Напоминание

"Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста."


Автор: Кенич Ирина Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №6 "Яблонька"
Населённый пункт: Краснодарский край, Абинский район, с Светлогорское
Наименование материала: статья
Тема: "Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Нетрадиционные техники рисования,

как средство развития творческих способностей

детей старшего дошкольного возраста.

Рисование содействует выработке у детей многих ценных для развития

их личности качеств и навыков поведения: умения, углубиться в свою работу,

устойчивость внимания, умение довести дело, до конца преодолев известные

трудности, умение заниматься целенаправленно, планировать свою работу и

последовательно её осуществлять.

Дети приобретают умения подчиняться указаниям и требованиям педаго-

га, обращённым ко всей группе, а также умение проявлять самостоятельность

в работе, инициативу и творчество, учиться обращаться с материалами акку-

ратно и бережно.

Приобретение умений владеть карандашом, кистью, содействует разви-

тию мелких и тонких движений кисти пальцев.

Каждый, кто занимается воспитанием детей, знает, что одинаковых детей

не бывает. Особенно ярко детская индивидуальность проявляется в творче-

ской деятельности. Эту индивидуальность нужно внимательно изучать, не

для того, чтобы унифицировать манеру изображения, но чтобы эффективно

организовывать и направлять работу детей. Хорошо, когда у каждого ребенка

складывается свой стиль, проявляется собственный творческий почерк.

Детское творчество, по мнению исследователей, является процессом со-

здания субъективно нового для ребенка продукта, в который он вложил свои

знания, эмоциональное отношение к изображаемому, применив усвоенные им

на занятиях под руководством педагога или найденные самостоятельно изоб-

разительно-выразительные средства.

Свобода творческого выражения определяется не только образными пред-

ставлениями и желанием передавать их в рисунке, но и тем, как ребенок вла-

деет

средствами

изображения.

Усвоенные

технические

приемы,

способы

изображения, средства выразительности способствуют развитию творчества.

Их разнообразие и многообразие, уровень развития восприятия, запас впечат-

лений, степень изобразительных способностей влияют на степень вырази-

тельности художественного образа.

В педагогических исследованиях художественное творчество формирует-

ся в специально организованном процессе на основе взаимосвязи обучения и

творчества, в их непрерывном сочетании и взаимодействии. Проблема педа-

гогических условий развития творчества рассматривается как: обеспечение

поисковых ситуаций, в которых действуют дети; взаимосвязь видов изобрази-

тельной деятельности; синтез искусств; организация предметной среды; соче-

тание индивидуальной и коллективной работы детей.

Творческое развитие личности непосредственно связано с индивидуаль-

ными особенностями развития мышления, воображения речи, моторных и

ассоциативных систем.

Различия в рисунках, поделках, аппликациях проявляются уже в начале

освоения детьми этих видов творческого труда. Все особенности тесно связа-

ны с индивидуальным сенсорным опытом малышей и сказываются на содер-

жании работ.

Особенности подхода ребенка к изобразительному творчеству опреде-

ляются и тем, какому содержанию он отдает предпочтение, какие предметы

стремится отразить в рисунках, лепке, аппликации. Такие различия, как пра-

вило, проявляются достаточно отчетливо уже к пяти годам, когда дети овла-

девают основными формообразующими движениями, что в свою очередь

позволяет им свободно выбирать тему. Некоторые дети с большим удоволь-

ствием изображают отдельные предметы. При этом они достаточно точно

передают в рисунке не только основную форму предмета, но и его строение,

отличительные особенности, характерные детали.

По-разному относятся дети и к передаче в рисунке цвета. Одни проявляют

к нему большой интерес, используют цвет не только как признак предмета,

но и как средство украшения всего рисунка. Для других детей цвет как бы не

существует, они все решают одним тоном.

Различается и манера исполнения рисунка: одни дети рисуют достаточно

крупно, создают обобщенное изображение, лишенное деталей; у других пред-

меты получаются маленькими, зато прорисовываются характерные особенно-

сти. Детали ребята также передают по-разному: одни обозначают их несколь-

кими штрихами, другие стараются тщательно прорисовать.

Продумывая методику работы с детьми, необходимо заботиться об инди-

видуальном подходе, чтобы каждый ребенок мог успешно овладевать знания-

ми, навыками и умениями в изобразительной деятельности, его творческие

способности развивались.

Сегодня психологи выступают против традиционных дидактических ме-

тодов обучения, используемых в детском саду и часто вынуждающих детей

действовать в рамках установленных схем, против навязывания стереотипных

представлений, которые не возбуждают фантазию ребёнка, а надоедают ему,

подавляют его творчество и не стимулируют развитие творческой личности.

«Ребенок может все, пока он не знает, что чего-то не может» - заметил в

свое время известный русский педагог. Малыш чутко воспринимает цвет,

цветовые отношения и их воздействие на настроение. Важно не упустить эту

возрастную особенность и не загубить в ребенке способность к цветовому

восприятию. Необходимо развивать у него чувство цвета, помогать искать

свое понимание, учить через цвет выражать свои эмоции, а не повторять за

взрослыми их представления о цвете, во многом ограниченное стереотипами.

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позво-

ляет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как из-

вестно, - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего

художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный

момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребенка, что характе-

ризует его сущность, характер, индивидуальность.

Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к

рисованию, начиная с младшего дошкольного возраста, используют нетра-

диционные способы изображения.

Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных

эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им пред-

метов

в

качестве

художественных

материалов,

удивляет

своей

не-

предсказуемостью.

Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в

группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается вы-

ставкой детских рисунков.

Многие педагоги, работая с детьми, заметили, что в изобразительной дея-

тельности склонности и способности к творчеству реализуются даже при ми-

нимуме материалов.

Таким образом, дошкольников нужно постепенно знакомить с разнооб-

разной техникой рисования: по мокрой бумаге с солью, мыльными пузырями,

разбрызгиванием по фону с маской, рисованием ниткой, ватными палочками,

рельефной краской, восковыми мелками по картону, созданием коллажей,

рисованием с помощью оттиска.

Рисовать можно чем угодно и как угодно! Лежа на полу, под столом, на

столе... На листочке дерева, на газете... Разнообразие материалов ставит но-

вые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. А из каракуль и

мазни, в конце концов, вырисовывается узнаваемый объект - Я. Ничем не за-

мутненная радость удовлетворения от того, что и «это сделал Я - все это

мое!».

Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше

понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисова-

нием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и полу-

чится красиво.



В раздел образования