Автор: Тихонова Надежда Владимировна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: ГАПОУ ПО ПКИПТ
Населённый пункт: г.Пенза
Наименование материала: статья
Тема: Организация педагогической внеурочной социально-значимой деятельности учащихся в колледже
Раздел: полное образование
Организация педагогической внеурочной социально-значимой
деятельности учащихся в колледже
Цель внеурочной работы - развитие мотивации подростков к познанию и
творчеству,
помощь
в
личностном
и
профессиональном
самоопределении
обучающихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу
жизни.
Внеурочная
деятельность
позволяет
превратить
обучение
из
скучной
повседневной рутины в захватывающий процесс.
Организация
внеурочной
деятельности
обучающихся
в
нашем
образовательном учреждении всегда была и останется очень важной сферой
деятельности педагогов. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в
свободной обстановке имеют существенное, а часто и решающее значение для их
развития и воспитания. Они важны и для самого педагога, так как помогают
сблизиться с замкнутыми в себе детьми, лучше их узнать и установить хорошие
отношения, открывают неожиданные и привлекательные для учеников стороны
личности
самого
педагога.
Это
дает
педагогу
ощущение
необходимости
его
работы, ее социальной значимости и востребованности. Досуговая деятельность
означает содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором
инициатива должна принадлежать ученикам. Однако учитель не должен быть
сторонним наблюдателем, он должен помнить о своих функциях воспитывающего
взрослого.
Педагогу
необходимо
многое
знать
и
уметь
для
правильной
организации
работы
с
детьми
и
подростками,
в
том
числе
и
их
возрастные
особенности и потребности, учитывать индивидуальные особенности подростков.
Если
при
организации
внеурочной
деятельности
мы
сталкивались
с
негативизмом или безразличием со стороны детей, то можно сделать вывод о
несоответствии форм и методов работы потребностям подростков.
Для
обучающихся
колледжа,
находящихся
в
подростковом
возрасте,
ведущей
становится
учебно-профессиональная
деятельность.
Благодаря
ей
у
подростков формируются определенные познавательные и профессиональные
интересы, элементы исследовательских умений, способность строить жизненные
планы и вырабатывать нравственные идеалы, самосознание.
Юность
завершает
этап
первичной
социализации.
Но
в
отличие
от
подростков юноши тянутся к общению со взрослым человеком, проявляющим
уважение к их личности.
Самоопределение,
как
профессиональное,
так
и
личностное,
становится
центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция,
включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.
Подросток начинает осознавать временную перспективу: если раньше он жил
только
сегодняшним
днем,
то
теперь
у
него
преобладает
устремленность
в
будущее, он строит жизненный план.
Одновременно
с
этим
происходит
совершенствование
практического
мышления. Развитым
можно
считать
такое
практическое
мышление,
которое
обладает следующими свойствами:
Предприимчивость - человек должен быть всегда готов отыскать решение
возникшей проблемы, выход можно найти из любой ситуации;
· Экономность - человек в состоянии найти такой способ действий, который с
наименьшими затратами и издержками приведет к нужному результату;
· Расчетливость
- это
умение
заглядывать
далеко
вперед,
предвидеть
последствия тех или иных решений и действий, точно определять их результат и
оценивать, чего он может стоить;
· Оперативность - проявляется в количестве времени, которое проходит с
момента
возникновения
задачи
до
практического
решения,
что
характеризует
динамичность практического интеллекта.
У наших обучающихся в результате проведённой воспитательной работы
развивается практический интеллект – это умение ориентироваться в социуме,
ладить с людьми и решать задачи прикладного, реального свойства. Считается,
что
люди
с
развитым
практическим
интеллектом
умеют
хорошо
понимать
поведение других и собственные мотивы, умеют быстро налаживать контакты с
окружающими, они лучше нацелены на результат в своей деятельности .
Студенты
колледжа,
в
связи
с
профессиональным
самоопределением,
рассматривают
учебу
как
необходимую
базу,
предпосылку
будущей
профессиональной деятельности. Их интересуют главным образом те предметы,
которые им будут нужны в дальнейшем. Отсюда и недостаточное внимание к
«ненужным»
учебным
дисциплинам,
часто
гуманитарным,
и
повышенное
внимание к оценкам.
Центральным
новообразованием
ранней
юности
становится
как
профессиональное, так и личностное самоопределение. Это новая внутренняя
позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места
в нем. Самоопределению первокурсников характерно:
1. Новое восприятие времени – соотнесение прошлого и будущего, восприятие
настоящего с точки зрения будущего. Устремленность в будущее только тогда
благотворно влияет на формирование личности, когда есть удовлетворенность
настоящим.
2. Колебания в уровнях самооценки и тревожности. Ситуация жизненного
выбора становится более напряженной.
3. Общая стабилизация личности. Студенты в большей степени принимают
себя, чем подростки, их самоуважение в целом выше. Интенсивно развивается
саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций.
Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным.
4. Развитие нравственной устойчивости личности. Знания об окружающем
мире и нормах морали объединяются в сознании в единую картину. Благодаря
этому нравственная саморегуляция становится более полной и осмысленной.
5. Выработка мировоззрения – системы ясных, устойчивых убеждений.
У
подростка велика тяга ко всему новому, необычному, нестандартному.
Учащиеся ищут собственные способы самовыражения, решения задач, ищут свое
место в этом мире. Правда, эти стремление чаще всего носят неосознанный
характер. Процесс развития личности ребенка во внеучебной деятельности будет
успешен, если:
- создавать ситуацию успеха и достижения;
- обеспечивать возможность как для самостоятельной деятельности, так и
для работы в команде;
- формировать положительную мотивацию к творчеству.
Именно этого мы и добиваемся в своей работе со студентами в колледже.