Подготовка к сочинению-рассуждению (на примере текста Н.В.Гоголя)
Автор: Иванова Анджелика Куприяновна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МОБУ СОШ №26 (с углубленным изучением отдельных предметов) Населённый пункт: г. Якутск Республика Саха (Якутия) Наименование материала: методическая разработка Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению (на примере текста Н.В.Гоголя) Раздел: полное образование
Тема урока: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения
(на примере текста из поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души»)
Учитель:Иванова А.К.
Цели урока:
Образовательные:
1) продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся;
2) учить работать над созданием сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста;
3) уметь привлекать аргументы из художественных произведений.
Развивающие:
1) развивать интеллектуальные умения: выделять главное, устанавливать причинно-
следственные связи, критически анализировать информацию, аргументировать
собственную позицию;
2) развивать речевые навыки учащихся, их творческие способности, интеллект.
Воспитательные:
1) способствовать воспитанию коллективизма, взаимопомощи и взаимоуважения;
2) формировать бережное и сознательное отношение к языку.
УМК и оборудование:
1) текст для работы на уроке с заданием и справочными материалами;
2) презентация к уроку, мультимедиапроектор, компьютер, интерактивная доска;
3) листы формата А 4, маркеры;
Ход урока
Организационный момент. Настрой на урок.
Сообщение темы урока (начало презентации).
Слайд 1:
Эпиграфом к нашему уроку я взяла отрывок из стихотворения известного якутского
поэта, прозаика, переводчика С.Т. Руфова (1927-2016) неслучайно, так как он определяет
ход нашей дальнейшей работы:
Стройность пуще глаза береги.
Как тростинка, гнуться не моги
Перед креслом, званием, постом…
Не надейся - выпрямлюсь потом.
Раз нагнуться- это не беда.
Вдруг не разогнёшься -
Что тогда?..
Этими незамысловатыми строчками С.Т.Руфов продолжает традиции русских писателей
18-19-нач.20 веков, таких, как Г.Р.Державин, А.С.Грибоедов, А.С.Пушкин, А.П.Чехов и
многих других. И сегодня мы попытаемся проанализировать текст, понять, какая же
проблема в нём ставится и прокомментировать в соответствии с критериями оценки.
Ваша задача – подготовить рабочие материалы для написания сочинения-
рассуждения. Напоминаю, что оно должно быть выстроено в соответствии с
критериями оценки части С . (Показ критериев оценки сочинения)
Слайд 2
- Перед вами основные части сочинения. Распределите их в необходимой
последовательности.
(На экране ребята выстраивают названия частей в их строгом соответствии Вступление -
Проблема - Комментарий – Позиция А (автора)– Позиция Я
(собственная) – Аргумент – Аргумент - Вывод).
Слайд 3
На первом этапе работы с текстом очень важно выделить проблему и соотнести её с
позицией автора. В сущности, их соотношение есть соотношение вопроса и ответа. Где
вопрос – это…. (проблема) А ответ – это…. (позиция автора).
Для анализа я предлагаю вам текст Николая Васильевича Гоголя, который лежит у
вас на столах.
Слайд 4
Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) – великий русский писатель, автор таких
произведений, как «Тарас Бульба», «Вечера на хуторе близ Диканьки», сборник
«Арабески», поэма «Мертвые души», комедия «Ревизор» и др.
А теперь я прочту текст Н.В.Гоголя – вы маркерами отметьте те ключевые слова,
которые отражают позицию автора по данному вопросу. (Текст прилагается)
Слайд 5:
-Итак, ребята, мы приступаем к анализу текста и заполнению рабочих листов.
- Определите его стиль и преобладающий тип речи.
(Стиль –художественный. Тип речи- повествование с элементами описания)
- О чём говорится в тексте? Определите его тему.
(В тексте говорится о том, какими средствами Чичиков добивался жизненного успеха)
Слайд 6:
-Данный текст можно разбить на следующие смысловые блоки:
1.Отличительные черты Чичикова-чиновника.
2. Тщетные попытки завоевать сердце начальника.
3.Точное попадание: обещание жениться на дочери повытчика.
4.Новое назначение и новое поведение.
5.Состоявшийся подлец.
-Поставьте вопрос к каждому смысловому блоку текста.
Слайд 7: Вопросный план:
1.Каково было отношение Чичикова к работе?
2.Какова была цель дружбы с начальником?
3.Что «пошатнуло» сурового повытчика?
4.Почему Чичиков «передумал» жениться на дочери повытчика?
