Автор: Свистунова Алёна Васильевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МУ ДО ЦДТ города Касли Населённый пункт: Челябинская область, город Касли Наименование материала: Конспект Тема: "Разноцветные бабочки" Раздел: дополнительное образование
Конспект занятия
тема: «Разноцветные бабочки».
(Нетрадиционная техника рисования)
Цель:
познакомить детей с техникой монотипии, закрепить умение смешивать краски для получения
нужного цвета.
Задачи:
С помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий интерес
к изобразительной деятельности.
Формировать
умение
самостоятельно
выбирать
цветовую
гамму
красок,
соответствующую радостному летнему настроению.
Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и
кистей.
Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.
Материалы и оборудование:
шаблоны бабочек, вырезанные из альбомного листа, акварель, кисти, палитра, баночки с водой.
Таблица: «Цветовой круг», изображения бабочек; цветок на ватмане, бумажные цветы (поляна),
освежитель воздуха с цветочным запахом, салфетки для рук, музыка (в записи).
Клякса – сказочный персонаж.
Ход занятия:
1.
Организационный момент.
2.
Сообщение темы.
3.
Объяснение задания. Обсуждение предстоящей работы.
4.
Практическая работа.
5.
Итог занятия.
1
. Организационный момент
Повторение техники безопасности.
Через короткую беседу о временах года, педагог останавливается на времени года - лето.
Педагог:
-Ребята, какого цвета лето? (Дети перечисляют яркие краски, присущие теплому солнечному
лету)
- А каких вы знаете насекомых, которые летают только летом и очень похожи на цветы?
(Бабочки). Помните стихотворение В. Лунина «Бабочка» ?
Увидев на клумбе
Прекрасный цветок,
Сорвать я его захотел.
Но стоило тронуть рукой стебелёк,
И сразу цветок … улетел.
2. Сообщение темы
Тема нашего сегодняшнего занятия так и называется: «Разноцветные бабочки».
- Ребята, я предлагаю вам, отправится в увлекательное путешествие.
-Мы с вами отправляемся в сказку! Чтобы оказаться там, нам надо произнести волшебные слова
(аудиокассета «щебет птиц»).
- Давайте все вместе закроем глаза (в это время педагог раскладывает на полу цветы, распыляет
освежитель воздуха.) и вдохнем аромат весенних цветов, услышим щебет прилетевших птиц…
Все вместе: Раз, два, три, на поляне мы! (дети открывают глаза и рассматривают полянку).
Педагог:
-
С сегодняшнего дня вы приняты в школу волшебников, а это значит, что на занятии будут
происходить необыкновенные чудеса.
Педагог:
В начале нашего путешествия мы вспомним, как можно получить новые цвета и оттенки,
смешивая краски на палитре. Поможет нам в этом таблица «Цветовой круг» (Дети рассказывают о
составе различных цветов, способе смешивания красок).
Стук в дверь.
Тут появляется Чёрная клякса :
Я чёрная как вакса, зовусь я Чудо – клякса!
Какой-то злой мальчишка,
проказник – шалунишка,
Смешал все сразу краски и, ….я пришла из сказки.
Всё время я хожу, и ни кому я не нужна,
Меня не любят дети, и я одна на свете.
(плачет).
Педагог:
Послушай, Клякса, мы с ребятами хотим тебе помочь.
Мы умеем правильно смешивать краски и можем сделать тебя весёлой, красивой, а ещё можем
тебя переодеть в яркий наряд. Согласна?
Клякса: конечно! (уходит переодеваться в яркий наряд).
Педагог:
- Превратить Кляксу в чудесную картину нам поможет могущественная волшебница – Монотипия.
Появилась она в незапамятные времена. С первыми её чудесами мы можем познакомиться в музеях
естественных наук. Вы, наверное, слышали о камнях, на которых учёные находят отпечатки
листьев
доисторических
растений
и
следов
животных?
Эти
отпечатки
–
чудеса
Монотипии.
Прошли тысячелетия, и волшебница Монотипия решила открыть свои тайны художникам. С её
помощью они стали создавать удивительные картины. Для изготовления оттисков (так художники
называют
отпечатки)
мастера,
работающие
в
технике
монотипии,
используют
самые
разные
материалы:
гуашь
и
акварель,
масляные
и
типографические
краски
и
многие
другие
изобразительные материалы.
- А что помогает нам рисовать всеми этими и другими предметами? (С помощью наводящих
вопросов, если дети не ответят сразу, добиться правильного ответа – рука и пальцы ) .
