Напоминание

"Формирование связной речи дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой"


Автор: Карпова Оксана Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №228
Населённый пункт: г. Уфа Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование связной речи дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Семинар – практикум для родителей по теме: «Формирование связной речи

дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой»

Оформление: Выставка методической литературы по теме семинара, наборы

картин, детская художественная литература, иллюстрации художников-

сказочников, иллюстрации о природе. В группе звучит спокойная музыка,

столы накрыты для чаепития.

Цель: Оказание помощи родителям в овладении основными приемами

развития словесного творчества, фантазии детей, способствующими

совершенствованию связной речи. Задачи: Активизировать знания родителей

о значимости развития связной речи в процессе ознакомления ребенка с

окружающим миром и природой. Продолжать формировать умения

осознанной, адекватной и результативной помощи детям. Расширять степень

включенности родителей.

Воспитатель: Уважаемые родители! Мы рады вас видеть. Спасибо, что нашли

время и пришли на семинар-практикум, который, надеюсь, поможет

разобраться в том, как лучше развивать речь ребенка. Учитывая то, что семье

принадлежит ведущая роль в развитии ребенка, семья является источником,

который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром,

дает ребенку первые знания и умения, мы призываем вас к сотрудничеству,

взаимодействию. Только совместными усилиями родителей и детского сада

мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребенка.

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших

познавательных процессов человека – речи. Речь развивается в дошкольном

возрасте по двум взаимосвязанным направлениям. Во-первых,

совершенствуется ее практическое употребление в процессе общения ребенка

со взрослыми и сверстниками. Во-вторых, речь становится основой

перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и

правилами родного языка, определенными для каждого возраста, а также

развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способностей

общаться. Сам ребенок овладевает речью только в процессе общения со

взрослыми. Речевое развитие, которое ребенок получает в семье в самые

первые годы жизни, является одной из основ для перехода к обучению в

школе. Недостаточно развитая речь часто тормозит всю учебную

деятельность школьника. Нарушения речи отражаются на формировании

детского характера, т. к. не исправленный вовремя речевой дефект делает

ребенка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. Все психическое

развитие ребенка зависит от формирования его речи. Ни для кого не секрет,

какой отпечаток накладывает на психический склад детей отсутствие речи

или ее патология. С помощью речи взрослые определяют и направляют

поведение ребенка, передают ему просьбы, объясняют, как он должен вести

себя и т. д. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного

поведения. Известно, что дети даже без специального обучения с самого

раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова,

ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но

при стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого

уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у

детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к

речи. Предлагаем вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые

факторы успешного речевого развития ребенка и прокомментировать свой

выбор (раздать каждому родителю) Эмоциональное общение родителей с

ребенком с момента рождения. Общение ребенка с другими детьми. Речь

взрослого – образец для подражания. Развитие мелкой моторики рук. Чтение

детской художественной литературы. Игры с ребенком взрослых и друзей.

Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию

ребенка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его

грамматическим строем, уровнем умственного, эстетического и

эмоционального развития. Обучение родному языку предоставляет

возможности и для нравственного воспитания. Как вы думаете, какие же

основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего

дошкольного возраста? Чем мы должны заниматься с ребенком? (предложить

высказаться родителям) Воспитание звуковой культуры речи. Словарная

работа. Формирование грамматического строя речи. Обучение рассказыванию

– связная речь.

Дошкольники старшего возраста уже могут рассказать о событиях

собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень

выразительно. Попробуйте предложить им помещенные ниже творческие

задания.

Вспомни случай

Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно

участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели

праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день

рождения... По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали.

Припоминайте как можно больше деталей - до тех пор, пока уже не сможете

ничего добавить к сказанному.

Говорим по-разному

Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным

голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском,

делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию,

можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как

телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать

иностранный акцент. Да мало ли что можно придумать!

Бюро путешествий

Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту - в

магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни?

Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите

вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что

нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие

достопримечательности увидите... Путешествуя, делитесь впечатлениями.

