Напоминание

Духовно – нравственное воспитание школьников средствами музицирования в оркестре русских народных инструментов


Автор: Аккуратова Наталья Валентиновна
Должность: преподаватель музыки
Учебное заведение: МБОУ гимназия №28
Населённый пункт: г. Кострома
Наименование материала: статья
Тема: Духовно – нравственное воспитание школьников средствами музицирования в оркестре русских народных инструментов
Раздел: дополнительное образование





Назад




Аккуратова Наталья Валентиновна

Преподаватель музыки высшей категории,

Почётный работник общего образования РФ

МБОУ города Костромы «Гимназия № 28»

Gymnasium № 28 of Kostroma citi

Духовно – нравственное воспитание школьников

средствами музицирования в оркестре русских

народных инструментов

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме духовного и

нравственного

становления

личности.

Особая

роль

в

духовно

нравственном воспитании детей принадлежит музыкальному образованию,

основанному на изучении русской народной песенной и инструментальной

музыки, народных музыкальных инструментов, национальных традиций. В

статье

говорится

о

том,

что

коллективное

музицирование,

а

именно

занятия

в

оркестре

русских

народных

инструментов,

призвано

решать

задачи

духовно

нравственного

и

эстетического

развития

школьников.

Автор статьи отмечает, что через занятия в оркестре русских народных

инструментов

происходит

развитие

музыкальных

вкусов,

потребностей,

интересов,

формирование

музыкальной

культуры

у

школьников.

Занятия

музыкой

в

коллективе

воспитывает

у

детей

чувство

коллективизма,

дисциплины,

ответственности.

Исполнение

русской

народной

музыки,

которая

составляет

основную

часть

репертуара

народного

оркестра,

воспитывает у юных музыкантов любовь к Родине, к её истории, культуре,

чувство гордости за свою страну.

Коллективное музыцирование

в

оркестре русских народных инструментов – это не только обучение данному

виду

искусства,

это

воспитание

личности

ребёнка,

его

духовно

нравственных качеств.

Ключевые слова: духовно – нравственное воспитание, музыкальное

образование, коллективное музицирование, оркестр народных

В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности

гражданина

России

на

современном

этапе

сформулирована

высшая

цель

образования

воспитание

«высоконравственного,

творче ского,

компетентного гражданина России, принимающего судьбу

Отечества как

свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей

ст раны,

укорененного

в

духовных

и

культурных

т р а д и ц и я х

многонационального народа Российской Федерации».

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических

периодов.

И

самая

большая

опасность,

подстерегающая

наше

общество

сегодня, – не в трудностях в экономике, не в смене политической системы, а в

разрушении

личности.

Сегодня

современное

российское

общество

остро

переживает

кризис

духовно

нравственных

идеалов.

Материальные

ценности

доминируют

над

духовными,

поэтому

у

детей

искажены

представления

о

доброте,

милосердии,

великодушии,

справедливости,

гражданственности и патриотизме.

Общее среднее образование является определяющим в формировании у

подрастающего

поколения

гуманистических

идеалов,

ценностных

ориентаций, взглядов и убеждений, основанных на идеологии государства,

становлении

интеллектуального,

культурного

и

духовно

нравственного

потенциала нации.

Нравственному совершенствованию, пониманию своего места в

национальной культуре, осознанию себя истинно русским человеком немало

способствует

и

музыкальное

образование,

основанное

на

изучении

национальных традиций, русских народных музыкальных инструментов, а

также практика исполнительства в оркестре русских народных инструментов.

В системе современного музыкального образования обучение учащихся в

оркестровых

коллективах

занимает

значительное

место.

Оркестр

играет

важную

роль

в

развитии

музыкальных

способностей

учащихся,

их

творческого потенциала, воспитанию трудолюбия; способствует целостному

музыкальному развитию ребенка и формированию художественного вкуса.

Игра

в

оркестре

является

творческим

процессом

и

способствует

эффективному развитию личности, тем самым помогая решению актуальных

задач

общества,

решению

образовательных

и

воспитательных

задач,

вытекающих из социального заказа государства в области образования.

Фундаментом духовного воспитания музыканта в оркестре народных

инструментов является репертуар. Он очень разнообразен: это произведения

различных

музыкальных

стилей,

направлений,

жанров,

народная

музыка,

классика

(отечественная

и

зарубежная)

и

лучшие

образцы

современной

музыки.

Народная музыка, как живой источник народных традиций, бесценный

клад национальной культуры, в котором запечатлен духовный багаж народа,

составляет основную часть репертуара народного оркестра. Русская народно-

песенная стихия явилась той основой, той почвой, на которой произросла вся

русская профессиональная музыка. Ни один народ в Европе не имеет такого

богатства песен и напевов, красивых и оригинальных, как русский народ. В

народных песнях отражены характер народа, богатство и высота его души.

Так

же

народная

музыка

помогает

воспитывать

у

подростков

активную

жизненную позицию, дает высокие ориентиры в жизни и углубляет чувство

патриотизма.

Высокохудожественный репертуар, а значит – духовный репертуар,

способен воспитывать высоконравственные качества. Работа над характером,

настроением, художественным образом произведения, его духовный

потенциал и душевная чистота, стремление к правде и красоте воспитывают

учащихся нравственно и художественно.

Совместная деятельность детей разных возрастов и уровня подготовки

воспитывает заботливое и внимательное отношение учащихся друг к другу.

Так,

при исполнении одной партии за одним пультом могут оказаться

музыкант с большим опытом игры в оркестре и начинающий оркестрант.

Старший школьник не только помогает своему подопечному сыграть

трудную фразу, вариацию, берет на себя ответственность за его подготовку,

но

и

следит

за

его

поведением,

не

позволяет

ему

отвлекаться.

Так

воспитывается у детей чувство коллективизма, дисциплины, взаимопомощи,

ответственности

за

себя

и

за

других.

Развиваются

коммуникативные

способности детей, основы формирования культуры общения, воспитывается

стремление к саморазвитию.

Таким образом, коллективное музицирование в оркестре русских

народных инструментов – это не только обучение данному виду искусства,

это воспитание личности ребенка, его духовно – нравственных качеств. «Без

зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь из

детства,

без

зачатков

положительного

и

прекрасного

нельзя

пускать

поколение в путь» (Ф. М. Достоевский).

Библиографический список

1.

Возрастная и педагогическая психология под редакцией М.В. Гамезо –

М.,1983.

2.

Дорожкин А. Оркестры русских народных инструментов:

методические рекомендации. — М., 1955.

3.

Иванов – Радкевич А. Хрестоматия для начинающих дирижёров и

руководителей оркестров народных инструментов. Часть 1. М.,1964.

4.

Имханицкий М. У истоков русской народной оркестровой культуры. —

М., 1987.



В раздел образования