Напоминание

"ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ С ТНР"


Автор: Пуртова Юлия Рауфановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №12
Населённый пункт: город Урай, Тюменская область, ХМАО-ЮГРА
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ С ТНР"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ С ТНР»

У данной категории детей, овладение техникой общения происходит в поздние

сроки, по сравнению со сверстниками.

Наблюдение за детьми в процессе коррекционно-педагогической работы выявило

наличие трудностей при построении процессов коммуникативного взаимодействия,

переживаний детей, связанных с нереализованной потребностью свободного речевого

общения. У детей с нарушениями речи навыки общения спонтанно не образуются.

Суть логопедического воздействия заключается с одной стороны, на укрепление у

ребенка осознания себя как субъекта общения, и восприятие сверстника как партнера

по взаимодействию, с другой – на развитие способности ребенка воспринимать и

использовать

различные

коммуникативные

средства

(эмоционально-мимические,

пантомимические, жестовые, словесные).

Одним из основных направлений логопедической работы стало формирование

коммуникативной

компетенции,

что

позволит

формировать

у

детей

свободное

владение

вербальными

и

невербальными

средствами

общения,

реализовать

свой

замысел в различных коммуникативных ситуациях.

Условиями, необходимыми для развития коммуникативной компетенции детей с

речевыми нарушениями являются:

-социальная ситуация развития ребенка;

-совместная деятельность (ведущая игровая);

-обучение (на основе игровой деятельности).

Коррекционно-развивающая

и

формирующая

работа включает

в

с ебя

коммуникативные

упражнения, способствующие

формированию

коммуникативной

компетенции у детей с ТНР.

В

зависимости

от

поставленной

цели

используются

следующие типы

коммуникативных упражнений:

типы коммуникативных упражнений:

-индивидуальные

упражнения

направлены

на

восстановление

и

дальнейшее

углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и

отношений;

-парные упражнения способствуют «открытости» по отношению к партнёру, т.е.

способности чувствовать, понимать и принимать его;

-групповые упражнения дают ребёнку навыки взаимодействия в коллективе через

организацию совместной деятельности.

Для развития умения устанавливать контакт с собеседником детям предлагаются

Упражнения «Улыбка», «Комплимент», «Ласковое имя»- дети в кругу передают друг

другу эстафету "волшебную палочку".

Для совершенствования у детей общаться без слов используем упражнения и

игры, направленные на развитие мимики и позы, пантомимики. Дети начинают легче

переключаться с одного движения на другое, понимать выражения лица, жестов и

движений другого человека.

Игра «Угадай-ка», Игра «На что похоже настроение?» - ребенок воспроизводит

жест, а другие отгадывают его значение.

Игра «Зеркало», Игра «Обезьянка» -

одному из детей даётся задание изобразить

какую-либо эмоцию: радость, грусть, злость, испуг, удивление другой ребёнок –

повторяет все движения исполнителя.

Игра «Кубик» - дети изображают соответствующую эмоцию.

Упражнение «Вылепить скульптуру» -индивидуальные упражнения направленные

на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом.

Для умения действовать сообща, игры на взаимодействие.

Игра «Ладонь в ладонь» - дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к

левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом,

они

должны

передвигаться

по

комнате,

обходя

различные

препятствия:

стол,

стулья.

Упражнение «Нос к носу» - дети свободно располагаются по комнате и двигаются

в любом направлении. По команде, например, «Нос к носу» они становятся по парам

и касаются друг друга носами. Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к

ладошке», «Коленка к коленке», « Ухо к уху» и т.д.

Игра «Змея» -

дети становятся в разных местах комнаты. Ведущий начинает

ходить и приговаривать: «Я змея, змея, змея, я ползу, ползу, ползу. Хочешь быть моим

хвостом?» Если ребёнок соглашается, он должен проползти у ведущего между ног и

стать

сзади.

Игра

продолжается

до

тех

пор,

пока

в

«змею»

не

соберутся

все

желающие.

Д л я изучения

и

уточнения

эмоциональных

состояний

и

развития

речевой

коммуникации

в

процессе

игровой

деятельности

предлагаем

различные задания:

придумывание диалогов к картинке, разыгрывание ситуаций общения. По итогу игры

обсуждаем

действия

и

поступки

детей,

разнообразные

варианты

выхода

из

создавшейся ситуации. Примеры игровых ситуаций «Бабушка в автобусе», «Ежик в

ямке».

