Автор: Аристова Анастасия Андреевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МКУ Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Алые паруса"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Раздел: полное образование
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ КАК
НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
КОРРЕКЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Педагоги и психологи в своей работе часто сталкиваются с
несовершеннолетними,
имеющими
различные
формы
и
степени
социальной дезадаптации, а также с подростками с девиантным
поведением. В задачи педагогов входит укрепление психического
здоровья несовершеннолетних, повышение их личностного уровня,
а
также
содействие
в
развитии
творческих,
интеллектуальных,
физических и иных способностей детей.
Психологическая
диагностика
не совершеннолетних
показывает,
что
многие
имеют
серьезные
нарушения
в
психоэмоциональной
сфере,
часты
проявления
агре ссии,
неадекватно
завышена
или,
напротив,
занижена
самооценка,
нарушены
высшие
психические
процессы.
В
таких
условиях
непросто
подобрать
универсальные
методы
психологической
коррекции
–
есть
масса
методик,
направленных
на
снижение
агрессии,
на
стабилизацию
психоэмоционального
состояния,
на
развитие когнитивной сферы и т.п., но очень мало тех, которые бы
давали
комплексное
улучшение
психического
здоровья.
В
этом
плане
очень
удобно
заниматься
развитием
творче ских
способностей,
так
как
упражнения
на
развитие
креативности,
помимо самого развития творческого потенциала, имеют и массу
дополнительных
эффектов
–
улучшают
психоэмоциональное
состояние, развивают коммуникативные навыки (особенно если это
групповая
работа),
способствуют
формированию
адекватной
самооценки, развивают интеллект и т.п.
Еще
один
немаловажный
аспект
-
это
универсальность
развития творческого мышления в возрастном плане: его можно
развивать и в 3, и в 14, и в 87 лет. Педагогу приходится любое
коррекционное воздействие адаптировать к особенностям каждого
конкретного
возраста.
Зачастую
сделать
это
весьма
сложно
и
психологу приходится подбирать свои методы работы для каждой
возрастной
группы
отдельно.
В
этом
контексте
заниматься
развитием
творческого
мышления
значительно
легче
–
любую
методику, любое тренинговое упражнение на развитие креативности
адаптировать
для
определенного
возраста
можно
очень
легко,
усложняя задания для старших детей или, напротив, упрощая их для
младших.
Педагоги
и
психологи,
работающие
с
детьми,
уже
давно
обратили внимание на значимость развития творческого мышления
детей.
Ведь
любое
творчество
-
это,
прежде
всего,
способ
самовыражения и способ самопознания. Кроме того, это самая, что
ни
на
есть
прямая
сублимация,
когда
определенные
запретные
желания,
потребности
заменяются,
например,
художественным,
литературным и другими образами, снижая тем самым психическое
напряжение.
При осуществлении любого творческого процесса, в том числе
чисто
мыслительного,
не
имеющего
материального
результата
в
виде созданного предмета, происходит трансформация негативных
мыслей и эмоций в созидательные чувства. Творчество помогает
расслабиться, отключиться от проблем, зарядиться положительной
энергетикой участников, найти единомышленников и друзей.
Большое
значение
в
контексте
развития
творческих
способностей имеет достижение ребенком ощущения «я это могу» -
не только и не столько в смысле «я могу петь/рисовать/лепить», а
скорее «я могу мыслить иначе, (мой) мир гораздо богаче, чем я его
себе
представлял».
Это
ощущение
повышает
самооценку,
самоуважение, делает взгляд на себя, свое место среди других более
позитивным
-
что
особенно
важно
для
детей,
находящихся
в
трудной жизненной ситуации. Уже сам переход от репродуктивной
(воспроизводящей,
шаблонной)
деятельности
к
продуктивной
(творческой),
уход
от
позиции
потребителя
предлагаемых
алгоритмов
мышления
производит
переворот
в
сознании
формирующейся личности.
Любая
творческая
деятельность
способствует
повышению
уровня
самоконтроля,
развивает
сенсомоторные
навыки
и
ассоциативное
внимание
и
память,
умение
выражать
в
художественной форме свои мысли и чувства, связанные, в том
числе,
со
значимыми
проблемными
ситуациями.
В
результате
решаются
такие
задачи,
как
развитие
навыков
невербальной
коммуникации и творческого самовыражения, укрепляется чувство
идентичности, развиваются механизмы психологической защиты.
Творчество
способствует
прояснению
осознания
системы
своих
отношений, включая отношение к самому себе.
Таким образом, развитие творческих способностей – одно из
наиболее
удобных
направлений
коррекционной
педагогики.
Оно
оказывает
коррекционное
воздействие
на
аффективно-волевую
и
познавательную сферы личности несовершеннолетнего, позволяет
корригировать
межличностные
отношения
и
поведенческие
аспекты, способствует гармоничному развитию личности ребенка в
целом.
Развитие
творческого
потенциала
подходит
как
для
индивидуальной, так и для групповой коррекции, в том числе для
коррекции детско-родительских отношений. Развивать творческие
способности можно в любом возрасте, у детей с разным уровнем
психического и физического развития, в том числе направление
хорошо подходит для детей с ОВЗ и психическими отклонениями.