Автор: Савицкая Наталья Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Станция юных туристов"
Населённый пункт: г. Анжеро-Судженска, Кемеровская области
Наименование материала: Статья
Тема: "Направления деятельности психолога по формированию позитивных межличностных отношений в группе подростков"
Раздел: дополнительное образование
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Анжеро-Судженского городского округа «Станция юных туристов»
Автор-составитель:
Савицкая Наталья Александровна,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «СЮТур»
Направления деятельности психолога по формированию позитивных
межличностных отношений в группе подростков
Формирование
позитивных
межличностных
отношений
в
группе
подростков - одна из основных задач психолога. Именно психолог – специалист,
который создает условия для личностного развития и саморазвития учащихся,
организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма,
доверительного
отношения,
конфиденциальности.
Психолого-педагогическая
деятельность
-
многоплановая
и
многоуровневая
работа
специалистов
психологического профиля по профилактике, коррекции и диагностике всех
сфер
личности:
аффективно-потребностной,
когнитивной
и
личностной.
Формирование позитивных межличностных отношений в группе подростков,
по мнению И. Дубровиной, будет наиболее эффективным, если в этой в этой
работе будут принимать участие все субъекты воспитательно-образовательного
процесса:
педагоги,
родители
и,
непосредственно,
сами
подростки.
Взаимодействие с родителями, преподавателями и детьми строится педагогом-
психологом
в
соответствии
со
следующими
принципами:
высокий
профессионализм; доброжелательность и уважение к родителям и их детям;
обеспечение предельной конфиденциальности и эмоциональной безопасности;
открытость
и
конгруэнтность
психолога;
мотивирование
родителей
к
взаимодействию с психологом различными способами; системность в работе,
выражающаяся в актуальности, последовательности и логичности работы со
всеми участниками образовательного процесса; приоритет активных методов
взаимодействия: дискуссий, круглых столов, ролевых и деловых игр, занятий с
элементами
тренинга,
использование
психотерапевтических
методов
(релаксации, визуализации, элементов арт-терапии, сказкотерапии и т.п.).
Практикующие
психологи
и
отечественные
ученые
рекомендуют
реализовывать
такие
направления
деятельности,
как
информирование
(просвещение и консультирование), диагностика и психокоррекция.
Информирование – это предоставление необходимой информации, как
педагогам,
так
и
родителям
о
необходимости
управления
формированием
позитивных межличностных отношений в группе подростков, о средствах и
методах
их
формирования
и
так
далее.
Информирование
родителей
может
осуществляться
в
процессе
психологического
консульт ирования
(индивидуального,
группового,
семейного).
Психологическая
диагностика
изучает способы распознавания и измерения индивидуально-психологических
особенностей
человека
(свойств
его
личности
и
особенностей
интеллекта).
Распознавание
и
измерения
осуществляется
с
помощью
методов
психодиагностики
[9].
Перечислим
основные
требования,
которые
должен
учитывать
психолог
при
использовании
методов
исследования:
валидность;
надежность;
точность;
однозначность.
В
современной
психологической
литературе применяется немало различных методов психодиагностики. Среди
них
есть
исследовательские
и
собственно
психодиагностические
методы.
Основными
методами
являются:
диагностика
на
основе
наблюдения;
анкетирование,
опросники;
анализ
результатов
деятельности;
эксперимент.
Психодиагностические методы объединяют в группы по разным основаниям.
Существует группа методов, с помощью которых в психологии изучаются
человеческие
взаимоотношения.
Как
наиболее
валидные
и
надежные
в
психологической
литературе
отмечены
такие
методы,
которые
дают
разностороннюю ценную информацию о положении данного человека к другим
людям («Семантический дифференциал»), иные - положение данного человека
в
системе
сложившихся
внутригрупповых
отношений
(социометрическая
методика), третьи - психологию той социальной группы, в которую входит
данный индивид и в систему межличностных отношений которых он включен
(социально-психологическая само аттестация группы, как коллектива (СПСК).
