Напоминание

"Направления деятельности психолога по формированию позитивных межличностных отношений в группе подростков"


Автор: Савицкая Наталья Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Станция юных туристов"
Населённый пункт: г. Анжеро-Судженска, Кемеровская области
Наименование материала: Статья
Тема: "Направления деятельности психолога по формированию позитивных межличностных отношений в группе подростков"
Дата публикации: 08.11.2018
Раздел: дополнительное образование





Назад




муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Анжеро-Судженского городского округа «Станция юных туристов»

Автор-составитель:

Савицкая Наталья Александровна,

педагог дополнительного образования

МБУ ДО «СЮТур»

Направления деятельности психолога по формированию позитивных

межличностных отношений в группе подростков

Формирование

позитивных

межличностных

отношений

в

группе

подростков - одна из основных задач психолога. Именно психолог – специалист,

который создает условия для личностного развития и саморазвития учащихся,

организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма,

доверительного

отношения,

конфиденциальности.

Психолого-педагогическая

деятельность

-

многоплановая

и

многоуровневая

работа

специалистов

психологического профиля по профилактике, коррекции и диагностике всех

сфер

личности:

аффективно-потребностной,

когнитивной

и

личностной.

Формирование позитивных межличностных отношений в группе подростков,

по мнению И. Дубровиной, будет наиболее эффективным, если в этой в этой

работе будут принимать участие все субъекты воспитательно-образовательного

процесса:

педагоги,

родители

и,

непосредственно,

сами

подростки.

Взаимодействие с родителями, преподавателями и детьми строится педагогом-

психологом

в

соответствии

со

следующими

принципами:

высокий

профессионализм; доброжелательность и уважение к родителям и их детям;

обеспечение предельной конфиденциальности и эмоциональной безопасности;

открытость

и

конгруэнтность

психолога;

мотивирование

родителей

к

взаимодействию с психологом различными способами; системность в работе,

выражающаяся в актуальности, последовательности и логичности работы со

всеми участниками образовательного процесса; приоритет активных методов

взаимодействия: дискуссий, круглых столов, ролевых и деловых игр, занятий с

элементами

тренинга,

использование

психотерапевтических

методов

(релаксации, визуализации, элементов арт-терапии, сказкотерапии и т.п.).

Практикующие

психологи

и

отечественные

ученые

рекомендуют

реализовывать

такие

направления

деятельности,

как

информирование

(просвещение и консультирование), диагностика и психокоррекция.

Информирование – это предоставление необходимой информации, как

педагогам,

так

и

родителям

о

необходимости

управления

формированием

позитивных межличностных отношений в группе подростков, о средствах и

методах

их

формирования

и

так

далее.

Информирование

родителей

может

осуществляться

в

процессе

психологического

консульт ирования

(индивидуального,

группового,

семейного).

Психологическая

диагностика

изучает способы распознавания и измерения индивидуально-психологических

особенностей

человека

(свойств

его

личности

и

особенностей

интеллекта).

Распознавание

и

измерения

осуществляется

с

помощью

методов

психодиагностики

[9].

Перечислим

основные

требования,

которые

должен

учитывать

психолог

при

использовании

методов

исследования:

валидность;

надежность;

точность;

однозначность.

В

современной

психологической

литературе применяется немало различных методов психодиагностики. Среди

них

есть

исследовательские

и

собственно

психодиагностические

методы.

Основными

методами

являются:

диагностика

на

основе

наблюдения;

анкетирование,

опросники;

анализ

результатов

деятельности;

эксперимент.

Психодиагностические методы объединяют в группы по разным основаниям.

Существует группа методов, с помощью которых в психологии изучаются

человеческие

взаимоотношения.

Как

наиболее

валидные

и

надежные

в

психологической

литературе

отмечены

такие

методы,

которые

дают

разностороннюю ценную информацию о положении данного человека к другим

людям («Семантический дифференциал»), иные - положение данного человека

в

системе

сложившихся

внутригрупповых

отношений

(социометрическая

методика), третьи - психологию той социальной группы, в которую входит

данный индивид и в систему межличностных отношений которых он включен

(социально-психологическая само аттестация группы, как коллектива (СПСК).

