Авторы: Власенко Лариса Николаевна, Афонина Елена Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ ИТЛ №24 им. Е.А.Варшавского
Населённый пункт: Нерюнгри
Наименование материала: Авторская программа
Тема: Авторская программа внеурочной деятельности "Страна Этикета"
Раздел: начальное образование
Рабочая учебная программа
По курсу «Страна этикета»
Уровень образования: МГ 2-4-х классов
Количество часов в неделю: 34 часа; в неделю: 1 час.
Учитель Власенко Л.Н.
г. Нерюнгри
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности
общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому
себе, окружающим людям, к природе.
Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное.
Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный
стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по
различным направлениям развития личности.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени
начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России.
В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся
являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.
Учитель, наблюдая за поведением и общением учеников, видит: одни из них общаются легко, другие испытывают дискомфорт и
свободно себя чувствуют лишь с хорошо знакомыми людьми. Мы обязаны помочь учащимся в познании тайн взаимоотношений, дать им
поведенческие ориентиры, без которых человек не может уверенно чувствовать себя в обществе. Эти ориентиры заложены в этикете.
Учителю, обучающему детей правилам этикета, необходимы три условия: любовь и уважение к людям, знание этикета, знание
психолого-педагогических основ обучения младших школьников, фантазия и творчество. Школьник и сам многое знает о поведении: от
родителей и от педагогов дошкольных учреждений, из книг и из собственных наблюдений за людьми.
Цель настоящей программы:
освоение обучающимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.
Задачи программы:
Образовательные:
1.
Сформировать систему нравственных отношений между людьми.
2.
Сформировать знания о культурном облике человека.
3.
Обогатить общий и сформировать тематический словарный запас.
4.
Предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру.
Развивающие:
1.
Развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие.
2.
Развивать индивидуальные способности детей.
3.
Научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения.
4.
Прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.
Воспитательные:
1.
Сформировать представление о самоценности любой формы жизни.
2.
Прививать любовь к труду, учить доводить до конца любое начатое дело.
Отличительная особенность программы позволяет учащимся 1-4 классов познакомиться с основными знаниями в области этики
и этикета и закрепить их на практике.
Режим занятий соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям дополнительного образования и предусматривает на
занятиях: динамические паузы, смену видов деятельности, упражнения здоровье сберегающего характера.
Форма организации учебных занятий – групповая: беседы, игры, театрализованные представления, праздничные вечера, встречи с
интересными людьми, приглашение родителей, экскурсии, посещения театра, кинотеатра, музея, кафе, библиотеки.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут, 34 занятия в год.
Место учебного курса в учебном плане
Факультатив является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 34 часа в год в микрогруппе детей 2-4 класса,
по 35 минут в неделю.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится
предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые
гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всѐ это нацелено на воспитание
первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и
их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки,
повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое
добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как еѐ изменить?», «Бывает
ли так в реальной жизни?»).
Личностные: начальные
представления
о
моральных
нормах
и
правилах
нравственного
поведения;
нравственно-этический
опыт
взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
неравнодушие
к
жизненным
проблемам
других
людей,
сочувствие
к
человеку,
находящемуся
в
трудной
ситуации;
способность
эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону
своих поступков и поступков других людей; уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим; знание
традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам,
установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие
активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам;
сопоставить, сравнить героев, их поведение;
классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учѐбе);
сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения)
в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения,
предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения,
выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно и или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного
решения и др.
Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска
информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном
пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4-ому классу учащиеся полностью умеют ориентироваться
в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности
В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:
Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об
этических нормах
взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с
окружающими.
Второй уровень результатов - получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
воспитать взаимоотношения учащихся на уровне класса, то есть дружественной среды, в которой каждый ребенок получает
практическое
подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить;__
учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с
общепринятыми
нравственными нормами.
Третий уровень результатов - получение учащимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином,
социальным деятелем, свободным человеком.
Для его достижения необходимо:
сформировать навык взаимодействия учащихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами
образовательного
учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные
знания, сколько
знания о ценностях;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия учащихся в нравственно ориентированной социально значимой
деятельности.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с
общепринятыми
нравственными нормами;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать
нравственную сторону
своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Содержание программы.
Раздел 1. Этика общения (8 часов)
Тема 1. Здравствуйте все!
