Автор: Пуртова Юлия Рауфановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №12
Населённый пункт: город Урай, Тюменская область, ХМАО-ЮГРА
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ С ТНР"
Раздел: дошкольное образование
«ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ С ТНР»
У данной категории детей, овладение техникой общения происходит в поздние
сроки, по сравнению со сверстниками.
Наблюдение за детьми в процессе коррекционно-педагогической работы выявило
наличие трудностей при построении процессов коммуникативного взаимодействия,
переживаний детей, связанных с нереализованной потребностью свободного речевого
общения. У детей с нарушениями речи навыки общения спонтанно не образуются.
Суть логопедического воздействия заключается с одной стороны, на укрепление у
ребенка осознания себя как субъекта общения, и восприятие сверстника как партнера
по взаимодействию, с другой – на развитие способности ребенка воспринимать и
использовать
различные
коммуникативные
средства
(эмоционально-мимические,
пантомимические, жестовые, словесные).
Одним из основных направлений логопедической работы стало формирование
коммуникативной
компетенции,
что
позволит
формировать
у
детей
свободное
владение
вербальными
и
невербальными
средствами
общения,
реализовать
свой
замысел в различных коммуникативных ситуациях.
Условиями, необходимыми для развития коммуникативной компетенции детей с
речевыми нарушениями являются:
-социальная ситуация развития ребенка;
-совместная деятельность (ведущая игровая);
-обучение (на основе игровой деятельности).
Коррекционно-развивающая
и
формирующая
работа включает
в
с ебя
коммуникативные
упражнения, способствующие
формированию
коммуникативной
компетенции у детей с ТНР.
В
зависимости
от
поставленной
цели
используются
следующие типы
коммуникативных упражнений:
типы коммуникативных упражнений:
-индивидуальные
упражнения
направлены
на
восстановление
и
дальнейшее
углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и
отношений;
-парные упражнения способствуют «открытости» по отношению к партнёру, т.е.
способности чувствовать, понимать и принимать его;
-групповые упражнения дают ребёнку навыки взаимодействия в коллективе через
организацию совместной деятельности.
Для развития умения устанавливать контакт с собеседником детям предлагаются
Упражнения «Улыбка», «Комплимент», «Ласковое имя»- дети в кругу передают друг
другу эстафету "волшебную палочку".
Для совершенствования у детей общаться без слов используем упражнения и
игры, направленные на развитие мимики и позы, пантомимики. Дети начинают легче
переключаться с одного движения на другое, понимать выражения лица, жестов и
движений другого человека.
Игра «Угадай-ка», Игра «На что похоже настроение?» - ребенок воспроизводит
жест, а другие отгадывают его значение.
Игра «Зеркало», Игра «Обезьянка» -
одному из детей даётся задание изобразить
какую-либо эмоцию: радость, грусть, злость, испуг, удивление другой ребёнок –
повторяет все движения исполнителя.
Игра «Кубик» - дети изображают соответствующую эмоцию.
Упражнение «Вылепить скульптуру» -индивидуальные упражнения направленные
на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом.
Для умения действовать сообща, игры на взаимодействие.
Игра «Ладонь в ладонь» - дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к
левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом,
они
должны
передвигаться
по
комнате,
обходя
различные
препятствия:
стол,
стулья.
Упражнение «Нос к носу» - дети свободно располагаются по комнате и двигаются
в любом направлении. По команде, например, «Нос к носу» они становятся по парам
и касаются друг друга носами. Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к
ладошке», «Коленка к коленке», « Ухо к уху» и т.д.
Игра «Змея» -
дети становятся в разных местах комнаты. Ведущий начинает
ходить и приговаривать: «Я змея, змея, змея, я ползу, ползу, ползу. Хочешь быть моим
хвостом?» Если ребёнок соглашается, он должен проползти у ведущего между ног и
стать
сзади.
Игра
продолжается
до
тех
пор,
пока
в
«змею»
не
соберутся
все
желающие.
Д л я изучения
и
уточнения
эмоциональных
состояний
и
развития
речевой
коммуникации
в
процессе
игровой
деятельности
предлагаем
различные задания:
придумывание диалогов к картинке, разыгрывание ситуаций общения. По итогу игры
обсуждаем
действия
и
поступки
детей,
разнообразные
варианты
выхода
из
создавшейся ситуации. Примеры игровых ситуаций «Бабушка в автобусе», «Ежик в
ямке».
