Напоминание

"Формирование речемыслительной деятельности у ребенка с задержкой психического развития в условиях инклюзивной группы"


Автор: Катаева Ксения Андреевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: ГБОУ№1400
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование речемыслительной деятельности у ребенка с задержкой психического развития в условиях инклюзивной группы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование речемыслительной деятельности у ребенка с задержкой

психического развития в условиях инклюзивной группы

Аннотация. В статье раскрывается понятие речемыслительная деятельность.

Описываются

характерные

особенности

речемыслительной

деятельности

у

ребенка

с

задержкой

психического

развития.

Подбор

игр

и

игровых

упражнений, инновационных технологий для формирования речемыслительной

деятельности у ребенка с задержкой психического развития.

Ключевые слова. Инклюзивное образование, речемыслительная деятельность,

ребенок с задержкой психического развития.

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что у детей с задержкой

психического

развития

без

целенаправленного

обучения

речемыслительная

деятельность развивается со значительным отставанием, поиск эффективных

условий, методов, средств, форм развития является приоритетной задачей.

Инклюзивное образование – это «включенное образование», при котором

дети с ограниченными возможностями здоровья посещают те же дошкольные

образовательные организации, что и их здоровые сверстники, находятся с ними

в одной возрастной группе, обучение и развитие дошкольников осуществляется

с

учетом

их

индивидуальных

особенностей,

уровня

здоровья,

дети

обеспечиваются психолого-педагогической поддержкой [4].

Общеизвестно, что у детей с задержкой психического развития (ЗПР)

имеются

трудности

в

формирования

коммуникативных

навыков.

Несовершенство коммуникативной сферы не обеспечивает процесс общения, а

значит,

и

не

способствует

развитию

речемыслительной

и

познавательной

деятельности,

препятствует

овладению

знаниями

[1].

Речемыслительная

деятельность – это развитие двух взаимозависимых психологических процессов

(мышления и речи) у дошкольников в условиях обучения и воспитания. Данная

деятельность базируется на принципах развивающего обучения и учитывает

особенности нейрофизиологического развития ребенка в дошкольном возрасте.

Диагностическое обследование детей с задержкой психического развития

в

дошкольной

образовательной

организации

г.

_______

показало

исследовании

использовались

такие

методики:

Методика

«Обобщения»,

Методика

«4-й

лишний»,

Методика

«Простые

аналогии»,

Методика

«Последовательные

картинки»),

что

у

детей

с

данной

группы

значительно

снижена потребность в общении со сверстниками и взрослыми, дети

испытывают коммуникативные трудности (в

усвоении речевой информации,

умении слушать, отвечать на вопросы, установлении контакта с другими детьми

связном изложении своих мыслей, желаний и др.).

У детей отмечаются:

недоразвитие

анализа,

синтеза,

отвлечения,

обобщения,

абстрагирования,

учащиеся

испытывают

сложности

в

установлении

причинно-следственных

связей

и

пространственно-временных

отношений,

а

также

они

демонстрировали низкую познавательную активность и в связи с этим – низкие

познавательные возможности.

Таким

образом,

результаты,

полученные

в

ходе

исследования

речемыслительной

деятельности,

говорят

о

том,

что

необходима

целенаправленная помощь взрослого.

Для того, чтобы повысить уровень речемыслительной деятельности у

детей с ЗПР, были подобраны необходимые игры и игровые упражнения, а

также инновационные технологии. Процесс формирования речемыслительной

деятельности в условиях инклюзивной группы покажем на примере ребенка с

задержкой психического развития (единичный случай).

Так

при

работе

с

ребенком

использовалась

экспериментальная

деятельность [3], в которой ребенок пытался самостоятельно добыть знания,

при этом используя Монтессори материалы. Из букв подвижного алфавита

ребенок

играл

в

такие

игры

как:

«Слово

рассыпалось»,

«Подбор слова на

определённый

слог»,

«Подбор

слов

к

слоговым

схемам»,

«Подбор

слов

к

заданной

звуковой

модели»,

«Замена

в

слове

одного

звука

(буквы)

для

получения нового слова».

Для развития мышления ребенка с задержкой психического развития

были

использованы

игры

и

игровые

упражнения,

которые

связанны

с

движениями тела, рук, пальцев, а также игровые упражнения, направленные на

формирование операций анализа, синтеза, обобщения.

На закрепление произношения звуков и введение их в речь, ребенку

предлагались

игры:

«Классификация»,

«Паровоз»,

«Поющие

башенки»,

«Смешные

слова»,

«Любимая

игрушка»;

упражнения:

«Загадки»,

«Какую

песенку

тебе

спеть?».

