональной компетентности педагогиче-

ских работников дошкольного образовательного учреждения, предполагает овла-

дение

педагогами

инновационных

программ,

технологий

новым

содержанием

профессионально-педагогической деятельности, их готовность внедрять иннова-

ции, которые востребованы новой образовательной ситуацией.

Цель:

Содействовать повышению профессионального мастерства молодых педагогов.

Задачи:

1.Разработать организационно-педагогические рекомендации по оптимизации об-

разовательного процесса, условий обучения и воспитания детей дошкольного воз-

раста.

2.Содействовать всем начинающим педагогам в приобретении знаний и умений,

необходимых в образовательной деятельности.

3.Проанализировать разделы общеобразовательных программ дошкольного об-

разования, педагогических технологий и методик.

4.Обеспечить реализацию потребности начинающих педагогов на повышение

своей профессиональной квалификации.

5.Оказать консультативную помощь всем начинающим педагогам по вопросам

образования и воспитания детей дошкольного возраста.

Проект

будет

реализован

посредством

трех

этапов:

подготовительный,

основной, заключительный.

Методы реализации проекта

Вид деятельности

Сроки

Место проведе-

ния, форма

Ответственный

I этап (сентябрь 2017 г.)

Диагностика

проблем педагога.

Тест для молодо-

го специалиста на

определение его

педагогической

стрессоустойчи-

вости

(Н.В. Микляева;

Ю.В. Микляева)

Анкета молодого

специалиста

Разработка плана рабо-

ты ШМП в соответ-

ствии с результатами

анкетирования.

Сентябрь

2017г.

Методический

кабинет; анкети-

рование,

тести-

рование.

Старший воспитатель

Н.П.Терехова

II этап (октябрь -апрель 2017):

Принятие плана работы

на год, ознакомление с

положением.

Октябрь.

Обсуждение, ме-

тодический ка-

бинет

Старший воспитатель

Н.П.Терехова

Планирование воспита-

тельно-образовательно-

го процесса в соответ-

ствие с ФГОС к Про-

грамме ДОУ.

Практическое

занятие; методи-

ческий кабинет

Старший воспитатель

Н.П.Терехова

Методика изобрази-

тельной деятельности в

ДОУ. Нетрадиционные

техники рисования.

Декабрь

Практическое

занятие; методи-

ческий кабинет

Воспитатель Е.А.Ко-

ролева

Лепка в детском саду

Консультация;

практическое за-

нятие; методиче-

ский кабинет

Организация пред-

метно-развивающей

среды в группе

Январь

Консультация;

методический

кабинет

Старший воспитатель

Н.П.Терехова

«Педагогические се-

креты выразительности

при ознакомлении до-

школьников с художе-

ственной литературой».

Февраль

Тренинг; мето-

дический каби-

нет

учитель-логопед

Т.Н.Поздеева

«Игры и упражнения в

процессе режимных мо-

ментов»

Март

Просмотр

открытых меро-

приятий

Старший воспитатель

Н.П.Терехова

Развитие речи детей

дошкольного возраста

Апрель

Изучение теоре-

тического мате-

риала, деловая

игра

учитель-логопед

Т.Н. Поздеева

Реализация образова-

тельной области «Физи-

ческая культура» в дет-

ском саду

Мастер-класс

Старший воспитатель

Н.П.Терехова

Общение с родителями:

зачем и как?

Май

Консультация

Старший воспитатель

Н.П.Терехова

Нетрадиционные фор-

мы взаимодействия с

семьями воспитанников

Март

Деловая игра

Старший воспитатель

Н.П.Терехова

Проведение обследова-

ния детей

Апрель

Консультация,

методический

кабинет

Старший воспитатель

Н.П.Терехова

III этап:

Подведение итогов ра-

боты Школы:

Анкетирование;

Составление от-

чета.

Май

Педагогический

совет; методиче-

ский кабинет

Старший воспитатель

Н.П.Терехова;

педагоги.

Ожидаемые результаты:

В результате реализации проекта будут разработаны организационно-педа-

гогические рекомендации по оптимизации образовательного процесса, условий

обучения и воспитания детей дошкольного возраста, проанализированы отдель-

ные разделы общеобразовательной программы ДОУ, начинающие педагоги при-

обретут необходимые знания и умения необходимые в воспитательно-образова-

тельной деятельности. Будет обеспечена реализация потребности начинающих

педагогов в повышении своей профессиональной квалификации. Будет оказана

необходимая консультативная помощь педагогам по вопросам дошкольной педаго-

гики и детской психологии.

