Автор: Бурнашева Оксана Иосифовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №28 "Кэнчээри" с.Танда"
Населённый пункт: Республика Саха Якутия Усть - Алданский улус с. Танда
Наименование материала: статья
Тема: Обеспечение преемственности ДОО и семьи по приобщению дошкольников к этнокультурным ценностям в "Родительской академии"
Раздел: дошкольное образование
Обеспечение преемственности ДОО
и семьи по приобщению дошкольников
к этнокультурным ценностям
в «Родительской академии»
Бурнашева Оксана Иосифовна, воспитатель
(МБДОУ № 28 «Кэнчээри» с. Танда, Россия).
Аннотация. Цель
исследования
–
активное
вовлечение
родителей
в
единый воспитательно – образовательный процесс, создание педагогических
условий
для
эффективной
преемственности.
Новизна
исследования
заключается
в
обосновании
педагогических
условий
взаимодействия
с
семьями
воспитанников
по
приобщению
к
этнокультурным
ценностям
в
постоянно
действующих
формах
работы
как
«Родительская
академия».
Автором обоснованы направления, содержание работы студий, в которых
реализуются задачи этнокультурного образования детей и педагогического
сопровождения
родителей.
В
заключении
проанализированы
результаты
исследования.
Ключевые
слова: преемственность, родители, педагоги, родительская
академия, студии.
Сегодня в обществе трансформируются традиционные ценности «культа
родителей, семьи, рода», что наносит неисправимый урон нравственному,
патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
В этом отношении мы согласны с тем, что в условиях глобального
общества, кризиса духовности в нем «… личность, не понимающая свои
особенности, свои ценности не сможет интегрироваться в общество, выжить
в нем», «необходимо вернуть личность к базовым духовно – нравственным
устоям нации и ориентировать её на духовное воспроизводство ценностей в
свое поведение» [1, с.17]. К сожалению, семья, которая всегда была главным
звеном в передаче традиционной культуры, утрачивает свою ведущую роль.
Причиной
тому
являются
их
чрезмерная
занятость
и
педагогическая
неграмотность.
В исследовании нами поставлена цель – активное вовлечение родителей
в
единый
воспитательно
–
образовательный
процесс,
создание
педагогических
условий
для
реализации
содержания,
форм
и
методов
постоянно действующих форм работы с родителями.
При этом мы предполагаем, что обеспечение преемственной
связи с
родителями
по
приобщению
детей
к
этнокультурным
ценностям
будет
эффективным, если:
- систематизировать и дифференцировать работу с родителями;
- организовать постоянно действующие формы работы в преемственной
связи;
- разработать содержание, формы и методы совместной деятельности с
семьями детей по изучаемой проблеме;
- обеспечить эффективное педагогическое сопровождение родителей.
Новизна нашего исследования заключается в разработке и обосновании
педагогических
условий
взаимодействия
с
семьями
воспитанников
по
приобщению к этнокультурным ценностям в постоянно действующих формах
работы с ними.
Одной из таких форм работы является многофункциональная, постоянно
действующая и открытая для всех «Родительская академия».
Работа академии организована по пяти блокам, в содержание которых
предусматриваются:
1.
Игры предков в воспитании детей.
2.
Формирование
ценностных
представлений
у
детей
о
трудовых
традициях народа.
3.
Приобщение детей к мудрости устного фольклора народа.
4.
Воспитание ценностного отношения к этнокультурным традициям
русского народа и народа саха.
5.
Использование народных методов в полоролевом воспитании детей
дошкольного возраста.
В социализации и развитии духовно – нравственных качеств личности
детей важную роль сыграли созданные нами студии совместной деятельности
родителей и детей, которыми руководят родители воспитанников. Сегодня
разработано содержание деятельности пяти студий:
- «В мире музыкальных инструментов народа»;
- «Школа этнокультурного дизайна»;
- «Юнистрой в народных традициях»;
- «Умники и умницы»;
- «Сундучок творчества».
Следует
подчеркнуть,
что
любая
профессиональная
деятельность
педагога может быть по настоящему результативной, если родители являются
его единомышленниками. Поэтому перед нами стояла задача заинтересовать
родителей
в
проведении
работы
«Родительской
академии»,
сделать
их
активными
субъектами
педагогической
деятельности.
В
каждой
студии
родители активно приобщали детей к ценностям этнокультурных традиций в
зависимости от избранной ими студий. Каждая студия разработала план
совместной деятельности с детьми, которая предусматривает разнообразие
форм
работы:
организация
защиты
совместных
с
ребенком
творческих
проектов,
тематических
выставок,
экскурсий
в
музеи
села,
развлечений,
концертов, показа мод, обрядовых традиций и т.д. В них довольно полно
представлены
факторы
воспитания:
природа,
слово,
труд,
быт,
обычай,
традиции, искусство, общение, игра, пример. Важнейшая роль отводилось
приобщению ребенка к языковой культуре. Конкретные цели заключались в
воспитании
идеального
человека
–
человека
Айыы
(«добрый
молодец»,
«умница - красавица» и т.д.), в которых просматривается «традиционное
народное
понимание
педагогических
функций:
развитие
ума,
воспитание
честности, порядочности, трудолюбия» [2, с.24].
Проведенная
работа
по
установлению
преемственности
с
семьями
воспитанников
значительно
повлияла
на
педагогическую
грамотность
родителей,
на
знание
методов,
культуры
традиционного
народного
воспитания.
В результате мониторинговых исследований установлено, что у детей
возрос
интерес
к
народным
обрядовым
традициям,
их
музыкальному
и
прикладному
творчеству.
Намного
повысились
уровни
ценностного
отношения к культуре родного народа. По результатам данного этапа работы
нами разработаны методические рекомендации для родителей и педагогов
ДОО,
обобщен
опыт
работы,
который
обсуждался
в
улусных,
республиканских семинарах и научно – практических конференциях.
В
заключении
следует
подчеркнуть,
что
основной
совместной
деятельности
семьи
и
ДОО
являются
именно
этнокультурные
традиции.
Родители являются истинными носителями культуры, языка родного народа.
Они
–
знатоки
обрядовых
традиций,
мастера
традиционных
промыслов,
хранители,
умельцы
и
таланты
в
творческом
воспроизводстве
всех
материальных
и
духовных
ценностей
народа.
Потому
созданное
нами
объединение
«Родительская
академия»
стало
популярным
среди
семей
и
общественности; является деятельным центром сетевого взаимодействия. В
дальнейшем мы планируем расширить такие постоянно действующие формы
работы с семьей, и обогатить содержание, методы взаимодействия с семьями
и общественностью.
Литература
1. Баишева М.И. Воспитание ребенка как субъекта собственной безопасности
/ Новая наука: от идеи к результату: Международная научное периодическое
издание по итогам Международной научно – практической конференции (29
сентября 2015 г. Стерлитамак). – 2. Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2015. – С. 16 –
18.
2. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов средних и высших
педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,
1999.- 168 с.