Автор: Менякина Валентина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ РМ "Ялгинский детский дом-школа"
Населённый пункт: Республика Мордовия
Наименование материала: Сценарий
Тема: Комплексное занятие "Прекрасно там, где Доброта"
Раздел: среднее образование
Комплексное занятие «Прекрасно там, где Доброта».
Цель: пробудить у детей желание делать добро, уважительно относиться ко
всему, что окружает.
Задачи.
знакомить детей с общечеловеческими ценностями;
воспитывать доброжелательность, умение видеть красоту в простом и
обыденном, умение дарить тепло и доброту;
учить вежливому общению в семье и в коллективе, различать добро и
зло;
продолжить знакомство с вежливыми словами;
побуждать совершать добрые поступки, способствовать развитию у
детей ответственности за свои поступки, воспитывать у детей
стремление к самовоспитанию.
Оборудование:
Карточки с описанием черты характера человека; листочки с качествами
человека: добропорядочность, добросердечность, добродушие, добронравие,
доброжелательность; дерево, на ветках которого нет листочков, на корнях
написано: доброта. У детей чистые листочки, на них они запишут добрые
поступки; карточки с текстами заданий: «Пять добрых дел», ноутбук.
Ход занятия.
1.
Вступительное слово.
Воспитатель:
Доброта. Какое старое слово! Тысячелетия люди спорят о том, нужна ли
доброта или нет? Полезна она или вредна. Споры идут, а люди страдают от
того, что доброты в их жизни не хватает. Оглянитесь вокруг, присмотритесь,
какими
недружелюбными
и
равнодушными
бывают
порой
люди
по
отношению друг к другу. Именно доброта сближает людей, как ничто другое,
она тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать. Доброта
избавляет нас от одиночества, душевных ран и не прощёных обид.
Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдёт стороной,
Озарится душа красотой…
2. Душевная красота спасет мир.
Притча - сказка о красоте и доброте.
Жила в одной стране девочка-сирота. Ростом маленькая, лицом
страшненькая. Все оно было в шрамах от оспы, нос длинный и острый, рот
как у лягушки, уши как два больших лопуха. Если кто случайно глянет —
отвернется. Даже собаки — подожмут хвосты и — наутек. Решила уйти
девочка подальше от всех высоко в горы. Оказалась она в дремучем лесу и
обрадовалась: — Вот и хорошо! Теперь уж никто не сможет увидеть мое
лицо.
Наконец
девочка
дошла
до
речки.
Стремительная
горная
река,
ее
сверкающие брызги и длинные покачивающиеся водоросли словно напевали
мелодию.
Девочка
наполнила
свой
кувшин
водой
и
медленно
побрела
дальше.
Вскоре
повстречался
ей
медвежонок,
который
сильно
хромал.
Взглянула девочка на лапу, вытащила занозу, промыла ранку водой из речки,
и медвежонок перестал хромать. Тогда он достал из дупла меду и стал уго-
щать девочку. Едва лишь она сделала несколько глотков, как рот ее стал
маленьким
и
алым,
как
бутон,
а
уши
—
маленькими
и
розовыми,
как
раковины. Но девочка ничего не заметила и пошла дальше. Попался ей
умирающий цветок: головка поникла, листья висели, как лохмотья. Полила
она
его
водой
из
кувшина,
и
цветок
ожил.
Девочка
вдохнула
аромат
спасенного
цветка,
и
ее
длинный-предлинный
нос
вдруг
превратился
в
прямой и красивый носик. Оленю, у которого слезились глаза, она промыла
их водой из кувшина, а он из благодарности стал лизать ее лицо. Тогда
пропали
все
следы
от
оспы,
глаза
заблестели,
а
вокруг
них
выросли
пушистые ресницы. А фазан, который слетел с дерева и попросил у нее на-
питься,
превратился
в
прекрасного
юношу
и
сказал:
—
Спасибо
тебе,
красавица, за твое доброе сердце. Заплакала девочка от этих слов. Думала,
смеется над ней юноша. Взял он тогда ее за руку и повел к реке. Взглянула
девочка на свое отражение и обомлела. Прошло время, и сладили они свадьбу
и
п о з в а л и
в
г о с т и
в с ю
д е р е в н ю .
Воспитатель:
-Каковы нравственные уроки причты? Зачем помогать ближнему? (ответы
детей). Помогая другим, помогаешь себе.
3. "Не ищи красоты, а ищи доброты".
-Ребята, у вас на столах карточки с пословицами, надо восстановить
пословицы, из которых потерялись слова:
* Жизнь дана на дела.
* Мир не без людей.
* желаешь - и делай.
* Истинное всегда просто.
* слово человеку - что дождь в засуху.
- Молодцы, правильно вы догадались. А что объединяет все эти слова?
"Не ищи красоты, а ищи доброты" - это правило вывели наши предки. И
при этом добавляли "Мир не без добрых людей". Они были уверены, что
доброта происходит от любви; любви к человеку и тогда доброта направлена
на окружающих людей, любви к природе и тогда доброта направлена всё
живое, что окружает нас.
- А что такое "доброта"? (заботливое, внимательное отношение)
"Добро - это всё положительное, хорошее, полезное" - так раскрывается
значение этого слова в толковом словаре Ожегова.
В русском языке много добрых слов и выражений. Некоторые из них
начинаются со слова «добро».
