Автор: Белянкин Эрик Сергеевич
Должность: тренер-преподаватель по футболу
Учебное заведение: МБОУ ДОД ДЮСШ "Олимп"
Населённый пункт: Тульский, Майкопский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Анатомо-физиологические особенности подросткового организма"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Майкопская районная детско-юношеская школа «ОЛИМП»
Республика Адыгея, Майкопский район, п. Тульский
Тема: «
Анатамо-физиологические особенности
подросткового организма
»
Тренер-преподаватель
Белянкин Эрик Сергеевич
2017 г.
Анатомо-физиологические особенности подросткового организма.
Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей, 5—8 классах
средней школы и охватывают возраст от 11 —12 до 14—15 лет, но фактическое вступление в
подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5 класс и происходить на год раньше
или позже.
Особое положение подросткового периода в развитии ребенка отражено в его названиях:
«переходный», «переломный», «трудный», «критический». В них зафиксирована сложность и
важность происходящих в этом возрасте -процессов развития, связанных с переходом от одной
эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и
специфическое отличие всех сторон развития в этот период — физического, умственного,
нравственного,
социального. По
всем
направлениям
происходит
становление
качественно
новых
образований, появляются элементы
взрослости в результате перестройки организма,
самосознания, отношений со взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия
с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических
норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения.
Важнейший
фактор
развития
личности
подростка — его
собственная
большая
социальная
активность, направленная на усвоение определенных образцов и ценностей, на
построение удовлетворяющих отношений со взрослыми и товарищами, наконец, на самого
себя (проектирование своей личности и своего будущего с попытками реализовать намерения,
цели, задачи).
Однако процесс становления нового растянут во времени, он зависит от многих условий
и
поэтому
может
происходить неравномерно по
всему
фронту.
Это
определяет,
с
одной
стороны, сосуществование в подростке «детскости» и «взрослости», а с другой— наличие у
подростков одного и того же паспортного возраста существенных различий в степени развития
разных сторон взрослости. Это связано с тем, что в обстоятельствах жизни современных
школьников есть моменты двоякого рода:
1) тормозящие развитие взрослости: занятость детей только учением при отсутствии у
большинства
из
них
других
постоянных,
серьезных
обязанностей;
стремление
многих
родителей освобождать ребят от бытового труда, забот и огорчений, опекать во всем;
2) овзросляющие: огромный поток разнообразной по содержанию информации; большая
занятость многих родителей и как возможное следствие этого — ранняя самостоятельность
детей, интенсивное развитие общения с товарищами; акселерация физического развития и
полового созревания.
Все это создает огромное разнообразие условий, определяющих развитие взрослости, а
отсюда — пестроту проявлений и существенные различия в развитии тех или иных ее сторон.
Подростковый период считают трудным и критическим. Такая оценка обусловлена, во-
первых, происходящими в это время многочисленными качественными сдвигами, которые
подчас
носят
характер
коренной
ломки
прежних
особенностей,
интересов
и
отношений
ребенка; это может происходить в сравнительно короткий срок, часто бывает неожиданным и
сообщает процессу развития скачкообразный, бурный характер. Во-вторых, происходящие
изменения
нередко
сопровождаются,
с
одной
стороны,
появлением
у
самого
подростка
значительных субъективных трудностей разного порядка, а с другой — трудностей в его
воспитании: подросток не поддается воздействиям взрослых, у него появляются разные формы
непослушания, сопротивления и протеста (упрямство, грубость, негативизм, строптивость,
скрытность, замкнутость).
Возрастные особенности строения и функции организма подростка.
Физиологическое развитие подростка обусловлена тем, что именно в этом возрасте
происходят кардинальные изменения в организме ребенка на пути к биологической зрелости:
начинается новый этап физического развития и развертывается процесс полового созревания.
За
всем
этим
стоят
морфологической
и
физиологической
перестройки
организма.
Деятельность
гипофиза
активизируется,
особенно
его
передней
доли,
гормоны
которой
стимулируют рост тканей и функционирование других важнейших желез внутренней секреции
(щитовидной,
половых,
надпочечников).
Их
деятельность
обусловливает
многочисленные
изменения в организме подростка, в том числе и наиболее очевидные: скачок в росте и половое
созревание
(развитие
половых
органов
и
появление
вторичных
половых
признаков).
Эти
процессы наиболее интенсивны в 11— 13 лет у девочек и в 13—15 лет у мальчиков. В
настоящее время, когда наблюдается акселерация физического развития и полового созревания,
некоторые девочки оказываются на стадии начала половой зрелости в 10—11, мальчики—12—
13 лет.
Рост тела в длину, увеличение веса, окружности грудной клетки — специфические
моменты
физического
развития
в
подростковом
возрасте,
которые
обозначаются
особым
термином скачок
в
росте. Благодаря этому изменяется облик подростка по сравнению с
обликом ребенка: пропорции тела приближаются к характерным для взрослого. Меняется и
лицо
вследствие
интенсивного
развития
лицевой
части
черепа.
