Автор: Литвиненко Юлия Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Березка"
Населённый пункт: г.Когалым, Тюменская область
Наименование материала: Методическая разработка для воспитателей
Тема: "Доклад "Организация совместной взросло-детской и детской деятельности"
Раздел: дошкольное образование
«Организация совместной взросло-детской и детской деятельности»
Литвиненко Юлия Викторовна
Как уже было сказано выше, ФГОС ДО одним из основных принципов
дошкольного
образования
провозглашает
принцип
содействия
и
с от руд н и ч е с т ва
д е т е й
и взрослых.
М ы ,
п е д а г о г и ,
д о л ж н ы
уметь организовывать
совместную
деятельность
детей (игровую,
двигательную,
изобразительную
и
др.,
понимая
ее
значимость
для
личностного
развития
ребенка.
В
связи
с
введением
стандарта
многие
педагоги оказались в некотором затруднении, так как многие не готовы и
неспособны к организации совместной деятельности взрослого и детей.
Нашу готовность нам поможет определить метод ассоциации.
Метод ассоциации:
-Сейчас, я предлагаю назвать образ, с которым вы ассоциируете ребенка
(чистый лист, неполный сосуд, будильник, горный ручей, зеленый росток,
необработанный алмаз).
-А теперь назовите образы, с которыми у вас ассоциируется воспитатель
(садовник, ювелир, художник, скульптор, дирижер, часовщик, ювелир).
Что же получилось? Образные пары (росток-садовник, камень-ювелир,
лист-художник).
Какую
роль
в
этой
паре
играет ребенок:
активную
или
пассивную?
Т.
е.
ребенок
неумелый,
незнающий,
а
воспитатель
активный,
заполняющий
этот
чистый
лист,
выращивающий
этот
зеленый
росток,
формирующий
как
скульптор
из
глины
полноценного
образованного
ч е л о в е к а .
Ч т о
ж е
п о л у ч а е т с я ,
р е б е н о к
н е
у ч а с т в у е т
в
процессе «лепки», «рисовании», «взращивании».
С
установкой
на
пассивную
роль
ребенка
педагоги
недооценивают
образовательные возможности совместной детской деятельности, считая ее
лишь «дополнением» к совместной взросло- детской деятельности.
Какие же образы могут отразить активную роль, как педагога, так и
ребенка?
Ребенок-солнечный
луч
(сияет,
горит,
полон
энергии,
вечный
почемучка (все хочет успеть, узнать, занимается бурной деятельностью.
Педагог-разведчик
(раскрывает
все
тайное
в
ребенке,
скрытые
возможности, ищет что-то новое, интересное для детей).
Данная
установка
будет
означать,
что
вы
готовы
к
реализации
активной совместной детской деятельности и понимаете, что без этого не
может быть полноценного развития.
Если вы внутренне осознали важность данной установки и собственную
мотивационную готовность к этому, то теперь важно понять, в каких формах
это можно реализовывать.
Давайте вспомним формы совместной взросло- детской деятельности в
ДОУ:
-НОД (основная);
- «старые» ф о р м ы
( и г р а ,
б е с е д а ,
ч т е н и е ,
н а б л ю д е н и е ,
экспериментирование, экскурсии и т. д.);
- «новые» формы ( кол л е к ц и о н и р о ва н и е ,
р еа л и з а ц и я
п р о е к т о в ,
моделирование и т. д.).
Формы организации детей во время какой-либо деятельности:
фронтальная, подгрупповая, индивидуальная (работа в парах).
В
концепции
педагогики совместной
деятельности (Прозументова
Г.
Н.) и концепции построения открытого совместного действия (Поздеева С.
И.) считается, что более благоприятные условия для коммуникации между
детьми, их взаимопомощи и взаимоподдержки, для развития умений слушать
друг друга, договариваться между собой, разрешать конфликты являются
такие формы организации как групповая (микрогруппы) и парная работа
детей.
Иногда воспитатели ошибочно полагают, что групповое взаимодействие
удобно, если в группе много детей; если же группа немногочисленна (12-15,
то достаточно совместной деятельности по линии «взрослый-дети» (или
парной
работы
детей).Подчеркну,
что
групповое
взаимодействие
дошкольников
в
разных
видах деятельности необходимое
условие
коммуникативно-личностного и познавательно-речевого развития детей.
