Напоминание

Взаимодействие школы и семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья


Автор: Насырова Файруза Биктимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ Салаватская КШ
Населённый пункт: город Салават Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие школы и семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: среднее образование





Назад




Взаимодействие школы и семьи, воспитывающей ребенка

с ограниченными возможностями здоровья

Зам. директора по воспитательной работе,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ Салаватская КШ

Насырова Ф.Б.

Наша школа

является коррекционным учреждением и единственная в городе

организует обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями.

Наша школа – это место, где имеются все условия для того, чтобы ребенок с

ограниченными

возможностями

здоровья

мог

стать

успешным

и

научился

жить

в

современном обществе. Это и радость труда для детей, и ощущение успеха в учебе, и

встречи с прекрасным, интересным. Это уютные классные помещения и специально

оборудованные

мастерские.

Это

и

высококвалифицированные

педагогические

кадры,

деятельные, целеустремленные и влюбленные в свою работу.

Цель работы педагогического коллектива – создание такой педагогической системы

и такого коррекционного пространства, которые позволили бы максимально реализовать

образовательную,

воспитательную

и

коррекционно-развивающую

функции

образовательного учреждения.

Однако характерная для реальных повседневных жизненных ситуаций обстановка

нестабильности, тревоги усугубляет наши проблемы. Очень часто к дефекту интеллекта,

который

имеют

наши

обучающиеся,

присоединяются

нарушения,

вызванные

неблагоприятными факторами окружения, воздействующими на ребенка. Большинство

детей

воспитываются

в

семьях,

которые

также

имеют

неблагоприятные

социальные

психолого-педагогические

условия

(эмоционально-конфликтные

отношения

между

членами семьи, некомпетентность родителей в вопросах обучения и воспитания детей с

отклонениями в развитии, негативные черты их личности и т.д.).

Кроме

этого,

инвалидность

ребенка

для

его

родителей

является

сильным

психотравмирующим фактором. Общеизвестно, что в семьях детей с ограниченными

возможностями

здоровья

происходят

качественные

изменения

на

трех

уровнях:

психологическом - в силу хронического стресса, вызванного заболеванием ребенка, и

постоянными

различными

по

своей

природе

психотравмирующими

воздействиями;

социальном - семья этой категории сужает круг своих контактов, матери чаще всего

оставляют

работу;

рождение

ребенка

деформирует

отношения

между

супругами,

соматическом

-

переживаемый

родителями

стресс,

выражается

в

различных

психосоматических заболеваниях. Все это затрудняет социальную интеграцию ребенка,

имеющего ограниченные возможности, в среду его здоровых сверстников.

Снижение роли семьи, в ряде случаев объективная невозможность выполнения ею

своих функций – неоспоримый факт. На сегодняшний день семья не готова взять на себя

всю

нагрузку

по

развитию

и

воспитанию

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья.

Родители

все

больше

надеются

на

дидактическую,

воспитательную

и

социокультурную роль образовательного учреждения. А иногда и просто самоустраняются

от воспитания.

Единственный выход из сложившейся ситуации – организация систематической

социокультурной и психолого-педагогической помощи семье в воспитании и обучении

детей. Поэтому педагогический коллектив школы постоянно ведет поиск новых форм и

методов организации сотрудничества с родителями. Мы установили, что детям удается

достичь

гораздо

лучших

результатов,

когда

в

образовательном

процессе

родители

и

педагоги становятся партнерами и вместе решают поставленные задачи. Партнерство это

означает равенство сторон, взаимное уважение, доброжелательность и заинтересованность

в успешном осуществлении сотрудничества.

Созданная в школе система социальной и психолого-педагогической помощи семье,

воспитывающей

ребенка

с

отклонениями

в

развитии,

решает

задачи

изучения

воспитательных возможностей семьи, повышения воспитательного потенциала родителей,

предупреждения их от наиболее распространенных ошибок в воспитании и активного

включения

в

организацию

образовательного

процесса. Определяющим

направлением

является комплексный подход.

Многолетний практический опыт работы нашего образовательного учреждения

показывает,

что

наиболее

подходящими

формами

организации

работы

с

родителями

являются консультативно-рекомендательная, лекционно-просветительская (общешкольные

и классные родительские собрания), а также

организация совместной деятельности

(проведение совместных детских праздников, утренников и КТД, субботников и т.д.).

Консультативно-рекомендательная работа осуществляется через функционирование

психолого-медико-педагогического

консилиума

(ПМПк)

школы.

Положительным

результатом его работы считается то, что родители, прислушиваясь к рекомендациям

специалистов и почувствовав получение реальной поддержки, возвращаются к нам еще и

еще

раз

за

помощью.

Педагог-психолог

школы

проводит

диагностическую

и

коррекционно-развивающую работу с учащимися и их родителями, выявляет нарушения в

поведении детей и определяет причины внутрисемейных конфликтов, оказывая помощь в

виде тренингов и консультаций. Также особое внимание уделяется знакомству родителей с

нормативными документами, социальными гарантиями и льготами детей-инвалидов и их

семей. Данную работу осуществляет социальный педагог школы. Учитель-логопед дает

рекомендации родителям по развитию и коррекции речи учащихся.

Лекционно-просветительская

работа

представлена

деятельностью

родительского

всеобуча.

На

общешкольных

и

классных

собраниях

для

родителей

проводятся

лекционные занятия, на которых они получают необходимые теоретические знания по

различным вопросам. При необходимости и по желанию родителей возможно проведение

лекций,

на

которые

приглашаются

и

другие

специалисты

(представители

правоохранительных органов, учреждений здравоохранения, общественных организаций

на основе заключения договоров о совместной деятельности).

Совместная деятельность является наиболее подходящей и результативной формой

организации взаимодействия с семьей. В течение всего учебного года в школе проводятся

различные

внеклассные

мероприятия,

к

подготовке

и

проведению

которых

активно

привлекаются родители. В процессе совместной деятельности у них развивается интерес

ко всему, чем живут их дети в школе. Родители видят результат совместной работы,

радуются успехам своего ребенка.

Критериями достижения выдвинутых целей и поставленных перед педколлективом

задач

по

созданию

системы

сотрудничества

с

семьей

является

повышение

уровня

заинтересованности

родителей

жизнью

детей

в

школе,

регулярное

участие

их

во

внеклассных мероприятиях, активизация деятельности совета родителей. По результатам

ежегодно

проводимого

в

школе

анкетирования

наблюдается

стойкая

положительная

динамика

удовлетворенности

родителей

работой

образовательного

учреждения,

что

подтверждает

высокий

уровень

организации

взаимодействия

школы

с

семьей. В

заключении следует отметить, что только совместная работа педагогов и родителей в

работе с детьми с ограниченными возможностями позволит решить проблемы развития

личности ребенка, его социальной реабилитации и адаптации в будущем.



В раздел образования