Напоминание

Активность личности в обучении


Автор: Латышева Татьяна Владимировна
Должность: преподаватель дисциплины "история"
Учебное заведение: Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Пермский торгово-технологический колледж
Населённый пункт: г.Пермь
Наименование материала: статья
Тема: Активность личности в обучении
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Краевое государственное автономное профессиональное образовательное

учреждение «Пермский торгово-технологический колледж

Активность личности в обучении

Выполнила: преподаватель

Латышева Татьяна Владимировна

2018

Есть разные подходы к повышению качества подготовки молодежи к труду в системе

профессионального образования. Их авторы создают дидактические условия преодоления давно

наметившегося равнодушия к знаниям, нежелания учиться.

К сожалению,

часто активизация

сводится только к усилению контроля за работой учащихся.

Но студент может приспособиться к самому жесткому контролю или избежать его, поэтому

требуется активизация работы не только студента, но и преподавателя.

Нужно не «принуждать» к активности, а побуждать к ней; нужно создавать психологические и

дидактические условия порождения активности личности к познавательной деятельности. Этого

можно достигнуть только при понимании обучения как личностно-опосредованного процесса

взаимодействия

и

общения

преподавателя

и

студентов,

направленного

на

достижение

объединяющей их цели – формирование творческой личности специалиста.

Основы активного обучения были заложены на рубеже 70-х г.г. в исследованиях педагогов

и психологов (Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин и др.) Например, в работах А.М. Матюшкина

обоснована

необходимость

включения

проблемных

методов

во

все

виды

учебной

работы

учащихся.

Другая часть активизации, возникшая относительно независимо от понятий проблемного

и

активного

обучения

выразилась

в

появлении

активных

методов

обучения

(АМО),

к

числу

которых

относят

учебные

деловые

игры,

семинар-дискуссию,

а

также

формы

и

методы

приобщения студентов к практической работе – экскурсии на производство, выездные занятия и

т.д.

Теоретический

анализ

передового

педагогического

опыта

показывает,

что

наиболее

характерным направлением повышения эффективности обучения студентов, является создание

таких психолого-педагогических условий, в которых студент может занять активную личностную

позицию и

в полной мере раскрыться как субъект уче6бной деятельности. Без определенного

уровня активности человека, не может состояться даже простейший факт познания. Значит речь

должна идти не о противопоставлении «активный» -«пассивный», а об уровне и содержании

активности студента: активности на уровне восприятия и памяти, воображения и творческого

мышления, активности и воспроизведения, социальной активности.

Такая постановка вопроса приводит к обоснованию дидактического принципа активности

личности в обучении и профессиональном самоопределении, обусловливая систему требований к

учебной деятельности студента и педагогической деятельности преподавателя, к их совместной

деятельности.

Система потребностей и мотивов во многом определяет не только направление и уровень

активности человека, но и своеобразие его личности. Поэтому воспитание личности специалиста

означает,

прежде

всего,

формирование

системы

его

потребностей

и

мотивов.

Соотношение

различных

мотивов

определяет

выбор

содержания

воспитания,

конкретных

форм

и

методов

обучения, формирования активной творческой личности.

Мотивы

познавательной

деятельности

весьма

разнородны,

так

как

отражают

многообразие ситуаций, в которых протекает данная деятельность.

Можно выделить две группы мотивов: мотивы достижения и познавательные мотивы.

Познавательной является такая мотивация, при которой новое знание совпадает с целью

познавательной

деятельности,

а

мотивация

достижения

с

мотивацией,

при

которой

познавательная

деятельность

является

лишь

средством

достижения

цели,

находящейся

вне

познавательной

деятельности.

В

первом

случае

человека

интересует

процесс

и

содержание

познаваемого,

а

во

втором

тот

прагматический

результат,

который

может

быть

получен

в

результате каких-либо познавательных усилий. (Например, положительная оценка на зачете или

экзамене).

На

формирование

личности

постоянное

и

устойчивое

влияние

оказывают

знания,

основанные

именно

на

познавательном

интересе.

Развитие

познавательной

мотивации

значительно повышает активность учащихся и эффективность процесса обучения.

С появлением познавательной мотивации происходит перестройка психических процессов

восприятия, памяти, мышления и других возможностей человека, способствующих выполнению

той

деятельности,

которая

вызвала

интерес.

Однако

система

образования

ориентирована

на

мотивацию

достижения:

получить

хорошую

отметку,

отлично

сдать

зачет

и

т.п.,

что

делает

актуальной проблему выявления психолого-педагогических условий, в которых познавательная

мотивация вначале порождается, а потом трансформируется в профессиональную мотивацию.

Конечно, познавательная мотивация является одним из наиболее действенных мотивов

учения, поэтому необходимо создавать психолого-дидактические условия для того, чтобы она

стала

началом

развития

профессиональной

мотивации

и

профессиональной

направленности

личности

будущего

специалиста.

Сочетание

познавательного

интереса

к

предмету

и

профессиональной мотивации оказывает наибольшее влияние на успешное обучение.



В раздел образования