Аудиторное занятие: «Здравствуйте!» Что означает это слово? Это проявление доброжелательного отношения к каждому. Это
значит начать встречу с доброжелательности, с улыбки.
Тема 2. Будем беречь друг друга.
Внеаудиторное занятие: Встреча с феей Добра. Есть страна, где хозяйничает фея Зла. Она сделала так, что люди разучились беречь
друг
друга.
В
этой
стране
все
печально
и
трудно.
Фея
Добра
учит
быть
вежливыми,
внимательными,
уважительными,
доброжелательными, благодарными.
Тема 3. Дружим с добрыми словами.
Внеаудиторное занятие: Идёт работа по «превращению» слов. Жадность заменяется щедростью, зависть – доброжелательностью,
расположенностью, добродушием. Грубость – нежностью, лаской, снисходительностью. Жестокость – жалостью, сочувствием и т.д.
Тема 4. Любим добрые поступки.
Внеаудиторное занятие: Учимся видеть добрые поступки вокруг. Разучивание песни кота Леопольда о добрых делах. Соединение
добрых слов и добрых поступков в единую цепочку.
Тема 5. Подари дело и слово доброе.
Аудиторное занятие: Высказывания детей, особенно о тех, кого не всегда любят и замечают в классе, всего того хорошего, чего он
заслужил. Дополнение этих характеристик учителем. Запись этих высказываний на магнитофон – это память для ребят.
Тема 6. Умеем общаться.
Аудиторное занятие: Чтобы быть приятными окружающим и себе, надо соблюдать определенные правила. Главное из них –
проявлять уважение к другому человеку: уметь видеть его настроение и считаться с ним, уметь поддержать интерес, считаться с желанием
другого, уступать ему.
Тема 7. Каждый интересен.
Внеаудиторное занятие: Дети говорят стоящему (по очереди), чем он им интересен. Учитель добавляет, где необходимо, свои
суждения. Подчеркнуть, как интересно в классе, когда каждый имеет свою изюминку, и всем от этого хорошо.
Тема 8. Подарок коллективу.
Внеаудиторное занятие: Устраивается общий праздник общения, где каждый дарит коллективу подарок: выдумку, песенку, рассказ
…
Раздел 2. Этикет (7 часов)
Тема 9. Премудрости дедушки Этикета.
Внеаудиторное занятие: Этикет – свод правил поведения человека в разных жизненных ситуациях. Постижение этой мудрости,
чтобы достойно жить среди людей.
Тема 10. За столом с дедушкой Этикетом.
Аудиторное занятие: Коллективное чаепитие. Обыгрывание ситуаций поведения за столом.
Тема 11. Школьные правила этикета.
Аудиторное занятие: Разыгрывание сценок поведения в раздевалке, встреча с классом, поведение в столовой, на уроке. Дети
импровизируют ситуации.
Тема 12. Когда рядом много людей.
Аудиторное занятие: Разрабатывается ряд правил поведения в общественных местах: на улице, в магазине, в транспорте, в театре,
в музее, в библиотеке.
Тема 13. Как решать семейные проблемы.
Внеаудиторное занятие: Обсуждение волнующих детей семейных проблем: чтобы не произошла ссора, чтобы не было крика,
чтобы нравилось быть дома.
Тема 14. Чистый ручеек вашей речи.
Внеаудиторное
занятие:
Дети
импровизируют,
передавая
разговор
у
«костра»
воображаемых
героев.
Речь
должна
быть
полноводной, как река, ничто не должно мешать ее течению, засорять ее поток.
Тема 15. Встречаем Новый год.
Аудиторное занятие: Классный «Огонек» с праздничным столом.
Раздел 3. Этика отношений с окружающими (10 часов)
Тема 16. Душа – это наше творение.
Аудиторное занятие: Рисование любимого сказочного героя, наделенными теми качествами, какими хочет обладать ребенок.
Обсуждение ситуаций: «Я плачу, когда …», «Я смеюсь, когда …», «Я радуюсь, когда …»
Тема 17. Отворите волшебные двери добра и доверия.
Внеаудиторное занятие: Душевные силы могут изменить жизненные ситуации: чтобы не остаться одиноким, добро украшает мир,
делает его разнообразнее. Волшебные двери сердца – двери добра и доверия.
Тема 18. Хорошие песни к добру ведут.
Внеаудиторное занятие: Дети поют ту песню, которую выбирает большинство. Рисование любимых героев песен. Выставка
рисунков.
