Автор: Кравченко Татьяна Владимировна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №10
Населённый пункт: город Горно-Алтайск,Республика Алтай
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Коррекционная работа с детьми с ОВЗ"
Раздел: начальное образование
Дети с ОВЗ. Коррекционная работа с детьми ЗПР.
При реализации программы осуществляется коррекционная направленность
обучения учащихся. Учитываются особенности познавательных процессов
данных учащихся:
1.Снижены показатели внимания: затруднения переключения, высокая
помехонеустойчивость, снижены показатели сосредоточенности.
2. Продуктивность запоминания низкая. Лучше развита зрительная и
кинестетическая память. Отсюда, на занятиях применяются частые
повторения и закрепления материала, большое количество раздаточного
материала, наглядности.
3. Низкий познавательный интерес и мотивация.
Работа на занятиях строиться по следующим правилам:
1.
новый материал строится и преподается предельно развернуто;
2.
практическая деятельность учащихся сопровождается работой по
схемам, таблицам, раздаточным материалом;
3.
систематически повторяется изученный материал для закрепления
ранее изученного и полноценного усвоения нового;
4.
выполнение письменных заданий предваряется анализом с целью
предупреждения ошибок;
5.
чередование видов деятельности, способствующих нормализации
внимания;
6.
составление домашнего задания в сторону малого объёма;
7.
для исключения утомляемости на уроке неоднократно проводятся
гимнастика позотоническая или для глаз;
8.
систематическая работа над развитием психических процессов;
9.
материал подается небольшими дозами, с постепенным усложнением;
10.увеличено количество тренировочных упражнений по алгоритму для
самостоятельной работы.
В обучении детей с ЗПР следует полностью руководствоваться задачами,
поставленными перед общеобразовательной школой, а также постоянно
иметь в виду специфические задачи: формирование фонематического
восприятия, звукового анализа и синтеза, уточнение и обогащение словарного
запаса путём расширения непосредственных представлений об окружающем
мире; развитие связной речи; формирование интереса к родному языку,
навыков учебной работы; усвоение приёмов умственной деятельности,
необходимых для овладения начальным курсом русского языка.
Тематическое планирование уроков для детей с ЗПР соответствует
планированию, составленному в рабочей программе начального общего
образования, с использованием комплекта учебников, принятой школой для
работы на уроках.
Коррекционная работа:
Новый материал следует преподносить предельно развёрнуто; значительное
место отводить практической деятельности учащихся;
Систематически повторять пройденный материал для закрепления ранее
изученного и для полноценного усвоения нового;
Используемый словарный материал уточнять, пополнять, расширять путём
соотнесения с предметами и явлениями окружающего мира, с их признаками
и т.д.;
Выполнение письменных заданий предварять анализом языкового материала
с целью предупреждения ошибок.
Все эти требования сочетаются с индивидуальным подходом к ребёнку,
учитывающим уровень его подготовленности, особенности личности,
работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении заданий.
Специальные коррекционные задачи:
*развитие приемов умственной деятельности, необходимых для владения
начальным курсом русского языка: умения наблюдать, сравнивать и обобщать
языковые явления;
*выполнение письменных заданий предваряется анализом языкового
материала, с целью предупреждения ошибок.
*активизировать устную речь детей, сделать предметом их внимания слово и
предложение.
*Уточнять, пополнять словарный запас, постоянно соотнеся его с
предметами, явлениями окружающего мира.
Требования для детей 7 вида
При обучении детей, имеющих особые образовательные потребности,
необходимо выполнять следующие требования:
- находить любой повод для похвалы, отметить даже самые маленькие
успехи. Успех формирует веру в себя, желание учиться, рождает энергию для
преодоления трудностей.
-преподносить новый материал предельно развернуто и доступно
-значительное место занимает практическая часть: работа со схемами,
таблицами…
-систематически повторять пройденный материал для изучения нового
-учитывать индивидуальный подход
Учащиеся с ОВЗ (задержка психического развития) в общеобразовательных
классах обучаются по варианту 7.1, который предполагает, что обучающийся
с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым
достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не
имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1
- 4 классы).
Обязательным является систематическая специальная и психолого-
педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского
коллектива и самого обучающегося. Основными направлениями в
специальной поддержке являются: удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР; коррекционная помощь в овладении
базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы
и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и
целенаправленное формирование высших психических функций;
формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция
нарушений устной и письменной речи.
Психолого-педагогическая поддержка предполагает: помощь в формировании
адекватных отношений между ребенком, учителями, одноклассниками и
другими обучающимися, родителями; работу по профилактике
внутриличностных и межличностных конфликтов в классе, школе;
поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе; помощь в
освоении нового учебного материала на уроке и, при необходимости,
индивидуальной коррекционной помощи в освоении АООП НОО;
обеспечение обучающемуся успеха в доступных ему видах деятельности с
целью предупреждения у него негативного отношения к учебе и ситуации
школьного обучения в целом
Таким образом, для учащихся начальных классов с ОВЗ приоритетным
становится овладение практическими навыками выполнения вычислений и
решения задач. Основной формой контроля предметных знаний является
письменная контрольная работа. При выполнении контрольной работы
учащийся с задержкой психического развития вправе пользоваться
письменными приемами вычислений, при решении задач требования к
оформлению краткой записи не предъявляются.
Критерии и нормы оценочной деятельности обучающихся по
математике:
В случае, если знания, умения и навыки по теме сформированы:
Оценка «5»- правильно выполнено от 100% до 95% заданий.
Оценка «4»- правильно выполнено от 94% до 75% заданий.
Оценка «3»- правильно выполнено от 74% до 40% заданий.
Оценка «2»- правильно выполнено менее 40% заданий.
В случае, если знания, умения и навыки по теме находятся в стадии
формирования:
Оценка «5» - правильно выполнено от 100% до 90% заданий.
Оценка «4»- правильно выполнено от 89% до 55% заданий.
Оценка «3» - правильно выполнено от 54%до 30% заданий.
Оценка «2»- правильно выполнено менее 30% заданий.
Каждому ученику оценка выставляется с учетом зоны его актуального
развития. Количество исправлений на оценку не влияет.