Напоминание

"Песочная терапия – как техника преодоления деструктивных состояний"


Автор: Ошмарова Юлия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с №165
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Песочная терапия – как техника преодоления деструктивных состояний"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Песочная терапия – как техника преодоления

деструктивных состояний»

«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка

К. Д. Ушинский

Ни для кого не секрет, что лучший друг для современных детей – это

телевизор и компьютер, планшет и телефон, а самое любимое занятие –

просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше

общаться не только со взрослыми, но и друг с другом, не всегда способны

осознавать и контролировать свои эмоции. У дошкольников наблюдается

повышенная возбудимость, частая смена настроения, слабо выражена

познавательная активность. Дети меньше интересуются окружающим миром.

Учитывая индивидуальные потребности каждого ребёнка в соответствии с

ФГОС необходимо находить инновационные, интересные методы и

технологии в работе с детьми. Одной из таких технологий является

песочная терапия.

Игры с песком, на песке - одна из форм

естественной деятельности ребёнка. Вряд

ли найдётся человек, который в детстве не

занимался бы подобными играми. Песок -

необыкновенно приятный,

успокаивающий и податливый материал.

Песочная терапия стала одним из самостоятельных направлений арт-

терапии, благотворно влияющих на психику не только детей, но и

взрослых.

Игра с песком самое древнее занятие человека. Ведь даже для того, чтобы

рисовать рисунки на скалах, нужны были подручные средства и навыки. А

песок – он повсюду. Взял его в руки, и он уже струится, высыпается, создает

фигурки. Свойства песка уводить в землю негативные эмоции и освобождать

психику от внутренних конфликтов были замечены психотерапевтами.

Известный психотерапевт К.Юнг разработал основы песочной терапии. В

настоящее время существует даже такое направление песочной

психотерапии – юнгианское. Методы песочной терапии с успехом

применяются для детей и взрослых. Психотерапевты, последователи этого

метода, организовывают специальные группы для тех, кто хочет внести в

свою жизнь гармонию, решить внутренние переживания, улучшить свою

жизнь и стать счастливее.

Еще более популярна песочная терапия для решения психологических

проблем у детей. Если взрослые могут определить и озвучить свое

психологическое состояние, то у детей внутренние проблемы могут

наблюдать только родители. Дети не могут пожаловаться на ситуации,

которые создают внутренний дискомфорт. Ребенок нуждается в помощи

психотерапевта, если:

у него присутствуют страхи и часто возникающая тревожность;

возникают нервные тики и неврозы;

неадекватное поведение;

заниженная самооценка;

сложные отношения с родителями, одноклассниками, учителями или

воспитателями;

бывает депрессивное состояние и суицидальные мысли;

перенесенная психологическая трав-

ма или насилие.

Песок обладает способностью струиться и

уводить в землю негативные переживания и

страхи. Поэтому результатом песочных игр-

занятий является освобождение от всего,

что беспокоит и волнует. И, самое главное,

что это освобождение происходит на подсознательном уровне, без

применения психологического воздействия и медицинских препаратов.

Занятия песочной терапией при помощи детского психотерапевта или

педагога, который ненавязчиво подталкивает ребенка к освобождению от

внутренних проблем, развивают самооценку ребенка и помогают ему

самоутвердиться в обществе. Детская песочная терапия не ставит цель

переделать ребенка, а позволяет через игру научиться быть самим собой.

В песочной терапии используется кварцевый песок с фракциями 0,1-0,3, он

имеет цвет от нежно-белого до светлого желтого или рыжеватого оттенка. Пе-

сок для терапии мягкий и приятный на ощупь, легко струящийся. Можно ис-

пользовать и песок с более крупными частицами: промытый речной или мор-

ской. Если вы заготовили речной или морской песок, его надо просеять, про-

мыть и тщательно просушить. Для первых занятий и знакомства с материа-

лом рекомендуется выбрать самый мелкий белый песок.

Может использоваться как сухой, так и влажный песок. Поэтому для ороше-

ния песка используется пульверизатор с водой. Песок можно купить в зоома-

газинах или специализированных магазинах, где продаются материалы для

творчества. Песочница должна быть заполнена на 2/3 песком, поэтому по-

требуется 5-6 килограммов.

Песочницу можно приобрести в магазинах или салонах, где продаются мате-

риалы для творчества. Она представляет собой деревянный ящик, изготов-

ленный из хвойных пород дерева. Его размеры: длина 70 см, ширина 50 см,

глубина 8-10 см. Можно купить и пластмассовую песочницу, но не забывайте

о положительном влиянии дерева, о тепле и покое, которым веет от деревян-

ных изделий.

Если невозможно купить песочницу, не огорчайтесь! Такой несложный короб

можно изготовить самому или попросить знакомых, которые владеют навы-

ками работы с деревом. Материалы можно купить в строительных магази-

нах. Внутренняя часть песочницы для песочной терапии окрашивается в голу-

бой или синий цвет. Это обязательное условие, такие цвета помогают легче

моделировать. Синие бортики песочницы символизируются с небом, а

сдвинув песок на дне, можно легко сделать голубое озеро или речку. Чтобы

песок не высыпался из углов и стыков, все тщательно обрабатывается и шпа-

клюется.

В настоящее время метод песочной терапии очень популярен и разнообра-

зен. Существует направление рисования картин из песка на прозрачном экра-

не с подсветкой (песочная анимация). На столик или песочницу для рисова-

ния песком со специальной подсветкой насыпают 1 кг песка и рисуют. Такой

столик также можно приобрести, но если нет такой возможности, можно

устроить занятие песочной терапии просто на листе ватмана. Для этого мож-

но просто загнуть и закрепить края ватмана, и насыпать на бумагу килограмм

песка.

Для песочной терапии используются фигурки людей, животных, птиц,

сказочных персонажей. Фигурки должны быть из разных материалов:

дерева, глины, пластмассы и металла. Коллекция фигурок должна быть

представлена большими и мелкими объектами, красочными и бесцветными,

красивыми и безобразными. Нельзя использовать крошечные фигурки для

занятий с маленькими детьми. В магазинах можно купить как отдельные

фигурки, так и целые тематические наборы. Хорошо использовать и

натуральные природные материалы, например, ракушки, веточки, камешки.

Вся коллекция фигурок для песочной терапии во время занятий должна

храниться в свободном для детей доступе. Существуют разные способы

хранения миниатюр: они могут быть поставлены на полках по группам или по

темам, а могут быть поставлены вперемешку.

Самое первое упражнение – знакомство с песком называется «Здравствуй

песок!»

Дети кладут ладошки на сухой песок, проводят по нему ладошками, по-

том тыльной стороной ладоней. Рассказывают по просьбе взрослого о том,

какой песок (мягкий, сухой).

Выполняются «змейки» на песке. Дети водят плавно пальчиками, рисуя

волнистые линии.

Дети берут песок в кулачки, крепко сжимают, а затем медленно высы-

пают песок в песочницу.

Дети закапывают ладошки в песок, а потом находят свои ладошки.

При помощи взрослого каждый пальчик «здоровается» с песком. Ребе-

нок укладывает ладошку с растопыренными пальцами в песочницу. Мама

или педагог насыпает песок по очереди на пальчики. Ребенок с закрытыми

глазами старается определить, на какой пальчик насыпан песок.



В раздел образования