Всегда под рукой

Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, -

например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в

транспорте. Все, что нужно в таких случаях, - чтобы в маминой сумочке

нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на

пальчиках малыша рожицы: одна - улыбающаяся, другая - печальная, третья -

удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой,

допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между

собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

Лучший друг

Если вы ждете в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в

"рассказы о лучшем друге". Пусть ребенок выберет картинку, которая ему

нравится. Это может быть какой-то человек - большой или маленький - или

животное. Попросите его рассказать о своем "лучшем друге". Где он живет?

В какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что еще

можно о нем рассказать?

Рассказы по картинкам

Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим

сюжетом. Например, из детского журнала (вроде "Веселых картинок").

Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить

порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно

на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого

набора сюжетных картинок - возьмите просто открытку. Спросите ребенка,

что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до

этого, а что будет потом.

Истории из жизни

Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они

были совсем

маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти

истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а

мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш пинался

ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься

на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом... Некоторые

истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других

членов семьи подключиться к игре.

Мой репортаж

Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов

семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве

иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку

возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов.

А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для

него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не

останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события

- реальные или вымышленные - им воспроизводятся.

Семейное ток-шоу

Может быть, ребенку понравится идея попробовать себя в роли

телевизионного ведущего? Приготовьте магнитофон или диктофон для

записи, дайте "журналисту" в руки микрофон - и можно начинать интервью с

бабушкой или дедушкой, тетей или сестрой... До начала интервью

подскажите ребенку, какие вопросы можно задать. Например: "Какое у тебя

любимое блюдо?.. А что ты любил есть в детстве?.. Куда бы ты хотел

поехать?" и т. д.

Измени песню

Детям нравится петь о знакомых вещах - о себе и своей семье, о своих

игрушках и о том, что они видели на прогулке... Выберите хорошо известную

песню и предложите ребенку придумать к ней новые слова. Ничего, если

текст будет не слишком связным, много повторений - тоже не страшно.

Рифмы не обязательны. Можете предложить и свой,

"взрослый" вариант переделанного текста.

Чем закончилось?

Одним из способов развития связной речи может стать просмотр

мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный

мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное

дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка

рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он

закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

Упражнения для развития речи Развитие слуха

Если ребенок слабо различает звуки на слух, искаженно произносит или

заменяет их на другие, то он не сможет четко представить себе звуковой

облик самого слова. В этом случае вам пригодится следующая группа

упражнений.

Упражнение №1. "Назови слова" (для развития слуховой

дифференцировки).

Задание №1.

"Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А" (Т, О, Р, К и

т.д.).

Задание №2.

"Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П" (И, О, С,

Л и т.д.).

Задание №3.

"Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л" (Н, Э, Г, Б,

Ф и т.д.).

Упражнение №2. "Хлоп-хлоп" (обучение звуковому анализу слова).

Это упражнение также имеет несколько вариантов задания.

1. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово,

которое начинается со звука С (В,О, Г, Д, Ш и т.д.), сразу хлопнешь в

ладоши".

Вариант: ребенок должен "поймать" звук, на который слово заканчивается,

или звук в середине слова.

Дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа,

лампа, речка, волосы и т.д.

2. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в

котором есть звук К, хлопЛучше начинать упражнение в медленном темпе,

постепенно увеличивая скорость.

Корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул и т.д.

Это упражнение заодно поможет вам проверить, как у ребенка обстоят дела с

реакцией.

Упражнение №3. "Играем со словом" (обучение звуковому облику слова).

Задание №1."Придумай слово, которое начинается / оканчивается на такой

же звук, как и в слове "лягушка", "флаг", "стол" и т.д.".

Задание №2."Назови, какой звук первый / последний в слове "луч", "сила",

"диван" и т.д.".

Задание №3."Назови все звуки по порядку в слове "небо", "туча", "крыша" и

т.д.".

Задание №4. "Какой звук в слове "рыбка" стоит вторым, четвертым, первым,

третьим? (стул, ковер, ракушка, туча) и т.д.".

Упражнение №4. "Путаница".

"Послушай внимательно стихотворение.Кто на дереве сидит?Кит.

В океане кто плывет? Кот.

В огороде что растет? Рак.

Под водою кто живет? Мак.

Перепутались слова!

Я командую "раз-два"

И приказываю вам

Всех расставить по местам".