Тема 19. Вглядись в себя, сравни с другими.
Аудиторное занятие: Размышление о главном в человеке. Все мы разные, у каждого свое мироощущение и представление о жизни.
Каждый человек индивидуален. Вглядываясь в себя и в других, мы задумываемся о хорошем и плохом.
Тема 20. Помоги понять себя.
Внеаудиторное занятие: Диалог, в котором дети раскрываются друг перед другом: где живет, с кем проводит время, какая семья,
что больше всего любит делать дома, что интересно, что не любит и т.д.
Тема 21. О настоящем и поддельном.
Аудиторное занятие: Настоящее – это то, что реально существует и влияет на наши чувства, поступки, жизнь. И это не только все
живое: люди, животные, природа, но и понятия, которые определяют наши отношения ко всему окружающему.
Тема 22. Тепло родного дома.
Внеаудиторное занятие: Часто ли всей семье собираемся и обсуждаем общие и наболевшие проблемы? Тепло дома должно
согревать всех его обитателей.
Тема 23. Поздравляем наших мам.
Аудиторное занятие: Занятие в виде праздник. Приглашаем мам, бабушек, сестер, дарим им тепло и подарки. Выставка рисунков
«Портрет моей мамы, бабушки, сестры».
Тема 24. Цветы, цветы – в них Родины душа.
Внеаудиторное занятие: Цветы – это живое воплощение, отклик Родины на наше чувство, живая ниточка, связывающая нашу
жизнь с местом, где мы родились.
Тема 25.Когда солнце тебе улыбается.
Внеаудиторное занятие: Итоговое занятие – праздник весны и песни.
Раздел 4. Этика отношений в коллективе (7 часов)
Тема 26. Чтобы быть коллективом.
Внеаудиторное занятие: Постановка задачи: преодолеть все плохое в коллективе. Каждый намечает свой путь, каждый сам себе
дает задание в этом пути. И радость тоже общая.
Тема 27. Коллектив начинается с меня.
Аудиторное
занятие:
Как
жить
в
коллективе,
будучи
очень
разными?
Что
считать
хорошим
в
коллективе,
что
плохим?
Рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу. Качества, которыми надо обладать, чтобы: считаться твоим другом;
заслужить твое уважение; вызвать симпатию.
Тема 28. Подарок коллективу.
Аудиторное занятие: Занятие проводится по традиционной методике.
Тема 29. Секретные советы девочкам и мальчикам.
Внеаудиторное
занятие:
Вопросник
отдельно
для
мальчиков
и
девочек,
заполнение
секретных
карточек.
При
обсуждении
заполняется общий «свиток».
Тема 30. Скажи себе сам.
Аудиторное занятие: Каждый пробует написать, чем он доволен в самом себе, а чем нет и почему. Задание на будущее и цель, как
достичь намеченное.
Тема 31. Вот и стали добрей и умней.
Внеаудиторное занятие: Путешествие по лабиринту мудрых откровений, которые помогли нам лучше понять себя, других, стать
строже к себе и добрее, снисходительнее к другим, помогли стать умней и добрей.
Тема 32-34. Школе посвящается.
Тематическое планирование
Разделы программы
Количество часов
Этика общения
8 часов
Этикет
7 часов
Этика отношений с окружающими
10 часов
Этика отношений в коллективе
9 часов
ИТОГО
34 часа
Учебно - тематический план программы (34 часа)
№
Содержание
(разделы, темы)
Количе
ство
часов
Даты
проведения
Характеристика деятельности учащихся.
ауд
внеауд
план
факт
1
Здравствуйте все!
+
1
2/9
Познавательная беседа. Игра.
2
Будем беречь друг друга.
+
1
9/9
Путешествие в сказку. Конкурс рисунков
3
Дружим с добрыми словами.
+
1
16/9
Рисунки.
4
Любим добрые поступки.
+
1
23/9
Познавательная беседа. Участие в акции.
5
Подари дело и слово доброе.
+
1
30/09
Участие в концерте.
6
Умеем общаться.
+
1
14/10
Работа с пословицами. Практическая работа. Работа
в группах.
7
Каждый интересен.
+
1
21/10
Беседа.
Путешествие
по
лабиринту
этикетных
правил. Решение задач. Инсценированные.
8
Подарок коллективу.
+
1
28/10
Практическое
занятие.
Разыгрывание
ситуаций.