Психолого-педагогическая диагностика в дополнительном образовании -

это

оценочная

практика,

направленная

на

изучение

индивидуально-

психологических

особенностей

учащегося

и

социально-психологических

характеристик

детского

коллектива

с

целью

оптимизации

учебно-

воспитательного процесса и взаимоотношений в коллективе учащихся [1;7].

Чтобы воспитать человека во всех отношениях, необходимо знать его во всех

отношениях. Начиная или продолжая работу с детским коллективом, психологу

приходится

уделять

большое

внимание

подбору

диагностических

методик,

которые помогают в формировании и развитии детского коллектива. Отбирая

диагностические методики, психолог учитывает

следующее: особенности

возраста учащихся группы; степень сформированности детского коллектива или

группы;

особенности

взаимоотношений

педагогов

с

учащимися;

степень

доверия

друг

другу

детей

и

взрослых.

Помимо

психолога,

диагностику

способен провести и педагог. Задача психолога в этом случае – помочь педагогу

в подборе методик и их интерпретации. Психолог обязан познакомить педагог с

правилами, которым он должен следовать при проведении диагностики. Работая

с диагностическими методиками, педагог должен придерживаться следующих

правил [1;8].

1.

Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый

результат.

2. Диагностика должна носить содержательный характер и создавать широкое

поле исследовательской деятельности.

3. Результаты диагностического исследования не должны обсуждаться людьми,

не имеющими отношения к делам группы.

4. Результаты (любые) должны служить не во вред, а во благо учащихся.

5.

По

результатам

диагностического

исследования

должны

вноситься

коррективы и планирование воспитательной работы в группе.

6. Необходимость педагогической диагностики должна учащимся разъясняться.

Для

изучения

детского

коллектива

психолог

может

рекомендовать

педагогу

такие

диагностические

методики,

как

наблюдение,

опросники,

проективные тесты, анкеты, социометрию и другие. Достоинство наблюдения в

том,

что

она

дает

возможность

изучить

участие

каждого

учащегося

в

длительности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности,

наблюдение используют тогда, когда существует конфликтная ситуация или

необходимо сформировать мнение о поведении учащегося и совершаемых им

поступках. Опросник дает возможность педагогу изучить мотивацию действий

или группы в целом, уровень тревожности учащихся. Опросник позволяет

выявить

отношение

учащихся

к

конкретным

проблемам

и

явлениям.

Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому

себе,

значимой

деятельности,

своей

социальной

роли.

Анкеты

дают

возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на

коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости.

Особым,

наиболее значимым методом изучения межличностных отношений в группе

является

социометрия.

Целью

социометрического

исследования

является

изучение взаимоотношений учащихся в коллективе и определение приоритетов

отдельных учащихся в группе. В диагностический процесс, осуществляемый

как

психологом,

так

и

педагогом,

помимо

учащихся,

включаются

также

родители и другие педагоги. Чаще всего используется анкетирование педагогов

с

целью

оценивания

ими

степени

сформированности

позитивных

межличностных

отношений

в

группе,

навыка

общения

подростков,

особенностей их общения, в процессе учебной и внеучебный деятельности.

Анкета для педагогов – может включать такие вопросы, как, например, какие

факторы

оказывают

наибольшее

влияние

на

формирование

позитивных

межличностных

отношений

в

группе

подростков?

(Укажите

не

более

2

факторов): семья и школа; класс; средства массовой коммуникации; другое. Как

бы

вы

оценили

уровень

сформированности

позитивных

межличностных

отношений

учащихся

вашей

группы

в

целом?

Высокий;

средний;

низкий;

затрудняюсь определить.

Что

препятствует

повышению

уровня

сформированности

позитивных

межличностных

отношений

подростков:

низкий

интеллектуальный

уровень;

плохо

развитая

речь;

неумение

выслушать;

неумение

задавать

вопросы;

эгоистичные

установки;

другое.

Умеют

ли

учащиеся

группы

объективно

оценить работу друг друга: только осуждают, хвалят лишь некоторых ребят;

отрицательная оценка обоснована, одобрение односложно; охотно выражают

одобрение, обосновывают его, не забывая отмечать недостатки. Как часто вы

испытываете трудности при организации групповой работы на занятии или во

внеклассной работе: часто; редко; никогда; не организую групповую работу.