Так же в своей работе применяем ЛЕГО-технологии.

Набор «Эмоциональное

развитие ребенка» удачно подходит под решение задач на понимание и различение

детьми эмоций. Методическое обеспечение этого набора включает разработанные

варианты занятий, цветные иллюстрации, изображающие персонажей, карты-схемы

для сборки.

Дети

могут изучать

эмоции

и

физические

характеристики

в

увлекательной,

мотивирующей к получению новых знаний, форме. Работая в парах, они, например,

собирают различных героев, учатся распознавать и понимать эмоции, определять

сходства

и

различия

в

процессе

выполнения

разнообразных

заданий.

Используя

рабочие карты, дети могут снова и снова собирать новые модели.

Задание

«Это

Я»,

помогает

детям

развивать

самовосприятие.

Просим

детей

смастерить фигурки похожие на них самих, обсуждаем физические характеристики,

например: рост и цвет волос. Выясняем, во что они сегодня одеты, и какие кирпичики

наилучшим образом дадут это понять, интересуемся тем, какие чувства они сегодня

испытывают, и помогаем выбрать для фигурок выражения лиц. Выполняя это задание,

дети учатся осознавать и воспринимать себя, обсуждать сходства и различия, учатся

узнавать и понимать эмоции.

Для

развития

выразительной

стороны

речи

используем

долгосрочный

проект

«Театр и мы». Идея выбрать именно эту тему по самообразованию возникла не

случайно.

Театрализованная

деятельность

обладает

большими

возможностями

в

развитии коммуникативных компетенций. Для реализации этого проекта мы создали

предметно-пространственную

среду:

сцену

для

выступления,

дидактический

наглядный материал по сказкам, пополнили маски для новых сюжетов. В начале года

предложили родителям показать для детей сказку с целью демонстрации образцов

поведения в созданных декорациях.

Начали активно использовать такую форму творческого домашнего задания «В

гостях у сказки», когда каждый родитель один раз в неделю готовит дома с ребенком

для рассказывания в группе сказку с опорой на иллюстрации. Такой прием развивает

монологическую

речь

детей,

формирует

навык

выступления

перед

аудиторией

сверстников.

С

целью

развития

выразительности

движений,

жестов,

артистических

способностей

применяем

театральные

этюды:

«Мышка

-

норушка»

(выражение

страха,

радости,

интереса).

Страшно

ей:

бежит,

к

земле

приклоняется,

плечики

подняла, бровки подняла, лапки прижала к груди, пищит от страха, оглядывается: «Пи

- пи-пи! Ой, не гонится ли кто за мной?». Вдруг видит - стоит терем - теремок, не

низок, не высок. Обрадовалась мышка - норушка, заулыбалась, плечики расправила, в

ладоши захлопала, запрыгала: «Ура! Вот где спрятаться можно!».

Такая

работа

позволяет

детям

накопить

впечатления

о

героях

произведения,

расширить опыт их исполнительской деятельности.

Мы

учим

детей

сотрудничать,

то

есть

слышать,

понимать

и

соблюдать

правила, развивать контроль над движениями, воспитывать доверительное отношение

друг к другу; понимать по выражению лица эмоциональное состояние человека,

через мимику, жесты, позы и применять их в игре. Работая над персонажем, ребёнок

подражает его мимике, жестам, голосу. Активизируется словарь, звуковая культура

речи, происходит автоматизация и дифференциация звуков, закрепление их в речи.

Речь

ребёнка

совершенствуется. В

результате

работы

по

театрально

-

игровой

деятельности у ребенка развиваются навыки общения, которые являются основой для

развития коммуникативной компетентности.

Таким

образом,

предпочитаемым

видом

коммуникативной

деятельности

для

дошкольников с нарушениями в речи является ежедневное общение, выступающее на

фоне

совместной

игровой,

театрализованной

и

других

видов

деятельности,

и

от

окружающих

взрослых

зависит

насколько

содержательным,

интересным

и

многоплановым станет это общение.



В раздел образования