Напоминание

"Роль педагога-психолога в обеспечении безопасности и комфортности образовательной среды в условиях реализации ФГОС"


Автор: Аллаярова Магиния Зерипбаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Частный детский сад "Страна улыбок"
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: "Роль педагога-психолога в обеспечении безопасности и комфортности образовательной среды в условиях реализации ФГОС"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Роль педагога-психолога в обеспечении безопасности

и комфортности образовательной среды в условиях реализации ФГОС»

«Под образовательной средой подразумевается весь комплекс

условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольной

образовательной организации: развивающая предметно-

пространственная среда, взаимодействие между педагогами и детьми,

игра, развивающее предметное содержание образовательных областей»

Психологическая безопасность образовательного процесса - это состояние

психологической

защищенности

ребенка

от

угроз

его

достоинству,

душевному благополучию, позитивному мировосприятию и отношению к

самому себе.

В

настоящее

время

обеспечение

психологической

безопасности

является

одним

из

требований,

предъявляемых

к

организации

образовательного

процесса,

а

также

одним

из

показателей

качества

образования.

Обеспечение

полноценного

развития

дошкольника

предполагает решение основной задачи ДОУ - охраны жизни и укрепления

физического и психического здоровья воспитанников. Деятельность ДОУ по

решению этой задачи состоит в обеспечении безопасных и психологически

комфортных условий для каждого ребенка.

Психологически безопасной образовательной средой, по словам И. А.

Баевой,

можно

назвать

среду,

обеспечивающую

состояние

сохранности

психики субъектов педагогического процесса и высокие показатели индекса

их удовлетворенности и защищенности от психологического насилия.

Психологическая

комфортность

образовательной

среды

это

состояние,

возникающее

в

процессе

жизнедеятельности

ребенка,

которое

указывает на чувства радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые

детьми,

находящимися

в

образовательном

учреждении;

это

условия,

при

которых они чувствуют себя спокойно, когда нет необходимости от кого-либо

защищаться.

Безопасность

образовательной

среды

появилась

как

идея

и

факт

защиты детей от внешней опасности в таких экстремальных ситуациях, как

землетрясение, нападение террористов, война. Однако помимо физической

опасности

ребенок

сталкивается

с

психологическими

проблемами,

с

необходимостью уметь соответствующим образом реагировать, осуществлять

определенные

действия

в

условиях

стресса,

риска,

неопределенности,

принимать жизненно важные решения и т.д. И начинать его подготовку надо

не тогда, когда что-то случится, а в условиях мирных и с раннего детства.

Необходимы,

с

одной

стороны,

условия

достаточно

комфортные

для

развития, личности, а с другой – подготовка к ситуациям стрессовым, а

может быть и экстремальным.

Исследования ученых РАО, РАМН, НИИ педиатрии, других организаций и

практиков давно бьют тревогу: у поколения «детей XXI века» снижен целый

ряд показателей физического и психического здоровья.

— снижены витагенные возможности детского организма:

энергопотенциал, мышечная сила, адаптационные возможности,

устойчивость к неблагоприятным факторам окружающей среды;

— наблюдается рост функциональных нарушений и психических

расстройств;

— в психологическом портрете современного ребенка стало больше

диспропорций: нарушены возрастно-нормативные темпы развития.

Особенно диспропорции коснулись сфер познавательного развития,

мотивации, психорегуляции деятельности и общения;

— информатизация жизни привела не только к нарушению структуры

общения, глубины мышления. У современных детей и подростков серьезно

нарушен режим дня, суточный цикл имеет выраженную деформацию.

В итоге за последние 10 лет:

пятая часть детей дошкольного возраста не готова к школе;

к моменту поступления в 1-й класс доля психически здоровых детей

составляет всего 39%;

не более 10% детей в полном объеме справляются с требованиями

школьных образовательных программ.

Очевидно, что ДОУ должно стать тем местом, той питательной средой, где

формируются успешные, счастливые и здоровые дети, а для этого

образовательное учреждение должно стать территорией безусловной

психологической безопасности и комфорта.

К основным структурным компонентам психологической безопасности

образовательной среды относятся следующие:

отсутствие проявлений психологического насилия во взаимодействии

участников;

удовлетворение потребностей детей и воспитателей в личностно-

доверительном общении;

создание психологически комфортной атмосферы в коллективе,

обусловливающей причастность каждого субъекта к конструированию и

поддержанию психологической комфортности образовательной среды;

реализация условий, способствующих сохранению и укреплению

психического здоровья индивидов;

профилактика угроз, препятствующих продуктивному устойчивому

развитию личности;

обеспечение развивающего характера образовательного

процесса, способствующего нормальному функционированию всех его

субъектов, ориентированного на формирование у них умений

выстраивать психологически безопасные отношения и минимизировать

возникающие.

Структурные

компоненты

психологической

безопасности

целесообразно

разделить на две системы:

систему организации режима жизнедеятельности воспитанников;

систему организации межличностных отношений в ДОУ.

ИСТОЧНИКИ:

1.

Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография.

- СПб: Издательство «СОЮЗ», 2002. - 271 с.

2.

Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и

сопровождение. Материалы Всероссийской научно-практической

конференции 30—31 октября 2013.

3.

Мириманова Н. С. Паспорт экспертизы психологической безопасности

дошкольного образовательного учреждения. М.: Экон-информ, 2012. —

51 с.

4.

Мириманова М.С. Подходы к экспертизе психологической

безопасности образовательной среды дошкольных образовательных

учреждений // Экспертиза психологической безопасности

образовательной среды: информ.-метод. бюл. М., 2009.

5.

Психологические аспекты безопасности личности. Р.В. Агузумцян,

Е.Б. Мурадян. Вестник практической психологии образования №1(18)

январь—март 2009, с. 43-47.

6.

Профессиональный стандарт педагога-психолога (психолог в сфере

образования)



В раздел образования