Одновременно, путем анкетирования, изучаются воспитательные влияния

в зоне ближайшего окружения: положительные воздействия и условия, которые

надо использовать для формирования позитивных межличностных отношений в

группе; отрицательные воздействия и неблагоприятные условия, которые надо

устранить или скорректировать. Мнение подростков может также исследоваться

в процессе анкетирования.

К а к

от м еч а ют

у ч е н ы е ,

п р и

п од б о р е

н е о бход и м ы х

ф о р м

психокоррекционных занятий педагоги-психологи должны учитывать мнение

родителей, подростков и их личный опыт. Практически невозможно достичь

успеха в формировании позитивных межличностных отношений в группе в том

случае,

если

подростки

не

обладают

и

определенными

личностными

каче ствами,

и

социа льными

навыками.

Неотъемлемой

ч а с т ь ю

психокоррекционных

занятий

с

подростками,

педагогами

и

родителями

являются

упражнения,

направленные

в

первую

очередь

на

отработку

коммуникативных умений (работа с голосом, выстраивание речи и т.п.). Мы уже

отмечали, что формирование межличностных отношений зависит от процесса

общения. Общение же, в свою очередь, включает в себя три стороны. Поэтому,

помимо коммуникативных умений, подростки, в процессе тренингов, должны

будут осваивать способы конструктивного взаимодействия, приемы восприятия

и

принятия

партнеров

по

общению.

Основная

цель

педагога-психолога,

выступающего в роли тренера тренинговой группы, по мнению отечественных

психологов-практиков,

заключается

в

обеспечении

взаимного

уважения

и

доверия в группе. Это позволит учащимся, совместно с педагогом, ставить

перед собой цели, брать обязательства в соответствии с задачами, которые они

сами

для

себя

наметили.

Цель

тренинга

состоит

в

том,

чтобы

создать

участникам (учащимся) условия для полноценного общения; смоделировать

такие

ситуации,

в

которых:

снимается

страх

перед

самостоятельным

высказыванием; развивается готовность принять и оказать помощь в нужной

ситуации; развивается умение анализировать свои поступки и происходящие

события, закрепляется чувство радости от совместного труда и творчества. [11]

Занятия

строятся

таким

образом,

что

каждый

участник

«проживает»

различные ситуации, определяет свои способности к лидерству, к поддержке, к

творчеству, к признанию заслуг другого, к умению отстаивать свою позицию, а

также

понимать

и

принимать

другого

и

т.д.

Так,

каждый

узнает

себя

как

партнера

по

общению,

открывает

в

себе

самые

разнообразные

стороны

личности: и те, которые помогают установить контакт, и те, которые мешают

этому.

Групповые занятия строятся в игровой форме. К такому виду работы

оказываются

готовы

участники

и

руководитель,

которые

более

свободно

чувствуют

себя

в

условно-импровизационной

ситуации.

В

такой

ситуации

общение

строится

по

предложенным

блокам:

информационному,

интерактивному,

перцептивном.

В

каждой

предложенной

ситуации

как

обязательные элементы присутствуют все стороны общения. Блочная структура

тренинга

(информация

-

взаимодействие

-

восприятие)

позволяет

последовательно выработать у каждого участника умение находить свое место в

групповом

решении,

при

необходимости

брать

на

себя

лидирующую

роль,

адекватно оценивать ситуацию, оказывать помощь и поддержку остальным

членам группы.

Цель информационного блока общения – это знакомство с основными

приемами по обмену информацией, формирование умения ее обрабатывать,

находить жизненно важное в ней для решения актуальных проблем. В ходе

освоения интерактивного блока общения (игры на взаимодействие) участники

вырабатывают

стратегию

совместных

действий.

Важнейшее

условие

-

определение

каждым

участником

своих

сильных

сторон

в

сотрудничестве.

Перцептивный блок – обучение принятию партнера по общению таким, каков

он есть, формирование в сознании подростка образа другого человека. Педагог-

психолог помогает подросткам учиться понимать внутренний мир человека его

действия, его психологические особенности, которые отражаются в поведении.

