Напоминание

"Развитие творческих способностей на уроках средствами проектной деятельности"


Автор: Бирюкова Олеся Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Карлинская средняя школа"
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творческих способностей на уроках средствами проектной деятельности"
Раздел: начальное образование





Назад




О. В. Бирюкова

МБОУ «Карлинская средняя школа»

г.Ульяновск

учитель начальных классов

Развитие творческих способностей на уроках средствами проектной

деятельности

В современной школе проектный метод один из основных звеньев в

организации

творческой

деятельности,

т.к.

он

позволяет

организовать

самостоятельную творческую работу обучающихся. На уроках технологии я

применяю метод проектов. В своей работе раздел «Технологии творческой и

опытнической

деятельности»

я

распределила

по

другим

разделам,

т.е.

изучение каждого раздела предмета «Технология» завершается выполнением

творческого проекта. Проекты выполняю тся под моим строгим контролем

от выбора темы и до стадии защиты проекта. Мы совместно обсуждаем тему

проекта, ход работы, но решающий голос в выборе темы оставляю за собой.

Объясню почему. Чтобы в дальнейшем не потерялся интерес к тому делу,

которое выбрал ребёнок, потому что я знаю возможности и потенциал своих

учеников и предлагаю к выполнению ту модель, которая им будет по силам.

Некоторые проекты - это простор для творческой деятельности ребят, где в

выборе темы и реализации этого проекта помощь оказывают больше в семье,

моя функция больше контролирующая. (На примере собственной семьи могу

сказать, что совместные работы мамы и дочери, внучки и бабушки очень

сближает близких людей, что немаловажно для психологического комфорта

ребенка).

Многие педагоги задаются вопросом: что же такое проект? Проект –

это

самостоятельная

творческая

работа,

конечным

результатом

которой

получается некий продукт. Разработка и реализация проектов предполагает

использование знаний и умений полученных не только на уроках технологии,

но и других предметов школьной программы.

С

первых

занятий

я

рассказываю

ребятам,

что

такое

«Проектная

деятельность», знакомлю обучающихся с этапами выполнения проекта. Учу

ставить цели и задачи проекта. Вместе с девочками и мальчиками изучаем

возможную

тематику

проектов.

Знакомлю

с

требованиями,

которые

предъявляются

к

готовому

продукту.

Прежде

всего,

учу

ребят

тому,

что

готовое

изделие

должно

быть

востребовано,

что

оно

должно

получить

«жизнь», а не отправиться пылиться на чердак. И тут конечно зависит от

выбора темы проекта и настроя учеников выполнить работу, т.е. ребенок

должен быть мотивирован на реализацию проекта. Главная задача состоит в

том, чтобы создать для учащихся предпосылки для успешного творчества,

организовать проектную деятельность и поэтапную проработку выбранной

темы.

Для

детей

с

низкой

мотивацией

допускаю

послабление,

могу

освободить от письменной части проекта. Конечно же, нужно помнить, что

помимо желания у каждого ребенка свои возможности. Нередко бывает, что

девочка еле «тянет» проект по одному разделу и «расцветает» на другом.

Причем это совершенно не зависит от умственных способностей. Бывает, что

отличнице

с

трудом

даются

любые

виды

рукоделия,

а

слабоуспевающая

девочка

блестяще

выполняет

практическую

работу.

Приведу

примеры.

В

третьем

классе

ученица N

круглая

отличница,

проектные

работы

(письменную часть) выполняет безупречно, но испытывает затруднения в

выполнении

практической

части.

В

семье,

как

пояснила

девочка,

она

освобождена

от

домашних

забот,

родители

делают

упор

на

учебе.

В

четвертом

классе

слабо

мотивированная

девочка NN

с

удовольствием

выполнила практическую часть проекта по разделу «Создание изделий из

текстильных материалов», но не справилась с письменной частью проекта.

Безусловно, что во всех этих случаях должен быть индивидуальный подход к

каждому ребенку, нужно учитывать особенности каждого ребенка. Конечно,

это усложняет работу педагога, на индивидуальную работу требуется больше

времени.

На

уроке

практически

не

остается

время

для

консультаций

по

проектной

деятельности,

эту

работу

выполняю

на

переменах

и

в

после

урочное

время,

но

результат

оправдывает

все

потраченные

усилия.

При

высказывании замечаний необходимо быть крайне корректным, чтобы не

«убить» желание работать в дальнейшем. Не редкость когда талант, в каком

либо виде деятельности, «просыпается» со временем. И важно, поддержать

ребенка, даже если у него нет особого таланта сегодня.

В ходе регулярной работы с проектами вырабатываются привычки:

- занимать себя делом;

- анализировать потребности;

- оценивать идеи.

Таким образом, основное звено в современной школе проектный метод,

т.к.

он

позволяет

организовать

самостоятельную

творческую

работу

обучающихся. Именно в ходе реализации проекта ученик может раскрыть

свой

творческий

потенциал,

продемонстрировать

свои

возможности

и

умения. В процессе выполнения проекта ребенок может применить свои

знания и умения, полученные при изучении других предметов. Работа над

проектом может помочь сориентироваться в будущем в выборе профессии. В

процессе

реализации

проекта

дети

не

только

выполняют

практическую

работу, но проводят и большую исследовательскую работу. Ребята учатся

анализировать

большой

объем

информации

и

воплощать

в

реальность

появившиеся идеи.

Список источников:

1.

Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских

способностей школьников. Москва, Генезис, 2005 г.,203 стр.

2.

Тищенко А.Т., Синица Н.В., Технология. Программа 5-8 классы.,

Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2014 г. 140 стр.

3.

Узорова О. Как сделать школьный проект: семь простых идей

4.

Ваш первый научный проект



В раздел образования