Напоминание

Конспект обобщающего урока по теме "Деепричастие"


Автор: Артышева Елена Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 26"
Населённый пункт: Миасс
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект обобщающего урока по теме "Деепричастие"
Раздел: среднее образование





Назад




Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.

Цели урока:

Обучающие:

обобщить и закрепить изученный материал по теме «Деепричастие».

Развивающие:

формировать коммуникативные компетенции (навык работы в команде, умение ставить

вопрос), учебно-познавательные компетенции (развивать логику, самостоятельность

мышления);

развивать умение анализировать, классифицировать, обобщать;

развивать познавательный интерес к урокам русского языка;

расширять словарный запас учащихся через конструирование предложений по заданным

моделям с использованием деепричастий и деепричастных оборотов;

развивать умение правильно употреблять деепричастия в речи;

развивать культуру речи и общения.

Воспитывающие:

воспитывать положительное отношение к знаниям, уважительное отношение к родному

языку;

воспитывать толерантное отношение к мнению других людей в условиях работы в парах;

воспитывать чувство патриотизма через прикосновение к поэзии.

Оформление и оборудование урока: компьютер, видеопроектор, карточки для индивидуальной

работы, интерактивная доска.

Ход урока

Слово учителя

( Слайд 1)

Поэтический калейдоскоп осени

Мой зонтик рвется, точно птица,

И вырывается, треща.

Шумит над миром и дымится

Сырая хижина дождя.

Н. Заболоцкий «Пейзажи осени»

Мы не грустим, пугаясь снова

Дыханья близкого зимы,

А голос лета прожитого

Яснее понимаем мы.

А. Фет «Осенью»

Осень только взялась за работу,

только вынула кисть и резец,

положила кой-где позолоту,

кое-где уронила багрец,

и замешкалась, будто решая,

приниматься ей этак иль так?

То отчается, краски мешая,

и в смущенье отступит на шаг. М. Алигер «Осень только взялась за работу»

Какие средства выразительности использовали поэты, чтобы оживить описание?

Слово учителя

Да, осень очень разная. Дни так стремительно становятся короче, что начинаешь впитывать

побольше света, красок, ведь впереди — долгая и холодная зима. Хочется насладиться последними

красивыми деньками. Осень в стихах классиков утонченная, нежная, мудрая. Все переплетается:

грусть, тоска, радость, любовь.

Лексическая работа:

(Слайд 2)

БАГРЕ'Ц, а́

, мн. нет, м. 1. Красная краска темного оттенка, багровая (спец.). 2. Драгоценная

багровая ткань, пурпур (устар.). В багрец и золото одетые леса. А. Пушкин. (Источник: «Толковый

словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова).

Посмотрите ещё раз на эти поэтические строки. Что, по вашему мнению, «дорисовывает»

движение, точно, кратко передает характер действия? (Деепричастия, деепричастные обороты).

На протяжении нескольких уроков мы изучали тему «Деепричастие». Пришло время, когда

необходимо обобщить пройденный материал, ответив на вопрос, который и будет являться темой

нашего урока

«Деепричастие, я тебя знаю?»

(Слайд 3)

Я предлагаю вам сформулировать цели сегодняшнего урока, важные лично для вас. (Учащиеся

формулируют цели урока, учитель помогает грамотно оформить их в речевом отношении).

1) Повторим теорию (повторение теоретического материала по теме «Деепричастие» проходит при

помощи интерактивного приёма «Согласен-не согласен»).

2) Словообразование деепричастий. Задание выполняется по рядам: 1-й ряд морфемный разбор

деепричастия из отрывка стихотворения Н. Заболоцкого «Пейзажи осени»; 2-й ряд - из отрывка

стихотворения А. Фета «Осенью»; 3-й ряд - из отрывка стихотворения М. Алигер «Осень только

взялась за работу». (Карточки с отрывками – на парте у учащихся).

Дополнительные вопросы

а) в чем особенность морфемного состава деепричастия? (не имеет окончания)

б) назови суффиксы деепричастий ( -а- (-я-);-вши- -ши- -в-; -учи -( -ючи-) (уст.)

а) по каким признакам можно найти деепричастие в тексте?

б) какие признаки деепричастие унаследовало от наречия, какие от глагола?

3) Деепричастие несовершенного и совершенного вида (задание на карточках)

Раскрыть скобки, образовав от глаголов деепричастия нужного вида, надписать вид, выделить

суффикс, а также графически выделить деепричастный оборот:

(Продолжать) двигаться огромная туча опускалась все ниже к земле и смешивалась с туманом.

Темно-синий свет просачивался сквозь длинное облако едва (освещать) землю. (Затрепетать)

прошумела листва. Внезапная вспышка ослепительной молнии распорола тучи и (осветиться) ею

небо словно раскололось.

(По П. Проскурину)

Прочитайте получившийся текст, озвучив поставленные знаки препинания.

– Докажите, что перед вами текст.

– Какова тема текста?

–Сформулируйте основную мысль текста.

– Каков тип речи данного текста?

– Назовите деепричастия, их суффиксы и вид.

4) Деепричастный оборот и знаки препинания при нем.

(Слад 4)

Спишите строки из стихотворений, расставьте знаки препинания, обозначьте деепричастные

обороты как члены предложения.

(Слайды 5-7)

1.

Тихо вечер догорает

Горы золотя. (А. Фет)

2.

И ветер играя листвой

Смешал молодые березки. (И. Бунин)

3.

Над рекой наклоняясь

Что-то шепчет камыш. (И. Суриков)

Дополнительный вопрос:

что такое деепричастный оборот? При каком условии он

обособляется?

5) Правописание частицы не с деепричастиями (выполнение мини-проекта у

интерактивной доски, работа в паре). Ученики распределяют части речи на несколько групп по

принципу «на одно правило правописания с частицей не». В это время класс выполняет

следующее задание:

в стихотворении Э. Асадова «Лес» есть такие строки: (Слайд 8)

Ежась от свежего ветерка,

Чуть посинев, крепыши-маслята,

Взявшись за руки, как ребята,

Топают, греясь, вокруг пенька!

Обратите внимание на то, что к одному глаголу дано 4 деепричастия, которые создают

живописную картину «действий» маслят в дополнение к основному действию, выраженному

глаголом. Прочитайте текст, опустив все деепричастия и деепричастные обороты. На что вы

обратили внимание? Сделайте вывод о роли деепричастий и деепричастных оборотов в речи.

Защита мини-проекта.

6) Деепричастия и деепричастные обороты в составе фразеологизмов

(Слайд 9)

сломя голову

немного погодя

души не чая

затаив дыхание

Задание: определите значение данных фразеологизмов

одним словом. О чем надо помнить,

используя фразеологизм – деепричастный оборот в письменной речи? (Они не выделяются на

письме запятыми, так как равны по значению одному слову).

Домашнее задание: составить 4 предложения с этими фразеологизмами на тему «Осень».

Рефлексия и подведение итогов урока:

Что нового мы узнали сегодня на уроке?

Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?

Что особенно понравилось?



В раздел образования