Игры на восприятие и взаимопонимание помогают не только узнать что-то

новое о людях, окружающих нас, но и понять их позицию, открыть для себя

некоторые причины их поведения. Нужно научиться принимать их такими,

каковы они есть, а не такими, какими мы хотели бы их видеть – во всем

согласные

с

нами.

Именно

перцептивная

сторона

общения,

заложенная

в

тренинге, и вырабатывает умение принимать себя и других. В задачи игр этого

блока входит: развивать у участников уважение к другим и самоуважение;

научить

преодолевать

внутреннее

беспокойство;

учить

поддерживать

друг

друга, доверять и доверяться; учить преуспевать без соперничества; верить, что

все это необходимо и в школе. Таким образом, к основным направлениям

деятельности

педагога-психолога

по

формированию

позитивных

межличностных отношений в группе подростков мы относим работу со всеми

субъектами образовательного процесса: педагогами, родителями и подростками.

Каждое из направлений деятельности включает в себя такие виды работы, как

диагностика, консультирование, коррекция. [10]

Н.В. Клюева считает, что деловые отношения складываются автоматиче-

ски с момента организаций коллектива. Организационно группа оформляется

для достижения определенных учебно-воспитательных целей. Она включает в

себя

нормированное

количество

детей

одного

паспортного

возраста.

С

оформлением

группы

задается

подсистема

деловых

отношений.

Личные

отношения

симпатии,

безразличия,

неприязни

возникают

между

людьми

в

условиях

пространственной

и

временной

близости

в

ре зульт ате

взаимодействия,

имеющего

своим

содержанием

сопереживание,

информа-

ционный обмен или достижение каких-либо целей в ходе совместных действий.

[2]

Исходя из этого, Н.В. Клюева отмечала, что формирование положитель-

ных межличностных взаимоотношений возможно только в совместной дея-

тельности, которая может быть разнообразной. Но, она должна соответствовать

возрастным особенностям детей, их положительным интересам и склонностям

и

одновременно

формировать

новые

интересы

и

склонности.

Н.В.

Клюева

указывает,

что

наиболее

эффективной

является

деятельность,

которая

выполняется всей группой. По мнению ученого, это может быть классный

театр, кружок (наиболее успешно работают кружки по изучению историй ис-

кусств, кино, театра, творчества писателя или поэта), «музыкальный салон»,

«литературная гостиная», кружки, связанные с защитой окружающей среды,

благотворительная деятельность (помощь одиноким пожилым людям, инва-

лидам,

детям-инвалидам).

Благотворительная

деятельность

помогает

фор-

мированию

чувства

сопереживания,

стремления

оказать

помощь,

развивает

навыки общения и приучает к социально приемлемому поведению [2]

В выборе вида деятельности педагог практически не ограничен. Надо

только, чтобы она была ориентирована на эмоциональную сферу учащихся.

Положительные

эмоциональные

переживания

самым

благотворным

образом

влияют на развитие личности детей, формируют и закрепляют положительный

стереотип поведения. Мы разделяем точку зрения В.П. Михайловой, которая

утверждала, что деятельность коллектива не должна замыкаться в относительно

узких

рамках

группы.

Нужно,

чтобы

она

органически

вписывалась

в

общешкольную общественную жизнь через участие в различных мероприятиях:

праздновании

памятных

дат,

юбилеев

деятелей

науки

и

культуры,

традиционных школьных праздников, конкурсах, в других делах. Дети могут

участвовать

в

работе

кружков

домов

творчества,

других

внешкольных

организаций.

Нужно,

чтобы

они

принимали

участие

и

воспитательной

деятельности, выполняя разовые поручения. [5; 6]

Я.Л. Коломенский отмечал, что совместная деятельность учащихся позволяет

педагогу не только формировать позитивные межличностные отношения, но и

управлять

ими.

В

процессе

деятельности

у

подростков

нивелируется

отрицательное

отношение

к

кому-либо

из

одноклассников,

формируется

положительное

отношение

к

нему.

