Напоминание

"Развитие речи на уроках русского языка. Виды сочинений"


Автор: Губенко Светлана Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Ленинская СОШ
Населённый пункт: п. Долотинка, Миллеровского района, Ростовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие речи на уроках русского языка. Виды сочинений"
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие

речи

на

уроках

русского

языка

Виды

сочинений

Цель:

1.

Дать понятие о видах текста, познакомить с понятием «эпиграф».

2.

Познакомить учащихся с планом работы при написании сочинения.

3.

Развивать устную и письменную речь детей, орфографическую

зоркость, любознательность.

4.

Воспитывать аккуратность в работе, чуткое и бережное отношение друг

к другу.

СОЧИНЕНИЕ – это изложение в письменной форме своих мыслей, знаний

на заданную тему.

Сочинение – это небольшое произведение. Поэтому оно должно быть

написано по установленным ПРАВИЛАМ:

-Сочинение должно соответствовать теме, раскрывать её.

-Текст должен быть содержательным, грамотным, без ошибок, в одном стиле.

- Слова должны быть употреблены в правильном значении.

-Изложение мысли в сочинении должно быть последовательным.

ЧАСТИ

СОЧИНЕНИЯ

ЗАГОЛОВОК.

Любое сочинение должно иметь название, которое отражает содержание

всего сочинения в целом, но кратко. Заголовок – окошко для взгляда вперёд.

Посмотри и подумай: что тебя ждёт? Заголовок – это не просто слова: Эти

слова – всему голова. (С.Бондаренко)

Хорошо, если тебе удастся подобрать к сочинению эпиграф.

ЭПИГРАФ - это высказывание (цитата).

ВСТУПЛЕНИЕ.

Лучше не бросать читателя сразу в гущу событий. Подведи его к теме

ПОСТЕПЕННО. Начать вступление можно по-разному: С вопроса к

читателю (А знаете ли вы…?) С определения (Дружба – это…) С обычного

утверждения (Я хочу вам рассказать о…)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

От вступления должен быть плавный переход к основной части. В сочинении

основная часть полностью раскрывает идею, главную мысль. Все абзацы

нужно связывать между собой. Для этого используй в своих предложениях

словосочетания:

«НЕ ТОЛЬКО, НО И» «ПОЭТОМУ» « ПОТОМУ ЧТО» « ТАК КАК» «ЭТИМ

ОН МНЕ И» «МОЖЕТ БЫТЬ»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении ты должен подвести итог всему написанному, сделать вывод.

СОЧИНЕНИЕ – ОПИСАНИЕ

Это текст, в котором названы ПРИЗНАКИ предмета, человека или животного.

Оно отвечает на вопрос «КАКОЙ?» Поэтому для текста – описания нужны

имена прилагательные. Помогают сравнения с чем – либо. Используй слова

«КАК БУДТО», «КАК», «СЛОВНО», «ПОХОЖ НА».

В описании мало действия, движения. Оно дается для того, чтобы читатель

смог «увидеть» то, что видел ты; чтобы читатель испытывал те же чувства,

что и ты.

ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТА: Размер, форма, цвет, вкус, запах. Материал, из

которого изготовлен. Возраст, черты характера. Внешний вид.

ПЛАН

СОЧИНЕНИЯ

ОПИСАНИЯ

.

-Представление предмета (человека, животного).

-Основные признаки.

-Твоя оценка, твоё отношение к предмету.

-Твоё заключение (вывод).

СОЧИНЕНИЕ – РАССУЖДЕНИЕ

Это текст, в котором даётся ОБЪЯСНЕНИЕ какому – либо явлению, событию,

проводятся размышления о предмете. Текст отвечает на вопрос «ПОЧЕМУ?».

Почему это есть? Почему это произошло, случилось? Почему так?

Используй слова: «ВО-ПЕРВЫХ», «ВО- ВТОРЫХ», «ТАК КАК»,

«ПОЭТОМУ», «ВЕДЬ», «ПОТОМУ ЧТО», «ЗНАЧИТ», «КРОМЕ ТОГО»,

«СЛЕДОВАТЕЛЬНО», «ИТАК».

ПЛАН

СОЧИНЕНИЯ

РАССУЖДЕНИЯ

-Вступление. Тезис (то, о чём хочешь рассказать).

-Аргументы (доказательство тезиса): доводы, примеры, случаи, факты,

-Цифры, мнения других людей, цитаты.

-Выводы.

СОЧИНЕНИЕ – ПОВЕСТВОВАНИЕ

Это сочинение отвечает на вопросы: «КТО? ЧТО ДЕЛАЛ? ГДЕ? КОГДА?

КАК?». Главная особенность такого текста – СООБЩЕНИЕ о развивающихся

действиях и об их завершении. В повествовании много глаголов.

Используй слова: «СНАЧАЛА», «ПОТОМ», «ЗАТЕМ», «ТОГДА», «СНОВА»,

«ЕЩЁ», «УЖЕ».

ПЛАН

СОЧИНЕНИЯ

ПОВЕСТВОВАНИЯ

-Вступление.

-Развитие действий – завязка (поступки героев и причины этих поступков).

-Кульминация (самый напряженный момент сюжета) действия.

-Заключение (развязка).

С

ЧЕГО

НАЧАТЬ

РАБОТУ

НАД

СОЧИНЕНИЕМ

-Продумай название. Чтобы это сделать, нужно точно определить, о чём

пойдёт речь в сочинении.

-Сформулируй, вырази основную мысль сочинения. Чтобы это сделать,

нужно ответить на вопрос: что я хочу сказать своей работой, к какому выводу

должен прийти?

-Определи жанр своего сочинения (это может быть сочинение – описание,

повествование, рассуждение).

-Составь план (обрати внимание на соразмерность частей – вступление и

заключение намного короче основной части).

КАК

ИЗБЕЖАТЬ

ОШИБОК

В

СОЧИНЕНИИ

-Не перегружай сочинение подробностями, без которых вполне можно

обойтись.

-Переход от одной части сочинения к другой делай плавным.

-Следи за правильным употреблением слов.

-Не искажай написание слов, не заменяй их на те, которых нет в языке.

-Следи за своевременным и правильным употреблением местоимений, чтобы

было понятно, о ком или о чём идёт речь.

-Не употребляй в одном предложении слово, которое уже входит в состав

соседнего предложения.

-Учись заменять слова синонимами.

- Не повторяй одну и ту же мысль разными словами.

- Следи за тем, чтобы используемые слова и выражения не выходили за рамки

литературного языка, не допускай неприличных и непристойных слов. -

Старайся не употреблять слов – паразитов.

-Следи за соблюдением плана сочинения (каждая часть с красной строки).

Проверь грамотность: сверься с орфографическим словарём, расставь знаки

препинания.



В раздел образования