Напоминание

"Доклад "Организация совместной взросло-детской и детской деятельности"


Автор: Литвиненко Юлия Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Березка"
Населённый пункт: г.Когалым, Тюменская область
Наименование материала: Методическая разработка для воспитателей
Тема: "Доклад "Организация совместной взросло-детской и детской деятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Организация совместной взросло-детской и детской деятельности»

Литвиненко Юлия Викторовна

Как уже было сказано выше, ФГОС ДО одним из основных принципов

дошкольного

образования

провозглашает

принцип

содействия

и

с от руд н и ч е с т ва

д е т е й

и взрослых.

М ы ,

п е д а г о г и ,

д о л ж н ы

уметь организовывать

совместную

деятельность

детей (игровую,

двигательную,

изобразительную

и

др.,

понимая

ее

значимость

для

личностного

развития

ребенка.

В

связи

с

введением

стандарта

многие

педагоги оказались в некотором затруднении, так как многие не готовы и

неспособны к организации совместной деятельности взрослого и детей.

Нашу готовность нам поможет определить метод ассоциации.

Метод ассоциации:

-Сейчас, я предлагаю назвать образ, с которым вы ассоциируете ребенка

(чистый лист, неполный сосуд, будильник, горный ручей, зеленый росток,

необработанный алмаз).

-А теперь назовите образы, с которыми у вас ассоциируется воспитатель

(садовник, ювелир, художник, скульптор, дирижер, часовщик, ювелир).

Что же получилось? Образные пары (росток-садовник, камень-ювелир,

лист-художник).

Какую

роль

в

этой

паре

играет ребенок:

активную

или

пассивную?

Т.

е.

ребенок

неумелый,

незнающий,

а

воспитатель

активный,

заполняющий

этот

чистый

лист,

выращивающий

этот

зеленый

росток,

формирующий

как

скульптор

из

глины

полноценного

образованного

ч е л о в е к а .

Ч т о

ж е

п о л у ч а е т с я ,

р е б е н о к

н е

у ч а с т в у е т

в

процессе «лепки», «рисовании», «взращивании».

С

установкой

на

пассивную

роль

ребенка

педагоги

недооценивают

образовательные возможности совместной детской деятельности, считая ее

лишь «дополнением» к совместной взросло- детской деятельности.

Какие же образы могут отразить активную роль, как педагога, так и

ребенка?

Ребенок-солнечный

луч

(сияет,

горит,

полон

энергии,

вечный

почемучка (все хочет успеть, узнать, занимается бурной деятельностью.

Педагог-разведчик

(раскрывает

все

тайное

в

ребенке,

скрытые

возможности, ищет что-то новое, интересное для детей).

Данная

установка

будет

означать,

что

вы

готовы

к

реализации

активной совместной детской деятельности и понимаете, что без этого не

может быть полноценного развития.

Если вы внутренне осознали важность данной установки и собственную

мотивационную готовность к этому, то теперь важно понять, в каких формах

это можно реализовывать.

Давайте вспомним формы совместной взросло- детской деятельности в

ДОУ:

-НОД (основная);

- «старые» ф о р м ы

( и г р а ,

б е с е д а ,

ч т е н и е ,

н а б л ю д е н и е ,

экспериментирование, экскурсии и т. д.);

- «новые» формы ( кол л е к ц и о н и р о ва н и е ,

р еа л и з а ц и я

п р о е к т о в ,

моделирование и т. д.).

Формы организации детей во время какой-либо деятельности:

фронтальная, подгрупповая, индивидуальная (работа в парах).

В

концепции

педагогики совместной

деятельности (Прозументова

Г.

Н.) и концепции построения открытого совместного действия (Поздеева С.

И.) считается, что более благоприятные условия для коммуникации между

детьми, их взаимопомощи и взаимоподдержки, для развития умений слушать

друг друга, договариваться между собой, разрешать конфликты являются

такие формы организации как групповая (микрогруппы) и парная работа

детей.