Оценка результатов

Оценка эффективности проекта будет оцениваться по двум направлениям: на-

чинающие педагоги и руководители проекта.

Оценка активности, включенности молодых педагогов в данный проект будет

оцениваться при непосредственных беседах с воспитателями, участии в заседани-

ях Школы, через посещение мероприятий Школы.

Оценка качества деятельности молодых педагогов будет оцениваться руководи-

телями проекта на семинарах, педагогических советах, защите проекта, а также

непосредственно при беседах с воспитателями.

Литература

1.

Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: зачем? Как? М.,

1993.

2.

Асмолов А. Г. Психология личности. — М., 1990.

3.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоот-

ношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы /

Под общ. ред. М. С. Мацковского. — СПб., 1992.

4.

Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М., 2003.

5.

Воспитать человека: Сб. нормативно-правовых материалов по проблемам

воспитания. — М., 2002.

6.

Выготский Л. С. Восприятие и его развитие в детском возрасте // Собр. соч.:

В 6 т. - М., 1982. Т. 2.

7.

Газман О. С. Воспитание: цели, средства, перспективы // Новое педагогиче-

ское мышление. — М., 1989.

8.

Джайнотт X. Дж. Родители и дети. — М. 1986.

9.

Ежеленко В. Б. Новая педагогика. — СПб., 1999.

10.Кузнецова А.Я., Назина Л.И., Прокопьева Н.И. Технологические инновации

в педагогическом ВУЗЕ. Выпуск 1. Новосибирск, 2004.

11.Немов Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В

3 кн. // Психология образования. — М., 1997. — Кн. 2.

12.Овчарова Р.В. Семейная академия: вопросы и ответы. М., 1996.

13.Шелихова Н.И. Техника педагогического общения. М., 1998.

14.Юдина Е.Г., Степанова Г.Б., Денисова Е.Н. Педагогическая диагностика в

детском саду: поосбие для воспитателей дошкольных учреждений. М., 2002.

ПРИЛОЖЕНИЕ

1.

Положение о Школе молодого педагога.

2.

Диагностика проблем педагога.

3.

Тест для молодого специалиста на определение его педагогической стрессо-

устойчивости (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева).

4.

Анкета молодого специалиста.

5.

Памятка для молодых специалистов "Правила поведения и общения воспи-

тателя в ДОУ".

6.

План работы ШМП на 2017-2018 учебный год.

7.

Занятие «Методика изобразительной деятельности».

Приложение № 1

ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЕ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет организационно-методическую основу дея-

тельности Школы молодого педагога (далее – Школа), содействует повышению

профессионального мастерства молодых педагогов муниципального дошкольного

образовательного бюджетного учреждения «Медведевский детский сад № 4 «Ро-

машка» (далее – Учреждение).

1.2. Положение разработано в соответствии со ст. 30 Конституции РФ, ст. 35 Зако-

на РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", ст. 53 Трудового кодекса РФ.

1.3. Деятельность Школы осуществляется в соответствии с действующим законо-

дательством Российской Федерации в области образования, Устава Учреждения,

нормативными правовыми документами об образовании, настоящим Положением.

1.4. В состав Школы входят: председатель (выбирается из опытных ованных пе-

дагогов), молодые педагоги.

1.5. Решения Школы являются рекомендательными для начинающих педагогов.

1.6. Срок действия Положения не ограничен.

2. Задачи Школы

Главными задачами Школы являются:

2.1. Разработка организационно-педагогических рекомендаций по оптимизации

образовательного процесса, условий обучения и воспитания детей дошкольного

возраста.

2.2. Содействие всем начинающим педагогам в приобретении знаний и умений,

необходимых в образовательной деятельности.

2.3. Анализ разделов общеобразовательных программ дошкольного образования,

педагогических технологий и методик.

2.4. Обеспечение реализации потребности начинающих педагогов на повышение

своей профессиональной квалификации.

2.5. Оказание консультативной помощи всем начинающим педагогам по вопросам

образования и воспитания детей дошкольного возраста.

3. Функции Школы

Школа осуществляет следующие функции:

3.1. Обсуждает и утверждает план работы Школы.

3.2. Изучает общеобразовательные программы дошкольного образования, норма-

тивные документы, методическую литературу по вопросам образования.

3.3. Оказывает консультативную помощь через семинары, тренинги, консультации

специалистов, практические занятия, взаимопосещения.