Спросите у ребенка: "Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова

похожи друг на друга? Чем отличаются?" Вы можете немножко подсказать

ребенку, но главное - подвести его к мысли, что один звук может полностью

изменить значение слова.

Упражнение №5. "Придумай новое слово".

Задание: "Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй

звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом - дым".

Слова для изменения: сон, сок, пил, мел.

Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.

Слова для изменения последнегони в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове

звук Г - хлопни 2 раза".

звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.

Упражнение №6

Оно пригодится вам, если ребенок не умеет писать.

Задание: "Сейчас мы запишем несколько слов, но не буквами, а кружками.

Сколько звуков в слове, столько кружков ты и нарисуешь. Произнеси слово

"мак". Сколько кружков надо нарисовать? Три".

Внимание: подбирая слова для упражнения, старайтесь, чтобы количество

звуков в них совпадало с количеством букв. Так, в слове "конь" букв 4, а звука

три - [к - о - н']. Подобные слова могут вызвать у ребенка затруднения. Слова

для диктанта: трава, бумага, ручка, булка, палка, ромашка, звезда, сосна,

телефон, таблетка.

Упражнение №7. "Длиннее-короче".

Задание: "Сейчас мы будем сравнивать слова. Я буду говорить по два слова, а

ты будешь решать, какое из них длиннее. Только помни, что надо сравнивать

слова, а не вещи, которые они обозначают. Ты ведь знаешь, что слово - это не

вещь. Вот, например, слово "нос". Его можно сказать, а можно написать - но

дышать им нельзя, это ведь только слово. А настоящим носом можно дышать,

но его нельзя писать или читать".

Слова для сравнения: стол - столик, карандаш - карандашик, усики - усы, пес

- собака, хвост - хвостик, змея - змейка, червяк - червячок.

Развитие словарного запаса

Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют

уровень развития речи в целом. Вам очень важно уделять внимание как

пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти), так и

активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу.

Очень важно, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел

правильно употреблять его в самостоятельной речи. Этому помогут

предлагаемые здесь упражнения.

Упражнение №8. "Игра в слова".

Задание№1.

"Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты" (овощи, деревья,

цветы, диких и домашних животных и птиц, игрушки, инструменты, мебель,

профессии и т.п.).

Задание №2.

"Сейчас я буду называть тебе слова, а ты будешь мне рассказывать, что этот

предмет может делать.

Метель - метет, а гром - ..., ветер - ..., а снег - ..., дождь - ..., а солнце - ...".

Не забудьте при каждом ответе спрашивать: "А что еще делает солнце, оно

ведь не только светит?" Пусть ребенок подберет как можно больше слов,

обозначающих действие.

Затем можете повторить ту же игру наоборот: "Кто летает? А кто плавает?

Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?"

Упражнение №9. "Признак".

Задание №1.

"Скажи, если предмет сделан из железа, то как он называется, какой он?"

железо –

бумага -

дерево -

снег -

пух -

стекло -

Задание №2.

"Назови другой предмет, такой же белый, как и снег".

(Такой же узкий, как и лента; такой же быстрый, как и речка; такой же

круглый, как и мяч; такой же желтый, как и дыня).

Задание №3.

"Сравни: по вкусу - лимон и мед, лук и яблоко;

по цвету - гвоздику и ромашку, грушу и сливу;

по прочности - веревку и нитку, камень и глину;

по ширине - дорогу и тропинку, речку и ручей;

по высоте - куст и дерево, гору и холм".

Упражнение №10. "Угада - йка".

Задание: "Отгадай загадку:

Летит, пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит -

Сядет и укусит.

(Комар)

Круглый, полосатый,

С огорода взятый.

Сахарный и алый стал -

Кушайте, пожалуйста.

(Арбуз)

Как ты догадался, о чем идет речь? Попробуй сам описать мне какой-нибудь

предмет, а я постараюсь догадаться, кто или что это".

Упражнение №11. "Слова-приятели" (упражнение на синонимы).

Задание №1.

"Как ты думаешь, как можно по-другому сказать о печальном человеке?"

(Грустный)

"Ценный - это какой? Жесткий - это какой?"

Задание №2.