5. Почему история с дочерью начальника была самым трудным порогом, который
переступил Чичиков?
-Итак, попробуем ответить на поставленные вопросы.
Примерные ответы учащихся:
Ответ на 1-й вопрос:
1 гр.: Получив место чиновника, Чичиков показал себя очень трудолюбивым человеком.
При этом он умел быть обходительным со сослуживцами и не употреблял алкогольных
напитков, то есть был «положительным» человеком.
Ответ на 2-й вопрос:
2 гр.: Целью его угождения суровому повытчику было продвижение по службе: он
понимал, что хорошо делать свое дело недостаточно- надо стать личным другом
начальника.
Ответ на 3-й вопрос:
3 гр.: Когда суровый повытчик увидел, что Чичиков готов жениться на его некрасивой
дочери, он простодушно поверил ему- такое случается даже с опытными людьми.
Ответ на 4-й вопрос:
1 гр.: Однако наш герой лгал: он жениться вовсе не собирался. Получив новое назначение,
Чичиков расстался с семьей своего благодетеля, расположение которой использовал для
продвижения по службе.
Ответ на 5-й вопрос:
2 гр.: После циничного и коварного обмана, на который пошел Чичиков, состоялось
окончательное нравственное падение героя. Он стал подлецом, успешно добивающимся
своих целей нечестными средствами.
Слайд 8-11:- Сформулируйте проблему текста.
-Проблема средств достижения человеком жизненного успеха;
-Проблема утраты человеком моральных принципов;
-Проблема предостережения людей от нравственного падения;
Примерные ответы учащихся:
1 гр.: Великий русский писатель Н.В.Гоголь ставит проблему средств достижения
человеком жизненного успеха. Он задаётся вопросом: «Каким должен быть путь к
процветанию: нравственным или безнравственным?»
2 гр.: Автора данного текста, Н.В.Гоголя, интересуют нравственные вопросы: почему цель
не оправдывает средства и что происходит, когда человек утрачивает мораль?
3 гр.: Мы считаем, что автор предложенного для анализа текста выявляет истоки подлости
для того, чтобы предостеречь людей от нравственного падения. Он задаётся вопросами:
«Что делает чиновника подлецом? Почему нельзя цинично лгать людям?» Эти вопросы
ставит великий русский писатель Н.В.Гоголь в данном для анализа отрывке из «Мёртвых
душ».
Слайд 12:
- Подумайте, можно ли считать поставленную Гоголем проблему актуальной?
-В чём заключается ее актуальность? Выразите свое мнение одним-двумя предложениями.
Примерный ответ учащихся:
1 гр.: Актуальность затронутой автором проблемы заключается в том, что это вопрос
вечный, свойственный всем людям. Это проблема выбора между добром и злом.
2 гр.: Безусловно, что данная проблема актуальна, потому что связана с нравственным
выбором человека, стремящегося достичь поставленной цели.
3 гр.: Проблема, поднятая Гоголем, чрезвычайно злободневна, потому что столько, сколько
будет существовать мир и человек, будет существовать нравственный выбор.
Слайд 13:
-Как вы можете прокомментировать позицию автора по поставленной проблеме?
Примерные ответы учащихся:
1гр.: Гоголь красноречиво показывает, как его герой - Чичиков, будучи по натуре
карьеристом, для достижения своей эгоистической цели использует все средства, и прежде
всего грубый циничный расчёт.
2 гр.: Автор показывает, сколько изворотливости проявил Чичиков, чтобы войти в
расположение к начальнику и обвести его вокруг пальца. Он даже сделал вид, что
собирается жениться на дочери начальника, но после получения нового, более высокого
служебного места, грубо отвернулся и от благодетеля, и от обольщенной им девицы.
3гр.: Великий писатель подчёркивает значимость этой истории в карьере Чичикова: в ней
он окончательно потерял совесть. Гоголь с нескрываемой иронией отмечает, что после
случая с дочерью повытчика Чичиков превратился в настоящего подлеца.
Слайд 14:
- Согласны ли вы с позицией автора?
Примерный ответ учащихся:
1 ученик : Я совершенно согласна с позицией автора, поскольку безнравственность
порождает зло.
2 ученик: Думаю, что великий писатель прав, говоря, что, если человек делает карьеру,
«идя по головам», он служит злу, а не добру.
3 ученик : Размышляя над позицией автора, мне хотелось бы возразить: если у человека
есть заветная цель, то он должен идти к ней, используя все возможные средства.