Также

в

процессе

этих

игр,

ребенок

с

задержкой

психического развития учился обобщать, анализировать, синтезировать.

Были предложены игры типа: подбери картинки к надписям («Помоги

птице найти своё гнездо», животному – жильё и т. д.); и игра разложи товар по

полкам, где необходимо закрывать надписями имеющиеся карточки (игра по

типу Лото).

Ребенку предлагалась игра Ребусы, которая развивает речемыслительную

деятельность.

Ребус-это

загадка,

в

которой

какие-то

слова

или

фраза

зашифрованы

комбинацией

букв,

фигур

или

знаков.

В

ребусе

скрыта

определённая тайна, и ребёнок с его стремлением к познанию мира, с большим

желанием старается разгадать предложенную загадку. Количество задаваемых

вопросов

ребенку

перерастает

во

всеобщее

обсуждение,

поиск

ответов,

доказательства. При разгадывании ребуса решаются многие задачи: развитие

фонематического,

слогового

анализа

и

синтеза;

закрепление

знаний

звукобуквенных обозначений; развитие важнейших психических процессов -

внимания, памяти, понятийного мышления. Предложенные ребенку ребусы на

лексическую

тему

«Одежда» ориентированы на закрепление знания частей

целого (воротник, пояс, подол, рукав). После разгадывания ребуса, ребёнку

можно

предлагалось

составить

предложение

с

данным

словом,

что

способствовало уточнению лексического значения слова и развитию связной

речи.

Были

созданы

также

проблемные

ситуации,

в

ходе

которых

ребенок

излагал различные точки зрения на один и тот же вопрос, побуждающие

делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.

При

формировании

речемыслительной

деятельности

у

ребенка

были

применены технологии, используемые в работе с детьми дошкольного возраста

с

задержкой

психического

развития:

беседы-диалоги

«Моя

семья»,

«Мои

любимые игрушки», «Мой лучший друг» и др.; рисование на тему «Подарки

любимому детскому саду», «Подарок для моего лучшего друга/подруги» и др.;

тематические

праздники

и

развлечения

«День

рождения

детского

сада»,

«Праздник лучших друзей» и др.; дидактические и сюжетно–ролевые игры

«Времена года», «Все профессии важны», «Дочки–матери» и др.; решение

проблемных

ситуаций

«У

меня

заболел

друг/подруга»,

«Я

обидел

своего

друга/подругу» и др.; чтение художественной литературы: Э. Мошковская «Я

маму

мою

обидел»,

А.

Милн

«Винни-Пух

и

Все-Все-Все»

и

др.;

рассматривание альбомов с фотографиями «Моя семья», «Мои друзья» и др.

Таким образом, формирование речемыслительной деятельности у ребенка с

задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования, по

средствам применения игр, игровых упражнений и технологий, показал, что:

- в ходе экспериментирования, у ребенка речь становится востребованной и

активной. Дошкольник с ЗПР начал включать в свою речь новые слова,

словарь стал глубже;

- в ходе игр и игровых упражнений, у ребенка повысился уровень анализа,

синтеза, обобщения. Ребенок стал активнее рассуждать, задавать вопросы и

обращаться с просьбами;

-

применяемые

технологии,

поспособствовали

в

развитии

мыслительной

деятельности

ребенка

и

в

развитии

связной

речи.

Ребенок

с

ЗПР

овладел

навыками ведения диалога со сверстниками и взрослыми.

Список литературы:

1.

Дмитриева

Е.

Е.

Коммуникативно-личностное

развитие

детей

дошкольного

и

младшего

школьного

возраста

с

легкими

формами

психического недоразвития: дис. д-ра психол. наук. – Н. Новгород, 2005. –

401 с.

2.

Екжанова Е.

А. Задержка

психического развития у детей и пути ее

психолого-педагогической

коррекции

в

условиях

дошкольного

учреждения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. –

2002. – № 1. – С. 36–39.

3.

К о р о т к о в а

Н . Познавательно-исследовательская

деятельность

дошкольников//Дошкольная педагогика. – 2003. – № 3.

4.

Малофеев Н. Н. Инклюзивное образование в контексте современной

социальной политики

// Воспитание и обучение детей с нарушениями

развития. – 2009. – № 6. – С. 3–10.

5.

Основы специальной психологии / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л.

И.

Солнцева

и

др.;

под

ред.

Л.

В.

Кузнецовой.

М.:

Изд.

центр

«Академия», 2002. – 480 с.

6.

Фадина Г. В. Диагностика и коррекция задержки психического развития

детей старшего дошкольного возраста. – Балашов: «Николаев», 2004. – 68

с.



В раздел образования