В
подростковые
годы
позвоночник отстает в годичной прибавке от темпа роста тела в длину. Поскольку до 14 лет
пространство
между
позвонками
еще
заполнено
хрящом,
это
определяет
податливость
позвоночника к искривлению при неправильном положении тела, длительных односторонних
напряжениях
или
чрезмерных
физических
нагрузках.
Наибольшие
нарушения
осанки
происходят в 11 —15 лет, хотя в этом же возрасте подобные дефекты устраняются легче, чем
потом. К 20—21 году заканчивается срастание костей таза (в которых заключены половые
органы девочки). Их смещение возможно при прыжках с большой высоты, а при ношении
обуви на высоких каблуках возможно изменение формы таза, что впоследствии может вредно
повлиять на родовую функцию.
Увеличение массы мышц и мышечной силы происходит наиболее интенсивно в конце
полового созревания. Развитие мускулатуры у мальчиков происходит по мужскому типу, а
мягких
тканей
у
девочек
—
по
женскому,
что
сообщает
представителям
каждого
пола
соответственно черты мужественности или женственности, но завершение этого процесса
находится за пределами подросткового возраста.
Увеличение
мышечной
силы
расширяет
физические
возможности
подростка. Это
осознается
мальчиками
и
имеет
для
каждого
из
них
большое
значение. Однако
мышцы
подростка утомляются скорее, чем у взрослых, и еще не способны к длительным напряжениям,
что
необходимо
учитывать
при
занятиях
спортом
и
физическим
трудом.
Перестройка
моторного
аппарата
часто
сопровождается
потерей
гармонии
в
движениях,
появляется
неумение
владеть
собственным
телом (обилие
движений,
недостаточная
их
координация,
общая
неловкость,
угловатость).
Это
может
порождать
неприятные
переживания,
неуверенность. Однако возраст от 6—7 до 13—14 лет — период оптимального развития
многих двигательных качеств, совершенствования двигательной функции при интенсивном
нарастании ряда ее показателей. Поэтому возрастают возможности для достижений в спорте.
Рост различных органов и тканей предъявляет повышенные требования к деятельности
сердца. Оно тоже растет, и быстрее, чем кровеносные сосуды. Это может быть причиной
функциональных нарушений в деятельности сердечно-сосудистой системы и проявляться в
виде
сердцебиения,
повышения
кровяного
давления,
головных
болей,
головокружения,
быстрой утомляемости.
В подростковом возрасте наступают резкие перемены во внутренней среде организма,
связанные с изменениями в системе активно действующих желез внутренней секреции, причем
гормоны щитовидной и половой желез являются, в частности, катализаторами обмена веществ.
Поскольку
эндокринная
и
нервная
системы
функционально
связаны
между
собой,
подростковый
возраст
характеризуется,
с
одной
стороны, бурным
подъемом
энергии, а с
другой
— повышенной
чуткостью
к
патогенным
воздействиям. Поэтому умственное или
физическое
переутомление,
длительное
нервное
напряжение,
аффекты,
сильные
отрицательные
эмоциональные
переживания
(страх,
гнев,
обида)
могут
быть
причинами
эндокринных
нарушений (временное
прекращение
менструального
цикла,
развитие
гипертиреоза)
и функциональных
расстройств
нервной
системы. Они
проявляются
в
повышенной
раздражительности,
слабости
сдерживающих
механизмов,
утомляемости,
рассеянности, падении продуктивности в работе, в расстройстве сна.
В подростковом возрасте утрачивается существовавший в детстве баланс в деятельности
эндокринной
и
нервной
систем,
а
новый
только
еще
устанавливается.
Эта
перестройка
сказывается
на
внутренних
состояниях,
реакциях,
настроении
подростка
«часто
является
основой его общей неуравновешенности, раздражительности, взрывчатости, возбужденности,
двигательной активности, периодической апатии, вялости. Появление таких состояний нередко
наблюдается у девочек незадолго до начала или во время менструального цикла.
Половое созревание и сдвиги в физическом развитии имеют немаловажное значение в
возникновении новых психологических образований. Во-первых, эти очень ощутимые для
самого подростка изменения делают его объективно более взрослым и являются одним из
источников
возникающего ощущения
собственной
взрослости (на основе представления о
своем сходстве со взрослыми). Во-вторых, половое созревание стимулирует развитие интереса
к
другому
полу,
появление
новых
ощущений,
чувств,
переживаний.
Степень
внутренней
занятости и сосредоточенности подростка на новых ощущениях и переживаниях, их место в
его
жизни
определяются
как
широкими
социальными
условиями,
так
и
конкретными
индивидуальными
обстоятельствами
жизни
подростка,
особенностями
его
воспитания
и
общения. Отрицательное влияние могут оказывать книги и кинофильмы, предназначенные
только для взрослых. Все это, а также разговоры с товарищами о проблемах любви и пола
провоцируют развитие повышенного интереса к интимной стороне человеческих отношений,
эротических тенденций и ранней сексуальности. Нормой для подростков обоего пола является
пробуждение первых романтических чувств.