В

группе

вообще

складываются

новые

отношения,

которые

выполняют

компенсаторную

функцию:

снимаются

стрессы, вызванные не успешностью в учебной деятельности, конфликтами в

семье.

Управление взаимоотношениями в группе идет через информацию о гу-

манистических

взаимоотношениях

между

людьми,

через

расширение

нрав-

ственных

понятий

детей

и

закрепление

знаний

в

повседневном

общении

подростков [3].

Для осуществления процесса формирования положительных

межличностных

взаимоотношений

в

детском

коллективе

необходима

реализация определенных направлений деятельности, которые, в свою очередь,

включают специфические методы.

А. Т. Куракина, например, предлагает следующие методы организации

деятельности

педагога

по

формированию

позитивных

межличностных

взаимоотношений в детском коллективе [4]:

а) педагогическая поддержка -

деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи де-

тям в решении их проблем, связанных с успешностью в учебной деятельности,

с

общением,

с

самоопределением;

б)

превентивная

помощь

направлена

на

предупреждение нежелательного с педагогической точки зрения поведения и

общения ребенка, формирования умения вести себя в необычной жизненной

ситуации,

когда

ребенок

в

силу

каких-либо

обстоятельств

оказывается

выключенным

из

привычной

системы

взаимоотношений;

в)

оперативная

помощь

-

своевременное

и

быстрое

исправление

травмирующей

ребенка

ситуации

и

направление

развития

события

в

оптимальный

педагогический

режим.

Занятия творческой деятельностью дадут выход энергии детей и воз-

можность раскрыть их способности, повысив тем самим их престиж в среде

сверстников - наиболее оптимальной для развития подростка среде. [4]

Анализ литературы по проблеме межличностных взаимоотношений по-

казал,

что

в

современной

педагогике

и

психологии

предлагается

большое

количество

направлений,

форм,

методов

и

средств

работы

как

школьного

психолога,

так

и

педагога

дополнительного

образования

по

формированию

позитивных

межличностных

отношения.

К

их

выбору

педагоги

должны

подходить

творчески,

с

учетом

условий

жизни

школы,

возможностей

и

особенностей детей, содержания детской жизни, которую предстоит вместе с

подростками

осмысливать,

анализировать,

обобщать

и

корректировать.

Для

эффективной реализации поставленной цели по формированию позитивных

межличностных

отношений

в

группе

подростков

необходимо

наличие

определенных условий.

Список литературы

1.

Дерехлева, Н.И. Справочник классного руководителя [текст]/ Дерехлева Н.И.

- М.: ВАКО, 2003. - 240с. (10)

2.

Клюева,

Н.В.

Учим

детей

общению

[текст]/

Клюева

Н.В.

-

Ярославль.:

Академия развития. - 1997. - 159с. (14)

3.

Коломинский,

Я.Л.

Психология

личных

взаимоотношений

в

детском

коллективе [текст]/ Коломинский Я.Л. - Минск.: Народная Асвета, 1996.

-236с. (16)

4.

Куракина, А.Т. Школьный ученический коллектив: проблемы управления

[текст]/ Куракина А.Т. - М.: Знания, 1998. - 85с. (19)

5.

Лихачев, Б. Педагогика [текст]/ Лихачев Б. - М.: Прометей, 1998. - 464с. (20)

6.

Михайлова, В.П. Психология межличностных отношений: учебное пособие

[текст]/ Михайлова В.П. — Кемерово, 1999. — 91с. (23)

7.

Немов, Р.С Психология: в 3-х т. [текст]/ Немов Р.С - М.: Владос, 2002. (25)

8.

Немов, Р.С Путь к коллективу [текст]/ Немов Р.С - М.: Педагогика, 1998.-

144с. (26)

9.

Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодолева. - М., 1988. - С.10-13. (28)

10.Овчарова, Р.В. Практическая психология в школе [текст]/ Овчарова Р.В. - М.:

Творческий центр, 2004. — 240с.

11.Петрушин,

В.И.

Психологические

аспекты

деятельности

учителя

и

классного

руководителя

[текст]/

Петрушин

В.И.

-

М.:

Психологический

поиск, 2001. -160с. (33)



В раздел образования