Автор: Финогеева Тамара Бойхоновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОАУ СОШ №12
Населённый пункт: г. Нефтекамск, республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Система работы в начальной школе с детьми разного уровня подготовки
Раздел: начальное образование
Нельзя кого-либо изменить,
передавая ему готовый опыт.
Можно лишь создать атмосферу,
Способствующую развитию человека.
К.Роджерс
Начальная школа является важным этапом возрастного развития и
становления личности детей, она должна гарантировать высокий уровень
образования.
Массовая школа не в состоянии предложить каждому школьнику
индивидуальную
учебную
программу.
Большинство
применяемых
в
образовании технологий ориентировано на групповой способ обучения при
единых требованиях, затратах времени, объеме изучаемого материала без
учета
особенностей
индивидуально-психологического
развития
каждого
учащегося.
Современная школа в неустанном поиске новых, более эффективных
подходов, средств и форм обучения и воспитания учащихся.
На смену традиционным образовательным технологиям, ориентированным
на передачу знаний, умений, навыков в той или иной образовательной
области, приходят развивающие технологии, ориентированные на развитие
способности учащегося быть субъектом образовательной деятельности, как
процесса собственного развития (интеллектуального, личностного,
эмоционального, телесного, духовно-нравственного).
Обучение должно быть согласовано с уровнем развития ребёнка, это
установленный и многократно проверенный факт, который невозможно
оспаривать.
В условиях классно-урочной системы, когда в классе дети с разными
способностями, интересами, разным психическим и физическим развитием
для обеспечения эффективного обучения необходим дифференцированный
подход к нему.
Внимательно наблюдая за учащимися, учитель видит, что у одних
неустойчивое внимание, им трудно сосредоточиться на учебном материале,
другие стремятся к механическому запоминанию правил, третьи
-медлительны в работе. Как правило, у детей по-разному развита память; у
одних – зрительная, других – слуховая, третьих двигательная.
Задача учителя – изучить индивидуальные особенности учащихся и
облегчить им процесс обучения. Самое важное – это вызвать у детей
интерес к учёбе и желание ликвидировать пробелы в своих знаниях. Для
этого нужно вложить в них веру в свои силы, указать причины их отставания
и вместе найти пути преодоления трудностей, и обязательно отмечать их
малейшие успехи. Дифференцированный подход позволяет учащимся
постоянно чувствовать своё продвижение вперёд, ведь даже незначительный
успех окрыляет детей, побуждает лучше работать, повышает интерес к
знаниям.
Внутриклассная дифференциация в начальной школе существует издавна,
является основным путем осуществления индивидуализации обучения,
поэтому обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по
учебным возможностям, пожалуй, самая сложная задача, стоящая перед
учителем начальных классов. И решить ее невозможно без индивидуального
подхода к обучению.
Уровневая
дифференциация
позволяет
работать
как
с
отдельными
учениками,
так
и
с
группами,
сохраняет
детский
коллектив,
в
котором
происходит
развитие
личности.
Ее
характерными
чертами
являются:
открытость
требований,
предоставление
учениками
возможности
самим
выбирать
усвоения
материала
и
переходить
с
одного
уровня
на
другой.
Система работы учителя по этой технологии включает в себя различные
ступени:
- Выявление отставаний в ЗУН;
- Ликвидацию их пробелов;
- Устранение причин неуспеваемости;
- Формирование интереса и мотивация к учебе;
- Дифференцирование (по степени трудности) учебных задач и оценок
деятельности ученика
Внутренняя дифференциация предполагает условное деление класса:
- по уровню умственного развития (уровню достижений);
- по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации
характера, темпераменту и т.д.).
В каждом классе учеников можно разделить на три группы:
Дети группы 1 отличаются низкой и неустойчивой работоспособностью,
повышенной утомляемостью, трудностями в организации собственной
деятельности, низким уровнем развития памяти, внимания, мышления. Им
необходимы: постоянная стимуляция, яркая мотивация, четкое отслеживание
временного режима, проверка качества выполнения, включение заданий на
развитие. Этим учащимся педагоги обычно уделяют максимум внимания, в
ущерб остальным учащимся.
