Напоминание

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ


Автор: Аристова Анастасия Андреевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МКУ Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Алые паруса"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Раздел: полное образование





Назад




РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ КАК

НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

КОРРЕКЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Педагоги и психологи в своей работе часто сталкиваются с

несовершеннолетними,

имеющими

различные

формы

и

степени

социальной дезадаптации, а также с подростками с девиантным

поведением. В задачи педагогов входит укрепление психического

здоровья несовершеннолетних, повышение их личностного уровня,

а

также

содействие

в

развитии

творческих,

интеллектуальных,

физических и иных способностей детей.

Психологическая

диагностика

не совершеннолетних

показывает,

что

многие

имеют

серьезные

нарушения

в

психоэмоциональной

сфере,

часты

проявления

агре ссии,

неадекватно

завышена

или,

напротив,

занижена

самооценка,

нарушены

высшие

психические

процессы.

В

таких

условиях

непросто

подобрать

универсальные

методы

психологической

коррекции

есть

масса

методик,

направленных

на

снижение

агрессии,

на

стабилизацию

психоэмоционального

состояния,

на

развитие когнитивной сферы и т.п., но очень мало тех, которые бы

давали

комплексное

улучшение

психического

здоровья.

В

этом

плане

очень

удобно

заниматься

развитием

творче ских

способностей,

так

как

упражнения

на

развитие

креативности,

помимо самого развития творческого потенциала, имеют и массу

дополнительных

эффектов

улучшают

психоэмоциональное

состояние, развивают коммуникативные навыки (особенно если это

групповая

работа),

способствуют

формированию

адекватной

самооценки, развивают интеллект и т.п.

Еще

один

немаловажный

аспект

-

это

универсальность

развития творческого мышления в возрастном плане: его можно

развивать и в 3, и в 14, и в 87 лет. Педагогу приходится любое

коррекционное воздействие адаптировать к особенностям каждого

конкретного

возраста.

Зачастую

сделать

это

весьма

сложно

и

психологу приходится подбирать свои методы работы для каждой

возрастной

группы

отдельно.

В

этом

контексте

заниматься

развитием

творческого

мышления

значительно

легче

любую

методику, любое тренинговое упражнение на развитие креативности

адаптировать

для

определенного

возраста

можно

очень

легко,

усложняя задания для старших детей или, напротив, упрощая их для

младших.

Педагоги

и

психологи,

работающие

с

детьми,

уже

давно

обратили внимание на значимость развития творческого мышления

детей.

Ведь

любое

творчество

-

это,

прежде

всего,

способ

самовыражения и способ самопознания. Кроме того, это самая, что

ни

на

есть

прямая

сублимация,

когда

определенные

запретные

желания,

потребности

заменяются,

например,

художественным,

литературным и другими образами, снижая тем самым психическое

напряжение.

При осуществлении любого творческого процесса, в том числе

чисто

мыслительного,

не

имеющего

материального

результата

в

виде созданного предмета, происходит трансформация негативных

мыслей и эмоций в созидательные чувства. Творчество помогает

расслабиться, отключиться от проблем, зарядиться положительной

энергетикой участников, найти единомышленников и друзей.

Большое

значение

в

контексте

развития

творческих

способностей имеет достижение ребенком ощущения «я это могу» -

не только и не столько в смысле «я могу петь/рисовать/лепить», а

скорее «я могу мыслить иначе, (мой) мир гораздо богаче, чем я его

себе

представлял».

Это

ощущение

повышает

самооценку,

самоуважение, делает взгляд на себя, свое место среди других более

позитивным

-

что

особенно

важно

для

детей,

находящихся

в

трудной жизненной ситуации. Уже сам переход от репродуктивной

(воспроизводящей,

шаблонной)

деятельности

к

продуктивной

(творческой),

уход

от

позиции

потребителя

предлагаемых

алгоритмов

мышления

производит

переворот

в

сознании

формирующейся личности.

Любая

творческая

деятельность

способствует

повышению

уровня

самоконтроля,

развивает

сенсомоторные

навыки

и

ассоциативное

внимание

и

память,

умение

выражать

в

художественной форме свои мысли и чувства, связанные, в том

числе,

со

значимыми

проблемными

ситуациями.

В

результате

решаются

такие

задачи,

как

развитие

навыков

невербальной

коммуникации и творческого самовыражения, укрепляется чувство

идентичности, развиваются механизмы психологической защиты.

Творчество

способствует

прояснению

осознания

системы

своих

отношений, включая отношение к самому себе.

Таким образом, развитие творческих способностей – одно из

наиболее

удобных

направлений

коррекционной

педагогики.

Оно

оказывает

коррекционное

воздействие

на

аффективно-волевую

и

познавательную сферы личности несовершеннолетнего, позволяет

корригировать

межличностные

отношения

и

поведенческие

аспекты, способствует гармоничному развитию личности ребенка в

целом.

Развитие

творческого

потенциала

подходит

как

для

индивидуальной, так и для групповой коррекции, в том числе для

коррекции детско-родительских отношений. Развивать творческие

способности можно в любом возрасте, у детей с разным уровнем

психического и физического развития, в том числе направление

хорошо подходит для детей с ОВЗ и психическими отклонениями.



В раздел образования