Автор: Ошмарова Юлия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с №165
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Песочная терапия – как техника преодоления деструктивных состояний"
Раздел: дошкольное образование
«Песочная терапия – как техника преодоления
деструктивных состояний»
«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»
К. Д. Ушинский
Ни для кого не секрет, что лучший друг для современных детей – это
телевизор и компьютер, планшет и телефон, а самое любимое занятие –
просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше
общаться не только со взрослыми, но и друг с другом, не всегда способны
осознавать и контролировать свои эмоции. У дошкольников наблюдается
повышенная возбудимость, частая смена настроения, слабо выражена
познавательная активность. Дети меньше интересуются окружающим миром.
Учитывая индивидуальные потребности каждого ребёнка в соответствии с
ФГОС необходимо находить инновационные, интересные методы и
технологии в работе с детьми. Одной из таких технологий является
– песочная терапия.
Игры с песком, на песке - одна из форм
естественной деятельности ребёнка. Вряд
ли найдётся человек, который в детстве не
занимался бы подобными играми. Песок -
необыкновенно приятный,
успокаивающий и податливый материал.
Песочная терапия стала одним из самостоятельных направлений арт-
терапии, благотворно влияющих на психику не только детей, но и
взрослых.
Игра с песком самое древнее занятие человека. Ведь даже для того, чтобы
рисовать рисунки на скалах, нужны были подручные средства и навыки. А
песок – он повсюду. Взял его в руки, и он уже струится, высыпается, создает
фигурки. Свойства песка уводить в землю негативные эмоции и освобождать
психику от внутренних конфликтов были замечены психотерапевтами.
Известный психотерапевт К.Юнг разработал основы песочной терапии. В
настоящее время существует даже такое направление песочной
психотерапии – юнгианское. Методы песочной терапии с успехом
применяются для детей и взрослых. Психотерапевты, последователи этого
метода, организовывают специальные группы для тех, кто хочет внести в
свою жизнь гармонию, решить внутренние переживания, улучшить свою
жизнь и стать счастливее.
Еще более популярна песочная терапия для решения психологических
проблем у детей. Если взрослые могут определить и озвучить свое
психологическое состояние, то у детей внутренние проблемы могут
наблюдать только родители. Дети не могут пожаловаться на ситуации,
которые создают внутренний дискомфорт. Ребенок нуждается в помощи
психотерапевта, если:
у него присутствуют страхи и часто возникающая тревожность;
возникают нервные тики и неврозы;
неадекватное поведение;
заниженная самооценка;
сложные отношения с родителями, одноклассниками, учителями или
воспитателями;
бывает депрессивное состояние и суицидальные мысли;
перенесенная психологическая трав-
ма или насилие.
Песок обладает способностью струиться и
уводить в землю негативные переживания и
страхи. Поэтому результатом песочных игр-
занятий является освобождение от всего,
что беспокоит и волнует. И, самое главное,
что это освобождение происходит на подсознательном уровне, без
применения психологического воздействия и медицинских препаратов.
Занятия песочной терапией при помощи детского психотерапевта или
педагога, который ненавязчиво подталкивает ребенка к освобождению от
внутренних проблем, развивают самооценку ребенка и помогают ему
самоутвердиться в обществе. Детская песочная терапия не ставит цель
переделать ребенка, а позволяет через игру научиться быть самим собой.
В песочной терапии используется кварцевый песок с фракциями 0,1-0,3, он
имеет цвет от нежно-белого до светлого желтого или рыжеватого оттенка. Пе-
сок для терапии мягкий и приятный на ощупь, легко струящийся. Можно ис-
пользовать и песок с более крупными частицами: промытый речной или мор-
ской. Если вы заготовили речной или морской песок, его надо просеять, про-
мыть и тщательно просушить. Для первых занятий и знакомства с материа-
лом рекомендуется выбрать самый мелкий белый песок.
Может использоваться как сухой, так и влажный песок. Поэтому для ороше-
ния песка используется пульверизатор с водой. Песок можно купить в зоома-
газинах или специализированных магазинах, где продаются материалы для
творчества. Песочница должна быть заполнена на 2/3 песком, поэтому по-
требуется 5-6 килограммов.
Песочницу можно приобрести в магазинах или салонах, где продаются мате-
риалы для творчества. Она представляет собой деревянный ящик, изготов-
ленный из хвойных пород дерева. Его размеры: длина 70 см, ширина 50 см,
глубина 8-10 см. Можно купить и пластмассовую песочницу, но не забывайте
о положительном влиянии дерева, о тепле и покое, которым веет от деревян-
ных изделий.
Если невозможно купить песочницу, не огорчайтесь! Такой несложный короб
можно изготовить самому или попросить знакомых, которые владеют навы-
ками работы с деревом. Материалы можно купить в строительных магази-
нах. Внутренняя часть песочницы для песочной терапии окрашивается в голу-
бой или синий цвет. Это обязательное условие, такие цвета помогают легче
моделировать. Синие бортики песочницы символизируются с небом, а
сдвинув песок на дне, можно легко сделать голубое озеро или речку. Чтобы
песок не высыпался из углов и стыков, все тщательно обрабатывается и шпа-
клюется.
В настоящее время метод песочной терапии очень популярен и разнообра-
зен. Существует направление рисования картин из песка на прозрачном экра-
не с подсветкой (песочная анимация). На столик или песочницу для рисова-
ния песком со специальной подсветкой насыпают 1 кг песка и рисуют. Такой
столик также можно приобрести, но если нет такой возможности, можно
устроить занятие песочной терапии просто на листе ватмана. Для этого мож-
но просто загнуть и закрепить края ватмана, и насыпать на бумагу килограмм
песка.
Для песочной терапии используются фигурки людей, животных, птиц,
сказочных персонажей. Фигурки должны быть из разных материалов:
дерева, глины, пластмассы и металла. Коллекция фигурок должна быть
представлена большими и мелкими объектами, красочными и бесцветными,
красивыми и безобразными. Нельзя использовать крошечные фигурки для
занятий с маленькими детьми. В магазинах можно купить как отдельные
фигурки, так и целые тематические наборы. Хорошо использовать и
натуральные природные материалы, например, ракушки, веточки, камешки.
Вся коллекция фигурок для песочной терапии во время занятий должна
храниться в свободном для детей доступе. Существуют разные способы
хранения миниатюр: они могут быть поставлены на полках по группам или по
темам, а могут быть поставлены вперемешку.
Самое первое упражнение – знакомство с песком называется «Здравствуй
песок!»
Дети кладут ладошки на сухой песок, проводят по нему ладошками, по-
том тыльной стороной ладоней. Рассказывают по просьбе взрослого о том,
какой песок (мягкий, сухой).
Выполняются «змейки» на песке. Дети водят плавно пальчиками, рисуя
волнистые линии.
Дети берут песок в кулачки, крепко сжимают, а затем медленно высы-
пают песок в песочницу.
Дети закапывают ладошки в песок, а потом находят свои ладошки.
При помощи взрослого каждый пальчик «здоровается» с песком. Ребе-
нок укладывает ладошку с растопыренными пальцами в песочницу. Мама
или педагог насыпает песок по очереди на пальчики. Ребенок с закрытыми
глазами старается определить, на какой пальчик насыпан песок.