Автор: Губенко Светлана Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Ленинская СОШ
Населённый пункт: п. Долотинка, Миллеровского района, Ростовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие речи на уроках русского языка. Виды сочинений"
Раздел: начальное образование
Развитие
речи
на
уроках
русского
языка
Виды
сочинений
Цель:
1.
Дать понятие о видах текста, познакомить с понятием «эпиграф».
2.
Познакомить учащихся с планом работы при написании сочинения.
3.
Развивать устную и письменную речь детей, орфографическую
зоркость, любознательность.
4.
Воспитывать аккуратность в работе, чуткое и бережное отношение друг
к другу.
СОЧИНЕНИЕ – это изложение в письменной форме своих мыслей, знаний
на заданную тему.
Сочинение – это небольшое произведение. Поэтому оно должно быть
написано по установленным ПРАВИЛАМ:
-Сочинение должно соответствовать теме, раскрывать её.
-Текст должен быть содержательным, грамотным, без ошибок, в одном стиле.
- Слова должны быть употреблены в правильном значении.
-Изложение мысли в сочинении должно быть последовательным.
ЧАСТИ
СОЧИНЕНИЯ
ЗАГОЛОВОК.
Любое сочинение должно иметь название, которое отражает содержание
всего сочинения в целом, но кратко. Заголовок – окошко для взгляда вперёд.
Посмотри и подумай: что тебя ждёт? Заголовок – это не просто слова: Эти
слова – всему голова. (С.Бондаренко)
Хорошо, если тебе удастся подобрать к сочинению эпиграф.
ЭПИГРАФ - это высказывание (цитата).
ВСТУПЛЕНИЕ.
Лучше не бросать читателя сразу в гущу событий. Подведи его к теме
ПОСТЕПЕННО. Начать вступление можно по-разному: С вопроса к
читателю (А знаете ли вы…?) С определения (Дружба – это…) С обычного
утверждения (Я хочу вам рассказать о…)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
От вступления должен быть плавный переход к основной части. В сочинении
основная часть полностью раскрывает идею, главную мысль. Все абзацы
нужно связывать между собой. Для этого используй в своих предложениях
словосочетания:
«НЕ ТОЛЬКО, НО И» «ПОЭТОМУ» « ПОТОМУ ЧТО» « ТАК КАК» «ЭТИМ
ОН МНЕ И» «МОЖЕТ БЫТЬ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении ты должен подвести итог всему написанному, сделать вывод.
СОЧИНЕНИЕ – ОПИСАНИЕ
Это текст, в котором названы ПРИЗНАКИ предмета, человека или животного.
Оно отвечает на вопрос «КАКОЙ?» Поэтому для текста – описания нужны
имена прилагательные. Помогают сравнения с чем – либо. Используй слова
«КАК БУДТО», «КАК», «СЛОВНО», «ПОХОЖ НА».
В описании мало действия, движения. Оно дается для того, чтобы читатель
смог «увидеть» то, что видел ты; чтобы читатель испытывал те же чувства,
что и ты.
ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТА: Размер, форма, цвет, вкус, запах. Материал, из
которого изготовлен. Возраст, черты характера. Внешний вид.
ПЛАН
СОЧИНЕНИЯ
–
ОПИСАНИЯ
.
-Представление предмета (человека, животного).
-Основные признаки.
-Твоя оценка, твоё отношение к предмету.
-Твоё заключение (вывод).
СОЧИНЕНИЕ – РАССУЖДЕНИЕ
Это текст, в котором даётся ОБЪЯСНЕНИЕ какому – либо явлению, событию,
проводятся размышления о предмете. Текст отвечает на вопрос «ПОЧЕМУ?».
Почему это есть? Почему это произошло, случилось? Почему так?
Используй слова: «ВО-ПЕРВЫХ», «ВО- ВТОРЫХ», «ТАК КАК»,
«ПОЭТОМУ», «ВЕДЬ», «ПОТОМУ ЧТО», «ЗНАЧИТ», «КРОМЕ ТОГО»,
«СЛЕДОВАТЕЛЬНО», «ИТАК».
ПЛАН
СОЧИНЕНИЯ
–
РАССУЖДЕНИЯ
-Вступление. Тезис (то, о чём хочешь рассказать).
-Аргументы (доказательство тезиса): доводы, примеры, случаи, факты,
-Цифры, мнения других людей, цитаты.
-Выводы.
СОЧИНЕНИЕ – ПОВЕСТВОВАНИЕ
Это сочинение отвечает на вопросы: «КТО? ЧТО ДЕЛАЛ? ГДЕ? КОГДА?
КАК?». Главная особенность такого текста – СООБЩЕНИЕ о развивающихся
действиях и об их завершении. В повествовании много глаголов.
Используй слова: «СНАЧАЛА», «ПОТОМ», «ЗАТЕМ», «ТОГДА», «СНОВА»,
«ЕЩЁ», «УЖЕ».
ПЛАН
СОЧИНЕНИЯ
–
ПОВЕСТВОВАНИЯ
-Вступление.
-Развитие действий – завязка (поступки героев и причины этих поступков).
-Кульминация (самый напряженный момент сюжета) действия.
-Заключение (развязка).
С
ЧЕГО
НАЧАТЬ
РАБОТУ
НАД
СОЧИНЕНИЕМ
-Продумай название. Чтобы это сделать, нужно точно определить, о чём
пойдёт речь в сочинении.
-Сформулируй, вырази основную мысль сочинения. Чтобы это сделать,
нужно ответить на вопрос: что я хочу сказать своей работой, к какому выводу
должен прийти?
-Определи жанр своего сочинения (это может быть сочинение – описание,
повествование, рассуждение).
-Составь план (обрати внимание на соразмерность частей – вступление и
заключение намного короче основной части).
КАК
ИЗБЕЖАТЬ
ОШИБОК
В
СОЧИНЕНИИ
-Не перегружай сочинение подробностями, без которых вполне можно
обойтись.
-Переход от одной части сочинения к другой делай плавным.
-Следи за правильным употреблением слов.
-Не искажай написание слов, не заменяй их на те, которых нет в языке.
-Следи за своевременным и правильным употреблением местоимений, чтобы
было понятно, о ком или о чём идёт речь.
-Не употребляй в одном предложении слово, которое уже входит в состав
соседнего предложения.
-Учись заменять слова синонимами.
- Не повторяй одну и ту же мысль разными словами.
- Следи за тем, чтобы используемые слова и выражения не выходили за рамки
литературного языка, не допускай неприличных и непристойных слов. -
Старайся не употреблять слов – паразитов.
-Следи за соблюдением плана сочинения (каждая часть с красной строки).
Проверь грамотность: сверься с орфографическим словарём, расставь знаки
препинания.