Автор: Голованова Евгения Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №9 "Солнышко"
Населённый пункт: г.о.г. Кулебаки, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Конструктор ЛЕГО, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
«Конструктор ЛЕГО, как средство всестороннего
развития детей дошкольного возраста»
«Расскажи мне и я забуду. Покажи мне
и я пойму. Позволь мне сделать самому,
и я научусь».
Конфуций
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и
творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе
образования требуют новой организации системы в целом.
В связи с введением в систему дошкольного образования ФГОС, педагогам
открываются большие возможности использования новых педагогических технологий,
методик. Одной из таких и является - Лего-конструирование.
Лего – одна из распространённых педагогических систем, широко
использующая трёхмерные модели реального мира, её предметно – игровую среду для
развития детей.
Лего (от дат. Leg-godt – «играй хорошо») – серии конструкторов,
представляющие собой наборы деталей для сборки и моделирования разнообразных
предметов. LEGO был создан в 1932-м году Оле Кирком Кристиансеном, столяром из
небольшого городка Билунд в Дании. Основная деталь – кирпичик LEGO,
представляет собой полый пластмассовый блок, соединяющийся с другими такими же
кирпичиками на шипах. В наборы также входит множество других деталей: фигурки
людей и животных, колёса и другие.
Известно, что дети лучше всего учатся в игре. В процессе игры создаются
условия, позволяющие ребенку самостоятельно строить систему взаимоотношений со
сверстниками и с взрослыми. Развитие способностей к конструированию активизирует
мыслительные процессы ребёнка, рождает интерес к творческому решению
поставленных задач, изобретательности и самостоятельности, инициативности,
стремление к поиску нового и оригинального.
Обучающий конструктор ЛЕГО (LEGO) незаменим в плане формирования
умения и навыков исследовательского поведения. ЛЕГО-конструирование
способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые
знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной
деятельности.
В ходе занятия с использованием лего, повышается коммуникативная активность
каждого ребёнка, формируется умение работать в парах, в группе, происходит
развитие творческих способностей. Повышается мотивация к обучению.
Применение ЛЕГО способствует:
- развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали
разной формы, окрашенные в основные цвета;
- развитию и совершенствованию высших психических функций: памяти, внимания,
мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ,
синтез, классификация, обобщение;
- тренировке пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики руки
и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;
- сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т. к.
дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу
важность данного конструктивного решения.
В педагогике Лего-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных
принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры
с Лего здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном
мире. Игра с конструктором предоставляет детям огромные возможности для
физического, эстетического и социального развития.
Занятия по ЛЕГО- конструированию помогают детям войти в мир социального
опыта. У детей складывается единое и целостное представление о предметном и
социальном мире.
Занимаясь ЛЕГО конструированием во время совместной и самостоятельной
образовательной деятельности течение дня, дети приобретают навыки культуры труда:
учатся соблюдать порядок на рабочем месте, распределять время и силы при
изготовлении моделей (для каждого занятия определена своя тема) и, следовательно,
планировать деятельность.
Конструктор Лего можно использовать для решения задач образования и
воспитания, психо-коррекции и диагностики.
Применение лего-конструирования в речевом развитии старших дошкольников.
Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность
коры головного мозга, а, следовательно, на развитие речи. В процессе
конструирования из Лего, дети общаются, договариваются, рассуждают, учатся
отстаивать свою точку зрения, при этом расширяется словарный запас, умение
задавать вопросы, развиваются диалогическая и монологическая речь. Детям
предлагаются следующие задания: составить образ буквы из кирпичиков Лего,
построить различные предметы, начинающиеся с указанного звука, выложить столько
кирпичиков Лего, сколько они слышат слов в данном им предложении.
Применение лего-конструирования в социально-коммуникативном развитии
старших дошкольников.
Одна из основных целей Лего-конструирования – научить детей эффективно
работать вместе, создавать совместные постройки, объединённые одной идеей. У
детей формируются: умение сотрудничать с партнёром, работать в коллективе.
Развиваются способность ставить цели, доводить дело до конца, стремление
отстаивать свои идеи.
Применение лего-конструирования в познавательном развитии старших
дошкольников.
В процессе ЛЕГО конструирования у детей активно развиваются
математические способности, в результате пересчета деталей, блоков, креплений,
вычислений необходимого количества деталей, их форму, цвет, длину. Дети
знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность и
асимметричность, ориентировкой в пространстве, такими понятиями, как «высокий-
низкий», «узкий-широкий».В НОД познавательного характера Лего используется в
экспериментальной деятельности как материал, из которого сделан конструктор («Из
чего сделано?», «Найди такой же»). С помощью Лего дети передают в постройках
полученные знания и впечатления от занятий, экскурсий, наблюдений и прогулок. Лего
формирует пространственное мышление, развивает умение применять свои знания при
проектировании и сборке конструкций, развивает логическое мышление.
Применение лего-конструирования в художественно-эстетическом развитии старших
дошкольников.
Лего-конструктор приходит на помощь при подготовке к детской театральной
постановке. Сначала дети создают своих героев, а затем обыгрывают с их участием
различные сказки, ситуации, сценки. С помощью конструкторов дети могут создавать
различные картины, узоры, сюжеты на плоскости (платформе).
Таким образом, использование конструктора Лего в образовательной
деятельности становится эффективным средством всестороннего развития и
воспитания личности детей дошкольного возраста.