Напоминание

исследовательская работа


Автор: Семенова Елена Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №1 ГОРОДА НАДЫМА" В ПОСЁЛКЕ ПРИОЗЁРНЫЙ
Населённый пункт: п. Приозёрный, Надымский район, ЯНАО
Наименование материала: "Личность в творчестве"
Тема: исследовательская работа
Раздел: дополнительное образование





Назад




Семенова Елена Александровна,

преподаватель класса домры, гитары,

филиала детской школы искусств №1

г. Надыма в п. Приозёрный

Тема: «Личность в творчестве»

Аннотация (вступление): Статья посвящена памяти заслуженного работника культуры

Чувашии

(1973),

заслуженного

работника

культуры

Российской

Федерации

(1992)

Гарифуллину Михаилу Ярулловичу (1940-2017).

Введение:

Данная

статья,

перекликается

с

целями

конференции,

среди

которой

освещение

перспектив,

задач

и

проблем

современной

культуры

и

искусства.

Проведена

исследовательская работа в статье «Вся жизнь в музыке». Тема является актуальной, т.к.

говориться о яркой творческой личности работника культуры, посвятивший жизнь музыке,

развитию оркестрового музицирования, пропаганде и популяризации русских и чувашских

народных инструментов, и русской и чувашской национальной музыки.

Текст: Михаил Яруллович Гарифуллин родился 12 ноября 1940 года в городе Канаш

ЧАССР. С детства он был увлечён музыкой. Впервые он начал заниматься на домре ещё в

десятилетнем возрасте в родном городе в оркестре русских народных инструментов во Дворце

вагоноремонтного завода. Игра в оркестре не могла оставить равнодушным юного музыканта,

это было началом зарождения его музыкального вкуса, потенциала в реализации больших

планов его творческого пути.

В 1957 году, Михаил Гарифуллин поступает в Чебоксарское музыкальное училище им.

Ф.П. Павлова на класс домры. В период обучения в музыкальном училище увлёкся занятиями

по

дирижированию.

Немаловажное

значение

вложила

преподаватель

Жирнова-Шамина

Людмила Васильевна, которая привила любовь к этому предмету.

После

окончания

музыкального

училища

началась

профессиональная

творческая

деятельность М. Я. Гарифуллина. «С 1961 по 1966 года работает руководителем оркестра

Чувашского

народного

хора

при

Доме

народного

творчества»

(«Чувашский

календарь

«Календарь года», издание Чувашской национальной библиотеки, 2018 г.) «Оркестр являлся

опорным консультативным пунктом для сельских оркестров народных

инструментов и их

руководителей.

На

базе

оркестра

проводились

семинары

и

курсы

в

деле

подготовки

и

квалификации

руководителей

самодеятельных

оркестров

народных

инструментов.

Нотная

библиотека

оркестра

Дома

народного

творчества

насчитывала

около

250

партитур

произведений

русских

и

зарубежных

классиков,

советских

и

чувашских

композиторов,

обработок

русских

и

чувашских

народных

песен.»

(Т.М.

Лукашевич

«Становление

и

развитие

коллективного

народного

инструментального

музицирования

в

педагогических

учебных

заведениях

Чувашии»,

Чебоксары,

2005

г.,

стр.79).

К

этому

времени

коллектив

оркестра состоял из 42 музыкантов. В его состав входили любители-музыканты, учащиеся

средних и высших учебных заведений. Это был первый коллектив юного дирижёра-музыканта

Михаила

Гарифуллина,

который

вдохновлял

на

новые

творческие

работы,

переложений

разноплановой музыки для оркестра русских народных инструментов.

Дирижирование

стало

главной

деятельностью

Михаила

Ярулловича.

Это

можно

наблюдать в последующих годах работы с различными коллективами: «1966 – 1970 – дирижёр

оркестра

Чувашского

республиканского

дома

народного

творчества.

1970

2001

художественный

руководитель

и

дирижёр

народного

коллектива

оркестра

народных

инструментов Дворца культуры им. Я. Ухсая.» («Чувашский календарь «Календарь года»,

издание Чувашской национальной библиотеки, 2018 г.)

С оркестром народных инструментов Дворца культуры им. Я. Ухсая (Дворца культуры

ЧЭАЗ)

связаны

самые

большие

достижения,

успехи

на

конкурсах,

на

концертах.

Этим

коллективом

Михаил

Яруллович

руководил

30

лет.

«Оркестр

принимал

участие

в

днях

культуры

Чувашии

а

Марийской

АССР

в

1971

году.

В

1972

году

оркестр

выступил

в

заключительном

концерте

Лауреатов

Всесоюзного

телевизионного

фестиваля

на

сцене

Кремлёвского Дворца Съездов в Москве.» (из беседы с Е.А. Осиповской).