- Скажите, а чтобы быть готовыми к длинному, интересному дню, чувствовать себя бодрыми и
веселыми, что мы делаем по утрам? Чем занимаемся? (зарядкой).
- Правильно! Вот и для того, чтобы нам начать рисовать, нужно приготовить наши пальчики к
работе. Давайте поиграем с ними.
Пальчиковая игра “Пять и пять”.
Пять и пять пошли
гулять,
Руки перед собой, ладошки широко раскрыты. Затем пальцы
обеих ладоней сгибаются и разгибаются.
Вместе весело играть,
Вращение кистей рук.
Повернулись,
Улыбнулись,
Сложенные к большому пальцу пальцы обеих рук “растягиваются
в улыбке”, показывая ее.
В кулачек вот так
свернулись.
Пальцы рук сжаты несильно в кулачки.
Вот такие молодцы
Наши удальцы!
Стучат кулачок о кулачок.
Трут ладошки друг об друга.
-А теперь потрогайте свои ладошки. Какими они стали? Приложите их к щекам, ко лбу. Что вы
чувствуете? (Ладошки стали теплыми)
- Правильно! Вот теперь ваши
руки и пальцы готовы к рисованию.
Ребята, посмотрите на репродукции картин (педагог показывает репродукции картин).
Педагог: Все они выполнены с помощью удивительных приёмов, с которыми познакомила
художников Монотипия.
- А вы хотели бы узнать секреты этой волшебницы? (Да).
Педагог:
- Ой, а что это за музыка звучит? Смотрите ребята, это бабочки к нам в гости прилетели, они
очень хотят нам помочь.
•
Сегодня я предлагаю вам необычный способ рисования. Это, когда рисовать нужно
только на одной половинке листа, а другую просто к нему припечатать и получится целая картинка.
Поможет нам в этом шаблон. (Дети работают с педагогом).
•
Посмотрите на бабочку. У нее две пары крыльев. На одной из них (не важно – на
правой или на левой) мы быстро нарисуем обычные цветные пятна или кляксы любой формы.
4
. Практическая часть
Узоры на крыльях бабочек считаются одним из чудес природы — так они интересны и необычны.
Поэтому вы можете смело фантазировать и придумывать узоры для своих бабочек.
-А другую пару крыльев мы припечатаем сверху и разгладим ладошками.
Произнесём заклинание:
Красный, жёлтый, голубой-
Кляксу любим мы с тобой!
Сказка продолжается,
Клякса превращается!
- Теперь раскроем бабочку и посмотрим, что получилось? (Вся бабочка стала разноцветной).
Произошло волшебство!
В этом и заключается прием монотипии.
Примечание:
В
ходе
выполнения
детьми
задания
педагог восхищается выбранными ими
яркими красками и удачным проявлением их волшебного умения. По окончании работы педагог
предлагает самим превратиться в веселых бабочек и немножко поиграть.
Физминутка “Бабочки”
Ветер бабочек качает,
Влево, вправо наклоняет.
Раз наклонились,
Два наклонились
И на цветочки они приземлились.
Педагог:
- Ребята, пока мы отдыхали и порхали, как бабочки, наши разрисованные необычным способом
бабочки подсохли. Если нужно, вы можете дорисовать своим бабочкам недостающие мелкие
детали. Это можно сделать чёрным фломастером. (Дети дорисовывают детали, и рассказывают, во
что превратились их кляксы).
3. Итог работы:
- Ребятки, нашим сказочным бабочкам очень понравилось занятие, и они решили подарить этот
кусочек лета вам. Своих бабочек, вы с классным руководителем можете вырезать и наклеить на
большой цветок, заранее нарисованный на листе ватмана!
А бабочки с нами прощаются, давайте скажем им до свидания.
(Передвижная выставка детских работ).
Педагог:
-Дорогие волшебники! Как много у вас получилось ярких, загадочных изображений! Какие
бабочки вам кажутся самыми красивыми, яркими?
(Дети обмениваются мнениями).
-Садитесь на места.
Появляется Клякса:
-
Спасибо большое! Я поняла, что нужна вам, и вы меня любите. Обещаю, что никогда не буду
портить рисунки и научусь рисовать как вы. До новых встреч, друзья!
Педагог:
.Сейчас мы с вами закрываем глазки и возвращаемся из сказки!
- Ребята, скажите, где мы с вами сегодня путешествовали? (В сказке).
-Что узнали нового, познакомились с какой волшебницей? (Монотипией).
- Вам понравилось наше занятие?
«Фантазия художника щедра.
Она нам дарит столько неожиданного!
Представь, насколько жизнь была б бедна,
Коль не было бы в ней чудес невиданных.»
До новых встреч, ребята!