Автор: Кенич Ирина Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №6 "Яблонька"
Населённый пункт: Краснодарский край, Абинский район, с Светлогорское
Наименование материала: статья
Тема: "Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста."
Раздел: дошкольное образование
Нетрадиционные техники рисования,
как средство развития творческих способностей
детей старшего дошкольного возраста.
Рисование содействует выработке у детей многих ценных для развития
их личности качеств и навыков поведения: умения, углубиться в свою работу,
устойчивость внимания, умение довести дело, до конца преодолев известные
трудности, умение заниматься целенаправленно, планировать свою работу и
последовательно её осуществлять.
Дети приобретают умения подчиняться указаниям и требованиям педаго-
га, обращённым ко всей группе, а также умение проявлять самостоятельность
в работе, инициативу и творчество, учиться обращаться с материалами акку-
ратно и бережно.
Приобретение умений владеть карандашом, кистью, содействует разви-
тию мелких и тонких движений кисти пальцев.
Каждый, кто занимается воспитанием детей, знает, что одинаковых детей
не бывает. Особенно ярко детская индивидуальность проявляется в творче-
ской деятельности. Эту индивидуальность нужно внимательно изучать, не
для того, чтобы унифицировать манеру изображения, но чтобы эффективно
организовывать и направлять работу детей. Хорошо, когда у каждого ребенка
складывается свой стиль, проявляется собственный творческий почерк.
Детское творчество, по мнению исследователей, является процессом со-
здания субъективно нового для ребенка продукта, в который он вложил свои
знания, эмоциональное отношение к изображаемому, применив усвоенные им
на занятиях под руководством педагога или найденные самостоятельно изоб-
разительно-выразительные средства.
Свобода творческого выражения определяется не только образными пред-
ставлениями и желанием передавать их в рисунке, но и тем, как ребенок вла-
деет
средствами
изображения.
Усвоенные
технические
приемы,
способы
изображения, средства выразительности способствуют развитию творчества.
Их разнообразие и многообразие, уровень развития восприятия, запас впечат-
лений, степень изобразительных способностей влияют на степень вырази-
тельности художественного образа.
В педагогических исследованиях художественное творчество формирует-
ся в специально организованном процессе на основе взаимосвязи обучения и
творчества, в их непрерывном сочетании и взаимодействии. Проблема педа-
гогических условий развития творчества рассматривается как: обеспечение
поисковых ситуаций, в которых действуют дети; взаимосвязь видов изобрази-
тельной деятельности; синтез искусств; организация предметной среды; соче-
тание индивидуальной и коллективной работы детей.
Творческое развитие личности непосредственно связано с индивидуаль-
ными особенностями развития мышления, воображения речи, моторных и
ассоциативных систем.
Различия в рисунках, поделках, аппликациях проявляются уже в начале
освоения детьми этих видов творческого труда. Все особенности тесно связа-
ны с индивидуальным сенсорным опытом малышей и сказываются на содер-
жании работ.
Особенности подхода ребенка к изобразительному творчеству опреде-
ляются и тем, какому содержанию он отдает предпочтение, какие предметы
стремится отразить в рисунках, лепке, аппликации. Такие различия, как пра-
вило, проявляются достаточно отчетливо уже к пяти годам, когда дети овла-
девают основными формообразующими движениями, что в свою очередь
позволяет им свободно выбирать тему. Некоторые дети с большим удоволь-
ствием изображают отдельные предметы. При этом они достаточно точно
передают в рисунке не только основную форму предмета, но и его строение,
отличительные особенности, характерные детали.
По-разному относятся дети и к передаче в рисунке цвета. Одни проявляют
к нему большой интерес, используют цвет не только как признак предмета,
но и как средство украшения всего рисунка. Для других детей цвет как бы не
существует, они все решают одним тоном.
Различается и манера исполнения рисунка: одни дети рисуют достаточно
крупно, создают обобщенное изображение, лишенное деталей; у других пред-
меты получаются маленькими, зато прорисовываются характерные особенно-
сти. Детали ребята также передают по-разному: одни обозначают их несколь-
кими штрихами, другие стараются тщательно прорисовать.
Продумывая методику работы с детьми, необходимо заботиться об инди-
видуальном подходе, чтобы каждый ребенок мог успешно овладевать знания-
ми, навыками и умениями в изобразительной деятельности, его творческие
способности развивались.
Сегодня психологи выступают против традиционных дидактических ме-
тодов обучения, используемых в детском саду и часто вынуждающих детей
действовать в рамках установленных схем, против навязывания стереотипных
представлений, которые не возбуждают фантазию ребёнка, а надоедают ему,
подавляют его творчество и не стимулируют развитие творческой личности.
«Ребенок может все, пока он не знает, что чего-то не может» - заметил в
свое время известный русский педагог. Малыш чутко воспринимает цвет,
цветовые отношения и их воздействие на настроение. Важно не упустить эту
возрастную особенность и не загубить в ребенке способность к цветовому
восприятию. Необходимо развивать у него чувство цвета, помогать искать
свое понимание, учить через цвет выражать свои эмоции, а не повторять за
взрослыми их представления о цвете, во многом ограниченное стереотипами.
Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позво-
ляет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как из-
вестно, - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего
художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный
момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребенка, что характе-
ризует его сущность, характер, индивидуальность.
Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к
рисованию, начиная с младшего дошкольного возраста, используют нетра-
диционные способы изображения.
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных
эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им пред-
метов
в
качестве
художественных
материалов,
удивляет
своей
не-
предсказуемостью.
Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в
группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается вы-
ставкой детских рисунков.
Многие педагоги, работая с детьми, заметили, что в изобразительной дея-
тельности склонности и способности к творчеству реализуются даже при ми-
нимуме материалов.
Таким образом, дошкольников нужно постепенно знакомить с разнооб-
разной техникой рисования: по мокрой бумаге с солью, мыльными пузырями,
разбрызгиванием по фону с маской, рисованием ниткой, ватными палочками,
рельефной краской, восковыми мелками по картону, созданием коллажей,
рисованием с помощью оттиска.
Рисовать можно чем угодно и как угодно! Лежа на полу, под столом, на
столе... На листочке дерева, на газете... Разнообразие материалов ставит но-
вые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. А из каракуль и
мазни, в конце концов, вырисовывается узнаваемый объект - Я. Ничем не за-
мутненная радость удовлетворения от того, что и «это сделал Я - все это
мое!».
Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше
понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисова-
нием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и полу-
чится красиво.