"Каким словом можно заменить слово "конь"? Слово "врач", "чашка",

"пища"?"

Задание №3.

"Какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?"

Грустный, печальный, унылый, глубокий

Храбрый, звонкий, смелый, отважный

Слабый, ломкий, долгий, хрупкий

Крепкий, далекий, прочный, надежный

Если ребенку непонятно значение какого-либо слова, объясните его.

Упражнение №12. "Слова-неприятели" (упражнение на антонимы).

Задание: "Скажи наоборот:

холодный, чистый, твердый, толстый;

тупой, мокрый, старший, светлый;

просторный, враг, верх, проиграть;

поднять, день, утро, весна;

зима, завтра, рано, близко;

низко, редко, медленно, радостно;

темно, сел, взял, нашел;

забыл, уронил, насорил, выпрямил.

Упражнение №13. "Один и много" (изменение слов по числам).

Задание №1.

"Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а ты

назови слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу

"карандаш", а ты должен сказать "карандаши".

книга, ручка, лампа;

город, стул, ухо;

ребенок, человек, стекло;

имя, весна, друг.

Задание №2.

"А теперь попробуем наоборот. Я буду говорить слово, обозначающее много

предметов, а ты - один".

когти, облака, воины, листья;

цветы, пилы, молодцы, стебли.

Упражнение №14. "Уменьшение".

Задание: "Скажи мне, как будет называться маленький предмет? Маленький

мяч - это мячик, а маленький стол - ...".

трава, рука, плечо, солнце, банка;

стул, книга, флаг, чашка, шапка.

Упражнение №15 «Закончи слово".

Задание: "Отгадай, какое слово я хочу сказать? По..." (Подушка)

Слоги, с которых могут начинаться слова: за, ми, му, ло, при, ку, зо, че и т.п.

Упражнение №16. "Объясни слово".

Задание: "Я хочу выяснить, как много слов ты знаешь. Скажи, что такое

велосипед?"

нож, шляпа, мяч, письмо;

зонтик, подушка, гвоздь, осел;

мех, алмаз, соединить, лопата;

меч, неприятность, храбрый, герой;

стихотворение, азартная игра.

Цель этого упражнения - научить ребенка не только узнавать новые слова

через объяснение, но и ясно выражать мысль, указывая основной вид

использования предмета, описывая его признаки.

Все эти упражнения вы можете делать несколько раз, дополняя ряды слов

самостоятельно.

Развитие грамматических навыков

Следующий блок упражнений направлен на работу по развитию

грамматического строя речи. Тренировочные задания помогут ребенку

научиться правильно составлять простые предложения, грамотно связывать

речевые конструкции, понимать последовательность событий в тексте.

Упражнение №17. "Кто? Что?" (составление предложений по разным

моделям).

Задание: "Попробуй составить такое предложение, в котором будет

говориться о том,

Кто? Что делает? Что?

Например: Кошка лакает молоко"'.

Кто? Что делает? Что? Чем? (Садовник поливает цветы водой)

Кто? Что делает? Что? Кому? (Девочка шьет платье кукле)

Упражнение №18. "Закончи предложение".

Задание: "Попробуй угадать конец фразы".

Дети ели ка... . На столе лежат бумага и кра... . В лесу растут гри... . В саду

растут цве... . У нас есть петух и ... . Зимой бывает хо... .

Упражнение №19. "Добавь слова" (распространение предложений).

Задание: "Сейчас я скажу предложение. Например, "мама шьет платье". Как

ты думаешь,

что можно сказать о платье, какое оно (шелковое, летнее, легкое, оранжевое)?

Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?"

Девочка кормит собаку. На небе гремит гром. Мальчик пьет сок.

Упражнение №20. "Составь фразу" (образование предложений из слов).

Задание №1.

"Придумай предложения, используя следующие слова:

забавный щенок, полная корзина, спелая ягода, веселая песня,

колючий куст, лесное озеро".

Задание №2.

"Слова в предложении перепутались. Попробуй расставить их на свои места.

Что получится?"

1. Дымок, идет, трубы, из.

2. Любит, медвежонок, мед.

3. Стоят, вазе, цветы, в.

4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.

Упражнение №21. "Пропавшие слова".