Встречая гостей, мы говорим:.. ; Провожая гостей::; Утром:; Вечером: и т.д.
Доброе слово надо уметь сказать вовремя. Зачем нужны добрые слова? Разве
нельзя быть добрым без слов?
- Когда у вас в классе, в семье, в мире все по-доброму, какое у всех
настроение? (всем становится теплее).
4. Работа с пословицами.
Пословицы о доброте:
- Учись доброму – плохое на ум не пойдёт.
- Про доброе дело говори смело.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Худо жить без ласкового слова.
- Доброе слово лечит, а злое калечит.
- Добряк добро творит, быть может, и, не зная, что от этого болит душа у
негодяя.
- Не одежда красит человека, а его добрые дела.
- Злой плачет от зависти, а добрый - от радости.
- Добрые слова дороже богатства.
- В ком добра нет, в том и правды мало.
- Не ищи красоты, ищи доброты.
- Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
- Сумел провиниться, сумей и повиниться.
5. Игра «Доброта и вежливость неразделимы».
Посмотрим, насколько мы вежливы.
Если вежливо - хлопайте 2 раза. Если невежливо - топните.
- Поздороваться при встрече?
- Толкнуть, не извиниться?
- Помочь подняться упавшему?
- Поднять упавшую вещь?
- Не встать, обращаясь к учителю?
- Взять билет в автобусе?
- Не уступить старшему место в транспорте?
- Не заметить недовольство мамы?
6. Работа в паре.
Воспитатель: Сказанное слово, словно семя, падает в сердце человека. А от
доброго семени и добрый плод. Хорошо, если в согласии с добрыми словами
не только наши уста, но и наши помыслы и мысли.
- А как вы думаете, добрые слова и добрые мысли, во что могут
превратиться? (добрые поступки)
Задание 1.Внимательно выслушайте друг друга, придите к согласию.
Подчеркните единое решение. Выбери пять добрых дел.
- Уступить место пожилому
- Утешить плачущего
- Радоваться неудаче ближнего
- Подать милостыню
- Стремиться быть богатым человеком
- Помогать ближним
- Завидовать
- Сделать кормушку для птиц
Задание 2. На листках записано описание качества человека, вы должны
догадаться и выбрать карточку с названием данной черты характера:
* Человека, на которого всегда и во всём можно положиться, называют …
* Человека, у которого доброе сердце, называют…
* Человек, который желает другим только добра, называют…
* Человека с доброй душой и мягким характером, незлопамятного,
называют…
* Человека, обладающего добрым, хорошим нравом, называют…
(добропорядочность, добросердечность, добродушие, добронравие,
доброжелательность).
7. Творческая работа «Дерево Добра».
Воспитатель:
Вы хотите видеть окружающих не только добрыми, но и
счастливыми,
смелыми,
красивыми,
мечтаете,
чтобы
не
было
бездомных
детей, стариков. Вам хочется, чтобы все люди честно трудились, не болели,
относились с пониманием друг к другу, чтобы никогда не было войн. Вы
задумываетесь
над
тем,
что
происходит
вокруг,
осознаете
свою
ответственность. Я верю, что ваша жизнь сложится очень удачно, в будущем
вы постараетесь жить так, чтобы не делать несчастными людей, находящихся
с вами рядом. Я желаю, чтобы вы стремились к тому, чтобы о вас говорили:
"Это очень хороший человек!"
-Будьте добры, напишите на листочке от Дерева доброты, какое доброе дело
вы
смогли
бы
сделать
уже
сегодня.
Дети
приклеивают
листочки
с
записанными на них добрыми делами на Дерево доброты.
-Каждый ваш хороший поступок, это частица добра, вложенная в
огромный мир доброты. От неё становится теплее, светлее и радостнее.
Вывод: Будем делать хорошо и не будем плохо. Добро желаешь - добро и
делай.
-Трудно иногда бывает совершать истинно добрые поступки, а каждый
плохой поступок - крупица Зла, от которого становится темно и страшно.
Стихотворение "Обидное слово"(читает воспитанник).
Обидное слово, обидное слово!
Как больно ударить умеет оно!
Змеёй ядовитой ужалить готово,
Ужалит - и станет на сердце темно.
И тот, кто обидел, и тот, кто обижен,
И тот, кто унизил, и тот, кто унижен,
Хотя миновала уж ссоры гроза,
Молчат и не смотрят друг другу в глаза.
Послушай совета, мой милый ребёнок,
Будь добрым и вежливым с самых пелёнок.
Хорошее только старайся творить.
И слов унизительных не говорить.
Воспитатель: Случается, что все мы говорим грубые слова. О чем надо
подумать или что надо сделать, если уже сказал грубость?
-Что надо вспомнить, когда хочется сказать или уже сказал грубое слово?
- Правильно! Доброе, вежливое слово.
7. Итог занятия.
- О чем сегодня мы говорили? Что вам больше всего запомнилось?
-Ребята! Будьте добры с теми, кто вас окружает. Делайте людям добро и,
будьте уверены, они отблагодарят вас тем же. Помните, что без добрых дел
нет доброго имени.
Я желаю вам всего самого доброго, чтобы к вам
относились по- доброму, и чтобы вы всегда были открыты добру.
Звучит
песня: "Дорога добра".