3.4. Определяет соответствие предметно-развивающей среды и образовательного

процесса возрастным, индивидуальным особенностям воспитанников, требовани-

ям образовательной программы дошкольного образования.

3.5. Отслеживает итоги успешности обучения и воспитания детей, состояния их

здоровья.

4. Права Школы

Члены Школы имеют право:

4.1. Принимать решения по вопросам, входящим в их компетенцию.

4.2. Приглашать на заседания Школы специалистов, квалифицированных педаго-

гов для оказания консультативной помощи.

4.3. Участвовать в работе методических объединений, школ творческой личности

на муниципальном уровне.

4.5. Стремиться к повышению своего профессионального мастерства.

5. Ответственность Школы

Члены Школы несут ответственность:

5.1. За выполнение плана работы.

5.2. Принятие конкретных решений по каждому рассматриваемому вопросу с ука-

занием ответственных лиц и сроков исполнения решений.

5.3. Соответствие принятых решений законодательству Российской Федерации в

области образования.

6. Организация деятельности Школы

6.1. Школа избирает из своего состава секретаря, который работает на обществен-

ных началах.

6.2. Школа работает по плану, являющемуся составной частью плана работы

Учреждения.

6.3. Заседания Школы созываются в соответствии с планом работы, но не реже 1

раза в месяц.

6.4. Результаты работы Школы доводятся до сведения педагогического коллектива

на педагогическом совете, оперативном совещании.

7. Документальное оформление деятельности Школы (делопроизводство)

7.1. Заседания Школы оформляются протоколами. Они подписываются председа-

телем и секретарем Школы.

7.2. Нумерация протоколов ведется от начала учебного года.

7.3. Отчет о работе Школы за учебный год представляется в письменном виде

председателем Школы.

8. Заключительные положения

8.1. Настоящее Положение вступает в действие с момента утверждения и издания

приказа руководителя Учреждения.

8.2. Изменения и дополнения вносятся в настоящее Положение не реже 1 раза в 5

лет и подлежат утверждению руководителем Учреждения.

Приложение № 2

Диагностика проблем педагога.

1. При проведении каких видов занятий вы испытываете трудности?

познавательное развитие

изобразительная деятельность

обучение грамоте

развитие элементарных математических представлений

2. Какие причины, по вашему мнению, этих трудностей?

материальные условия

большое количество детей в группе

отсутствие единых требований к ребенку со стороны воспитателя и роди-

телей

недостаточная методическая помощь со стороны руководства

недостаток педагогического опыта

нехватка методической литературы

3. Испытываете ли Вы затруднения в общении с: родителями, детьми, руко-

водством?

Да

Нет

Не знаю

4. Какие методы и приемы вы используете для активизации познавательной

деятельности дошкольников?

на занятиях

в игровой деятельности в труде

в художественной деятельности

Какие трудности вы испытываете в организации работы по умственному

воспитанию?

5. Оцените, пожалуйста, по 10-бальной системе, в какой степени у вас сфор-

мированы гностические умения:

знание особенностей эмоционального развития дошкольника и умение его

изучать

умение видеть и понимать мотивы поведения ребенка

умение изучать и развивать способности своих воспитанников

умение диагностировать волевое развитие ребенка

умение проанализировать и оценить свою деятельность и поведение

умение анализировать опыт других воспитателей с целью перенесения в

собственную педагогическую деятельность

6.

Какие

задачи

вы

ставите

перед

собой

на

ближайшее

время?

_____________________________________________________________

7. В какой методической помощи вы нуждаетесь?

в прослушивании лекций по психологии, педагогике, методикам

в методических консультациях по отдельным разделам

в просмотре открытых занятий у опытных воспитателей.

Приложение № 3

Тест для молодого специалиста

на определение его педагогической стрессоустойчивости

(Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева)

Из приведенных пословиц и поговорок выберите те, которые в наибольшей степе-

ни отражают особенности Вашей жизни в качестве молодого специалиста:

1. Поступление на работу в детский сад:

А. Не ищи зайца в бору – на опушке сидит.

Б. Ехал к вам, да заехал к нам.

В. Попался, как ворона в суп.

2. Посвящение в должность воспитателя:

А. Посла не секут, не рубят, а только жалуют.

Б. Летать летаю, а сесть не дают.

В. Напишешь пером, что не вывезешь волом.

3. Первый самостоятельный опыт:

А. Прежде веку не помрешь.

Б. Его пошли, да сам за ним иди.

В. Как ступил, так и по уши в воду.