С 1971 по 1998 годы работал в Чебоксарском музыкальном училище им. Ф.П. Павлова,

преподавал

дирижирование,

инструментовку

и

чтение

партитур

на

отделении

народных

инструментов.

Неоднократно

выезжал

на

сельхозработы

в

районы

Чувашии,

руководил

группой студентов, выезжавших на экскурсии в города Минск, Брест, Ленинград. Будучи

классным руководителем двух выпусков, заслужил любовь и уважение студентов, об этом

говорит запись студентов-выпускников 1975 года: «До сих пор в нашей душе живёт образ

мужчины крепкого телосложения с красивой кудрявой головой, с заботливым и добрым

сердцем! Вы замечательный маэстро и превосходный дирижёр!» (запись на открытке, из

семейного архива Е. А. Осиповской).

За

достижения

в

концертно-просветительской

деятельности

с

оркестром

русских

народных

инструментов,

Михаиллу

Ярулловичу

в

1973

году

было

присвоено

звание

«Заслуженного работника культуры ЧАССР». А в 1974 году оркестру, носившему звание

любительского (самодеятельного), присвоено звание «народный оркестр».

В 1975 году

оркестр стал Лауреатом и Дипломантом 1 степени на Всесоюзном фестивале к 60-летию

Октября.

Евгения Аркадьевна Осиповская, супруга Михаила Ярулловича, всегда поддерживала

все его начинания в работе. С теплотой и трепетом она делилась воспоминаниями о нём:

«Михаил Яруллович открыл слушателям настоящий многотембровый, с неограниченными

исполнительскими

возможностями,

виртуозный

оркестр

народных

инструментов.

Мощь

звучания

оркестра,

задушевный

лиризм,

широта,

удаль,

искренний

юмор,

красочные

импровизации солистов-виртуозов – снискали любовь и уважение самых широких кругов

слушателей. Сотни концертов и многие тысячи поклонников народной музыки – таковы итоги

его работы».

Действительно,

концертная

программа

оркестра

была

разнообразной,

и

не

могла

оставить

равнодушным

ни

одного

человека

в

зрительном

зале.

Репертуар

включал

произведения В. В. Андреева, новинки Советской музыки и, конечно произведения чувашских

композиторов. С чувашскими композиторами Ф. М. Лукиным, Т. Фандеевым, А. Михайловым

был знаком лично и часто вместе с ними выезжал на встречи-концерты в районы Чувашии. За

большие заслуги в пропаганде творчества чувашских композиторов и развитие национального

музыкального

исполнительства,

награждён

почётной

грамотой

Ассоциации

Чувашских

композиторов.

Михаилом Ярулловичем, были проведены большие концертные программы на тему

«Шёл солдат», «Сергей Есенин», «Я помню вальса звук прелестный», «Песни опалённые

войной», «Романс – душа моя», «Вечер-встреча с Ф. Лукиным» (где исполнились 15 его

произведений). В концертах принимали участие известные артисты Чувашии: Н. Моляков, К.

Чекушкина,

Т.

Фуртас,

В.

Трофимова.

В

тесном

сотрудничестве

с

оркестром

выступали

солисты Чувашского музыкального театра: заслуженный и народный артист Чувашской АССР,

заслуженный артист РСФСР, народный артист Российской Федерации П. Заломнов; народная

артистка Чувашской Республики, заслуженная артистка России Т. Чумакова; народная артистка

Чувашской АССР Т. Супонина; заслуженная и народная артистка Чувашской Республики,

заслуженная артистка Российско Федерации М. Еланова; заслуженный артист Чувашской

Республики

Ю. Гордеев; народный артист Чувашской Республики В. Иванов; артистка

Чувашии В. Двойнова; заслуженный работник культуры Чувашии Т. Локтева; заслуженная

артистка Чувашии В. Корыстина, артист театра оперы и балета Чувашии В. Шадров и др.

В концертах принимали участие Лауреат конкурса им. П. Чайковского А. Правилов (г.

Нижний Новгород); народный артист Российской Федерации В. Овсянников (г. Москва);

заслуженная и народная артистка России А. Литвиненко (г. Москва); заслуженный артист

Российской Федерации, балаечник, И. Штиллер (г. Нижний Новгород); проректор Казанской

консерватории, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан Р. Халитов.

Михаил Гарифуллин был знаком с Н. Калининым, художественным руководителем и

главным дирижёром Национального Академического оркестра народных инструментов России

(г. Москва). Н. Калинин был приглашён на юбилейный концерт, посвящённый 55-летию

электроаппаратного завода, где дирижировал оркестром Дворца культуры.

Оркестр неоднократно выступал в разных городах не только Чувашской республики –

Алатырь, Новочебоксарск, Канаш, нов городах России – Астрахань, Волгоград, Ульяновск. Без

оркестра не возможно было представить праздничное мероприятие – это и выступления на

праздниках «Песни и труда», «Дня города», «Дня республики».

