Напоминание

"Особенности учебной деятельности на уроках географии"


Автор: Архипова Людмила Владимировна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СШ № 11
Населённый пункт: город Новый Уренгой, Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности учебной деятельности на уроках географии"
Раздел: среднее образование





Назад




Особенности учебной деятельности на уроках географии

Учеба в школе занимает большое место в жизни подростка. Позитивное

здесь – готовность подростка к другим вида учебной деятельности, которые

делают его более взрослым в его собственных глазах. Такая готовность может

быть одним из мотивов учения. Для подростка становятся привлекательными

самостоятельные

виды

занятий.

Подростку

это

импонирует

и

он

легче

осваивает способы действий, когда учитель лишь помогает ему.

Большое

значение

имеет

подача

материала

учителем,

умение

увлекательно и доходчиво объяснять материал, что активизирует интерес,

усиливает мотивацию учения.

В подростковом возрасте возникают новые мотивы учения, связанные с

осознанием

жизненной

перспективы,

своего

места

в

будущем,

профессиональных намерений, идеала.

Знания

приобретают

особую

значимость

для

развития

личности

подростка. Они становятся той ценностью, которая обеспечивает подростку

расширение собственного сознания и значимое место среди сверстников.

Именно в подростковом возрасте прикладываются специальные усилия для

расширения житейских, художественных и научных знаний.

Эрудированный подросток пользуется авторитетом у сверстников как

носитель особого фетиша, что побуждает его преумножать свои знания. При

этом

сами

по

себе

знания

доставляют

подростку

истинную

радость

и

развивают его мыслительные способности.

Знания, которые получает подросток в процессе учебной деятельности в

школе, также могут приносить ему удовлетворение. Но если подросток не

видит

жизненного

значения

определенного

знания,

то

у

него

исчезает

интерес, может возникнуть отрицательное отношение к соответствующим

учебным предметам.

Успех или не успех в учении тоже влияет на формирование отношения к

учебным предметам. Успех вызывает положительные эмоции, позитивное

отношение к предмету и стремление развиваться в этом отношении.

Неуспех

порождает

негативные

эмоции,

отрицательное

отношение

к

предмету и желание прервать занятия.

Овладение учебного материала требует от подростка более высокого

уровня

учебно-познавательной

деятельности.

Подростку

необходимо

не

только заполнить схему, какое-то изображение, а уметь в них разобраться, что

является условием успешного усвоения учебного материала.

Изменяется содержание устных высказываний, все большее место в них

занимает описание, растет число слов, словосочетаний и фраз оценочного

характера.

Формирование системы знаний у обучающихся будет эффективно в связи

с имеющимся

у них уровнем логического мышления. Для формирования

системы знаний эффективны следующие методы:

1.

Объяснительно – иллюстративный.

2.

Репродуктивный.

3.

Проблемное изложение.

4.

Частично-поисковый.

5.

Исследовательский.

Являясь

основной

формой

организации

учебного

процесса,

урок

обеспечивает выполнение важнейших задач обучения. Искусство проведения

урока во многом зависит от соблюдения дидактических требований, которым

урок должен удовлетворять:

1.

Четкость

определения

учебных

задач

урока,

выделение

из

них

главных и второстепенных.

2.

Единство

образовательных

и

воспитательных

задач,

всемерно

использование научных знаний в целях формирования у учащихся

мировоззрения и положительных качеств личности.

3.

Определение оптимального содержания и отбор учебного материала

урока

в

соответствии

с

его

задачами

и

возможностями,

определяемыми уровнем подготовки учащихся, обеспечение урока

необходимым оборудованием. На выполнение поставленных перед

уроком

задач

отрицательно

сказывается

как

перегрузка,

так

и

недостаточный его объем.

4.

Выбор

наиболее

рациональных

методов

и

приемов

обучения,

использование их с учетом урока и особенностей учебного материала

на

каждом

его

этапе,

обеспечение

познавательной

активности

учащихся,

сочетание

коллективной

работы

с

самостоятельностью

каждого ученика.

5.

Связь содержания урока с практикой, с жизнью, с ранее пройденным

и подлежащим дальнейшему изучению материалом.

6.

Организационная

четкость

урока

(современность

нача ла,

максимальное

использование

каждой

минуты

урока,

логическая

стройность, законченность, сознательная дисциплина учащихся на

протяжении всего урока).

Выполнение этих основных условий обеспечивает эффективность урока,

то есть достижения ощутимых положительных результатов.



В раздел образования