Психолого-педагогическая диагностика в дополнительном образовании -
это
оценочная
практика,
направленная
на
изучение
индивидуально-
психологических
особенностей
учащегося
и
социально-психологических
характеристик
детского
коллектива
с
целью
оптимизации
учебно-
воспитательного процесса и взаимоотношений в коллективе учащихся [1;7].
Чтобы воспитать человека во всех отношениях, необходимо знать его во всех
отношениях. Начиная или продолжая работу с детским коллективом, психологу
приходится
уделять
большое
внимание
подбору
диагностических
методик,
которые помогают в формировании и развитии детского коллектива. Отбирая
диагностические методики, психолог учитывает
следующее: особенности
возраста учащихся группы; степень сформированности детского коллектива или
группы;
особенности
взаимоотношений
педагогов
с
учащимися;
степень
доверия
друг
другу
детей
и
взрослых.
Помимо
психолога,
диагностику
способен провести и педагог. Задача психолога в этом случае – помочь педагогу
в подборе методик и их интерпретации. Психолог обязан познакомить педагог с
правилами, которым он должен следовать при проведении диагностики. Работая
с диагностическими методиками, педагог должен придерживаться следующих
правил [1;8].
1.
Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый
результат.
2. Диагностика должна носить содержательный характер и создавать широкое
поле исследовательской деятельности.
3. Результаты диагностического исследования не должны обсуждаться людьми,
не имеющими отношения к делам группы.
4. Результаты (любые) должны служить не во вред, а во благо учащихся.
5.
По
результатам
диагностического
исследования
должны
вноситься
коррективы и планирование воспитательной работы в группе.
6. Необходимость педагогической диагностики должна учащимся разъясняться.
Для
изучения
детского
коллектива
психолог
может
рекомендовать
педагогу
такие
диагностические
методики,
как
наблюдение,
опросники,
проективные тесты, анкеты, социометрию и другие. Достоинство наблюдения в
том,
что
она
дает
возможность
изучить
участие
каждого
учащегося
в
длительности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности,
наблюдение используют тогда, когда существует конфликтная ситуация или
необходимо сформировать мнение о поведении учащегося и совершаемых им
поступках. Опросник дает возможность педагогу изучить мотивацию действий
или группы в целом, уровень тревожности учащихся. Опросник позволяет
выявить
отношение
учащихся
к
конкретным
проблемам
и
явлениям.
Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому
себе,
значимой
деятельности,
своей
социальной
роли.
Анкеты
дают
возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на
коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости.
Особым,
наиболее значимым методом изучения межличностных отношений в группе
является
социометрия.
Целью
социометрического
исследования
является
изучение взаимоотношений учащихся в коллективе и определение приоритетов
отдельных учащихся в группе. В диагностический процесс, осуществляемый
как
психологом,
так
и
педагогом,
помимо
учащихся,
включаются
также
родители и другие педагоги. Чаще всего используется анкетирование педагогов
с
целью
оценивания
ими
степени
сформированности
позитивных
межличностных
отношений
в
группе,
навыка
общения
подростков,
особенностей их общения, в процессе учебной и внеучебный деятельности.
Анкета для педагогов – может включать такие вопросы, как, например, какие
факторы
оказывают
наибольшее
влияние
на
формирование
позитивных
межличностных
отношений
в
группе
подростков?
(Укажите
не
более
2
факторов): семья и школа; класс; средства массовой коммуникации; другое. Как
бы
вы
оценили
уровень
сформированности
позитивных
межличностных
отношений
учащихся
вашей
группы
в
целом?
Высокий;
средний;
низкий;
затрудняюсь определить.
Что
препятствует
повышению
уровня
сформированности
позитивных
межличностных
отношений
подростков:
низкий
интеллектуальный
уровень;
плохо
развитая
речь;
неумение
выслушать;
неумение
задавать
вопросы;
эгоистичные
установки;
другое.
Умеют
ли
учащиеся
группы
объективно
оценить работу друг друга: только осуждают, хвалят лишь некоторых ребят;
отрицательная оценка обоснована, одобрение односложно; охотно выражают
одобрение, обосновывают его, не забывая отмечать недостатки. Как часто вы
испытываете трудности при организации групповой работы на занятии или во
внеклассной работе: часто; редко; никогда; не организую групповую работу.
