Напоминание

Авторская программа внеурочной деятельности "Страна Этикета"


Авторы: Власенко Лариса Николаевна, Афонина Елена Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ ИТЛ №24 им. Е.А.Варшавского
Населённый пункт: Нерюнгри
Наименование материала: Авторская программа
Тема: Авторская программа внеурочной деятельности "Страна Этикета"
Раздел: начальное образование





Назад




Рабочая учебная программа

По курсу «Страна этикета»

Уровень образования: МГ 2-4-х классов

Количество часов в неделю: 34 часа; в неделю: 1 час.

Учитель Власенко Л.Н.

г. Нерюнгри

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности

общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому

себе, окружающим людям, к природе.

Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное.

Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный

стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по

различным направлениям развития личности.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени

начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного

развития и воспитания личности гражданина России.

В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся

являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.

Учитель, наблюдая за поведением и общением учеников, видит: одни из них общаются легко, другие испытывают дискомфорт и

свободно себя чувствуют лишь с хорошо знакомыми людьми. Мы обязаны помочь учащимся в познании тайн взаимоотношений, дать им

поведенческие ориентиры, без которых человек не может уверенно чувствовать себя в обществе. Эти ориентиры заложены в этикете.

Учителю, обучающему детей правилам этикета, необходимы три условия: любовь и уважение к людям, знание этикета, знание

психолого-педагогических основ обучения младших школьников, фантазия и творчество. Школьник и сам многое знает о поведении: от

родителей и от педагогов дошкольных учреждений, из книг и из собственных наблюдений за людьми.

Цель настоящей программы:

освоение обучающимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.

Задачи программы:

Образовательные:

1.

Сформировать систему нравственных отношений между людьми.

2.

Сформировать знания о культурном облике человека.

3.

Обогатить общий и сформировать тематический словарный запас.

4.

Предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру.

Развивающие:

1.

Развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие.

2.

Развивать индивидуальные способности детей.

3.

Научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения.

4.

Прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.

Воспитательные:

1.

Сформировать представление о самоценности любой формы жизни.

2.

Прививать любовь к труду, учить доводить до конца любое начатое дело.

Отличительная особенность программы позволяет учащимся 1-4 классов познакомиться с основными знаниями в области этики

и этикета и закрепить их на практике.

Режим занятий соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям дополнительного образования и предусматривает на

занятиях: динамические паузы, смену видов деятельности, упражнения здоровье сберегающего характера.

Форма организации учебных занятий – групповая: беседы, игры, театрализованные представления, праздничные вечера, встречи с

интересными людьми, приглашение родителей, экскурсии, посещения театра, кинотеатра, музея, кафе, библиотеки.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут, 34 занятия в год.

Место учебного курса в учебном плане

Факультатив является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 34 часа в год в микрогруппе детей 2-4 класса,

по 35 минут в неделю.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится

предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,

сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые

гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всѐ это нацелено на воспитание

первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и

их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.

Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки,

повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое

добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как еѐ изменить?», «Бывает

ли так в реальной жизни?»).

Личностные: начальные

представления

о

моральных

нормах

и

правилах

нравственного

поведения;

нравственно-этический

опыт

взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

неравнодушие

к

жизненным

проблемам

других

людей,

сочувствие

к

человеку,

находящемуся

в

трудной

ситуации;

способность

эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону

своих поступков и поступков других людей; уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим; знание

традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам,

установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие

активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам;

сопоставить, сравнить героев, их поведение;

классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учѐбе);

сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и

права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения)

в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения,

предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения,

выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно и или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного

решения и др.

Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска

информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном

пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4-ому классу учащиеся полностью умеют ориентироваться

в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.

Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности

В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:

Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об

этических нормах

взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с

окружающими.

Второй уровень результатов - получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

воспитать взаимоотношения учащихся на уровне класса, то есть дружественной среды, в которой каждый ребенок получает

практическое

подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить;__

учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с

общепринятыми

нравственными нормами.

Третий уровень результатов - получение учащимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином,

социальным деятелем, свободным человеком.

Для его достижения необходимо:

сформировать навык взаимодействия учащихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами

образовательного

учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные

знания, сколько

знания о ценностях;

на третьем уровне создаются необходимые условия для участия учащихся в нравственно ориентированной социально значимой

деятельности.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.

В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:

начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с

общепринятыми

нравственными нормами;

неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать

нравственную сторону

своих поступков и поступков других людей;

уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Содержание программы.

Раздел 1. Этика общения (8 часов)

Тема 1. Здравствуйте все!

Аудиторное занятие: «Здравствуйте!» Что означает это слово? Это проявление доброжелательного отношения к каждому. Это

значит начать встречу с доброжелательности, с улыбки.

Тема 2. Будем беречь друг друга.

Внеаудиторное занятие: Встреча с феей Добра. Есть страна, где хозяйничает фея Зла. Она сделала так, что люди разучились беречь

друг

друга.

В

этой

стране

все

печально

и

трудно.

Фея

Добра

учит

быть

вежливыми,

внимательными,

уважительными,

доброжелательными, благодарными.

Тема 3. Дружим с добрыми словами.

Внеаудиторное занятие: Идёт работа по «превращению» слов. Жадность заменяется щедростью, зависть – доброжелательностью,

расположенностью, добродушием. Грубость – нежностью, лаской, снисходительностью. Жестокость – жалостью, сочувствием и т.д.

