Напоминание

Организации игры во второй младшей группе


Автор: Сергеева Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №1 " Образовательный центр" детский сад "Сказка"
Населённый пункт: Самарская обл с Сергиевск
Наименование материала: статья
Тема: Организации игры во второй младшей группе
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация игры во второй младшей группе

(Из опыта работы воспитателя Сергеевой Елены Юрьевны)

Игра-один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление,

она привлекает внимание людей разных профессий.

Исследования отечественных и зарубежных ученых – философов, социологов,

историков культуры (Георг Клаус, К.Г. Юсупов, В.И. Истомин и др.) рассматривают

своеобразие игры, ее роль и значение в жизни общества и отдельной личности, в

человеческой культуре. Исследователи отмечают ценность игры, ее условность, а

также указывают на ее значение в формировании социального поведения,

самоутверждения человека, на возможность прогнозирования его поведения в ситуации

общения.

Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности.

Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное

содержание жизни, вступает как ведущая деятельность.

К трем годам у детей складывается условное предметное действие, посредством

которого ребенок развертывает самостоятельную игру. Действие с предметами

«понарошку» подготавливает возможность понимания ребенком того, что он и сам в

игре может быть кем-то иным — «понарошку» мамой, доктором и т. п. Трехлетний

ребенок становится способен овладеть ролью — более сложным смысловым и

структурным «узлом» игры.

В подходе к руководству игрой, основное внимание уделялось содержанию ролей. Чем

сложнее роль по своему социальному содержанию, чем больше должны знать о ней

дети, и тем более развита игра (например, младшие дети должны отображать в игре

содержание ролей «мамы», «папы», «продавца», старшие — «космонавта»,

«строителя», «учителя» и т. п.). для Постоянное расширение знаний детей об

окружающей жизни, обогащение их впечатлений (в основном, с профессиями

взрослых) и подбор игрушек-атрибутов для определенных профессиональных ролей

(например, чтобы дети играли в «Парикмахерскую», мы с детьми рассматривали

иллюстрацию «Парикмахер». Изготовили атрибуты для игры, сделали альбом

«Прически для куклы Кати». Затем детям был предложен специальный игровой набор

«Детский парикмахер»: флаконы, расческа, ножницы и др.; то же самое делала в

отношении магазина, стройки и т. п.

Какими умениями должны овладеть дети, чтобы в полной мере использовать роль как

специфический способ построения игры? Прежде всего ребенку нужно уметь принять

на себя игровую роль (понимать, что сейчас в игре он не Егор, а «шофер») и

обозначить ее для партнера (чтобы и партнер понимал, что он сейчас имеет дело не с

Егором, а «шофером» автобуса), чтобы полноценно овладеть игровой ролью, ребенку

необходимо не только уметь осуществлять специфичные для роли условные

предметные действия, но и уметь говорить с партнером как носителем другой игровой

роли (как «доктор» с «пациентом», а не как Владик с Кариной), т. е. уметь

развертывать специфическое ролевое взаимодействие — ролевой диалог.

Очень важным является научить детей принимать на себя роль в игре, с этой целью

многократно с детьми организовывала игровую среду, создавала такую игровую

ситуацию, в процессе которой учила реагировать на действия и речь носителей разных

ролей, связанных по смыслу с его ролью (например, доктор должен одним образом

взаимодействовать и разговаривать с пациентом, иначе — с медсестрой и т. п.), т.

е. уметь изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от того, каковы роли

партнеров(например, побыв «пациентом», стать при необходимости «медсестрой»,

затем «главным врачом» и т. п.). Это очень важно, поскольку сюжет игры всегда

динамичен, развивается в ее процессе, и у детей возникает необходимость включать в

него новые роли (а желание и возможность включать в игру новых участников есть не

всегда).

Все эти умения формируются постепенно. Для детей 4-го года жизни достаточно уметь

принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые

действия, направленные на партнера-игрушку, развертывать парное ролевое

взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером-сверстником.

Строя совместную игру с детьми, постепенно ее усложняю, в следующей

последовательности: первоначально взрослый берет на себя основную роль и

втягивает ребенка в совместную игру, предлагая ему дополнительную роль. В

дальнейшем воспитатель подключается к игре ребенка, беря на себя уже

дополнительную роль, а затем уступает ее другому ребенку, т. е. ориентирую детей

друг на друга, требующей ролевого взаимодействия.

В ходе таких совместных игр своими вопросами стараюсь максимально активизировать

ролевую речь детей. Переключение детей на речевое взаимодействие в игре можно

сделать еще более отчетливым, используя особые методические приемы. Одним из них

является создание чисто «разговорной» ситуации с помощью очень простых игрушек —

телефонов..

Еще одним приемом, способствующим развитию у детей является игра с небольшой

подгруппой детей по мотивам известных им сказок, персонажи которых выполняют

однотипные действия. Это очень простые сказки — «Репка», «Теремок», чуть более

сложные — «Колобок», «Три поросенка», «Волк и козлята» и т. п. В таких играх беру

на себя роль первого появляющегося в сказке или основного персонажа (например,

мышки-норушки, колобка, волка) и последовательно вовлекаю детей в игру,

развертывая ролевое взаимодействие поочередно с каждым (с лягушкой-квакушкой,

ежиком и т. д. в «Теремке»; с зайцем, медведем и т. д. в «Колобке»).

Важное место в режиме дня детей младшего возраста занимают подвижные,

хороводные пальчиковые, игры с правилами дорожного движения и др. Во время игр

происходит непроизвольное познание окружающего мира, развивается речь, мелкая

моторика пальцев, формируются физические навыки, укрепляется здоровье, дети

приобретают навыки общения. Для мобильной работы с детьми, в группе создана

картотека с описанием различных видов игр.



В раздел образования