Автор: Аккуратова Наталья Валентиновна
Должность: преподаватель музыки
Учебное заведение: МБОУ гимназия №28
Населённый пункт: г. Кострома
Наименование материала: статья
Тема: Духовно – нравственное воспитание школьников средствами музицирования в оркестре русских народных инструментов
Раздел: дополнительное образование
Аккуратова Наталья Валентиновна
Преподаватель музыки высшей категории,
Почётный работник общего образования РФ
МБОУ города Костромы «Гимназия № 28»
Gymnasium № 28 of Kostroma citi
Духовно – нравственное воспитание школьников
средствами музицирования в оркестре русских
народных инструментов
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме духовного и
нравственного
становления
личности.
Особая
роль
в
духовно
–
нравственном воспитании детей принадлежит музыкальному образованию,
основанному на изучении русской народной песенной и инструментальной
музыки, народных музыкальных инструментов, национальных традиций. В
статье
говорится
о
том,
что
коллективное
музицирование,
а
именно
занятия
в
оркестре
русских
народных
инструментов,
призвано
решать
задачи
духовно
–
нравственного
и
эстетического
развития
школьников.
Автор статьи отмечает, что через занятия в оркестре русских народных
инструментов
происходит
развитие
музыкальных
вкусов,
потребностей,
интересов,
формирование
музыкальной
культуры
у
школьников.
Занятия
музыкой
в
коллективе
воспитывает
у
детей
чувство
коллективизма,
дисциплины,
ответственности.
Исполнение
русской
народной
музыки,
которая
составляет
основную
часть
репертуара
народного
оркестра,
воспитывает у юных музыкантов любовь к Родине, к её истории, культуре,
чувство гордости за свою страну.
Коллективное музыцирование
в
оркестре русских народных инструментов – это не только обучение данному
виду
искусства,
это
воспитание
личности
ребёнка,
его
духовно
–
нравственных качеств.
Ключевые слова: духовно – нравственное воспитание, музыкальное
образование, коллективное музицирование, оркестр народных
В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина
России
на
современном
этапе
сформулирована
высшая
цель
образования
–
воспитание
«высоконравственного,
творче ского,
компетентного гражданина России, принимающего судьбу
Отечества как
свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей
ст раны,
укорененного
в
духовных
и
культурных
т р а д и ц и я х
многонационального народа Российской Федерации».
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических
периодов.
И
самая
большая
опасность,
подстерегающая
наше
общество
сегодня, – не в трудностях в экономике, не в смене политической системы, а в
разрушении
личности.
Сегодня
современное
российское
общество
остро
переживает
кризис
духовно
–
нравственных
идеалов.
Материальные
ценности
доминируют
над
духовными,
поэтому
у
детей
искажены
представления
о
доброте,
милосердии,
великодушии,
справедливости,
гражданственности и патриотизме.
Общее среднее образование является определяющим в формировании у
подрастающего
поколения
гуманистических
идеалов,
ценностных
ориентаций, взглядов и убеждений, основанных на идеологии государства,
становлении
интеллектуального,
культурного
и
духовно
–
нравственного
потенциала нации.
Нравственному совершенствованию, пониманию своего места в
национальной культуре, осознанию себя истинно русским человеком немало
способствует
и
музыкальное
образование,
основанное
на
изучении
национальных традиций, русских народных музыкальных инструментов, а
также практика исполнительства в оркестре русских народных инструментов.
В системе современного музыкального образования обучение учащихся в
оркестровых
коллективах
занимает
значительное
место.
Оркестр
играет
важную
роль
в
развитии
музыкальных
способностей
учащихся,
их
творческого потенциала, воспитанию трудолюбия; способствует целостному
музыкальному развитию ребенка и формированию художественного вкуса.
Игра
в
оркестре
является
творческим
процессом
и
способствует
эффективному развитию личности, тем самым помогая решению актуальных
задач
общества,
решению
образовательных
и
воспитательных
задач,
вытекающих из социального заказа государства в области образования.
Фундаментом духовного воспитания музыканта в оркестре народных
инструментов является репертуар. Он очень разнообразен: это произведения
различных
музыкальных
стилей,
направлений,
жанров,
народная
музыка,
классика
(отечественная
и
зарубежная)
и
лучшие
образцы
современной
музыки.
Народная музыка, как живой источник народных традиций, бесценный
клад национальной культуры, в котором запечатлен духовный багаж народа,
составляет основную часть репертуара народного оркестра. Русская народно-
песенная стихия явилась той основой, той почвой, на которой произросла вся
русская профессиональная музыка. Ни один народ в Европе не имеет такого
богатства песен и напевов, красивых и оригинальных, как русский народ. В
народных песнях отражены характер народа, богатство и высота его души.
Так
же
народная
музыка
помогает
воспитывать
у
подростков
активную
жизненную позицию, дает высокие ориентиры в жизни и углубляет чувство
патриотизма.
Высокохудожественный репертуар, а значит – духовный репертуар,
способен воспитывать высоконравственные качества. Работа над характером,
настроением, художественным образом произведения, его духовный
потенциал и душевная чистота, стремление к правде и красоте воспитывают
учащихся нравственно и художественно.
Совместная деятельность детей разных возрастов и уровня подготовки
воспитывает заботливое и внимательное отношение учащихся друг к другу.
Так,
при исполнении одной партии за одним пультом могут оказаться
музыкант с большим опытом игры в оркестре и начинающий оркестрант.
Старший школьник не только помогает своему подопечному сыграть
трудную фразу, вариацию, берет на себя ответственность за его подготовку,
но
и
следит
за
его
поведением,
не
позволяет
ему
отвлекаться.
Так
воспитывается у детей чувство коллективизма, дисциплины, взаимопомощи,
ответственности
за
себя
и
за
других.
Развиваются
коммуникативные
способности детей, основы формирования культуры общения, воспитывается
стремление к саморазвитию.
Таким образом, коллективное музицирование в оркестре русских
народных инструментов – это не только обучение данному виду искусства,
это воспитание личности ребенка, его духовно – нравственных качеств. «Без
зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь из
детства,
без
зачатков
положительного
и
прекрасного
нельзя
пускать
поколение в путь» (Ф. М. Достоевский).
Библиографический список
1.
Возрастная и педагогическая психология под редакцией М.В. Гамезо –
М.,1983.
2.
Дорожкин А. Оркестры русских народных инструментов:
методические рекомендации. — М., 1955.
3.
Иванов – Радкевич А. Хрестоматия для начинающих дирижёров и
руководителей оркестров народных инструментов. Часть 1. М.,1964.
4.
Имханицкий М. У истоков русской народной оркестровой культуры. —
М., 1987.