Дети группы 2 более всего устраивают учителя, с ними мало хлопот. У них
хорошие память и внимание, нормально развитое мышление, грамотная речь,
хорошая переработка информации, исполнительность, добросовестность,
высокая учебная мотивация. Им необходимо постоянное ненавязчивое
внимание учителя, небольшая стимуляция, включение творческих заданий.
Дети группы 3 обладают “академической одаренностью”. Это единство
познавательной потребности, эмоциональной включенности, мотивации и
способности к регуляции своих действий.
Как сделать процесс обучения более гибким, более приспособленным к
каждому ученику?
Осуществляя
дифференцированный
подход,
учителю
следует
руководствоваться следующими требованиями:
создание атмосферы, благоприятной для учащихся;
активно общаться с учащимися для того, чтобы учебный процесс был
мотивирован;
чтобы
ребенок
учился
согласно
своим
возможностям
и
способностям; чтобы имел представление о том, чего от него ждут;
обучающимся
различных
уровней
предлагается
у с в о и т ь
соответствующую их возможностям программу (каждому "взять” столько,
сколько он может).
Основная
цель
–
обучение
каждого
на
уровне
его
возможностей
и
способностей,
что
дает
каждому
учащемуся
возможность
получить
максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный
потенциал.
Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее,
помочь
ребенку
поверить
в
свои
силы,
обеспечить
его
максимальное
развитие.
Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на
разных
уроках
и
этапах
учебного
процесса: изучение
нового
материала;
дифференцированная
домашняя
работа;
учет
знаний
на
уроке;
текущая
проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные
работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.
Схема урока с учетом разноуровневого подхода
Объяснение нового материала.
1 этап. Повторение пройденного материала.
Выполнение учащимися самостоятельных работ различной
сложности.
1-я группа
- выполняет самостоятельную творческую работу, требующую
осмысления знаний;
- следит за работой 2-й и 3-й групп, приходят к ним на помощь в
случае возникновения затруднений у учащихся этих групп;
- готовит обобщенные индивидуальные задания (карточки) по
повторяемому материалу для 2-й и 3-й групп.
2-я группа
- прорабатывает правила по опорным схемам и выполняет работу
по алгоритму, подготовленному учащимися на прошлом уроке 1-й
группы;
- проверяет домашнее задание у учащихся 3-й группы, повторяя с ними
правила, необходимые для усвоения нового материала.
3-я группа
- применяет на практике выученные правила, самостоятельно
выполняет по опорным схемам работу, которая знакома ученикам
этой группы по предыдущим урокам (этой работой учащиеся 3-й
группы занимались вместе с одноклассниками 1-й и 2-й групп;
- повторяет материал, связанный с объяснением нового материала.
2 этап. Объяснение учителем материала всему классу с анализом
способов применения новых знаний на практике (работают все
группы).
3 этап. Выявление качества усвоения знаний учащимися всех
групп и умения применять усвоенный материал на практике.
1-я группа. Самостоятельная работа по углублению знаний,
требующая не только тренировки, но и применения полученных
знаний в новой, незнакомой ситуации. Учащиеся не должны
тратить время и силы на ненужное повторение.
2-я и 3-я группы. Повторное объяснение нового материала по
основным вопросам с применением опорных схем.
2-я группа. Самостоятельная работа по образцу или опорным
схемам.
3-я группа. Доработка по объяснению нового материала:
1) теоретическое (по учебнику);
2) типовые тренировочные упражнения под руководством учителя с
целью овладения
учащимися навыками учебной работы.
4 этап. Проверка результатов выполнения самостоятельной работы
начинается с 3-й группы и заканчивается 1-й.
Самостоятельное задание, связанное с новой темой, 3-я группа
прослушивает дважды. Объяснение порядка и условий выполнения
самостоятельной работы 1-й группы слушают 2-я и 3-я группы
5 этап. Самостоятельная (общая) работа всех групп. Затем каждой
групп предлагается дополнительное задание разной сложности.
Деление класса на группы помогает организовать и
взаимопроверку работ, повышает взаимную ответственность за
выполнение заданий, так как опрос на уроке нередко проводится
тоже по группам. А посильные индивидуальные задания каждому
ученику (в зависимости от того, в какой группе он работает)
помогают слабому чувствовать свою нужность: он тоже выполняет
посильную часть общей работы.
