Напоминание

Обеспечение преемственности ДОО и семьи по приобщению дошкольников к этнокультурным ценностям в "Родительской академии"


Автор: Бурнашева Оксана Иосифовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №28 "Кэнчээри" с.Танда"
Населённый пункт: Республика Саха Якутия Усть - Алданский улус с. Танда
Наименование материала: статья
Тема: Обеспечение преемственности ДОО и семьи по приобщению дошкольников к этнокультурным ценностям в "Родительской академии"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Обеспечение преемственности ДОО

и семьи по приобщению дошкольников

к этнокультурным ценностям

в «Родительской академии»

Бурнашева Оксана Иосифовна, воспитатель

(МБДОУ № 28 «Кэнчээри» с. Танда, Россия).

Аннотация. Цель

исследования

активное

вовлечение

родителей

в

единый воспитательно – образовательный процесс, создание педагогических

условий

для

эффективной

преемственности.

Новизна

исследования

заключается

в

обосновании

педагогических

условий

взаимодействия

с

семьями

воспитанников

по

приобщению

к

этнокультурным

ценностям

в

постоянно

действующих

формах

работы

как

«Родительская

академия».

Автором обоснованы направления, содержание работы студий, в которых

реализуются задачи этнокультурного образования детей и педагогического

сопровождения

родителей.

В

заключении

проанализированы

результаты

исследования.

Ключевые

слова: преемственность, родители, педагоги, родительская

академия, студии.

Сегодня в обществе трансформируются традиционные ценности «культа

родителей, семьи, рода», что наносит неисправимый урон нравственному,

патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

В этом отношении мы согласны с тем, что в условиях глобального

общества, кризиса духовности в нем «… личность, не понимающая свои

особенности, свои ценности не сможет интегрироваться в общество, выжить

в нем», «необходимо вернуть личность к базовым духовно – нравственным

устоям нации и ориентировать её на духовное воспроизводство ценностей в

свое поведение» [1, с.17]. К сожалению, семья, которая всегда была главным

звеном в передаче традиционной культуры, утрачивает свою ведущую роль.

Причиной

тому

являются

их

чрезмерная

занятость

и

педагогическая

неграмотность.

В исследовании нами поставлена цель – активное вовлечение родителей

в

единый

воспитательно

образовательный

процесс,

создание

педагогических

условий

для

реализации

содержания,

форм

и

методов

постоянно действующих форм работы с родителями.

При этом мы предполагаем, что обеспечение преемственной

связи с

родителями

по

приобщению

детей

к

этнокультурным

ценностям

будет

эффективным, если:

- систематизировать и дифференцировать работу с родителями;

- организовать постоянно действующие формы работы в преемственной

связи;

- разработать содержание, формы и методы совместной деятельности с

семьями детей по изучаемой проблеме;

- обеспечить эффективное педагогическое сопровождение родителей.

Новизна нашего исследования заключается в разработке и обосновании

педагогических

условий

взаимодействия

с

семьями

воспитанников

по

приобщению к этнокультурным ценностям в постоянно действующих формах

работы с ними.

Одной из таких форм работы является многофункциональная, постоянно

действующая и открытая для всех «Родительская академия».

Работа академии организована по пяти блокам, в содержание которых

предусматриваются:

1.

Игры предков в воспитании детей.

2.

Формирование

ценностных

представлений

у

детей

о

трудовых

традициях народа.

3.

Приобщение детей к мудрости устного фольклора народа.

4.

Воспитание ценностного отношения к этнокультурным традициям

русского народа и народа саха.

5.

Использование народных методов в полоролевом воспитании детей

дошкольного возраста.

В социализации и развитии духовно – нравственных качеств личности

детей важную роль сыграли созданные нами студии совместной деятельности

родителей и детей, которыми руководят родители воспитанников. Сегодня

разработано содержание деятельности пяти студий:

- «В мире музыкальных инструментов народа»;

- «Школа этнокультурного дизайна»;

- «Юнистрой в народных традициях»;

- «Умники и умницы»;

- «Сундучок творчества».

Следует

подчеркнуть,

что

любая

профессиональная

деятельность

педагога может быть по настоящему результативной, если родители являются

его единомышленниками. Поэтому перед нами стояла задача заинтересовать

родителей

в

проведении

работы

«Родительской

академии»,

сделать

их

активными

субъектами

педагогической

деятельности.

В

каждой

студии

родители активно приобщали детей к ценностям этнокультурных традиций в

зависимости от избранной ими студий. Каждая студия разработала план

совместной деятельности с детьми, которая предусматривает разнообразие

форм

работы:

организация

защиты

совместных

с

ребенком

творческих

проектов,

тематических

выставок,

экскурсий

в

музеи

села,

развлечений,

концертов, показа мод, обрядовых традиций и т.д. В них довольно полно

представлены

факторы

воспитания:

природа,

слово,

труд,

быт,

обычай,

традиции, искусство, общение, игра, пример. Важнейшая роль отводилось

приобщению ребенка к языковой культуре. Конкретные цели заключались в

воспитании

идеального

человека

человека

Айыы

(«добрый

молодец»,

«умница - красавица» и т.д.), в которых просматривается «традиционное

народное

понимание

педагогических

функций:

развитие

ума,

воспитание

честности, порядочности, трудолюбия» [2, с.24].

Проведенная

работа

по

установлению

преемственности

с

семьями

воспитанников

значительно

повлияла

на

педагогическую

грамотность

родителей,

на

знание

методов,

культуры

традиционного

народного

воспитания.

В результате мониторинговых исследований установлено, что у детей

возрос

интерес

к

народным

обрядовым

традициям,

их

музыкальному

и

прикладному

творчеству.

Намного

повысились

уровни

ценностного

отношения к культуре родного народа. По результатам данного этапа работы

нами разработаны методические рекомендации для родителей и педагогов

ДОО,

обобщен

опыт

работы,

который

обсуждался

в

улусных,

республиканских семинарах и научно – практических конференциях.

В

заключении

следует

подчеркнуть,

что

основной

совместной

деятельности

семьи

и

ДОО

являются

именно

этнокультурные

традиции.

Родители являются истинными носителями культуры, языка родного народа.

Они

знатоки

обрядовых

традиций,

мастера

традиционных

промыслов,

хранители,

умельцы

и

таланты

в

творческом

воспроизводстве

всех

материальных

и

духовных

ценностей

народа.

Потому

созданное

нами

объединение

«Родительская

академия»

стало

популярным

среди

семей

и

общественности; является деятельным центром сетевого взаимодействия. В

дальнейшем мы планируем расширить такие постоянно действующие формы

работы с семьей, и обогатить содержание, методы взаимодействия с семьями

и общественностью.

Литература

1. Баишева М.И. Воспитание ребенка как субъекта собственной безопасности

/ Новая наука: от идеи к результату: Международная научное периодическое

издание по итогам Международной научно – практической конференции (29

сентября 2015 г. Стерлитамак). – 2. Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2015. – С. 16 –

18.

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов средних и высших

педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,

1999.- 168 с.



В раздел образования