Задание: "Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Но некоторые слова в нем

потерялись. Попробуй догадаться, какие ".

1. Тишина царит в дремучем _____. Черные ________ затянули солнце.

Птицы умолкли. Вот-вот пойдет ________ .

2. Зима. Все дорожки покрыты пушистым _______ . Гладким _______ оделась

река. Ребята построили высокую __________ . Быстро мчатся _______ санки.

Резкий _______ бьет детям в ______ . Мороз щиплет _______ . ________ не

боятся мороза. Весельем горят их ________ .

3. Стоит жаркая погода: небо _______ , солнце светит _______ . Коля и Оля

идут гулять в поле ______ . Они слушают там пение маленьких ________ .

Они собирают ________ . Вдруг небо становится темным, оно покрывается

большими ________ . Маленькие дети торопятся вернуться ____ . Но прежде

чем они успели прийти, разразилась ______. Дети испугались ________

грома. Они постучались в один ______ , чтобы укрыться от сильного

_______, так как у них нет с собой ________ и их одежда совсем _______ .

Упражнение №22. "Найди ошибку".

Задание №1.

"Скажи верно".

Зимой в саду расцвели яблони.

Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.

В ответ я киваю ему рукой.

Самолет сюда, чтобы помочь людям.

Скоро удалось мне на машине.

Мальчик стеклом разбил мяч.

После грибов будут дожди.

Весной луга затопили реку.

Снег засыпало пышным лесом.

Задание №2.

"Как нужно исправить предложение?"

Упражнение №23. "Объясни".

Задание: "Послушай фразу:

Собака идет на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна.

Объясни, почему кошка недовольна.

Петя пошел в кино после того, как дочитал книгу.

Что сделал Петя раньше: читал книгу или пошел в кино? Объясни.

Ваня рисовал Сашу. Саша рисовал дом.

Кто что рисовал? Объясни".

Упражнение №24. "Что имеется в виду?" (тренировка на понимание

переносного смысла).

"Скажи, как ты понимаешь эти выражения:

железный топор - железный человек

золотая стрела - золотые руки

ядовитый укус - ядовитый взгляд

острый нож - острое слово

низкий стол - низкий поступок

черствый хлеб - черствый человек".

Упражнение №25. "Правильно или нет?".

Задание: "Как ты думаешь, можно ли так сказать?"

Мама ставит вазу с цветами в стол.

Когда хотят что-то купить, теряют деньги.

Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.

В полу лежит красивый ковер.

Спросите ребенка: "Почему предложения неточные?"

Упражнение №26. "Где начало рассказа?"

Ребенку требуется установить последовательность событий по серии

картинок. Покажите ребенку серию картинок

Задание: "Посмотри, все эти картинки связаны между собой. Но они

перепутаны. Найди, где начало, где конец истории, и расскажи мне, о чем

она".

Упражнение №27. "Рассказ послушай предложения и скажи, все ли в

картинке".

Дайте ребенку возможность внимательно рассмотреть картинку и попросите

рассказать изображенную на ней историю. Это упражнение следует

повторять как можно чаще, используя любые рисунки, которые интересны

ребенку.

Вот некоторые правила, которые важно соблюдать, составляя рассказ.

Важно научить ребенка видеть и выделять главное в содержании,

особенности истории. Помогайте ребенку, задавая вопросы.

- О чем эта картинка?

- Кто главный герой?

- Что происходит?

- Какие герои нарисованы на картинке?

- Какой у них характер?

- Как можно назвать этот рассказ?

С тем же успехом к этому упражнению можно добавить тренировку на

пересказывание текста. Вы читаете ребенку маленький (до 20 предложений)

рассказик, затем просите его пересказать услышанное. При этом следите, как

ребенок понял основной смысл рассказа, может ли его словесно выразить,

легко ли находит нужные слова, допускает ли в своей речи неправильные

грамматические формы, употребляет ли сложные предложения.

Упражнение №28. "Подбери рифму".

Для начала проверьте, знает ли ребенок, что такое рифма. Объясните, что два

слова рифмуются между собой, если они оканчиваются одинаково, например,

вол - гол.

Предложите ребенку самостоятельно подобрать рифму к словам:

каша, вой, подушка, сок;

снег, кошка, кружок, миска;

речка, тучка, бочка.