Приемы дифференцированного обучения
при опросе, подаче домашнего задания и оценивании учащихся
Приемы опроса учащихся
Очень часто на уроках формы опроса направлены на поиск пробелов и
недостатков в знаниях учащихся. А ведь это должен быть поиск достоинств,
знаний
и
умений.
Главная
задача
в
ходе
опроса
–
поддержать,
помочь,
научить.
Прием 1. Солидарный опрос.
Ученик,
вызванный
к
доске,
не
может
справиться
с
заданием.
Обращаемся к классу с вопросом: Кто поможет выполнить это задание? Затем
из числа желающих выбираем объясняющего, и предлагаем ему шепотом
помочь товарищу и научить его так, чтобы тот мог сам выполнить задание.
Если ученик справился с заданием, он получает качественную оценку в
баллах и поощрение на словах, оцениваем также труд тренеров, если опыт не
получился, неудовлетворительная оценка не выставляется, а учитель думает
над
другими
способами
и
заданиями,
позволяющими
ученику
добиться
успеха.
Прием 2. Взаимоопрос.
Три
ученика,
подготовленные
провести
опрос
тех,
кто
хотел
бы
ответить на "5”, на "4” и на "3”, садятся каждый на своем ряду и приглашают
желающих.
Если
ученик
записался
в
группу,
где
он
быстро
ответил
на
вопросы и получил "3”, он может мигрировать в группу более высокого
качества и попытать счастья там.
Прием 3. Тихий опрос.
Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушепотом,
в то время как класс занят другим делом, которое предложил учитель.
Прием 4. Защитный лист.
Ученик
нередко
приходит
на
урок
неподготовленным
по
многим
причинам: тренировки, игры, поездки….
В таких случаях обычны два сценария.
Первый: строгий учитель перед каждым уроком проверяет знания. Попался –
наказан, не попался – повезло... Такая игра в "кошки-мышки” порождает
недоверие и много других отрицательных эффектов.
Второй: Доброму учителю выгодно признаться до урока, для убедительности
что-нибудь приврав. Добрый пожурит, пообещает проверить знания потом,
но, заваленный многочисленными школьными делами, скорее всего забудет.
Такая ситуация тоже отрицательно действует на ученика и психологически
проигрышна для учителя. Как быть?
Каждый
из
обучающихся
может
до
урока
предупредить
о
невыполнении домашнего задания, об этом возможно заявить и родители.
Учитель, держит ситуацию под контролем, спросит ученика в следующий
раз.
Прием 5; Идеальный опрос.
Идеальный опрос – когда опроса нет, а функции его выполняются.
Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом
учителю.
Приемы подачи домашнего задания
Вредный и достаточно распространенный прием – наказание домашним
заданием повышенного объема или сложности. Но если уж задавать, то
задавать с максимальной пользой.
Прием
1. Три
уровня
домашнего
задания.
Плюсы:
разноуровневая
дифференциация. Минусы: объем проверяемого материала увеличивается.
Учитель одновременно задает домашнее задание трех уровней .
Первый уровень – обязательный минимум. Главное свойство этого задания:
оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику.
Второй уровень – тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают
хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу. Эти
ученики могут освобождаться от задания первого вида.
Третий уровень используется или нет учителем в зависимости от темы урока,
подготовленности
класса.
Это
–
творческое
задание.
Обычно
оно
выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой
оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк:
частушки, басни, сказки, фантастические рассказы по учебным темам и
т.п.;
чайнворды, сканворды, кроссворды и т.п.;
учебные комиксы;
плакаты – опорные сигналы;
мнемонические формулы, стихи и др.
Прием 2. Задание массивом. На уроке математики дается большой объем
примеров на порядок действий, на закрепление вычислительных навыков, в
данном случае их -84. Время выполнения –произвольное. Старт после Нового
года, на каникулах, окончание –ученик выбирает самостоятельно. Можно
закончить
и
за
две
недели,
можно
сделать
и
за
три
месяца.
