Автор: Белянкин Эрик Сергеевич
Должность: тренер-преподаватель по футболу
Учебное заведение: МБОУ ДОД ДЮСШ "Олимп"
Населённый пункт: Тульский, Майкопский район
Наименование материала: статья
Тема: "Физиологические основы юношеского спорта"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Майкопская районная детско-юношеская школа «ОЛИМП»
Республика Адыгея, Майкопский район, п. Тульский
Тема: «
Физиологические основы юношеского спорта
»
Тренер-преподаватель
Белянкин Эрик Сергеевич
2017 г.
Физиологические основы юношеского спорта.
В
13
-
14
лет
рекомендуется
эффективно
развивать
скоростные
способности, а также общий уровень функциональных возможностей. Поэтому
на
этом
этапе
многолетней
подготовки
происходит
постепенный
умеренный
прирост всех объемов беговых средств тренировки.
В
процессе
функциональной
подготовки
на
данном
этапе
развития
выносливость
не
является
основной
задачей,
и
общефизическая
подготовка
обеспечивается за счет самой игры в футбол, других спортивных игр, а также
игровых
упражнений
со
скоростной
направленностью.
Наше
нынешнее
отставание
в
физической
подготовке
имеет
место,
видимо,
потому,
что
футбольный тренер не до конца понимает значимость самой подготовки, где и
как правильно расставить акценты при подготовке 12 - 14-летних футболистов.
Этот возраст характеризуется неравномерностью физической подготовленности,
и задача этого этапа - создание предпосылок для будущего совершенствования
всех качеств, определяющих результат.
Победы взрослых во многом предопределяются ходом подготовки юных
футболистов, а ошибки подготовки в юности не дают возможности раскрыть
потенциальные возможности в будущем. Каковы же конкретные пути управления
тренировочным процессом? Футболист должен привыкнуть к определенному
ритму работы, поскольку только длительными тренировками можно выработать
устойчивые навыки. И сразу заметим, что прямой связи между интенсивной
работой и хорошим выполнением нет. По этому поводу напомним поговорку:
«Работайте умнее, а не напряженнее».
В
плане
физической
подготовки
на
этом
этапе
при
рациональной
организации тренировок происходит постепенное и планомерное повышение
специальных
физических
качеств.
Наличие
на
данном
этапе
тренировочных
упражнений
взрывного
характера,
которые
характеризуются
разносторонней
прыжковой
работой,
дает
возможность
тренеру
управлять
физическим
состоянием футболиста.
Для развития фундамента скоростных способностей применяются прыжки
с продвижением вперед, подскоки, прыжки с возвышений и т. д. Взрывная сила
игрока - это способность очень быстро развить максимально большую скорость.
Чем моложе и физически слабее футболист, тем больше времени он должен
посвятить развитию общей и специальной силы.
В каждом виде спорта существуют определенные требования к обучению и
выполнению
технических
приемов,
последовательности
и
надежности
выполнения.
Это
подразумевает
рациональную
схему
по ст ро ения
тренировочных занятий, подбора нагрузки, правильное сочетание тренировок и
игр.
Тренировки
по
определенной
программе
дают
возможность
получить
более
целостное
представление
о
процессе
обучения.
Одно
занятие
существенного положительного сдвига в организме не дает. Положительный
эффект отмечается только тогда, когда действия одного занятия сочетаются с
действиями
следующего,
а
основой
для
развития
тренированности
служит
систематичность воздействия, регулярное повторение занятий. Именно в этом
заключается рациональное зерно методики подготовки на этапе обучения.
Некоторые тренеры скажут, что такая система является искусственной и
требует
слишком
много
времени.
Они
могут
достаточно
квалифицированно
работать
экспромтом,
и
довольно-таки
неплохо.
Другие
убеждены
в
необходимости метода планирования тренировок и даже не понимают и не видят
альтернатив.
Особенности
построения
недельного
цикла,
его
содержание
и
направленность
на
каждом
этапе
подготовки
существенно
отличаются,
они
имеют свои четкие закономерности, и овладеть технологией ее оптимального
построения
необходимо.
В
противном
случае
у
нас
будет
проводиться
физкультурная подготовка.
На
стадии
специализации
(обучения)
13
-
14-летних
футболистов
недельный цикл составляется из задач (моделей), обязательно повторяющихся в
недельном цикле. Здесь мы добиваемся правильности обучения и надежности
выполнения.
Обучение отдельным элементам и приемам, а также связь этих элементов
требует
большого
количества
повторений
при
малой
интенсивности
выполняемой
работы.
Подход
может
показаться
искусственным,
но
все
обучение происходит постепенно, по частям, несмотря на индивидуальные
различия футболистов. Говоря кратко, методика строится на самообучении.
Футболист знает, что делать, как делать, только необходима соответствующая
корректировка. На
втором
году (14
лет)
недельный
цикл
претерпевает
изменения
и
характеризуется
многократным
повторением
материала
и
отработкой
технических
приемов
в
условиях
разно
функциональных
состояний. Особенностью тренировок на втором году обучения является то,
что выполнение моделей упражнений происходит в состоянии утомления.
Необходимо осуществить постепенный перенос навыка на соответствующий
уровень физической нагрузки. Закрепление навыка вы можете дать после
игры или игровых упражнений, а также после воспитания общефизических
качеств.