Автор: Янченко Татьяна Ивановна
Должность: воснитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №5 "Солнышко"
Населённый пункт: г. Усть - Илимск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Народные игры - это наше детство
Раздел: дошкольное образование
«НАРОДНЫЕ ИГРЫ – ЭТО НАШЕ ДЕТСТВО»
ЯНЧЕНКО Т.И.
МБДОУ д/с №5 «Солнышко»
Впервые в истории российского образования ФГОС дошкольного
образования
являются
документом,
который
на
федеральном
уровне
определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа
дошкольного
учреждения,
какие
она
определяет
цели,
содержание
образования
и
как
организован
образовательный
проце сс.
Один
из основных
принципов
Стандарта:
реализация
Программы
в
формах,
специфических
для
детей
данной
возрастной
группы, прежде
всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в
форме
творческой
активности,
обеспечивающей
художественно-
эстетическое развитие ребенка.
Основными
требованиями
в
содержании
ФГОС
ДО
является:
создание
условий
для
свободного
выбора
детьми
деятельности,
участников совместной деятельности; поддержку детской инициативы и
само стоятельно сти
в
разных
видах
деятельно сти
( и г р о в о й ,
исследовательской,
проектной,
познавательной
и
т.д.);
поддержку
спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и
пространства.
Сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой
деятельности
современных
детей.
Дети
избалованы
изобилием
и
разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную
психологическую и педагогическую информацию. Трудности испытывают
и родители и воспитатели: то, в какие игры играли родители и то, что
годами отрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели,
теперь – в изменившихся условиях – перестало работать.
Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды (Барби, роботы,
монстры, киборги и т.д.) может привести к кризису игровой культуры.
Поэтому
от
педагога
требуется
умение
ориентироваться
в
мире
современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и
пользой
для
него,
больше
уделять
внимание
с о в р е ме н н ы м
нетрадиционным дидактическим и развивающим компьютерным играм,
способствуя адекватной социализации ребенка.
Статистика исследований показала что, высокий уровень игры к 5-6
годам составляет 5%, а низкий 60%. Подвижные игры и игровые движения
-
естественные
спутники
жизни
ребенка,
обладающие
великой
воспитательной силой, формирующие физические и личностные качества
ребенка.
Вопрос
организации
предметно-развивающей
среды
ДОО
на
сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением ФГОС
к
структуре
основной
общеобразовательной
программы
дошкольного
образования.
Развивающая
предметно-пространственная
среда
(группы)
д о л ж н а
с о о т в е т с т в о в а т ь
т р е б о в а н и я м : (насыщенность,
трансформируемость,
полифункциональность,
вари ати вн о сть ,
доступность, безопасность…)
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра.
Сделаем
акцент
на
«народных
подвижных
играх».
При
правильной
организации
игра
создает
условия
для
развития
физиче ских,
интеллектуальных
и
личностных
качеств
ребенка,
формированию
предпосылок
учебной
деятельности
и
обеспечению
социальной
успешности дошкольника.
Главной целью народной подвижной игры является:
Приобщать
детей
к
истокам
отечественной
культуры
на
основе
устного фольклора и русских народных подвижных игр. Наполнить жизнь
детей
художественно-эстетическим,
патриотическим
и
духовно-
нравственным содержанием.
Задачи:
•
Развивать интерес детей к устному народному творчеству и
подвижным играм.
•
Способствовать
развитию
творческих
задатков
детей
на
традиционном фольклорном материале.
•
С о ве р ше н с т во ват ь
д в и гат е льн ы е
н а в ы к и ,
у м е н и е
согласовывать свои действия с другими детьми, соблюдать правила игр.
•
В о с п и т ы ват ь
н р а в с т в е н н ы е
кач е с т ва :
ч е с т н о с т ь ,
взаимовыручку, дружелюбие.
•
Обогащать образно-эмоциональную сферу ребёнка, познание
разнообразных жизненных явлений через использование подвижных игр и
русского народного фольклора.
Подвижные игры – естественный спутник жизни ребёнка, источник
радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Народные
подвижные
игры являются
традиционным
средством
педагогики.
Русские подвижные игры имеют многовековую историю, они
сохранились
и
дошли
и
до
наших
дней
из
старины,
передавались
из
поколений в поколения. Испокон веков в них отражался образ жизни людей,
их
быт,
труд,
национальные
устои,
представления
о
чести,
смелости,
мужестве, желание обладать
ловкостью, быстротой и красотой движений,
Умение проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость,
волю и стремление к победе.
Народные
игры
в
детском
саду —
не
развлечение,
а
особый
метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования
их активности.
Играя, ребёнок познаёт окружающий его мир. Разучивая и используя
в
играх,
хороводах
фольклорные
тексты
и
песни,
он
наполняет
их
конкретным
содержанием
применительно
к
игровым
ситуациям.
Познаёт
ценности
и
символы
культуры
своего
народа.
Играя,
он
укрепляет
свои
мускулы,
улучшает
восприятие,
овладевает
новыми
умениями,
освобождается от избытка энергии, испытывает различные решения своих
проблем, учится общаться с другими людьми.
Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они
определяют
весь
ход
игры,
регулируют
действия
и
поведение
детей,
их
взаимоотношения. Например, в игре «Коршун и наседка» коршун должен
ловить лишь одного цыплёнка, стоящего в конце всей вереницы цыплят и
только после слов наседки. Игра требует внимания, выдержки, слаженности
действий, находчивости.
В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения
точны
и
образны,
часто
сопровождаются
неожиданными
моментами,
любимыми детьми считалками и зазывалками. И, заучивая их наизусть, мы не
только прививаем любовь к русскому творчеству, но и развиваем детскую
память.
Основным
условием
успешного
внедрения
народных
игр
в
жизнь
дошкольников всегда было и остаётся глубокое знание и свободное владение
обширным
игровым
репертуаром,
а
также
методикой
педагогического
руководства.
Народные игры — это наше детство.
В
настоящее
время
актуальной
является
задача
сохранения
национальных
традиций,
формирования
национального
самосознания
человека. И задача педагогов - стать направляющим и связующим звеном в
цепи ребёнок-игра, тактично поддерживая руководство, обогащать игровой
опыт детей.
Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они
дадут
положительные
результаты
тогда,
когда
исполнят
своё
главное
назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным
занятием.
Литература
Кудрявцев В.Т, Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. «Линка-
пресс», Москва 2000.
Литвинова
М.Ф.
Русские
народные
подвижные
игры.
Под
редакцией
Руссковой Л.В. Москва «Просвещение» 1986.
Науменко Г.М. Фольклорные праздники. Линка-пресс, Москва 2000.
Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. Москва Просвещение,
1986
Тихонова М.В, Смирнова Н.С. Красна изба. С. Петербург «Детство-пресс»
2000.