Напоминание

"Воспитание обучающихся в познавательной творческой деятельности"


Автор: Кармилицына Елена Анатольевна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МБУДО "Центр детского творчества"
Населённый пункт: г Дятьково
Наименование материала: Доклад
Тема: "Воспитание обучающихся в познавательной творческой деятельности"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Дятьковского района

ДОКЛАД

по теме самообразования

«Воспитание обучающихся в познавательной творческой

деятельности»

Педагог-организатор

Кармилицына Е.А.

Дятьково 2018

Цель

работы

по

самообразованию:

повышение

своего теоретического,

научно-методического

уровня

и

профессионального

мастерства

и

общекультурного

уровня

путем

внедрения

творческой

составляющей

в

образовательный процесс.

Задачи:

определить актуальность темы исследования;

изучить

педагогические,

психологические,

методиче ские

литературные

источники

по

изучаемой

тематике,

теоретические

основы

технологии развивающего обучения;

рассмотреть

различные

методы

и

приемы,

используемые

для

стимуляции творческой активности обучающихся;

определить

наиболее

приемлемую

форму

введения

технологии

развивающего обучения;

формировать

у

обучающихся

творческий

подход

к

решению

возникающих

учебных

задач

на

основе

специальных

заданий

творческого

характера,

содержание

и

форма

которых

учитывает

специфику

изучаемого

материала;

привлечь

родителей

к

организации

воспитательно-образовательной

работы с детьми;

исследовать результативность применения технологии развивающего

обучения в образовательную деятельность в условиях внедрения ФГОС;

обобщать и распространять педагогический опыт.

Введение

В

2017-2018

учебном

году

мною

была

изучена

тема

«Воспитание

обучающихся в познавательной творческой деятельности».

Дети должны жить в мире

красоты, игры, сказки, музыки,

рисунка, фантазии, творчества.

Сухомлинский В. А.

Актуальность

исследования

проблем

воспитания

обучающихся

в

познавательной

творческой

деятельности

определяется

целями

образования

и

2

воспитания

как

общественного

явления

и

педагогического

процесса,

заложенными в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и

в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025

года»,

утвержденной

распоряжением

Правительства

РФ.

Это,

прежде

всего,

развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные

духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной

реализовать

свой

потенциал

в

условиях

современного

общества,

готовой

к

мирному созиданию и защите Родины.

Реализацию

дидактических

и

воспитательных

задач

необходимо

осуществлять

в

русле

нравственного

развития

ребенка,

формировать

общую

культуру

обучающихся,

что

возможно

в

условиях

личностно-деятельностного

подхода к организации образовательно-воспитательного процесса. Этот подход

предполагает

создание

психолого-педагогических

условий

для

целостного

развития

задатков

человека,

его

духовных

и

познавательных

потребностей,

приобщения к универсальным ценностям культуры.

Отличительной особенностью личности является способность к творчеству.

В

процессе

созидательной

творческой

деятельности

человек

растет,

саморазвивается, всякий раз возвышается до уровня сложности, трудности тех

проблем, которые становятся объектом его деятельности. Поэтому творческая

познавательная

деятельность

выступает

средством

создания

оптимальных

условий для развития личности обучающегося.

Следовательно,

использование технологии

развивающего

обучения

в

воспитании

обучающихся

позволяет

значительно

повысить

самостоятельную

активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно,

разными

способами

находить

информацию

об

интересующем

предмете

или

явлении

и

использовать

эти

знания

для

создания

новых

объектов

действительности.

А

также

делает

воспитательную

систему

образовательного

учреждения открытой для активного участия родителей.

Воспитание обучающихся в познавательной творческой деятельности

Педагог

должен

помочь

ребёнку

приобрести

не

только

знания

об

окружающем мире, овладеть умениями и навыками, но и помочь адаптироваться в

этом

мире,

раскрыть

и

проявить

свои

способности,

почувствовать

себя

самостоятельной, творческой личностью, способной изменить мир.

Эффективность работы педагога в настоящее время определяется тем, в

какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих

3

способностей каждого ребёнка, формирует творческую личность и готовит её к

творческой, познавательной и общественно-трудовой деятельности.

Если таковы запросы современного общества, то педагог должен стремиться

реализовывать в своей деятельности одну из важнейших целей – воспитание

творческой личности ребенка.

«Философская

энциклопедия»

определяет

творчество

как

деятельность,

порождающую «нечто новое, никогда ранее не бывшее». Это, видимо, самое

широкое определение творчества. Можно определить значение этого слова и по-

другому,

подчеркнув,

что

творчество

является

человеческой

деятельностью.

Творчество - деятельность человека, создающая новые материальные и духовные

ценности, обладающие общественной значимостью. Известный психолог Л.С.

Выготский говорил, что в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть

необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в

чём заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому

процессу человека.

Педагогу очень важно понимать то, что происходит с автором-ребёнком на

ранней стадии творческого процесса. «От учителя требуется большая чуткость, но

особенно бережно он должен относиться к замыслам, которыми делятся с ним

дети» – говорил В.А. Левин.

А вот

В.

Глоцер

рекомендует:

«ободрить,

поддержать

во

время

работы

обязательно. И ни в коем случае не расхолаживать, потому что вслед за слабыми

на первый взгляд успехами могут появиться настоящие». И ещё: «Советовать

нужно

с

большой

осторожностью,

так

как

иные

рекомендации

могут

только

отрицательно

воздействовать

на

ребёнка

и

его

творчество.

Многие

советы

и

замечания

превращаются

для

детей

в

догмы,

которым

они

стараются

строго

следовать в своём дальнейшем творчестве».

