Напоминание

"Развитие звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста".


Автор: Калинина Юлия Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №128"
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие звуковой культуры речи

у детей дошкольного

возраста.

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры.

Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом:

правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания,

ритм, паузы, тембр, логическое ударение и прочее.

Формирование звуковой культуры речи является одной из центральных задач

речевого развития детей в ДОО.

Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими

их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей

оказывает воспитатель.

В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог

решает задачи

формирования у детей правильного звукопроизношения

четкого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами

развития

голосового

и

речевого

аппарата

(умения

регулировать

громкость

произнесения слов и фраз)

выработки умеренного темпа речи

формирования правильного речевого дыхания

Формирования

навыков

умелого

использования

интонационных

средств

выразительности

(изменение

в

зависимости

от

содержания

высказывания

высоты и силы голоса, темпа речи и т. д.)

развитие слухового внимания и речевого слуха

Воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию

правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения

является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Воспитатель помогает детям

овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков

родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает

детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием

других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.

Процесс овладения звуковой стороной слова, звуковой культурой не

осуществляется стихийно.

Работа осуществляется постепенно и последовательно с учетом

возрастных и индивидуальных возможностей детей и принципов организации

работы:

Работа должна проводиться систематически, чтобы вырабатываемые у

детей навыки закреплялись и становились более прочными;

Работа

должна

вестись

поэтапно в

течение

дня

во всех видах

деятельности. Это, дает возможность определить, что именно затрудняет

ребенка;

1

При организации развивающей работы, должны учитываться индивидуальные

особенности ребенка (темперамент, способности).

Для воспитания звуковой культуры речи типичны следующие методы:

- дидактические игры («Чей домик?»)

- подвижные или хороводные игры с текстом («Лошадки», «Каравай»)

- дидактические рассказы с включением учебных задании детям

(повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.)

- метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок,

игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.)

Пользуясь указанными методами, воспитатель применяет разнообразные приемы,

непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей:

- образец правильного произношения, выполнения задания, который дает

педагог;

- краткое или развернутое объяснение демонстрируемых качеств речи или

движений речи двигательного аппарата;

- утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или

интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова);

- образное называние звука или звукосочетания (з-з-з - песенка комара,

туп-туп-туп - топает козленок);

- хоровые и индивидуальные повторения;

- обоснование необходимости выполнить задание педагога;

- индивидуальная мотивировка задания;

- совместная речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь

(незамедлительное повторение ребенком речи-образца);

- оценка ответа или действия и исправления;

- образная физкультурная пауза;

- показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.

В работе по звуковой культуре речи для каждой возрастной группы ставятся

свои задачи.

Младшая группа

1. Развивать речедвигательный и речеслуховой анализаторы ребенка для

своевременного развития произносительной стороны речи.

Игра: "Слушай звуки", "Двигайся на звук".

2. Воспитывать слуховое внимание, речевой слух, речевое дыхание, основные

качества голоса.

Игра: "Определи одинаковые звуки", "Покажи, что звучит", "Узнай по звуку", "Спой

как большой медведь, как маленький мишка", "Сдуй пушинку".

Развитие пространственного слуха.

Игра: "Покажи, где звук?", "Где котенок, где щенок?".

2

3. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и

размеренный ритм речи.

Средняя группа

1. Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков

родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной

гимнастики и в работе над звуками: т, д, н, к, г, х, ы.

2. Вызывать и закреплять или уточнять произношение свистящих звуков: с, с', з, з', ц.

3. Развивать фонематический слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.

Игра: "Что лишнее" па-па-па-ба-па". " Игра в звуки" ветер дует - сссс, жук

жужжит – жжжж.

4. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и

размеренный ритм речи.

Старшая группа

1. Формировать четкость движений органов артикуляционного аппарата в процессе

артикуляционной гимнастики и в работе над звуками j, ш, ж, ч, щ, л, л', р, р'.

2. Вызывать и закреплять, а у некоторых детей только уточнять

произношение йотированных гласных я, е, ё, ю, шипящих звуков ш, ж, ч, щ и

сонорных л, л', р, р'.

3. Продолжать работу, направленную на развитие фонематического слуха, речевого

дыхания, силы и высоты голоса.

Игра "Сколько звуков". Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух

определяет и называет их количество.

Игра "Отгадай слово". Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком - нужно

отгадать слово. Например, из слов убежал звук "л"

( . ампа, мы . о, . ук, ку . ак).