Одновременно, путем анкетирования, изучаются воспитательные влияния
в зоне ближайшего окружения: положительные воздействия и условия, которые
надо использовать для формирования позитивных межличностных отношений в
группе; отрицательные воздействия и неблагоприятные условия, которые надо
устранить или скорректировать. Мнение подростков может также исследоваться
в процессе анкетирования.
К а к
от м еч а ют
у ч е н ы е ,
п р и
п од б о р е
н е о бход и м ы х
ф о р м
психокоррекционных занятий педагоги-психологи должны учитывать мнение
родителей, подростков и их личный опыт. Практически невозможно достичь
успеха в формировании позитивных межличностных отношений в группе в том
случае,
если
подростки
не
обладают
и
определенными
личностными
каче ствами,
и
социа льными
навыками.
Неотъемлемой
ч а с т ь ю
психокоррекционных
занятий
с
подростками,
педагогами
и
родителями
являются
упражнения,
направленные
в
первую
очередь
на
отработку
коммуникативных умений (работа с голосом, выстраивание речи и т.п.). Мы уже
отмечали, что формирование межличностных отношений зависит от процесса
общения. Общение же, в свою очередь, включает в себя три стороны. Поэтому,
помимо коммуникативных умений, подростки, в процессе тренингов, должны
будут осваивать способы конструктивного взаимодействия, приемы восприятия
и
принятия
партнеров
по
общению.
Основная
цель
педагога-психолога,
выступающего в роли тренера тренинговой группы, по мнению отечественных
психологов-практиков,
заключается
в
обеспечении
взаимного
уважения
и
доверия в группе. Это позволит учащимся, совместно с педагогом, ставить
перед собой цели, брать обязательства в соответствии с задачами, которые они
сами
для
себя
наметили.
Цель
тренинга
состоит
в
том,
чтобы
создать
участникам (учащимся) условия для полноценного общения; смоделировать
такие
ситуации,
в
которых:
снимается
страх
перед
самостоятельным
высказыванием; развивается готовность принять и оказать помощь в нужной
ситуации; развивается умение анализировать свои поступки и происходящие
события, закрепляется чувство радости от совместного труда и творчества. [11]
Занятия
строятся
таким
образом,
что
каждый
участник
«проживает»
различные ситуации, определяет свои способности к лидерству, к поддержке, к
творчеству, к признанию заслуг другого, к умению отстаивать свою позицию, а
также
понимать
и
принимать
другого
и
т.д.
Так,
каждый
узнает
себя
как
партнера
по
общению,
открывает
в
себе
самые
разнообразные
стороны
личности: и те, которые помогают установить контакт, и те, которые мешают
этому.
Групповые занятия строятся в игровой форме. К такому виду работы
оказываются
готовы
участники
и
руководитель,
которые
более
свободно
чувствуют
себя
в
условно-импровизационной
ситуации.
В
такой
ситуации
общение
строится
по
предложенным
блокам:
информационному,
интерактивному,
перцептивном.
В
каждой
предложенной
ситуации
как
обязательные элементы присутствуют все стороны общения. Блочная структура
тренинга
(информация
-
взаимодействие
-
восприятие)
позволяет
последовательно выработать у каждого участника умение находить свое место в
групповом
решении,
при
необходимости
брать
на
себя
лидирующую
роль,
адекватно оценивать ситуацию, оказывать помощь и поддержку остальным
членам группы.
Цель информационного блока общения – это знакомство с основными
приемами по обмену информацией, формирование умения ее обрабатывать,
находить жизненно важное в ней для решения актуальных проблем. В ходе
освоения интерактивного блока общения (игры на взаимодействие) участники
вырабатывают
стратегию
совместных
действий.
Важнейшее
условие
-
определение
каждым
участником
своих
сильных
сторон
в
сотрудничестве.
Перцептивный блок – обучение принятию партнера по общению таким, каков
он есть, формирование в сознании подростка образа другого человека. Педагог-
психолог помогает подросткам учиться понимать внутренний мир человека его
действия, его психологические особенности, которые отражаются в поведении.