Дети талантливы почти в том же смысле, что и природа. «Почти» – потому

что «произведения» природы возникают как отпечатки стихийного, не имеющего

цели процесса, а детские работы: стихи, рисунки, песни, танцы, аппликации,

пластилиновые

фигурки,

постройки

из

конструкторов

или

кубиков

следы

деятельности,

которая,

как

всякая

человеческая

деятельность,

мотивирована.

Произведения детей могут многое поведать не только об авторе, но и о нашем

мире.

Продукты

детского

творчества

могут

приобретать

художественную

ценность, могут подлинно отражать внутренний мир ребёнка только до тех пор,

пока это творчество непроизвольно. Выдающийся психолог Б.М. Теплов писал:

«Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве – искренность.

Без неё все другие достоинства теряют значения. Этому условию удовлетворяет то

творчество, которое возникает у ребёнка самостоятельно, исходя из внутренней

потребности, без какой-либо преднамеренной педагогической стимуляции». Если

4

же дети начнут петь, танцевать, рисовать, сочинять не ради удовольствия от

самого

этого

занятия,

а

чтобы,

например,

выступить

на

утреннике,

их

произведения тут же утратят естественность, непосредственность, а значит, и

ценность. Очень важно участие взрослого в

создании

ребёнком

творческого

продукта.

Ребёнку

помогает

творить

взрослый,

который

принимает

на

себя

функции

внутреннего

критика

и

частично

созидателя.

Педагог

реально

участвует в детском творчестве, а, следовательно, руководит его развитием.

Конечно,

прежде

чем

выстраивать

систему

работы

по

формированию

творческой

личности

ребёнка,

необходимо

изучить

его

индивидуальные

и

личностные особенности, его интересы и склонности.

Педагог должен быть заинтересован в творческих успехах и достижениях

своих

учеников,

должен

уметь

прийти

к

ним

на

помощь,

поддержать

их

инициативу, одобрить выбор или решение детей, указать на ошибки, не обидев

ребёнка.

Особая роль в формировании творческой личности ребёнка принадлежит

семье. Дети и родители находятся в постоянном поиске, современная семья имеет

огромный интеллектуальный потенциал, а задача педагога – привлечь и умело

использовать его при организации свободного времени детей, заполняя досуг

полезными как для здоровья, так и для ума делами. Какую сторону развития

ребёнка мы бы не взяли, всегда решающую роль играет семья. Во-первых, именно

семья отвечает за физическое и эмоциональное развитие ребёнка, во-вторых,

семья играет ведущую роль в умственном развитии ребёнка, влияет на отношение

детей к учёбе и во многом определяет её успешность. Образовательный уровень

семьи, интересы её членов сказывается на интеллектуальном развитии человека,

на

том

какие

пласты

культуры

он

усваивает,

в-третьих,

семья

имеет

важное

значение в овладении человеком социальными нормами, в-четвёртых, в семье

формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, определяющие

стиль его жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и

способы их достижения. Семья играет большую роль в развитии человека в связи

с

тем, что её одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются

на социальных притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в

сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам

его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях.

Подведение итогов

В

результате

работы

по

теме

самообразования

у

меня,

как

у

педагога

сформированы

основы

педагогического

мастерства,

профессионализма

и

творчества:

5

умение

анализировать

научно-методическую

литературу

с

целью

повышения своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;

овладение

инновационными

педагогическими

технологиями

воспитания и обучения детей;

умение активизировать творческие способности и пропагандировать

свои достижения, применять полученные знания на практике.

Список литературы

1.

Выготский,

Л.С.

Воображение

и

творчество

в

детском

возрасте:

психол.

очерк: кн. для учителя. – 3-е изд. [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение,

1991. – 96 с.

2.

Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. –

М.: Академия, 2009. – 368 с.

3.

Богоявленская

Д.Б.

Психология

творческих

способностей

[Текст]

/

Д.Б.

Богоявленская. – М., 2002. – 320 с.

4.

Матюшкин, А.М. Развитие творческой активности школьников [Текст] / А.М.

Матюшкин, А.М. Аверина. – М.: Педагогика, 1991. – 156 с.

5.

Терлецкая

Т.

Л.

«Воспитание

учащихся

гимназии

в

познавательной

творческой деятельности» [Текст]: дисс. … канд. педаг. наук: 13.00.02 / Т.Л.

Терлецкая. – Москва, 2001. – 186 с.

6.

Бондарь

М.А.

Методологические

основы

понятия

творческой

активности

школьников [Текст] / М.А. Бондарь / / Молодой ученый. – 2015. – № 13. – С. 598-

601.

7.

Максимова С.В., Камышева И.В. Рекомендации для педагогов по развитию

творческой активности / журнал «Управление начальной школой» - М., 2010. – №

2. – С. 15-21.

8.

Максимова

С.В.

Взаимодействие

с

родителями

как

фактор

развития

творческой

активности

детей.

/

Материалы

5-го

Открытого

Конгресса

«Мир

семьи». В 2-х частях. Часть 2. составитель и общ. ред. – Г.А. Зайцева. М.:НП

«Независимый Институт семьи и демографии» 2010 г. с. 114 – 119

9.

Максимова С.В. Влияние семьи на развитие творческой активности детей //

Тезисы Всероссийского форума «Дом семьи – Россия!», 22-24 октября 2010 г.,

Санкт-Петербург

10.

Максимова С., Солоухина Т., Конусова О. Творческая активность на уроках

русского языка / газета «Горизонты образования». – 2011. – № 2. – С.3.

Максимова, С.В. Развиваем творческую активность [Текст] / С.В. Максимова / /

Горизонты образования. – 2011. – № 6 (45). – C. 4

6



В раздел образования