4. Продолжать работу над четким произношением слов с выделением голосом

отдельных звуков, над спокойным темпом и размеренным ритмом речи.

Подготовительная к школе группа

1. Продолжать работу над четким, ясным произношением всех звуков в различных

сочетаниях.

2. Развивать навыки звукового анализа слов.

Игра " Зоопарк ". Посмотри на игрушки. По первым звукам названий игрушек отгадай

слово:

мышь, ослик, лев (моль);

собака, обруч, козлик (сок);

кот, обруч, собака, тигр (кость).

Игра " Цепочка ". Что общего в словах "мак" и "кот"?

3. Развивать умение дифференцировать сходные по звучанию или артикуляции звуки.

Игра " Выбери лишнее слово". Ежонок, медвежонок, лягушонок, жеребенок.

Работа по воспитанию звуковой культуры речи осуществляется систематически

на специальных речевых занятиях, но она может входить и в содержание других

занятий.

Утренняя

речевая

гимнастика,

прогулки,

приход

и

уход

детей

домой

также

используются педагогом для воспитания звуковой культуры речи.

3

- Так, вовремя утренней речевой гимнастики можно потренировать

артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение

того или иного звука;

- На прогулке – отдельных детей потренировать в отчетливом произношении

слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности.

- В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные,

хороводные, речевые дидактические игры, например, с целью закрепления

правильного произношения звуков, тренировки детей в длительном выдохе воздуха

через рот.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика

Формирование правильного произношения – сложный процесс. Ребенку

предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к

нему речь, осуществлять контроль за своей речью. Для чистого звукопроизношения

нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Все

речевые органы состоят из мышц, которые можно тренировать. Для этого существует

специальная артикуляционная гимнастика.

Очень часто у детей наблюдается недостаточная координация мелкой моторики

пальцев рук. Для развития двигательных умений важно проводить пальчиковые игры,

желательно в сопровождении стихов.

Кстати, в Японии малыши начинают делать гимнастику для пальчиков с 2 – 3

месяцев.

Существует множество

дидактических игр, незамысловатых упражнений по

развитию речи детей, которые легко использовать в любое свободное время. И сейчас

мы с вами поиграем в эти игры.

Развитие артикуляции и мелкой моторики рук

Разминка.

«У бабушки с дедушкой».

Толстые внуки приехали в гости.

С ними - худые, лишь кожа да кости.

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,

поцеловать они их потянулись.

Утром проснулись – в улыбочку губы. Чистим мы верхние, нижние зубы.

Блюдца поставим – положат блины нам.

Блинчик жуем с вареньем малиновым.

Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо.

Чашки поставим, чтоб чаю налили.

Вкусный был завтрак, никто не обижен.

Скажем «спасибо»губы оближем.

Дедушка сделал для внуков качели.

Все мы на них покачаться успели.

4

Вечером скачем на лошади ловко.

Звонко стучат по дороге подковки.

Вот замедляет лошадки шажочки, и на опушке мы видим грибочки.

Пальчиковая Гимнастика

Дыхательные игры и упражнения

Развитие фонематического слуха и восприятия

1. Назовите слова на заданный звук.

1команда – а, р.

2 команда – о, з.

2. Придумайте рифму к слову

1 команда – зайка, подушка.

2 команда – мишка, тропинка.

3.Физминутка

1. И.п. - встать, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Если в

слове есть звук [б], хлопнуть в ладоши над головой, на остальные слова руки к

плечам.

2. И.п. - основная стойка. На слово со звуком [з] наклон вперед, со звуком [с] наклон

назад .

3. Сядет на место тот, кто назовет слово со звуком [м] в середине или конце слова.

4. Подберите слово с наибольшим количеством букв.

Рекомендации по работе со скороговорками

Формированию правильного произношения способствует хорошо развитый

фонематический (речевой) слух.

Полезными упражнениями для развития речевого слуха и дикции служат

скороговорки.

Как работать над ними:

прочитать скороговорку и показать иллюстрации к ней;

объяснить значение сложных слов;

проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладонями;

повторить скороговорку три раза подряд в быстром темпе;

взять мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить

скороговорку.

Работу с пословицами рекомендуют начинать как можно раньше. Следует

объяснить детям смысл пословиц, учить применять их в жизненных ситуациях.

игра «Скороговорки»

1 группа (повторят за мной)

-Шла Саша по шоссе и сосала сушку

5

2 группа

-Осип охрип, Архип осип.

3 группа

- Ткёт ткач ткани на платки Тане.