Игра.
9
Премудрости дедушки Этикета.
+
1
29/10
Сценки-миниатюры
10
За столом с дедушкой Этикетом.
+
1
11/11
Познавательная
беседа.
Разыгрывание
ситуаций.
Посещение магазина.
11
Школьные правила этикета.
+
1
25/11
Познавательная беседа. Игра. Практическое занятие
на улицах города.
12
Когда рядом много людей.
+
1
02/12
Путешествие на лесную полянку.
13
Как решать семейные проблемы.
+
1
09/12
Праздник.
14
Чистый ручеек вашей речи.
+
1
16/12
Познавательная беседа. Игра
15
Встречаем Новый год.
+
1
23/12
Познавательная беседа. Игра
16
Душа – это наше творение.
+
1
13/01
Познавательная беседа. Игра
17
Отворите волшебные двери добра и
доверия.
+
1
20/01
Познавательная
беседа.
Участие
в
концерте
для
ветеранов. Сувениры.
18
Хорошие песни к добру ведут.
+
1
27/01
Дискуссия
19
Вглядись в себя, сравни с другими.
+
1
03/02
Познавательная беседа. Практическое занятие.
20
Помоги понять себя.
+
1
10/02
Путешествие в сказку. Просмотр мультфильма.
21
О настоящем и поддельном.
+
1
17/02
Праздник. Рисунки. Конкурсы.
22
Тепло родного дома.
+
1
03/03
Познавательная беседа. Игра. Работа с пословицами.
23
Поздравляем наших мам.
+
1
10/03
Познавательная беседа. Путешествие на детский
остров.
24
Цветы, цветы – в них Родины душа.
+
1
17/03
Познавательная беседа. Игра
25
Когда солнце тебе улыбается.
+
1
24/03
Познавательная беседа. Игра
26
Чтобы быть коллективом.
+
1
31/03
Познавательная беседа. Просмотр отрывка сказки.
27
Коллектив начинается с меня.
+
1
07/04
Познавательная беседа. Игра
28
Подарок коллективу.
+
1
21/04
Путешествие в весенний парк. Практическая работа.
29
Секретные советы девочкам и
мальчикам.
+
1
28/04
Экскурсия.
30
Скажи себе сам.
+
1
05/05
Урок – сюрприз.
31
Вот и стали добрей и умней.
+
1
12/05
Познавательная
бе седа.
Игра.
По с ещение
типографии.
32
Школе посвящается.
+
1
19/05
Познавательная беседа. Игра
33
Школе посвящается.
+
1
26/05
Познавательная беседа. Игра
34
Школе посвящается.
+
1
Познавательная беседа. Игра
ИТОГО
:
17
17
34 час.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА:
Опись имущества кабинета начальных классов №246
№
Наименование имущества
Количество
1.
Доска магнитная, меловая
1 штука
2.
Стол ученический двухместный регулируемый
15 штук
3.
Стул ученический регулируемый
30 штук
4.
Стол учительский
1 штука
5.
Стул учительский
1 штука
6.
Шкафы книжные
5 штук
7.
Стол компьютерный
1 штука
8.
Тумба для компьютера
1 штука
9.
Жалюзи
3 штуки
10.
Стенд «Классный уголок»
1 штука
11.
Стенд «Моя Россия»
1 штука
12.
Стенд по ПДД, ППБ, ОБЖ
1 штука
13.
Часы
1 штука
14.
Цветы
15 штук
Техническое оснащение кабинета
Список литературы
1.
Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.
2.
Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.
3.
Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.
4.
Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.
5. Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.
6.
Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. –
62с.
7.
Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.
8.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Современный урок”. Часть 1. Научно-практ. пос. для учителей, методистов. Ростов-на-Дону: Изд-во
“Учитель”, 2006
№
Наименование ТСО
Марка
Год приобретения
Кол-во
1
Компьютер
2014г
1 штука
2
Принтер
«Canon»
2014г
1 штука
3
Проектор
«EPSON»
2010г
1 штука
4
Интерактивная доска
«iq Board»
2011г
1 штука
9.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Совсем не обычный урок”. Практ. пос. для учителей. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001.
10. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.
11. Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.
12. Малкова Ю. “Умный читатель”. Серия “Через игру к совершенству”. М.: “Лист”, 1999.
13. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1986.
14. Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с.
15. Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010
16. Русские народные сказки Афанасьева. – Л.: Лениздат, 1983.