Так же в своей работе применяем ЛЕГО-технологии.
Набор «Эмоциональное
развитие ребенка» удачно подходит под решение задач на понимание и различение
детьми эмоций. Методическое обеспечение этого набора включает разработанные
варианты занятий, цветные иллюстрации, изображающие персонажей, карты-схемы
для сборки.
Дети
могут изучать
эмоции
и
физические
характеристики
в
увлекательной,
мотивирующей к получению новых знаний, форме. Работая в парах, они, например,
собирают различных героев, учатся распознавать и понимать эмоции, определять
сходства
и
различия
в
процессе
выполнения
разнообразных
заданий.
Используя
рабочие карты, дети могут снова и снова собирать новые модели.
Задание
«Это
Я»,
помогает
детям
развивать
самовосприятие.
Просим
детей
смастерить фигурки похожие на них самих, обсуждаем физические характеристики,
например: рост и цвет волос. Выясняем, во что они сегодня одеты, и какие кирпичики
наилучшим образом дадут это понять, интересуемся тем, какие чувства они сегодня
испытывают, и помогаем выбрать для фигурок выражения лиц. Выполняя это задание,
дети учатся осознавать и воспринимать себя, обсуждать сходства и различия, учатся
узнавать и понимать эмоции.
Для
развития
выразительной
стороны
речи
используем
долгосрочный
проект
«Театр и мы». Идея выбрать именно эту тему по самообразованию возникла не
случайно.
Театрализованная
деятельность
обладает
большими
возможностями
в
развитии коммуникативных компетенций. Для реализации этого проекта мы создали
предметно-пространственную
среду:
сцену
для
выступления,
дидактический
наглядный материал по сказкам, пополнили маски для новых сюжетов. В начале года
предложили родителям показать для детей сказку с целью демонстрации образцов
поведения в созданных декорациях.
Начали активно использовать такую форму творческого домашнего задания «В
гостях у сказки», когда каждый родитель один раз в неделю готовит дома с ребенком
для рассказывания в группе сказку с опорой на иллюстрации. Такой прием развивает
монологическую
речь
детей,
формирует
навык
выступления
перед
аудиторией
сверстников.
С
целью
развития
выразительности
движений,
жестов,
артистических
способностей
применяем
театральные
этюды:
«Мышка
-
норушка»
(выражение
страха,
радости,
интереса).
Страшно
ей:
бежит,
к
земле
приклоняется,
плечики
подняла, бровки подняла, лапки прижала к груди, пищит от страха, оглядывается: «Пи
- пи-пи! Ой, не гонится ли кто за мной?». Вдруг видит - стоит терем - теремок, не
низок, не высок. Обрадовалась мышка - норушка, заулыбалась, плечики расправила, в
ладоши захлопала, запрыгала: «Ура! Вот где спрятаться можно!».
Такая
работа
позволяет
детям
накопить
впечатления
о
героях
произведения,
расширить опыт их исполнительской деятельности.
Мы
учим
детей
сотрудничать,
то
есть
слышать,
понимать
и
соблюдать
правила, развивать контроль над движениями, воспитывать доверительное отношение
друг к другу; понимать по выражению лица эмоциональное состояние человека,
через мимику, жесты, позы и применять их в игре. Работая над персонажем, ребёнок
подражает его мимике, жестам, голосу. Активизируется словарь, звуковая культура
речи, происходит автоматизация и дифференциация звуков, закрепление их в речи.
Речь
ребёнка
совершенствуется. В
результате
работы
по
театрально
-
игровой
деятельности у ребенка развиваются навыки общения, которые являются основой для
развития коммуникативной компетентности.
Таким
образом,
предпочитаемым
видом
коммуникативной
деятельности
для
дошкольников с нарушениями в речи является ежедневное общение, выступающее на
фоне
совместной
игровой,
театрализованной
и
других
видов
деятельности,
и
от
окружающих
взрослых
зависит
насколько
содержательным,
интересным
и
многоплановым станет это общение.