Только
оставшись
в
группе
сверстников
(т.
е. «равных»,
без
прямого
вмешательства взрослого,
ребенок
проявляет
с а м о с т о я т е л ь н о с т ь ,
инициативу, учиться точно и понятно для другого формулировать мысли,
задавать вопросы, участвовать в общей работе (Г. А. Цукерман).
Рассмотрим некоторые формы организации группового взаимодействия
при работе с детьми старшего возраста. Эти формы могут быть использованы
при организации разных видов детской деятельности.
1. Задание большого объема, мотивирующее детей на кооперацию.
Детям показывают картину, которую нужно создать.
-Каждый из вас сможет сделать такую картину? Справиться можно только
в группе (по 3-4 человека). Задача педагога помочь организовать групповую
работу.
Одним
он
предлагает
вырезать
детали,
другим
расположить
и
наклеить на лист.
Если в группе больше детей (3-4)то решить можно жеребьевкой: у кого
круг-вырезает
солнышко
и
тучку,
у
кого
квадрат-дом
и
дерево,
у
кого
треугольник забор и калитку, а потом все вместе наклеить на большой лист.
В
данном
случае
происходит
интеграция
продуктивной
и
коммуникативной деятельности.
Из приведенного примера видно, что работая в группе, дети распределяют
обязанности, т. е. участки работы, понимая свой вклад в достижение общего
результата.
Если
ребенок
быстро
справился
со
своей
часть
работы,
он
помогает другому члену группы: проявляется взаимовыручка.
Задача
воспитателя
распределить
обязанности,
напомнить
общие
правила совместной работы (обсуждать вежливо, говорить по очереди. Не
перебивать
друг
друга,
помогать
тому,
у
кого
не
получается
и
т.
п.). организовать коллективное
обсуждение
выполненных
работ
(что
получилось, что не удалось, почему, какие группы и за что можно похвалить).
А сейчас я приглашаю 9 человек. Разделитесь на 3 группы. Для начала,
чтобы
дети
не
ссорились
можно
использовать
считалку,
жеребьевку,
геометрические фигуры, разрезанную картинку (грибы и корзинка). Сейчас я
предлагаю вам взять со стола картинку и найти членов своей группы.
-А
теперь
выполните
задание,
разложите
цифры
по
порядку
возрастания. (все садятся).
Итог:
Педагоги
психологи
установили
существование
н е с кол ь к и х
способов соорганизации детей в группе:
• «Молчаливый
договор»:
дети
сразу
приступали
к
выполнению
аппликации, не пытаясь о чем-либо договориться в группе.
•
Распределение
участков работы:
сначала
разбирали
карточки,
проговаривали, что каждый будет делать, затем приступали к работе.
• Постоянный или «плавающий» лидер: один член группы произвольно
берет на себя роль руководителя, который распределяет работу других; если
эта роль переходит к разным детям. То мы говорим о позиции плавающего
лидера.
• Игнорирование ребенком общей работы: ребенок принимает позицию
стороннего наблюдателя, не участвуя в общей работе (значит другому члену
группы приходиться брать на себя часть работы). Воспитателю важно
заметить таких детей и попробовать включить их в общую работу, например
убедить пассивного ребенка, что без него группа не справиться с заданием.
Можно попросить других членов группы пригласить ребенка: «коля, иди к
нам. Нам нужна твоя помощь и т. п.
К а к и е
с п о с о б ы самоорганизации в ы
б ы
о т м е т и л и
в
собственной деятельности?
2. Расставте по порядку и расскажите.
Перед
вами
конверт,
достаньте
каждый
картинку
и
выложите
в
определенной последовательности и составьте историю.
Комментарий:
дети
обсуждают,
в
какой
последовательности
их
надо
разложить, чтобы получился рассказ. Каждый член группы рассказывает по
картинке,
при
этом
отталкивается
от
предыдущего
рассказчика.
На
завершающем этапе все группы выступают со своими рассказами.