Развитие связной устной речи. Работа с пословицами

С волками жить - по волчьи выть.

С миру по нитке -нищему рубаха.

Всяк сверчок -знай свой шесток.

Сын леопарда – тоже леопард.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Каков отец, таков и сын.

От осинки не родятся апельсинки.

Верблюда под мостом не спрячешь. (

Шила в мешке не утаишь.

Бойся тихой реки, а не шумной.(

В тихом омуте черти водятся.

Бойся молчащей собаки

пословицы про дружбу.

Без беды друга не узнаешь.

Без друга в жизни туго.

Берись дружно - не будет грузно.

Брат брата не выдаст.

Будете друг за дружку держаться - можете ничего не бояться.

Был бы друг, найдётся и досуг.

В мире нет милей дружка, чем родная матушка.

В тесноте да не в обиде.

Верный друг лучше сотни слуг.

Вещь хороша, когда новая, а друг - когда старый.

Все за одного и один за всех.

Для друга и семь вёрст не околица.

Добро потеряешь - опять наживешь, друга потеряешь - уже не вернёшь.

Добрый друг лучше ста родственников.

Друг за друга держаться - ничего не бояться.

Друга иметь - себя не жалеть.

Друга на деньги не купишь.

Дружба дороже денег.

Дружба дружбой, а денежкам счёт.

Дружба дружбой, а денежки сами по себе.

Дружба - как стекло: разобьешь - не сложишь.

Дружный табун волков не боится.

Друзья познаются в беде.

Крепкую дружбу и топором и не разрубишь.

Не в службу, а в дружбу.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Одежда лучше новая, а друг - старый.

6

Один в поле не воин.

С кем поведёшься от того и наберёшься.

Старый друг лучше новых двух.

Двое пашут - а семеро руками машут

Кончил дело - гуляй смело

Гром не грянет -

мужик не перекрестится

Молчаливый рот – золотой рот. (Германия).

Молчание-золото.

Слово - серебро, а молчание – золото.

Тот не заблудится, кто спрашивает.

Язык до Киева доведет

Ошпаренный петух от дождя убегает.

Пуганая ворона и куста боится. Обжегшись на молоке, дуют на воду

Назовите пословицы про труд.

Землю красит солнце, а человека — труд.

Делу — время, а потехе — час.

Кто не работает, тот не ест.

Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

В труде рождаются герои.

Суди о человеке по его труду.

Труд всё побеждает.

Труд кормит, а лень портит.

Где труд, там и счастье.

Воля и труд дивные всходы дают.

Без труда жить — только небо коптить.

Всякое дело концом хорошо.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Больше дела, меньше слов.

Не за своё дело не берись, а за своим — не ленись.

Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.

Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.

Кто мало говорит, тот больше делает.

Работай до поту, поешь в охоту.

Плохой хозяин десять работ начинает, ни одной не кончает.

Люби дело — мастером будешь.

Слезами делу не поможешь.

Доброе начало — половина дела.

Недаром говорится, что дело мастера боится.

Каков мастер, такова и работа.

Кончил дело — гуляй смело.

Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.

Труд кормит, а лень портит.

Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

7

Безделье — мать всех пороков.

Делаешь наспех — сделаешь на смех.

Где работа, там и густо, а в ленивом доме пусто.

Хочешь есть калачи — не сиди на печи.

Не бойся работы — пусть она тебя боится.

Труд, труд и труд — вот три вечных сокровища.

Слаще всех плодов — плод человеческого труда.

Больше науки — умнее руки.

Всякий человек на деле познаётся.

Необходимым

условием

воспитания

звуковой

культуры

речи

является

наличие предметной развивающей среды:

Диагностические материалы

Наборы предметных картинок-карточек на каждый звук (в начале, в середине и в

конце слова) или логопедические альбомы

Картотека загадок

Картотека потешек, чистоговорок, скороговорок, составленная по алфавитному

принципу

Комплексы артикуляционной гимнастики

Комплексы пальчиковой гимнастики

Пособия

и

комплексы

упражнений

развития

физиологического

и

речевого

дыхания

Консультативный материал для родителей и воспитателей

Развитие речи дошкольников в игре — это дополнительная эмоциональная связь

между

вами

и ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и

дружеских отношений.

Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям своевременно

овладеть всеми сторонами звучащей речи.

Высокая

культура

речи

взрослых,

постоянное

общение

с

ребенком,

и речевые игры - все это залог успешного формирования правильной устной речи у

детей.

8



В раздел образования