Автор: Латышева Татьяна Владимировна
Должность: преподаватель дисциплины "история"
Учебное заведение: Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Пермский торгово-технологический колледж
Населённый пункт: г.Пермь
Наименование материала: статья
Тема: Активность личности в обучении
Раздел: среднее профессиональное
Краевое государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение «Пермский торгово-технологический колледж
Активность личности в обучении
Выполнила: преподаватель
Латышева Татьяна Владимировна
2018
Есть разные подходы к повышению качества подготовки молодежи к труду в системе
профессионального образования. Их авторы создают дидактические условия преодоления давно
наметившегося равнодушия к знаниям, нежелания учиться.
К сожалению,
часто активизация
сводится только к усилению контроля за работой учащихся.
Но студент может приспособиться к самому жесткому контролю или избежать его, поэтому
требуется активизация работы не только студента, но и преподавателя.
Нужно не «принуждать» к активности, а побуждать к ней; нужно создавать психологические и
дидактические условия порождения активности личности к познавательной деятельности. Этого
можно достигнуть только при понимании обучения как личностно-опосредованного процесса
взаимодействия
и
общения
преподавателя
и
студентов,
направленного
на
достижение
объединяющей их цели – формирование творческой личности специалиста.
Основы активного обучения были заложены на рубеже 70-х г.г. в исследованиях педагогов
и психологов (Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин и др.) Например, в работах А.М. Матюшкина
обоснована
необходимость
включения
проблемных
методов
во
все
виды
учебной
работы
учащихся.
Другая часть активизации, возникшая относительно независимо от понятий проблемного
и
активного
обучения
выразилась
в
появлении
активных
методов
обучения
(АМО),
к
числу
которых
относят
учебные
деловые
игры,
семинар-дискуссию,
а
также
формы
и
методы
приобщения студентов к практической работе – экскурсии на производство, выездные занятия и
т.д.
Теоретический
анализ
передового
педагогического
опыта
показывает,
что
наиболее
характерным направлением повышения эффективности обучения студентов, является создание
таких психолого-педагогических условий, в которых студент может занять активную личностную
позицию и
в полной мере раскрыться как субъект уче6бной деятельности. Без определенного
уровня активности человека, не может состояться даже простейший факт познания. Значит речь
должна идти не о противопоставлении «активный» -«пассивный», а об уровне и содержании
активности студента: активности на уровне восприятия и памяти, воображения и творческого
мышления, активности и воспроизведения, социальной активности.
Такая постановка вопроса приводит к обоснованию дидактического принципа активности
личности в обучении и профессиональном самоопределении, обусловливая систему требований к
учебной деятельности студента и педагогической деятельности преподавателя, к их совместной
деятельности.
Система потребностей и мотивов во многом определяет не только направление и уровень
активности человека, но и своеобразие его личности. Поэтому воспитание личности специалиста
означает,
прежде
всего,
формирование
системы
его
потребностей
и
мотивов.
Соотношение
различных
мотивов
определяет
выбор
содержания
воспитания,
конкретных
форм
и
методов
обучения, формирования активной творческой личности.
Мотивы
познавательной
деятельности
весьма
разнородны,
так
как
отражают
многообразие ситуаций, в которых протекает данная деятельность.
Можно выделить две группы мотивов: мотивы достижения и познавательные мотивы.
Познавательной является такая мотивация, при которой новое знание совпадает с целью
познавательной
деятельности,
а
мотивация
достижения
–
с
мотивацией,
при
которой
познавательная
деятельность
является
лишь
средством
достижения
цели,
находящейся
вне
познавательной
деятельности.
В
первом
случае
человека
интересует
процесс
и
содержание
познаваемого,
а
во
втором
–
тот
прагматический
результат,
который
может
быть
получен
в
результате каких-либо познавательных усилий. (Например, положительная оценка на зачете или
экзамене).
На
формирование
личности
постоянное
и
устойчивое
влияние
оказывают
знания,
основанные
именно
на
познавательном
интересе.
Развитие
познавательной
мотивации
значительно повышает активность учащихся и эффективность процесса обучения.
С появлением познавательной мотивации происходит перестройка психических процессов
восприятия, памяти, мышления и других возможностей человека, способствующих выполнению
той
деятельности,
которая
вызвала
интерес.
Однако
система
образования
ориентирована
на
мотивацию
достижения:
получить
хорошую
отметку,
отлично
сдать
зачет
и
т.п.,
что
делает
актуальной проблему выявления психолого-педагогических условий, в которых познавательная
мотивация вначале порождается, а потом трансформируется в профессиональную мотивацию.
Конечно, познавательная мотивация является одним из наиболее действенных мотивов
учения, поэтому необходимо создавать психолого-дидактические условия для того, чтобы она
стала
началом
развития
профессиональной
мотивации
и
профессиональной
направленности
личности
будущего
специалиста.
Сочетание
познавательного
интереса
к
предмету
и
профессиональной мотивации оказывает наибольшее влияние на успешное обучение.