В 1996 году Чувашский оркестр народных

инструментов ДК им. Я. Ухсая стал

лауреатом 1 степени Всероссийского конкурса оркестров и ансамблей народных инструментов

в городе Самара.

В

1991г.

М.Я.

присвоено

звание

«Почётный

член

Всероссийского

музыкального

общества». Награждён грамотами Министерства культуры СССР, РСФСР.

Оркестр являлся лауреатом Всесоюзных, Всероссийских, Республиканских фестивалей

смотров. Награждён дипломами и грамотами многих организаций и ведомств. Казалось бы,

всего

достиг

коллектив,

благодаря

энтузиазму

дирижёра

музыкантам,

но

главная

мечта

Михаила

Ярулловича

была,

чтобы

оркестр

получил

статус

профессионального.

Будущее

коллектива

вызывали

опасения,

так

коллектив

нёс

статус

любительского

оркестра

и

материальное

положения

не

позволяло

развиваться

оркестру.

Неоднократно

Михаил

Яруллович поднимал это вопрос в администрации города, но, к сожалению, это не дало

положительных

результатов

его

мечта

так

и

не

осуществилась.

В

настоящее

время

в

Чувашии нет муниципального народного оркестра, где бы выпускники высших и средних

учебных

заведений

могли

бы

играть

совместно.

Вопрос

об

отсутствии

муниципального

оркестра в Чувашской республике для профессиональных музыкантов, я поднимала в статье

«Проблема популяризации русских народных инструментов» (Вестник БОУ ВПО «ЧГИКИ»

Минкультуры Чувашии №7/2013). К сожалению, с тех пор ничего не изменилось.

В заключении хотелось бы привести теплые слова о Михаиле Ярулловиче его коллег,

друзей и близких. Осиповская Евгения Аркадьевна говорила о нём: «Это был музыкант до

мозга

костей

с

неуёмной

харизмой,

энергией

и

обаянием.

Всегда

притягивал

к

себе

собеседников своей эрудицией в политике, музыке, спорте. Многие воспитанники оркестра,

полюбившие

народную

музыку,

в

будущем

стали

профессиональными

музыкантами.

Спаянный

его

авторитетом

коллектив

профессионалов

и

любителей

был

неординарным

явлением в культуре города Чебоксары и республики Чувашия».

Слова поздравительной телеграммы к юбилею М. Я. Гарифуллина руководителя и

главного дирижёра им. Осипова, народного артиста России, Лауреата Государственной премии

России,

профессора

Н.

Калинина:

«Я

знаю

и

ценю

Вас

как

видного

музыкально-

общественного

деятеля,

энтузиаста

и

пропагандиста

народной

музыки,

талантливого

дирижёра. Ваша творческая жизнь заслуживает высокой оценки и уважения». (2001 г., из

семейного архива Е.А. Осиповской).

Чувашский

поэт

Николай

Гребнёв

написал

стихотворение,

посвящённое

М.

Я.

Гарифуллину, вот отрывок из него:

«Твоей души волшебная струна

Любовью к музыке была полна

Искусству преданно служил

Маэстро Гарифуллин Михаил!» (запись на поздравительной открытке)

«Михаил Гарифуллин своим талантом организатора объединил в единый коллектив и

зажёг

много

сердец

музыкантов.

Привил

любовь

к

коллективному

музицированию.

Его

оркестр – дружный коллектив единомышленников, любящих своего дирижёра, верных ему и

музыке.

Благодаря

неиссякаемой

энергии

и

оптимизму

оркестр

постоянно

и

успешно

концертировал. С ним выступали известные солисты и исполнители. Через оркестр прошло не

одно поколение народников. Оркестр хорошо знали и любили не только в Чувашии, но и

далеко за её пределами. Мы благодарны Вам за яркое творчество, за любовь и преданность

музыке!» - коллектив Чебоксарского музыкального училища, директор А. Белянкин.

Имя Гарифуллина М. Я. внесено в Чувашскую энциклопедию, 1 том, 399 страница.

Ушёл из жизни 31 июля 2017 года.

Список использованной литературы:

1.

«Чувашский

календарь

«Календарь

года»,

издание

Чувашской

национальной

библиотеки, 2018 г. (ред. М.В. Андрюшкина, А.В. Аверкиева, Н.Т. Егорова, Т.А. Николаева,

Е.Н. Федотова).

2. «Чувашская энциклопедия» - Чебоксары, 2006, - Т.1, А-Е, с. 399.

3.

Т.М.

Лукашевич

«Становление

и

развитие

коллективного

народного

инструментального

музицирования

в

педагогических

учебных

заведениях

Чувашии»,

Чебоксары, 2005 г., стр.79.

4. Беседа с Е.А. Осиповской (март-апрель, 2018 год).



В раздел образования