4 ученик: Я думаю, что Чичикова нельзя считать безнравственным, так как он был
трудолюбив и целеустремлён. Именно такие люди нужны современному обществу.
5 ученик: Мне близка точка зрения автора, утверждающего, что циничный карьеризм
неприемлем для достойного человека.
- Назовите отмеченные вами при прочтении мысли автора, которые раскрывают
позицию автора текста.
Примерные ответы учащихся:
1гр.: Автор высказывает мысль о том, что циничный расчёт и ложь губят человеческую
душу и никому не приносят счастья.
2 гр.: Точка зрения автора состоит в необходимости разоблачать таких людей, как
Чичиков, поскольку они приносят зло окружающим людям: Чичиковы лгут и используют
других в корыстных целях.
3гр.: Автор говорит, что жить нужно честно и достойно, потому что ложь губит людей.
Учитель:
-Действительно, позиция Гоголя состоит в утверждении мысли, что там, где нет любви и
господствует лишь голый расчёт, где правит обман и корысть, нет и не может быть истины,
красоты и счастья.
Слайд 15: Кластер «Путь нравственного падения П.И.Чичикова»
суровый
повытчик-
желание
угодить
во всём
самоотвер
ж-ть,
терпение,
ограничен
ие нужд
ничтожное
местечко
30-40 руб в
год
ухаж-ния за
дочерью
повытчика:
статус
жениха
вакантное
место
цель
достигнута-
отказ от
женитьбы
Путь П.И.Чичикова
к нравственному падению
Нравственный
тупик
Нравственное
падение героя:
Чичиков-подлец
Учитель:
-Действительно, нельзя не согласиться с точкой зрения автора, что холодный расчёт и
жажда наживы приводят человека к нравственному падению. Можно привести множество
примеров из русской литературы, подтверждающих эту мысль.
-Ну что ж, мы подошли к самому ответственному моменту нашей работы- это подбор
аргументов для подтверждения нашего суждения.
Слайд 16:
Для этого предлагаются отрывки из произведений известных писателей, по которым вы
должны составить кластер и аргументировать свое мнение. Время работы- 5 минут.
Работа учащихся в группах по составлению кластера для аргументации собственного
мнения.
Через минут 5-6 выходят к доске и представляют свои работы.
Примерные ответы учащихся:
1 гр.: Вашему вниманию представляем пример из комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»,
в которой подтверждается высказанная точка зрения.(Показ кластера с комментариями)
Вывод: Думается, что Молчалин, герой комедии А.С.Грибоедова, - это старший брат
Чичикова. Жизненное кредо Молчалина- угождать- соответствует жизненным
представлениям Чичикова. Грустно, что в России Чичиковы и Молчалины добивались и
добиваются успеха с помощью подлости и лести.
2 гр.: В качестве доказательства приведём пример из романа Л.Н.Толстого «Война и мир».
(Показ кластера с комментариями)
Вывод: Толстой разоблачает Элен и других представителей высшего света, у которых
нет достойных идеалов и целей, а есть лишь холодный расчёт и жажда удовольствий.
цель жизни таких людей- быть на виду, получить тепленькое местечко, богатую жену
или мужа, сделать карьеру, пробиться к власти.
3гр.: Приведём пример из романа М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы».
(Показ кластера с комментариями)
Вывод: Иудушка Головлёв, всю жизнь отдавший обогащению и обману своих близких,
знавший наизусть множество молитв, не имел в душе своей ни света, ни любви, ни Бога.
Итог его жизни- одиночество, страх и духовная пустота. Его смерть- это закономерность,
потому что эволюция героя- подлеца - это путь к нравственному тупику.
Учитель:
- Итак , мы видим, что человек, использующий безнравственные средства для достижения
своих целей, лишается морали и становится «мёртвой душой». Стало быть, следует
ставить перед собой только достойные цели и использовать достойные средства для их
достижения.
В заключение, перед вами выступит со своим сочинением ваш одноклассник Петя
Афанасьев. Ваша задача оценить, насколько его сочинение соответствует критериям
оценки. (Петя читает, ребята слушают, затем высказывают своё мнение).
Рефлексия учащихся:
- Что нового вы узнали для себя?
Наша работа подошла к концу. Я думаю, что вы прекрасно справились с заданием и
сможете самостоятельно написать сочинение по данному тексту.
Домашнее задание: самостоятельно написать сочинение-рассуждение по тексту
Н.В.Гоголя с приведением аргументов из составленного кластера.