Напоминание

Организация педагогической внеурочной социально-значимой деятельности учащихся в колледже


Автор: Тихонова Надежда Владимировна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: ГАПОУ ПО ПКИПТ
Населённый пункт: г.Пенза
Наименование материала: статья
Тема: Организация педагогической внеурочной социально-значимой деятельности учащихся в колледже
Раздел: полное образование





Назад




Организация педагогической внеурочной социально-значимой

деятельности учащихся в колледже

Цель внеурочной работы - развитие мотивации подростков к познанию и

творчеству,

помощь

в

личностном

и

профессиональном

самоопределении

обучающихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу

жизни.

Внеурочная

деятельность

позволяет

превратить

обучение

из

скучной

повседневной рутины в захватывающий процесс.

Организация

внеурочной

деятельности

обучающихся

в

нашем

образовательном учреждении всегда была и останется очень важной сферой

деятельности педагогов. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в

свободной обстановке имеют существенное, а часто и решающее значение для их

развития и воспитания. Они важны и для самого педагога, так как помогают

сблизиться с замкнутыми в себе детьми, лучше их узнать и установить хорошие

отношения, открывают неожиданные и привлекательные для учеников стороны

личности

самого

педагога.

Это

дает

педагогу

ощущение

необходимости

его

работы, ее социальной значимости и востребованности. Досуговая деятельность

означает содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором

инициатива должна принадлежать ученикам. Однако учитель не должен быть

сторонним наблюдателем, он должен помнить о своих функциях воспитывающего

взрослого.

Педагогу

необходимо

многое

знать

и

уметь

для

правильной

организации

работы

с

детьми

и

подростками,

в

том

числе

и

их

возрастные

особенности и потребности, учитывать индивидуальные особенности подростков.

Если

при

организации

внеурочной

деятельности

мы

сталкивались

с

негативизмом или безразличием со стороны детей, то можно сделать вывод о

несоответствии форм и методов работы потребностям подростков.

Для

обучающихся

колледжа,

находящихся

в

подростковом

возрасте,

ведущей

становится

учебно-профессиональная

деятельность.

Благодаря

ей

у

подростков формируются определенные познавательные и профессиональные

интересы, элементы исследовательских умений, способность строить жизненные

планы и вырабатывать нравственные идеалы, самосознание.

Юность

завершает

этап

первичной

социализации.

Но

в

отличие

от

подростков юноши тянутся к общению со взрослым человеком, проявляющим

уважение к их личности.

Самоопределение,

как

профессиональное,

так

и

личностное,

становится

центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция,

включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.

Подросток начинает осознавать временную перспективу: если раньше он жил

только

сегодняшним

днем,

то

теперь

у

него

преобладает

устремленность

в

будущее, он строит жизненный план.

Одновременно

с

этим

происходит

совершенствование

практического

мышления. Развитым

можно

считать

такое

практическое

мышление,

которое

обладает следующими свойствами:

Предприимчивость - человек должен быть всегда готов отыскать решение

возникшей проблемы, выход можно найти из любой ситуации;

· Экономность - человек в состоянии найти такой способ действий, который с

наименьшими затратами и издержками приведет к нужному результату;

· Расчетливость

- это

умение

заглядывать

далеко

вперед,

предвидеть

последствия тех или иных решений и действий, точно определять их результат и

оценивать, чего он может стоить;

· Оперативность - проявляется в количестве времени, которое проходит с

момента

возникновения

задачи

до

практического

решения,

что

характеризует

динамичность практического интеллекта.

У наших обучающихся в результате проведённой воспитательной работы

развивается практический интеллект – это умение ориентироваться в социуме,

ладить с людьми и решать задачи прикладного, реального свойства. Считается,

что

люди

с

развитым

практическим

интеллектом

умеют

хорошо

понимать

поведение других и собственные мотивы, умеют быстро налаживать контакты с

окружающими, они лучше нацелены на результат в своей деятельности .

Студенты

колледжа,

в

связи

с

профессиональным

самоопределением,

рассматривают

учебу

как

необходимую

базу,

предпосылку

будущей

профессиональной деятельности. Их интересуют главным образом те предметы,

которые им будут нужны в дальнейшем. Отсюда и недостаточное внимание к

«ненужным»

учебным

дисциплинам,

часто

гуманитарным,

и

повышенное

внимание к оценкам.

Центральным

новообразованием

ранней

юности

становится

как

профессиональное, так и личностное самоопределение. Это новая внутренняя

позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места

в нем. Самоопределению первокурсников характерно:

1. Новое восприятие времени – соотнесение прошлого и будущего, восприятие

настоящего с точки зрения будущего. Устремленность в будущее только тогда

благотворно влияет на формирование личности, когда есть удовлетворенность

настоящим.

2. Колебания в уровнях самооценки и тревожности. Ситуация жизненного

выбора становится более напряженной.

3. Общая стабилизация личности. Студенты в большей степени принимают

себя, чем подростки, их самоуважение в целом выше. Интенсивно развивается

саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций.

Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным.

4. Развитие нравственной устойчивости личности. Знания об окружающем

мире и нормах морали объединяются в сознании в единую картину. Благодаря

этому нравственная саморегуляция становится более полной и осмысленной.

5. Выработка мировоззрения – системы ясных, устойчивых убеждений.

У

подростка велика тяга ко всему новому, необычному, нестандартному.

Учащиеся ищут собственные способы самовыражения, решения задач, ищут свое

место в этом мире. Правда, эти стремление чаще всего носят неосознанный

характер. Процесс развития личности ребенка во внеучебной деятельности будет

успешен, если:

- создавать ситуацию успеха и достижения;

- обеспечивать возможность как для самостоятельной деятельности, так и

для работы в команде;

- формировать положительную мотивацию к творчеству.

Именно этого мы и добиваемся в своей работе со студентами в колледже.



В раздел образования