В
течение
выполняемой
работы
учитель
держит
все
под
контролем.
Проверка
осуществляется в любое время. Результат отличный - дети учатся выполнять
выражения по действиям.
На
уроках
литературного
чтения.
На
каникулах
определяется
список
стихотворений
для
заучивания
наизусть.
Стихотворение
К.
Бальмонта
оценивается через месяц 5 декабря.
Задается большой массив заданий сразу на достаточно большой промежуток
времени. Например, из 50 заданий ученик должен выполнить 20. Важный
психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает возможность
самореализации для ученика, происходит самосогласование ребенка и уровня
заданий, которые он решает. Объем задания можно варьировать.
Прием 3. Сам себе учитель.
В течение последних 10 минут урока предлагаем учащимся придумать
наиболее интересную форму и содержание домашнего задания. Кто какое
домашнее задание для себя придумал, тот и будет его выполнять. Кто не
сумел или не захотел придумать, тому домашнее задание формулируем сами.
Прием 4. Идеальное задание.
Учитель не дает никакого определенного задания, но функция домашней
работы выполняется, то есть учитель предлагает школьникам выполнить
дома работу по их собственному выбору и пониманию.
Приемы оценивания
От педагога в момент оценки результатов требуется эмоциональная
у р а в н о в е ш е н н о с т ь ,
н е о бход и м а я
д л я
о бъ е к т и в н о й
о ц е н к и ,
доброжелательность – в момент оглашения оценок любого уровня, умение
учитывать возможности и реальные достижения каждого учащегося. Главное,
чтобы оценка на уроке стала стимулом для дальнейшего приложения сил.
Человеку нужен успех.
Прием 1. Оценка – не отметка.
Оцениваем
не
только
цифрой.
Оцениваем
словами,
интонацией,
жестом,
мимикой...
Вариант: учитель,
потирая
ладони,
с
хитрым
видом
выдает
группам
на
листочке
задание
каверзное,
но
посильное...
Через
10
минут
ученики
справляются. Учитель: "Ну что с вами делать! Вы же мой золотой фонд
невыполненных заданий погубите! Вот уж в следующий раз...”
Прием 2. Рейтинг.
Завершив работу, ученик сам ставить себе отметку. За ту же работу отметку
ставит
и
учитель.
Записываем
дробь.
Например,
4/5.
Задача
учителя
–
приучить ученика к регулярному оцениванию своего труда.
Прием
вводится
на
период
согласования
критериев
отметки,
а
через
некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают.
Прием 3. Кредит доверия.
В
некоторых
случаях
ставим
отметку
в
"кредит”.
Спорная
четвертная.
Предмет волнений и надежд. Учитель: "По отметкам ты на "4” ("5”) чуть-
чуть не доработал. Но у меня создалось впечатление, что ты можешь и
хочешь. Это так? Если да, то давай попробуем поставить тебе высокую
оценку, а в следующей четверти станет ясно, насколько мы были правы”.
Прием 4. Система стимулов.
Вариант 1. Листочек с отложенной оценкой.
Не желая выставлять низкую оценку, выдаем учащемуся листочек, в который
он записывает тему, заданный вопрос или задание, с которым не справился,
дату и возвращает учителю. При следующем опросе предлагаем ученику
ответить или выполнить задание, которое содержится в отложенном листке.
Вариант 2. Развернутая оценка.
Наряду с цифровой оценкой делаем запись, раскрывающую наше отношение
к ученику и его достижениям.
Вариант 3.
Достаточно хорошей оценкой могут быть:
маленькая грамота;
благодарственное письмо или диплом "За победу на уроке”, "За маленькое
открытие”, "За помощь другу”;
благодарственная запись в дневнике;
книга, открытка с дарственной надписью, стихотворение, посвященное
ученику.
Положительные моменты дифференцированного обучения:
учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, по своим
способностям и пытаются выполнять задания повышенного уровня;
учащиеся ощущают себя успешными и уверенными; возрастает степень их
психологического комфорта на уроках;
поднимается уровень преподавания в школе;
дифференцированное (разноуровневое) обучение позволяет организовать
учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности,
обеспечивает усвоение всеми учениками содержания образования.