Автор: Аллаярова Магиния Зерипбаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Частный детский сад "Страна улыбок"
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: "Роль педагога-психолога в обеспечении безопасности и комфортности образовательной среды в условиях реализации ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
«Роль педагога-психолога в обеспечении безопасности
и комфортности образовательной среды в условиях реализации ФГОС»
«Под образовательной средой подразумевается весь комплекс
условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольной
образовательной организации: развивающая предметно-
пространственная среда, взаимодействие между педагогами и детьми,
игра, развивающее предметное содержание образовательных областей»
Психологическая безопасность образовательного процесса - это состояние
психологической
защищенности
ребенка
от
угроз
его
достоинству,
душевному благополучию, позитивному мировосприятию и отношению к
самому себе.
В
настоящее
время
обеспечение
психологической
безопасности
является
одним
из
требований,
предъявляемых
к
организации
образовательного
процесса,
а
также
одним
из
показателей
качества
образования.
Обеспечение
полноценного
развития
дошкольника
предполагает решение основной задачи ДОУ - охраны жизни и укрепления
физического и психического здоровья воспитанников. Деятельность ДОУ по
решению этой задачи состоит в обеспечении безопасных и психологически
комфортных условий для каждого ребенка.
Психологически безопасной образовательной средой, по словам И. А.
Баевой,
можно
назвать
среду,
обеспечивающую
состояние
сохранности
психики субъектов педагогического процесса и высокие показатели индекса
их удовлетворенности и защищенности от психологического насилия.
Психологическая
комфортность
образовательной
среды
–
это
состояние,
возникающее
в
процессе
жизнедеятельности
ребенка,
которое
указывает на чувства радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые
детьми,
находящимися
в
образовательном
учреждении;
это
условия,
при
которых они чувствуют себя спокойно, когда нет необходимости от кого-либо
защищаться.
Безопасность
образовательной
среды
появилась
как
идея
и
факт
защиты детей от внешней опасности в таких экстремальных ситуациях, как
землетрясение, нападение террористов, война. Однако помимо физической
опасности
ребенок
сталкивается
с
психологическими
проблемами,
с
необходимостью уметь соответствующим образом реагировать, осуществлять
определенные
действия
в
условиях
стресса,
риска,
неопределенности,
принимать жизненно важные решения и т.д. И начинать его подготовку надо
не тогда, когда что-то случится, а в условиях мирных и с раннего детства.
Необходимы,
с
одной
стороны,
условия
достаточно
комфортные
для
развития, личности, а с другой – подготовка к ситуациям стрессовым, а
может быть и экстремальным.
Исследования ученых РАО, РАМН, НИИ педиатрии, других организаций и
практиков давно бьют тревогу: у поколения «детей XXI века» снижен целый
ряд показателей физического и психического здоровья.
— снижены витагенные возможности детского организма:
энергопотенциал, мышечная сила, адаптационные возможности,
устойчивость к неблагоприятным факторам окружающей среды;
— наблюдается рост функциональных нарушений и психических
расстройств;
— в психологическом портрете современного ребенка стало больше
диспропорций: нарушены возрастно-нормативные темпы развития.
Особенно диспропорции коснулись сфер познавательного развития,
мотивации, психорегуляции деятельности и общения;
— информатизация жизни привела не только к нарушению структуры
общения, глубины мышления. У современных детей и подростков серьезно
нарушен режим дня, суточный цикл имеет выраженную деформацию.
В итоге за последние 10 лет:
пятая часть детей дошкольного возраста не готова к школе;
к моменту поступления в 1-й класс доля психически здоровых детей
составляет всего 39%;
не более 10% детей в полном объеме справляются с требованиями
школьных образовательных программ.
Очевидно, что ДОУ должно стать тем местом, той питательной средой, где
формируются успешные, счастливые и здоровые дети, а для этого
образовательное учреждение должно стать территорией безусловной
психологической безопасности и комфорта.
К основным структурным компонентам психологической безопасности
образовательной среды относятся следующие:
отсутствие проявлений психологического насилия во взаимодействии
участников;
удовлетворение потребностей детей и воспитателей в личностно-
доверительном общении;
создание психологически комфортной атмосферы в коллективе,
обусловливающей причастность каждого субъекта к конструированию и
поддержанию психологической комфортности образовательной среды;
реализация условий, способствующих сохранению и укреплению
психического здоровья индивидов;
профилактика угроз, препятствующих продуктивному устойчивому
развитию личности;
обеспечение развивающего характера образовательного
процесса, способствующего нормальному функционированию всех его
субъектов, ориентированного на формирование у них умений
выстраивать психологически безопасные отношения и минимизировать
возникающие.
Структурные
компоненты
психологической
безопасности
целесообразно
разделить на две системы:
систему организации режима жизнедеятельности воспитанников;
систему организации межличностных отношений в ДОУ.
ИСТОЧНИКИ:
1.
Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография.
- СПб: Издательство «СОЮЗ», 2002. - 271 с.
2.
Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и
сопровождение. Материалы Всероссийской научно-практической
конференции 30—31 октября 2013.
3.
Мириманова Н. С. Паспорт экспертизы психологической безопасности
дошкольного образовательного учреждения. М.: Экон-информ, 2012. —
51 с.
4.
Мириманова М.С. Подходы к экспертизе психологической
безопасности образовательной среды дошкольных образовательных
учреждений // Экспертиза психологической безопасности
образовательной среды: информ.-метод. бюл. М., 2009.
5.
Психологические аспекты безопасности личности. Р.В. Агузумцян,
Е.Б. Мурадян. Вестник практической психологии образования №1(18)
январь—март 2009, с. 43-47.
6.
Профессиональный стандарт педагога-психолога (психолог в сфере
образования)