Автор: Катаева Ксения Андреевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: ГБОУ№1400
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование речемыслительной деятельности у ребенка с задержкой психического развития в условиях инклюзивной группы"
Раздел: дошкольное образование
Формирование речемыслительной деятельности у ребенка с задержкой
психического развития в условиях инклюзивной группы
Аннотация. В статье раскрывается понятие речемыслительная деятельность.
Описываются
характерные
особенности
речемыслительной
деятельности
у
ребенка
с
задержкой
психического
развития.
Подбор
игр
и
игровых
упражнений, инновационных технологий для формирования речемыслительной
деятельности у ребенка с задержкой психического развития.
Ключевые слова. Инклюзивное образование, речемыслительная деятельность,
ребенок с задержкой психического развития.
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что у детей с задержкой
психического
развития
без
целенаправленного
обучения
речемыслительная
деятельность развивается со значительным отставанием, поиск эффективных
условий, методов, средств, форм развития является приоритетной задачей.
Инклюзивное образование – это «включенное образование», при котором
дети с ограниченными возможностями здоровья посещают те же дошкольные
образовательные организации, что и их здоровые сверстники, находятся с ними
в одной возрастной группе, обучение и развитие дошкольников осуществляется
с
учетом
их
индивидуальных
особенностей,
уровня
здоровья,
дети
обеспечиваются психолого-педагогической поддержкой [4].
Общеизвестно, что у детей с задержкой психического развития (ЗПР)
имеются
трудности
в
формирования
коммуникативных
навыков.
Несовершенство коммуникативной сферы не обеспечивает процесс общения, а
значит,
и
не
способствует
развитию
речемыслительной
и
познавательной
деятельности,
препятствует
овладению
знаниями
[1].
Речемыслительная
деятельность – это развитие двух взаимозависимых психологических процессов
(мышления и речи) у дошкольников в условиях обучения и воспитания. Данная
деятельность базируется на принципах развивающего обучения и учитывает
особенности нейрофизиологического развития ребенка в дошкольном возрасте.
Диагностическое обследование детей с задержкой психического развития
в
дошкольной
образовательной
организации
г.
_______
показало
(в
исследовании
использовались
такие
методики:
Методика
«Обобщения»,
Методика
«4-й
лишний»,
Методика
«Простые
аналогии»,
Методика
«Последовательные
картинки»),
что
у
детей
с
данной
группы
значительно
снижена потребность в общении со сверстниками и взрослыми, дети
испытывают коммуникативные трудности (в
усвоении речевой информации,
умении слушать, отвечать на вопросы, установлении контакта с другими детьми
связном изложении своих мыслей, желаний и др.).
У детей отмечаются:
недоразвитие
анализа,
синтеза,
отвлечения,
обобщения,
абстрагирования,
учащиеся
испытывают
сложности
в
установлении
причинно-следственных
связей
и
пространственно-временных
отношений,
а
также
они
демонстрировали низкую познавательную активность и в связи с этим – низкие
познавательные возможности.
Таким
образом,
результаты,
полученные
в
ходе
исследования
речемыслительной
деятельности,
говорят
о
том,
что
необходима
целенаправленная помощь взрослого.
Для того, чтобы повысить уровень речемыслительной деятельности у
детей с ЗПР, были подобраны необходимые игры и игровые упражнения, а
также инновационные технологии. Процесс формирования речемыслительной
деятельности в условиях инклюзивной группы покажем на примере ребенка с
задержкой психического развития (единичный случай).
Так
при
работе
с
ребенком
использовалась
экспериментальная
деятельность [3], в которой ребенок пытался самостоятельно добыть знания,
при этом используя Монтессори материалы. Из букв подвижного алфавита
ребенок
играл
в
такие
игры
как:
«Слово
рассыпалось»,
«Подбор слова на
определённый
слог»,
«Подбор
слов
к
слоговым
схемам»,
«Подбор
слов
к
заданной
звуковой
модели»,
«Замена
в
слове
одного
звука
(буквы)
для
получения нового слова».
Для развития мышления ребенка с задержкой психического развития
были
использованы
игры
и
игровые
упражнения,
которые
связанны
с
движениями тела, рук, пальцев, а также игровые упражнения, направленные на
формирование операций анализа, синтеза, обобщения.
На закрепление произношения звуков и введение их в речь, ребенку
предлагались
игры:
«Классификация»,
«Паровоз»,
«Поющие
башенки»,
«Смешные
слова»,
«Любимая
игрушка»;
упражнения:
«Загадки»,
«Какую
песенку
тебе
спеть?».