4. Отношение к наставничеству:

А. Наука учит только умного.

Б. Болящий ожидает здравия даже до смерти.

В. Кабы знать, где упасть, так и соломки подостлал.

5. Проведение занятий с детьми:

А. Не бьет стрела татарина.

Б. Учи других – и сам поймешь.

В. Ехала кума неведомо куда.

6. Проведение режимных моментов:

А. День в день, топор в день.

Б. Жив, жив Курилка.

В. Что ни хвать, то ерш, да еж.

7. Родительские собрания:

А. Не трудно сделать, да трудно задумать.

Б. Первый блин комом.

В. Жаловался всем, да никто не слушает.

8. Участие в педагогических советах в ДОУ:

А. Живет и эта песня для почину.

Б. Стрелял в воробья, да попал в журавля.

В. Фасон дороже приклада.

9. Конец учебного года:

А. Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что

доброго мастерства.

Б. За ученого (битого) двух неученых (небитых) дают.

В. Вечер плач, а заутре радость.

Ключ к тесту

Если у Вас преобладают ответы:

"А" – у Вас сформированы устойчивые представления о себе как "идеальном пе-

дагоге" (каким бы Вы хотели стать), "потенциальном педагоге" (каким бы Вы мог-

ли стать) и "реальном педагоге" (как Вы себя оцениваете). Это позволяет Вам уже

учиться у более опытных педагогов и успешно работать по выбранной специаль-

ности.

"Б" – у Вас недостаточно дифференцированы представления о себе как о реаль-

ном и потенциальном педагоге. Вы привыкли учиться и работать, не задумываясь

над тем, что меняетесь в ходе этого процесса. Попробуйте посмотреть на себя со

стороны – и увидите, что у Вас уже вырабатывается свой собственный, присущий

только Вам, стиль педагогической деятельности.

"В" – У Вас занижена самооценка как самообразовательной, так и профессио-

нальной деятельности. Это приводит к неуверенности в своих силах и пассивно-

сти. Попробуйте придумать себе идеальный образ себя – педагога и Вы убедитесь,

что разница между Вашими возможностями и желаниями намного меньше, чем

Вам кажется!

Стрессоустойчивость:

для ответов типа "А" – нормальная.

для ответов типа " Б" – неустойчивая.

для ответов типа "В" – свидетельствует о необходимости оказания психологиче-

ской помощи в процессе адаптации к требованиям педагогической профессии.

Приложение № 4

Анкета молодого специалиста

1. Почему Вы выбрали профессию педагога? Чем она для Вас привлекательна?

2. Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки?

3. С какими трудностями Вы столкнулись в работе? В какой помощи Вы больше

всего нуждаетесь?

4. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?

5. Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время?

6. Каковы Ваши профессиональные планы на будущее?

7. Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы

Вы педагогом?

8. Что Вас привлекает в работе коллектива:

новизна деятельности;

условия работы;

возможность экспериментирования;

пример и влияние коллег и руководителя;

организация труда;

доверие;

возможность профессионального роста.

9. Что Вам хотелось бы изменить?

Приложение № 5

Памятка для молодых специалистов

"Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ"

Старайтесь:

Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть

лучше, помня, что совершенствованию нет предела.

Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогиче-

ской науки, не останавливаться на достигнутом.

Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.

Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.

Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходи-

тельным.

Жить легко, просто и радостно. Видеть во всем положительное.

Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие – основа вашего здоровья.

Всюду навести порядок и уют, создать оазис доброты, любви и красоты – в

душе, в семье, на работе. Прививайте это детям.

Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вер-

нется к вам многократно увеличенным.

Помните:

Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам.

Великая миссия женщины – нести в мир любовь, красоту и гармонию.

Коллектив – это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми мыс-

лями, добрыми словами, добрыми делами.

Ваши объяснения должны быть простыми и понятными детям.

Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно.

Не скупитесь на похвалу.

Не создавайте конфликтных ситуаций.

Следите за внешностью и поведением.

Ваше отношение к работе, людям, предметам – образец для подражания.

Воспитывая детей, стремитесь:

Любить ребенка таким, каков он есть.

Уважать в каждом ребенке личность.

Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную ат-

мосферу.

Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.

Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.

Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.

Поощрять стремление ребенка задавать вопросы.

В детском саду запрещается:

Кричать и наказывать детей.

Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение.

Приходить к детям с плохим настроением.

Обсуждать с родителями поведение чужого ребенка.

Оставлять детей одних.

Унижать ребенка.



В раздел образования