Напоминание

Народные игры - это наше детство


Автор: Янченко Татьяна Ивановна
Должность: воснитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №5 "Солнышко"
Населённый пункт: г. Усть - Илимск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Народные игры - это наше детство
Раздел: дошкольное образование





Назад




«НАРОДНЫЕ ИГРЫ – ЭТО НАШЕ ДЕТСТВО»

ЯНЧЕНКО Т.И.

МБДОУ д/с №5 «Солнышко»

Впервые в истории российского образования ФГОС дошкольного

образования

являются

документом,

который

на

федеральном

уровне

определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа

дошкольного

учреждения,

какие

она

определяет

цели,

содержание

образования

и

как

организован

образовательный

проце сс.

Один

из основных

принципов

Стандарта:

реализация

Программы

в

формах,

специфических

для

детей

данной

возрастной

группы, прежде

всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в

форме

творческой

активности,

обеспечивающей

художественно-

эстетическое развитие ребенка.

Основными

требованиями

в

содержании

ФГОС

ДО

является:

создание

условий

для

свободного

выбора

детьми

деятельности,

участников совместной деятельности; поддержку детской инициативы и

само стоятельно сти

в

разных

видах

деятельно сти

( и г р о в о й ,

исследовательской,

проектной,

познавательной

и

т.д.);

поддержку

спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и

пространства.

Сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой

деятельности

современных

детей.

Дети

избалованы

изобилием

и

разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную

психологическую и педагогическую информацию. Трудности испытывают

и родители и воспитатели: то, в какие игры играли родители и то, что

годами отрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели,

теперь – в изменившихся условиях – перестало работать.

Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды (Барби, роботы,

монстры, киборги и т.д.) может привести к кризису игровой культуры.

Поэтому

от

педагога

требуется

умение

ориентироваться

в

мире

современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и

пользой

для

него,

больше

уделять

внимание

с о в р е ме н н ы м

нетрадиционным дидактическим и развивающим компьютерным играм,

способствуя адекватной социализации ребенка.

Статистика исследований показала что, высокий уровень игры к 5-6

годам составляет 5%, а низкий 60%. Подвижные игры и игровые движения

-

естественные

спутники

жизни

ребенка,

обладающие

великой

воспитательной силой, формирующие физические и личностные качества

ребенка.

Вопрос

организации

предметно-развивающей

среды

ДОО

на

сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением ФГОС

к

структуре

основной

общеобразовательной

программы

дошкольного

образования.

Развивающая

предметно-пространственная

среда

(группы)

д о л ж н а

с о о т в е т с т в о в а т ь

т р е б о в а н и я м : (насыщенность,

трансформируемость,

полифункциональность,

вари ати вн о сть ,

доступность, безопасность…)

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра.

Сделаем

акцент

на

«народных

подвижных

играх».

При

правильной

организации

игра

создает

условия

для

развития

физиче ских,

интеллектуальных

и

личностных

качеств

ребенка,

формированию

предпосылок

учебной

деятельности

и

обеспечению

социальной

успешности дошкольника.

Главной целью народной подвижной игры является:

Приобщать

детей

к

истокам

отечественной

культуры

на

основе

устного фольклора и русских народных подвижных игр. Наполнить жизнь

детей

художественно-эстетическим,

патриотическим

и

духовно-

нравственным содержанием.

Задачи:

Развивать интерес детей к устному народному творчеству и

подвижным играм.

Способствовать

развитию

творческих

задатков

детей

на

традиционном фольклорном материале.

С о ве р ше н с т во ват ь

д в и гат е льн ы е

н а в ы к и ,

у м е н и е

согласовывать свои действия с другими детьми, соблюдать правила игр.

В о с п и т ы ват ь

н р а в с т в е н н ы е

кач е с т ва :

ч е с т н о с т ь ,

взаимовыручку, дружелюбие.

Обогащать образно-эмоциональную сферу ребёнка, познание

разнообразных жизненных явлений через использование подвижных игр и

русского народного фольклора.

Подвижные игры – естественный спутник жизни ребёнка, источник

радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Народные

подвижные

игры являются

традиционным

средством

педагогики.

Русские подвижные игры имеют многовековую историю, они

сохранились

и

дошли

и

до

наших

дней

из

старины,

передавались

из

поколений в поколения. Испокон веков в них отражался образ жизни людей,

их

быт,

труд,

национальные

устои,

представления

о

чести,

смелости,

мужестве, желание обладать

ловкостью, быстротой и красотой движений,

Умение проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость,

волю и стремление к победе.

Народные

игры

в

детском

саду

не

развлечение,

а

особый

метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования

их активности.

Играя, ребёнок познаёт окружающий его мир. Разучивая и используя

в

играх,

хороводах

фольклорные

тексты

и

песни,

он

наполняет

их

конкретным

содержанием

применительно

к

игровым

ситуациям.

Познаёт

ценности

и

символы

культуры

своего

народа.

Играя,

он

укрепляет

свои

мускулы,

улучшает

восприятие,

овладевает

новыми

умениями,

освобождается от избытка энергии, испытывает различные решения своих

проблем, учится общаться с другими людьми.

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они

определяют

весь

ход

игры,

регулируют

действия

и

поведение

детей,

их

взаимоотношения. Например, в игре «Коршун и наседка» коршун должен

ловить лишь одного цыплёнка, стоящего в конце всей вереницы цыплят и

только после слов наседки. Игра требует внимания, выдержки, слаженности

действий, находчивости.

В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения

точны

и

образны,

часто

сопровождаются

неожиданными

моментами,

любимыми детьми считалками и зазывалками. И, заучивая их наизусть, мы не

только прививаем любовь к русскому творчеству, но и развиваем детскую

память.

Основным

условием

успешного

внедрения

народных

игр

в

жизнь

дошкольников всегда было и остаётся глубокое знание и свободное владение

обширным

игровым

репертуаром,

а

также

методикой

педагогического

руководства.

Народные игры — это наше детство.

В

настоящее

время

актуальной

является

задача

сохранения

национальных

традиций,

формирования

национального

самосознания

человека. И задача педагогов - стать направляющим и связующим звеном в

цепи ребёнок-игра, тактично поддерживая руководство, обогащать игровой

опыт детей.

Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они

дадут

положительные

результаты

тогда,

когда

исполнят

своё

главное

назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным

занятием.

Литература

Кудрявцев В.Т, Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. «Линка-

пресс», Москва 2000.

Литвинова

М.Ф.

Русские

народные

подвижные

игры.

Под

редакцией

Руссковой Л.В. Москва «Просвещение» 1986.

Науменко Г.М. Фольклорные праздники. Линка-пресс, Москва 2000.

Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. Москва Просвещение,

1986

Тихонова М.В, Смирнова Н.С. Красна изба. С. Петербург «Детство-пресс»

2000.



В раздел образования