Игры на восприятие и взаимопонимание помогают не только узнать что-то
новое о людях, окружающих нас, но и понять их позицию, открыть для себя
некоторые причины их поведения. Нужно научиться принимать их такими,
каковы они есть, а не такими, какими мы хотели бы их видеть – во всем
согласные
с
нами.
Именно
перцептивная
сторона
общения,
заложенная
в
тренинге, и вырабатывает умение принимать себя и других. В задачи игр этого
блока входит: развивать у участников уважение к другим и самоуважение;
научить
преодолевать
внутреннее
беспокойство;
учить
поддерживать
друг
друга, доверять и доверяться; учить преуспевать без соперничества; верить, что
все это необходимо и в школе. Таким образом, к основным направлениям
деятельности
педагога-психолога
по
формированию
позитивных
межличностных отношений в группе подростков мы относим работу со всеми
субъектами образовательного процесса: педагогами, родителями и подростками.
Каждое из направлений деятельности включает в себя такие виды работы, как
диагностика, консультирование, коррекция. [10]
Н.В. Клюева считает, что деловые отношения складываются автоматиче-
ски с момента организаций коллектива. Организационно группа оформляется
для достижения определенных учебно-воспитательных целей. Она включает в
себя
нормированное
количество
детей
одного
паспортного
возраста.
С
оформлением
группы
задается
подсистема
деловых
отношений.
Личные
отношения
симпатии,
безразличия,
неприязни
возникают
между
людьми
в
условиях
пространственной
и
временной
близости
в
ре зульт ате
взаимодействия,
имеющего
своим
содержанием
сопереживание,
информа-
ционный обмен или достижение каких-либо целей в ходе совместных действий.
[2]
Исходя из этого, Н.В. Клюева отмечала, что формирование положитель-
ных межличностных взаимоотношений возможно только в совместной дея-
тельности, которая может быть разнообразной. Но, она должна соответствовать
возрастным особенностям детей, их положительным интересам и склонностям
и
одновременно
формировать
новые
интересы
и
склонности.
Н.В.
Клюева
указывает,
что
наиболее
эффективной
является
деятельность,
которая
выполняется всей группой. По мнению ученого, это может быть классный
театр, кружок (наиболее успешно работают кружки по изучению историй ис-
кусств, кино, театра, творчества писателя или поэта), «музыкальный салон»,
«литературная гостиная», кружки, связанные с защитой окружающей среды,
благотворительная деятельность (помощь одиноким пожилым людям, инва-
лидам,
детям-инвалидам).
Благотворительная
деятельность
помогает
фор-
мированию
чувства
сопереживания,
стремления
оказать
помощь,
развивает
навыки общения и приучает к социально приемлемому поведению [2]
В выборе вида деятельности педагог практически не ограничен. Надо
только, чтобы она была ориентирована на эмоциональную сферу учащихся.
Положительные
эмоциональные
переживания
самым
благотворным
образом
влияют на развитие личности детей, формируют и закрепляют положительный
стереотип поведения. Мы разделяем точку зрения В.П. Михайловой, которая
утверждала, что деятельность коллектива не должна замыкаться в относительно
узких
рамках
группы.
Нужно,
чтобы
она
органически
вписывалась
в
общешкольную общественную жизнь через участие в различных мероприятиях:
праздновании
памятных
дат,
юбилеев
деятелей
науки
и
культуры,
традиционных школьных праздников, конкурсах, в других делах. Дети могут
участвовать
в
работе
кружков
домов
творчества,
других
внешкольных
организаций.
Нужно,
чтобы
они
принимали
участие
и
воспитательной
деятельности, выполняя разовые поручения. [5; 6]
Я.Л. Коломенский отмечал, что совместная деятельность учащихся позволяет
педагогу не только формировать позитивные межличностные отношения, но и
управлять
ими.
В
процессе
деятельности
у
подростков
нивелируется
отрицательное
отношение
к
кому-либо
из
одноклассников,
формируется
положительное
отношение
к
нему.
