Автор: Сергеева Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №1 " Образовательный центр" детский сад "Сказка"
Населённый пункт: Самарская обл с Сергиевск
Наименование материала: статья
Тема: Организации игры во второй младшей группе
Раздел: дошкольное образование
Организация игры во второй младшей группе
(Из опыта работы воспитателя Сергеевой Елены Юрьевны)
Игра-один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление,
она привлекает внимание людей разных профессий.
Исследования отечественных и зарубежных ученых – философов, социологов,
историков культуры (Георг Клаус, К.Г. Юсупов, В.И. Истомин и др.) рассматривают
своеобразие игры, ее роль и значение в жизни общества и отдельной личности, в
человеческой культуре. Исследователи отмечают ценность игры, ее условность, а
также указывают на ее значение в формировании социального поведения,
самоутверждения человека, на возможность прогнозирования его поведения в ситуации
общения.
Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности.
Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное
содержание жизни, вступает как ведущая деятельность.
К трем годам у детей складывается условное предметное действие, посредством
которого ребенок развертывает самостоятельную игру. Действие с предметами
«понарошку» подготавливает возможность понимания ребенком того, что он и сам в
игре может быть кем-то иным — «понарошку» мамой, доктором и т. п. Трехлетний
ребенок становится способен овладеть ролью — более сложным смысловым и
структурным «узлом» игры.
В подходе к руководству игрой, основное внимание уделялось содержанию ролей. Чем
сложнее роль по своему социальному содержанию, чем больше должны знать о ней
дети, и тем более развита игра (например, младшие дети должны отображать в игре
содержание ролей «мамы», «папы», «продавца», старшие — «космонавта»,
«строителя», «учителя» и т. п.). для Постоянное расширение знаний детей об
окружающей жизни, обогащение их впечатлений (в основном, с профессиями
взрослых) и подбор игрушек-атрибутов для определенных профессиональных ролей
(например, чтобы дети играли в «Парикмахерскую», мы с детьми рассматривали
иллюстрацию «Парикмахер». Изготовили атрибуты для игры, сделали альбом
«Прически для куклы Кати». Затем детям был предложен специальный игровой набор
«Детский парикмахер»: флаконы, расческа, ножницы и др.; то же самое делала в
отношении магазина, стройки и т. п.
Какими умениями должны овладеть дети, чтобы в полной мере использовать роль как
специфический способ построения игры? Прежде всего ребенку нужно уметь принять
на себя игровую роль (понимать, что сейчас в игре он не Егор, а «шофер») и
обозначить ее для партнера (чтобы и партнер понимал, что он сейчас имеет дело не с
Егором, а «шофером» автобуса), чтобы полноценно овладеть игровой ролью, ребенку
необходимо не только уметь осуществлять специфичные для роли условные
предметные действия, но и уметь говорить с партнером как носителем другой игровой
роли (как «доктор» с «пациентом», а не как Владик с Кариной), т. е. уметь
развертывать специфическое ролевое взаимодействие — ролевой диалог.
Очень важным является научить детей принимать на себя роль в игре, с этой целью
многократно с детьми организовывала игровую среду, создавала такую игровую
ситуацию, в процессе которой учила реагировать на действия и речь носителей разных
ролей, связанных по смыслу с его ролью (например, доктор должен одним образом
взаимодействовать и разговаривать с пациентом, иначе — с медсестрой и т. п.), т.
е. уметь изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от того, каковы роли
партнеров(например, побыв «пациентом», стать при необходимости «медсестрой»,
затем «главным врачом» и т. п.). Это очень важно, поскольку сюжет игры всегда
динамичен, развивается в ее процессе, и у детей возникает необходимость включать в
него новые роли (а желание и возможность включать в игру новых участников есть не
всегда).
Все эти умения формируются постепенно. Для детей 4-го года жизни достаточно уметь
принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые
действия, направленные на партнера-игрушку, развертывать парное ролевое
взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером-сверстником.
Строя совместную игру с детьми, постепенно ее усложняю, в следующей
последовательности: первоначально взрослый берет на себя основную роль и
втягивает ребенка в совместную игру, предлагая ему дополнительную роль. В
дальнейшем воспитатель подключается к игре ребенка, беря на себя уже
дополнительную роль, а затем уступает ее другому ребенку, т. е. ориентирую детей
друг на друга, требующей ролевого взаимодействия.
В ходе таких совместных игр своими вопросами стараюсь максимально активизировать
ролевую речь детей. Переключение детей на речевое взаимодействие в игре можно
сделать еще более отчетливым, используя особые методические приемы. Одним из них
является создание чисто «разговорной» ситуации с помощью очень простых игрушек —
телефонов..
Еще одним приемом, способствующим развитию у детей является игра с небольшой
подгруппой детей по мотивам известных им сказок, персонажи которых выполняют
однотипные действия. Это очень простые сказки — «Репка», «Теремок», чуть более
сложные — «Колобок», «Три поросенка», «Волк и козлята» и т. п. В таких играх беру
на себя роль первого появляющегося в сказке или основного персонажа (например,
мышки-норушки, колобка, волка) и последовательно вовлекаю детей в игру,
развертывая ролевое взаимодействие поочередно с каждым (с лягушкой-квакушкой,
ежиком и т. д. в «Теремке»; с зайцем, медведем и т. д. в «Колобке»).
Важное место в режиме дня детей младшего возраста занимают подвижные,
хороводные пальчиковые, игры с правилами дорожного движения и др. Во время игр
происходит непроизвольное познание окружающего мира, развивается речь, мелкая
моторика пальцев, формируются физические навыки, укрепляется здоровье, дети
приобретают навыки общения. Для мобильной работы с детьми, в группе создана
картотека с описанием различных видов игр.