Напоминание

"Методика проведения исторических диктантов"


Автор: Шевченко Надежда Петровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ " СШ №14 "
Населённый пункт: город Евпатория Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: "Методика проведения исторических диктантов"
Раздел: полное образование





Назад




Методика проведения исторических диктантов.

Шевченко Надежда Петровна

учитель истории и обществознания

МБОУ «СШ №14» город Евпатория

Республика Крым

В статье рассмотрен исторический диктант как один из методов контроля знаний

учащихся. Определена роль исторических диктантов в проверке знаний учащихся.

Выделены основные рекомендации к требованиям составления исторических диктантов.

Ключевые слова: исторические понятия, методика, механизм создания исторических

понятий, требования к историческому диктанту

Отношение

учащихся

к

историческим

событиям,

явления,

историческим

личностям

формируется через понятия.

Историческое понятие – это отображение в сознании учащихся объективной исторической

действительности;

оно

обобщает

и

отображает

общие

черты

многих

исторических

событий[

Важную

роль

при

формировании

понятий,

конечно,

играет

активная

мыслительная

деятельность

самого

учащегося

или

организованная

под

руководством

учителя.

Самостоятельно полученные знания

запоминаются лучше, понятия

выстраиваются

в

систему. Поэтому формулирование понятий должно быть точным, идентичным для всех

учащихся. Так же следуют учитывать

индивидуальные особенности

учащихся, которые

воспринимают

черты,

признаки

термина

через

свойственную

только

ему

систему

ценностей.

Сами понятия являются способом познания исторических фактов, явлений и процессов,

причем одна группа служит основой для формирования другой группы понятий.

Одной из форм постоянного контроля над состоянием работы учащихся с текстом учебника

является

проведение

исторических

диктантов.

Именно

исторические

диктанты

дают

возможность учителю понять, читал ли ученик учебник, владеет ли он набором необходимых

фактов, полученных при изучении материала.

Вопросы в историческом диктанте ставят целью проверки:

а)

понимания

учащимися

терминов,

которые

используются

в

тексте

(оно

должно

быть

сформулировано четко и однозначно и иметь только один ответ – термин);

б)

картографические

знания,

те,

которые

в

курсе

истории

называют

географической

номенклатурой;

в) знания исторических личностей;

г) хронологически знания.

Еще один способ проверки качество работы учащихся с текстом учебника – провести

исторический диктант в устной форме. Во время ответов ученики не могут использовать

никакие источники информации.

Тем не менее, учитель может разрешить использовать

источник информации, который на этот момент он считает более важным, например карта,

атлас, конспект, учебник.

Главные

требования

к

историческому

диктанту

можно

сформулировать

в

следующих

способах:

1. Вопросы должны быть не больше 10-15 предложений. Диктант надо провести быстро и

сразу же проверить.

2. Вопросы формируются максимально кратко и так, чтобы они предполагали только

один ответ. Нельзя ставить вопросы сложноподчиненными предложениями с долгими

периодами – есть опасность того, что слабые ученики просто его не поймут.

3. Ученик должен дать ответ на тот вопрос, который зачитывает учитель. Любые попытки

вернуться от 9-го вопроса к 3-му приведут

к потере смысла работы, так ка весь класс

потеряет не только ритм, но и логику процесса.

4. Ответ учащихся нумеруется

порядковыми числами и записывается в столбик.

Как

вариант – ученик пользуется раздаточным материалом, где вопросы напечатаны.

5. Если ученик

не знает ответ, он ставит знак – прочерк. Тут мы не проверяем знания

ученика – мы выясняем, читал ли он

учебник. Поэтому ответы должны быть чёткими,

короткими и быстрыми: «да» – «нет».

6. Оценить работуучитель должно быть обязательным. Именно этим и интересно, что ученик

не знает, какую форму оценивая, возьмёт учитель. С помощью системы многовариантной

проверки можно решить много вопросов:

ученик проверяет работ сам и выставляет количество ответов словами;

б)

ученики осуществляют взаимопроверку, выставляют словом количество правильных

ответов;

в) исправление ошибок;

г) оценка диктанта.

Исторический

диктант

может

быть

проверен

как

самим

учеником,

в

паре,

учителем,

командой. Это не оценка знаний учащихся – это оценка знаний им текста учебника.

Таким образом, мы можем проверить систему работы

ученика с учебником.

Чтобы

заставить учащихся читать учебник, можно проводить исторический диктант в обратную

сторону, т.е. с конца учебника к началу.

Анализируя ответы учащихся вовремя проведения диктантов, учитель может сделать вывод

о путях улучшения своей работы. В первых, следует стремиться к оптимальной технике

чтения или письма. Как известно, три вещи: компьютер, мобильный и тесты – снижают не

только технику письма, но и уровень техники чтения, не говоря уже про рассказ.

Анализ письменных текстов дает возможность приступить к усовершенствованию одного из

умений.

7. Формы работы:

а) задание в виде развернутого предложения – ученик отвечает одним словом – термином,

фактом, датой, исторической личностью;

б) задание в виде слова - термина, даты, характеристик деятеля – учащиеся поясняют

одним предложением;

в) учащиеся самостоятельно находят термины и даты в учебнике, коротко записывают их;

г) учащиеся, работая с текстом учебника, формулируют вопросы к предложению, к каждой

дате, событию, географическому названию.

Учащиеся

должны

знать,

что

использование,

кроме

учебника,

другими

источниками

информации автоматически ведет к повышению оценки.

Все

описанные

приемы

могут

быть

использованы

не

только

при

проверке

домашнего

задания, но и на стадии

закрепления. Задания должны быть

в границах допустимой

сложности.

Важно отметить, что исторический диктант не является универсальным методом проверки

знаний

учащихся,

хотя

он

способствует

тому,

чтобы

учитель

имел

возможность

контролировать работу учащихся с учебником и с дополнительной литературой. Правильное

использование

исторических

диктантов

позволяет

учителю

применять

разные

формы

и

методы

преподавания

истории,

и

что

самое

главное

при

проведении

такого

диктанта

фактически будет задействован весь класс. Именно использование исторического диктанта в

своей работе учитель может, как корректировать уровень знаний своих учеников, так и

увеличить количество времени на личное общение с учениками. Важность исторических

диктантов заключается в том, что с переходом на ЕГЭ остро стала проблема готовности

учащихся при выполнении работ, где необходимо применить

знания, как понятийного

аппарата, так и фактов, дат, событий.

Литература:

1. Вагин А. А. Методика преподавания истории в средней школе.- М.,1972 С.354

2.

Модернизация исторического и обществоведческого образования в условиях перехода на

ФГОС: опыт, проблемы // состав. Некрасова Л. И.– ТОИПКРО, 2014 – 128 стр.



В раздел образования