Иногда воспитатели ошибочно полагают, что групповое взаимодействие

удобно, если в группе много детей; если же группа немногочисленна (12-15,

то достаточно совместной деятельности по линии «взрослый-дети» (или

парной

работы

детей).Подчеркну,

что

групповое

взаимодействие

дошкольников

в

разных

видах деятельности необходимое

условие

коммуникативно-личностного и познавательно-речевого развития детей.

Только

оставшись

в

группе

сверстников

(т.

е. «равных»,

без

прямого

вмешательства взрослого,

ребенок

проявляет

с а м о с т о я т е л ь н о с т ь ,

инициативу, учиться точно и понятно для другого формулировать мысли,

задавать вопросы, участвовать в общей работе (Г. А. Цукерман).

Рассмотрим некоторые формы организации группового взаимодействия

при работе с детьми старшего возраста. Эти формы могут быть использованы

при организации разных видов детской деятельности.

1. Задание большого объема, мотивирующее детей на кооперацию.

Детям показывают картину, которую нужно создать.

-Каждый из вас сможет сделать такую картину? Справиться можно только

в группе (по 3-4 человека). Задача педагога помочь организовать групповую

работу.

Одним

он

предлагает

вырезать

детали,

другим

расположить

и

наклеить на лист.

Если в группе больше детей (3-4)то решить можно жеребьевкой: у кого

круг-вырезает

солнышко

и

тучку,

у

кого

квадрат-дом

и

дерево,

у

кого

треугольник забор и калитку, а потом все вместе наклеить на большой лист.

В

данном

случае

происходит

интеграция

продуктивной

и

коммуникативной деятельности.

Из приведенного примера видно, что работая в группе, дети распределяют

обязанности, т. е. участки работы, понимая свой вклад в достижение общего

результата.

Если

ребенок

быстро

справился

со

своей

часть

работы,

он

помогает другому члену группы: проявляется взаимовыручка.

Задача

воспитателя

распределить

обязанности,

напомнить

общие

правила совместной работы (обсуждать вежливо, говорить по очереди. Не

перебивать

друг

друга,

помогать

тому,

у

кого

не

получается

и

т.

п.). организовать коллективное

обсуждение

выполненных

работ

(что

получилось, что не удалось, почему, какие группы и за что можно похвалить).

А сейчас я приглашаю 9 человек. Разделитесь на 3 группы. Для начала,

чтобы

дети

не

ссорились

можно

использовать

считалку,

жеребьевку,

геометрические фигуры, разрезанную картинку (грибы и корзинка). Сейчас я

предлагаю вам взять со стола картинку и найти членов своей группы.

теперь

выполните

задание,

разложите

цифры

по

порядку

возрастания. (все садятся).

Итог:

Педагоги

психологи

установили

существование

н е с кол ь к и х

способов соорганизации детей в группе:

• «Молчаливый

договор»:

дети

сразу

приступали

к

выполнению

аппликации, не пытаясь о чем-либо договориться в группе.

Распределение

участков работы:

сначала

разбирали

карточки,

проговаривали, что каждый будет делать, затем приступали к работе.

• Постоянный или «плавающий» лидер: один член группы произвольно

берет на себя роль руководителя, который распределяет работу других; если

эта роль переходит к разным детям. То мы говорим о позиции плавающего

лидера.

• Игнорирование ребенком общей работы: ребенок принимает позицию

стороннего наблюдателя, не участвуя в общей работе (значит другому члену

группы приходиться брать на себя часть работы). Воспитателю важно

заметить таких детей и попробовать включить их в общую работу, например

убедить пассивного ребенка, что без него группа не справиться с заданием.

Можно попросить других членов группы пригласить ребенка: «коля, иди к

нам. Нам нужна твоя помощь и т. п.

К а к и е

с п о с о б ы самоорганизации в ы

б ы

о т м е т и л и

в

собственной деятельности?

2. Расставте по порядку и расскажите.

Перед

вами

конверт,

достаньте

каждый

картинку

и

выложите

в

определенной последовательности и составьте историю.

Комментарий:

дети

обсуждают,

в

какой

последовательности

их

надо

разложить, чтобы получился рассказ. Каждый член группы рассказывает по

картинке,

при

этом

отталкивается

от

предыдущего

рассказчика.

На

завершающем этапе все группы выступают со своими рассказами.



В раздел образования