Автор: Насырова Файруза Биктимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ Салаватская КШ
Населённый пункт: город Салават Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие школы и семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: среднее образование
Взаимодействие школы и семьи, воспитывающей ребенка
с ограниченными возможностями здоровья
Зам. директора по воспитательной работе,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ Салаватская КШ
Насырова Ф.Б.
Наша школа
является коррекционным учреждением и единственная в городе
организует обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями.
Наша школа – это место, где имеются все условия для того, чтобы ребенок с
ограниченными
возможностями
здоровья
мог
стать
успешным
и
научился
жить
в
современном обществе. Это и радость труда для детей, и ощущение успеха в учебе, и
встречи с прекрасным, интересным. Это уютные классные помещения и специально
оборудованные
мастерские.
Это
и
высококвалифицированные
педагогические
кадры,
деятельные, целеустремленные и влюбленные в свою работу.
Цель работы педагогического коллектива – создание такой педагогической системы
и такого коррекционного пространства, которые позволили бы максимально реализовать
образовательную,
воспитательную
и
коррекционно-развивающую
функции
образовательного учреждения.
Однако характерная для реальных повседневных жизненных ситуаций обстановка
нестабильности, тревоги усугубляет наши проблемы. Очень часто к дефекту интеллекта,
который
имеют
наши
обучающиеся,
присоединяются
нарушения,
вызванные
неблагоприятными факторами окружения, воздействующими на ребенка. Большинство
детей
воспитываются
в
семьях,
которые
также
имеют
неблагоприятные
социальные
психолого-педагогические
условия
(эмоционально-конфликтные
отношения
между
членами семьи, некомпетентность родителей в вопросах обучения и воспитания детей с
отклонениями в развитии, негативные черты их личности и т.д.).
Кроме
этого,
инвалидность
ребенка
для
его
родителей
является
сильным
психотравмирующим фактором. Общеизвестно, что в семьях детей с ограниченными
возможностями
здоровья
происходят
качественные
изменения
на
трех
уровнях:
психологическом - в силу хронического стресса, вызванного заболеванием ребенка, и
постоянными
различными
по
своей
природе
психотравмирующими
воздействиями;
социальном - семья этой категории сужает круг своих контактов, матери чаще всего
оставляют
работу;
рождение
ребенка
деформирует
отношения
между
супругами,
соматическом
-
переживаемый
родителями
стресс,
выражается
в
различных
психосоматических заболеваниях. Все это затрудняет социальную интеграцию ребенка,
имеющего ограниченные возможности, в среду его здоровых сверстников.
Снижение роли семьи, в ряде случаев объективная невозможность выполнения ею
своих функций – неоспоримый факт. На сегодняшний день семья не готова взять на себя
всю
нагрузку
по
развитию
и
воспитанию
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья.
Родители
все
больше
надеются
на
дидактическую,
воспитательную
и
социокультурную роль образовательного учреждения. А иногда и просто самоустраняются
от воспитания.
Единственный выход из сложившейся ситуации – организация систематической
социокультурной и психолого-педагогической помощи семье в воспитании и обучении
детей. Поэтому педагогический коллектив школы постоянно ведет поиск новых форм и
методов организации сотрудничества с родителями. Мы установили, что детям удается
достичь
гораздо
лучших
результатов,
когда
в
образовательном
процессе
родители
и
педагоги становятся партнерами и вместе решают поставленные задачи. Партнерство это
означает равенство сторон, взаимное уважение, доброжелательность и заинтересованность
в успешном осуществлении сотрудничества.
Созданная в школе система социальной и психолого-педагогической помощи семье,
воспитывающей
ребенка
с
отклонениями
в
развитии,
решает
задачи
изучения
воспитательных возможностей семьи, повышения воспитательного потенциала родителей,
предупреждения их от наиболее распространенных ошибок в воспитании и активного
включения
в
организацию
образовательного
процесса. Определяющим
направлением
является комплексный подход.
Многолетний практический опыт работы нашего образовательного учреждения
показывает,
что
наиболее
подходящими
формами
организации
работы
с
родителями
являются консультативно-рекомендательная, лекционно-просветительская (общешкольные
и классные родительские собрания), а также
организация совместной деятельности
(проведение совместных детских праздников, утренников и КТД, субботников и т.д.).
Консультативно-рекомендательная работа осуществляется через функционирование
психолого-медико-педагогического
консилиума
(ПМПк)
школы.
Положительным
результатом его работы считается то, что родители, прислушиваясь к рекомендациям
специалистов и почувствовав получение реальной поддержки, возвращаются к нам еще и
еще
раз
за
помощью.
Педагог-психолог
школы
проводит
диагностическую
и
коррекционно-развивающую работу с учащимися и их родителями, выявляет нарушения в
поведении детей и определяет причины внутрисемейных конфликтов, оказывая помощь в
виде тренингов и консультаций. Также особое внимание уделяется знакомству родителей с
нормативными документами, социальными гарантиями и льготами детей-инвалидов и их
семей. Данную работу осуществляет социальный педагог школы. Учитель-логопед дает
рекомендации родителям по развитию и коррекции речи учащихся.
Лекционно-просветительская
работа
представлена
деятельностью
родительского
всеобуча.
На
общешкольных
и
классных
собраниях
для
родителей
проводятся
лекционные занятия, на которых они получают необходимые теоретические знания по
различным вопросам. При необходимости и по желанию родителей возможно проведение
лекций,
на
которые
приглашаются
и
другие
специалисты
(представители
правоохранительных органов, учреждений здравоохранения, общественных организаций
на основе заключения договоров о совместной деятельности).
Совместная деятельность является наиболее подходящей и результативной формой
организации взаимодействия с семьей. В течение всего учебного года в школе проводятся
различные
внеклассные
мероприятия,
к
подготовке
и
проведению
которых
активно
привлекаются родители. В процессе совместной деятельности у них развивается интерес
ко всему, чем живут их дети в школе. Родители видят результат совместной работы,
радуются успехам своего ребенка.
Критериями достижения выдвинутых целей и поставленных перед педколлективом
задач
по
созданию
системы
сотрудничества
с
семьей
является
повышение
уровня
заинтересованности
родителей
жизнью
детей
в
школе,
регулярное
участие
их
во
внеклассных мероприятиях, активизация деятельности совета родителей. По результатам
ежегодно
проводимого
в
школе
анкетирования
наблюдается
стойкая
положительная
динамика
удовлетворенности
родителей
работой
образовательного
учреждения,
что
подтверждает
высокий
уровень
организации
взаимодействия
школы
с
семьей. В
заключении следует отметить, что только совместная работа педагогов и родителей в
работе с детьми с ограниченными возможностями позволит решить проблемы развития
личности ребенка, его социальной реабилитации и адаптации в будущем.