Автор: Росиковская Юлия Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 25
Населённый пункт: город Старая Купавна, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности речи детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития."
Раздел: среднее профессиональное
Особенности речи детей младшего школьного возраста с задержкой
психического развития.
Росиковская Юлия Александровна
Особенности
речевого
развития
детей
с
задержкой
психического
развития
(ЗПР),
обусловленные
своеобразием
их
познавательной
деятельности,
изучались
в
психолого-
педагогическом
аспекте
многими
исследователями:
Н.Ю.
Борякова,
Е.С,
А.Д.
Кошелева,
Г.Н.
Рахмакова,
Слепович,
Е.Ф.
Соботович, Р.Г. Тригер, С.Г. Шевченко, Л.Ф. Яссман,
Особенности
речевого
развития
детей
с
ЗПР
характеризуется,
как
слабая
речевая
активность,
бедность,
словаря,
нед о с т аточ на я
сформированность грамматического строя, низкий уровень ориентировки в
звуковой действительности речи, слабое осознание звукового строения слова,
затруднения в построении предложений.
Связная
речь
детей
с
ЗПР
младшего
школьного
возраст а
характеризуется более низким уровнем сформированности по сравнению с
нормой.
У детей с ЗПР низкий уровень представления об окружающем мире,
поэтому
построение
семантической
структуры
текста
вызывает
у
них
трудности.
Придуманные
ими
предложения
отличаются
краткостью,
стереотипностью,
среди
них
много
сходных
трафаретных,
нарушение
порядка слов в предложении, пропуски отдельных слов. Все это приводит к
изменению смысла высказывания.
Перечисленные
особенности
связной
речи
детей
с
задержкой
психического развития позволяет сделать вывод о том, что проявляющиеся
трудности
в
построении
связных
речевых
высказываний
у
детей
с
ЗПР
проявляются
как
на
уровне
поверхностной
структуры
предложения
(его
грамматического оформления), так и на уровне его семантической структуры.
Таким образом, тщательное исследование различных видов связной
речи, детальный анализ ошибок, характерных разным видам рассказывания
позволит получить более полное представление о состоянии связной речи
детей
с
задержкой
психического
развития
и,
в
соответствии
с
этим,
определить
наиболее
эффективные
направления,
методы
и
приемы
коррекционно-развивающей работы.