В
группе
вообще
складываются
новые
отношения,
которые
выполняют
компенсаторную
функцию:
снимаются
стрессы, вызванные не успешностью в учебной деятельности, конфликтами в
семье.
Управление взаимоотношениями в группе идет через информацию о гу-
манистических
взаимоотношениях
между
людьми,
через
расширение
нрав-
ственных
понятий
детей
и
закрепление
знаний
в
повседневном
общении
подростков [3].
Для осуществления процесса формирования положительных
межличностных
взаимоотношений
в
детском
коллективе
необходима
реализация определенных направлений деятельности, которые, в свою очередь,
включают специфические методы.
А. Т. Куракина, например, предлагает следующие методы организации
деятельности
педагога
по
формированию
позитивных
межличностных
взаимоотношений в детском коллективе [4]:
а) педагогическая поддержка -
деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи де-
тям в решении их проблем, связанных с успешностью в учебной деятельности,
с
общением,
с
самоопределением;
б)
превентивная
помощь
направлена
на
предупреждение нежелательного с педагогической точки зрения поведения и
общения ребенка, формирования умения вести себя в необычной жизненной
ситуации,
когда
ребенок
в
силу
каких-либо
обстоятельств
оказывается
выключенным
из
привычной
системы
взаимоотношений;
в)
оперативная
помощь
-
своевременное
и
быстрое
исправление
травмирующей
ребенка
ситуации
и
направление
развития
события
в
оптимальный
педагогический
режим.
Занятия творческой деятельностью дадут выход энергии детей и воз-
можность раскрыть их способности, повысив тем самим их престиж в среде
сверстников - наиболее оптимальной для развития подростка среде. [4]
Анализ литературы по проблеме межличностных взаимоотношений по-
казал,
что
в
современной
педагогике
и
психологии
предлагается
большое
количество
направлений,
форм,
методов
и
средств
работы
как
школьного
психолога,
так
и
педагога
дополнительного
образования
по
формированию
позитивных
межличностных
отношения.
К
их
выбору
педагоги
должны
подходить
творчески,
с
учетом
условий
жизни
школы,
возможностей
и
особенностей детей, содержания детской жизни, которую предстоит вместе с
подростками
осмысливать,
анализировать,
обобщать
и
корректировать.
Для
эффективной реализации поставленной цели по формированию позитивных
межличностных
отношений
в
группе
подростков
необходимо
наличие
определенных условий.
Список литературы
1.
Дерехлева, Н.И. Справочник классного руководителя [текст]/ Дерехлева Н.И.
- М.: ВАКО, 2003. - 240с. (10)
2.
Клюева,
Н.В.
Учим
детей
общению
[текст]/
Клюева
Н.В.
-
Ярославль.:
Академия развития. - 1997. - 159с. (14)
3.
Коломинский,
Я.Л.
Психология
личных
взаимоотношений
в
детском
коллективе [текст]/ Коломинский Я.Л. - Минск.: Народная Асвета, 1996.
-236с. (16)
4.
Куракина, А.Т. Школьный ученический коллектив: проблемы управления
[текст]/ Куракина А.Т. - М.: Знания, 1998. - 85с. (19)
5.
Лихачев, Б. Педагогика [текст]/ Лихачев Б. - М.: Прометей, 1998. - 464с. (20)
6.
Михайлова, В.П. Психология межличностных отношений: учебное пособие
[текст]/ Михайлова В.П. — Кемерово, 1999. — 91с. (23)
7.
Немов, Р.С Психология: в 3-х т. [текст]/ Немов Р.С - М.: Владос, 2002. (25)
8.
Немов, Р.С Путь к коллективу [текст]/ Немов Р.С - М.: Педагогика, 1998.-
144с. (26)
9.
Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодолева. - М., 1988. - С.10-13. (28)
10.Овчарова, Р.В. Практическая психология в школе [текст]/ Овчарова Р.В. - М.:
Творческий центр, 2004. — 240с.
11.Петрушин,
В.И.
Психологические
аспекты
деятельности
учителя
и
классного
руководителя
[текст]/
Петрушин
В.И.
-
М.:
Психологический
поиск, 2001. -160с. (33)