Также
в
процессе
этих
игр,
ребенок
с
задержкой
психического развития учился обобщать, анализировать, синтезировать.
Были предложены игры типа: подбери картинки к надписям («Помоги
птице найти своё гнездо», животному – жильё и т. д.); и игра разложи товар по
полкам, где необходимо закрывать надписями имеющиеся карточки (игра по
типу Лото).
Ребенку предлагалась игра Ребусы, которая развивает речемыслительную
деятельность.
Ребус-это
загадка,
в
которой
какие-то
слова
или
фраза
зашифрованы
комбинацией
букв,
фигур
или
знаков.
В
ребусе
скрыта
определённая тайна, и ребёнок с его стремлением к познанию мира, с большим
желанием старается разгадать предложенную загадку. Количество задаваемых
вопросов
ребенку
перерастает
во
всеобщее
обсуждение,
поиск
ответов,
доказательства. При разгадывании ребуса решаются многие задачи: развитие
фонематического,
слогового
анализа
и
синтеза;
закрепление
знаний
звукобуквенных обозначений; развитие важнейших психических процессов -
внимания, памяти, понятийного мышления. Предложенные ребенку ребусы на
лексическую
тему
«Одежда» ориентированы на закрепление знания частей
целого (воротник, пояс, подол, рукав). После разгадывания ребуса, ребёнку
можно
предлагалось
составить
предложение
с
данным
словом,
что
способствовало уточнению лексического значения слова и развитию связной
речи.
Были
созданы
также
проблемные
ситуации,
в
ходе
которых
ребенок
излагал различные точки зрения на один и тот же вопрос, побуждающие
делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.
При
формировании
речемыслительной
деятельности
у
ребенка
были
применены технологии, используемые в работе с детьми дошкольного возраста
с
задержкой
психического
развития:
беседы-диалоги
«Моя
семья»,
«Мои
любимые игрушки», «Мой лучший друг» и др.; рисование на тему «Подарки
любимому детскому саду», «Подарок для моего лучшего друга/подруги» и др.;
тематические
праздники
и
развлечения
«День
рождения
детского
сада»,
«Праздник лучших друзей» и др.; дидактические и сюжетно–ролевые игры
«Времена года», «Все профессии важны», «Дочки–матери» и др.; решение
проблемных
ситуаций
«У
меня
заболел
друг/подруга»,
«Я
обидел
своего
друга/подругу» и др.; чтение художественной литературы: Э. Мошковская «Я
маму
мою
обидел»,
А.
Милн
«Винни-Пух
и
Все-Все-Все»
и
др.;
рассматривание альбомов с фотографиями «Моя семья», «Мои друзья» и др.
Таким образом, формирование речемыслительной деятельности у ребенка с
задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования, по
средствам применения игр, игровых упражнений и технологий, показал, что:
- в ходе экспериментирования, у ребенка речь становится востребованной и
активной. Дошкольник с ЗПР начал включать в свою речь новые слова,
словарь стал глубже;
- в ходе игр и игровых упражнений, у ребенка повысился уровень анализа,
синтеза, обобщения. Ребенок стал активнее рассуждать, задавать вопросы и
обращаться с просьбами;
-
применяемые
технологии,
поспособствовали
в
развитии
мыслительной
деятельности
ребенка
и
в
развитии
связной
речи.
Ребенок
с
ЗПР
овладел
навыками ведения диалога со сверстниками и взрослыми.
Список литературы:
1.
Дмитриева
Е.
Е.
Коммуникативно-личностное
развитие
детей
дошкольного
и
младшего
школьного
возраста
с
легкими
формами
психического недоразвития: дис. д-ра психол. наук. – Н. Новгород, 2005. –
401 с.
2.
Екжанова Е.
А. Задержка
психического развития у детей и пути ее
психолого-педагогической
коррекции
в
условиях
дошкольного
учреждения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. –
2002. – № 1. – С. 36–39.
3.
К о р о т к о в а
Н . Познавательно-исследовательская
деятельность
дошкольников//Дошкольная педагогика. – 2003. – № 3.
4.
Малофеев Н. Н. Инклюзивное образование в контексте современной
социальной политики
// Воспитание и обучение детей с нарушениями
развития. – 2009. – № 6. – С. 3–10.
5.
Основы специальной психологии / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л.
И.
Солнцева
и
др.;
под
ред.
Л.
В.
Кузнецовой.
–
М.:
Изд.
центр
«Академия», 2002. – 480 с.
6.
Фадина Г. В. Диагностика и коррекция задержки психического развития
детей старшего дошкольного возраста. – Балашов: «Николаев», 2004. – 68
с.