Ребенку нужно подобрать не меньше трех рифм для каждого слова.

Упражнение №29. "Составь предложение".

Задание: "Сейчас мы будем соединять вместе несколько предложений.

Например, я произношу предложение: "В лесу идет дождь. Гремит гром". Эти

предложения можно соединить при помощи маленького слова-мостика "и",

тогда из двух получится одно. "В лесу идет дождь, и гремит гром".

Теперь попробуй сам".

Ярко светит солнце. Поют птицы.

Есть и еще возможный вариант этого упражнения: попросите ребенка

закончить фразу.

Дети вышли гулять и ...По этой же схеме можно потренировать ребенка на

составление предложений с союзами "а", "но", "хотя", "зато", "если, ... то".

Часто мы общаемся с ребенком, не замечая – как он говорит, нам важнее – что

сказал малыш. Бытовая ситуация не требует развернутого текста. Родители,

как правило, находятся в постоянном диалоге с ребенком. Диалогическая

речь (или «разговорная» в терминологии лингвистов) имеет собственные

законы построения. Знание ситуации полностью определяет высказывание.

Диалогическая речь, по существу, разделена между двумя людьми,

инициатива может принадлежать только одному из них. Особенно часто это

бывает, когда взрослый общается с ребенком. В крайних случаях мама не

только спрашивает о чем-то своего ребенка, но и отвечает за него.

Простейшие формы диалога не требуют построения программы

высказывания. Кроме того, диалог опирается на ряд невербальных средств –

на непосредственную предметную ситуацию, интонацию собеседника, его

мимику, жесты. Диалог допускает значительную грамматическую неполноту

и имеет специфический словарь, который тоже задает непосредственная

ситуация.

Однако школа, с ее классно-урочной системой и действующими

программами, предъявит к речи ребенка совсем другие требования. Прежде

всего возникнет необходимость формировать, а затем формулировать

собственные мысли в максимально понятной для других форме. В

психолингвистике устная монологическая речь определяется как

«развернутое высказывание на заданную тему». Близко к понятию

монологической речи и понятие «связная» речь, чаще употребляемое в

исследованиях, посвященных речевому развитию. Устная монологическая

речь обязательно предполагает мотив высказывания и общий замысел,

которые должны быть достаточно прочны и оказывать определяющее

влияние на протекание всего высказывания. Оно обычно состоит из

нескольких смысловых групп, связанных в целостную структуру. При этом

все побочные ассоциации должны тормозиться и не должно быть

повторений.

Понятно, что это достаточно сложная задача. Формировать, а затем

тренировать навыки «связной» речи необходимо еще в дошкольном возрасте

ребенка, занимаясь этим специально.

К речи дошкольника школа будет предъявлять и другие требования. Даже

незначительные недостатки в развитии речи ребенка могут привести к

трудностям в обучении, особенно в освоении процессов чтения и письма.

Поэтому, чем раньше выявлены речевые проблемы, тем раньше можно начать

работу по их преодолению, и тем успешнее будет эта работа.

Правильно ли говорит Ваш ребенок и нужна ли ему помощь логопеда? Чтобы

ответить на этот простой вопрос, попробуйте самостоятельно оценить

речевое развитие Вашего ребенка.

Для этого Вам понадобятся время (в пределах одного часа) и наглядный

материал (картинки, игрушки), чтобы ребенку было интересно работать. Для

тестирования лучше использовать время, когда и Вы и Ваш ребенок в

хорошем настроении, ребенок не перевозбужден, не утомлен и не голоден.

У ребенка не должно сложиться впечатление, что его проверяют. Хорошо,

если занятия будут проводиться в виде игры.

Не делайте ребенку замечаний. Заметив ошибку, не пытайтесь тут же учить

отвечать его правильно. Это материал для проверки, а не для работы над

ошибками. И, конечно, это возможность «по-новому» услышать речь Вашего

ребенка.

Семинар - практикум для родителей

«Формирование связной речи дошкольников в

процессе ознакомления с окружающим миром»

Воспитатель: Карпова О.О.

Подготовительная группа ОНР№12

Дата: 18.09.2018г.



В раздел образования