Тема 4. Любим добрые поступки.

Внеаудиторное занятие: Учимся видеть добрые поступки вокруг. Разучивание песни кота Леопольда о добрых делах. Соединение

добрых слов и добрых поступков в единую цепочку.

Тема 5. Подари дело и слово доброе.

Аудиторное занятие: Высказывания детей, особенно о тех, кого не всегда любят и замечают в классе, всего того хорошего, чего он

заслужил. Дополнение этих характеристик учителем. Запись этих высказываний на магнитофон – это память для ребят.

Тема 6. Умеем общаться.

Аудиторное занятие: Чтобы быть приятными окружающим и себе, надо соблюдать определенные правила. Главное из них –

проявлять уважение к другому человеку: уметь видеть его настроение и считаться с ним, уметь поддержать интерес, считаться с желанием

другого, уступать ему.

Тема 7. Каждый интересен.

Внеаудиторное занятие: Дети говорят стоящему (по очереди), чем он им интересен. Учитель добавляет, где необходимо, свои

суждения. Подчеркнуть, как интересно в классе, когда каждый имеет свою изюминку, и всем от этого хорошо.

Тема 8. Подарок коллективу.

Внеаудиторное занятие: Устраивается общий праздник общения, где каждый дарит коллективу подарок: выдумку, песенку, рассказ

Раздел 2. Этикет (7 часов)

Тема 9. Премудрости дедушки Этикета.

Внеаудиторное занятие: Этикет – свод правил поведения человека в разных жизненных ситуациях. Постижение этой мудрости,

чтобы достойно жить среди людей.

Тема 10. За столом с дедушкой Этикетом.

Аудиторное занятие: Коллективное чаепитие. Обыгрывание ситуаций поведения за столом.

Тема 11. Школьные правила этикета.

Аудиторное занятие: Разыгрывание сценок поведения в раздевалке, встреча с классом, поведение в столовой, на уроке. Дети

импровизируют ситуации.

Тема 12. Когда рядом много людей.

Аудиторное занятие: Разрабатывается ряд правил поведения в общественных местах: на улице, в магазине, в транспорте, в театре,

в музее, в библиотеке.

Тема 13. Как решать семейные проблемы.

Внеаудиторное занятие: Обсуждение волнующих детей семейных проблем: чтобы не произошла ссора, чтобы не было крика,

чтобы нравилось быть дома.

Тема 14. Чистый ручеек вашей речи.

Внеаудиторное

занятие:

Дети

импровизируют,

передавая

разговор

у

«костра»

воображаемых

героев.

Речь

должна

быть

полноводной, как река, ничто не должно мешать ее течению, засорять ее поток.

Тема 15. Встречаем Новый год.

Аудиторное занятие: Классный «Огонек» с праздничным столом.

Раздел 3. Этика отношений с окружающими (10 часов)

Тема 16. Душа – это наше творение.

Аудиторное занятие: Рисование любимого сказочного героя, наделенными теми качествами, какими хочет обладать ребенок.

Обсуждение ситуаций: «Я плачу, когда …», «Я смеюсь, когда …», «Я радуюсь, когда …»

Тема 17. Отворите волшебные двери добра и доверия.

Внеаудиторное занятие: Душевные силы могут изменить жизненные ситуации: чтобы не остаться одиноким, добро украшает мир,

делает его разнообразнее. Волшебные двери сердца – двери добра и доверия.

Тема 18. Хорошие песни к добру ведут.

Внеаудиторное занятие: Дети поют ту песню, которую выбирает большинство. Рисование любимых героев песен. Выставка

рисунков.

Тема 19. Вглядись в себя, сравни с другими.

Аудиторное занятие: Размышление о главном в человеке. Все мы разные, у каждого свое мироощущение и представление о жизни.

Каждый человек индивидуален. Вглядываясь в себя и в других, мы задумываемся о хорошем и плохом.

Тема 20. Помоги понять себя.

Внеаудиторное занятие: Диалог, в котором дети раскрываются друг перед другом: где живет, с кем проводит время, какая семья,

что больше всего любит делать дома, что интересно, что не любит и т.д.

Тема 21. О настоящем и поддельном.

Аудиторное занятие: Настоящее – это то, что реально существует и влияет на наши чувства, поступки, жизнь. И это не только все

живое: люди, животные, природа, но и понятия, которые определяют наши отношения ко всему окружающему.

Тема 22. Тепло родного дома.

Внеаудиторное занятие: Часто ли всей семье собираемся и обсуждаем общие и наболевшие проблемы? Тепло дома должно

согревать всех его обитателей.

Тема 23. Поздравляем наших мам.

Аудиторное занятие: Занятие в виде праздник. Приглашаем мам, бабушек, сестер, дарим им тепло и подарки. Выставка рисунков

«Портрет моей мамы, бабушки, сестры».

Тема 24. Цветы, цветы – в них Родины душа.

Внеаудиторное занятие: Цветы – это живое воплощение, отклик Родины на наше чувство, живая ниточка, связывающая нашу

жизнь с местом, где мы родились.

Тема 25.Когда солнце тебе улыбается.

Внеаудиторное занятие: Итоговое занятие – праздник весны и песни.

Раздел 4. Этика отношений в коллективе (7 часов)

Тема 26. Чтобы быть коллективом.

Внеаудиторное занятие: Постановка задачи: преодолеть все плохое в коллективе. Каждый намечает свой путь, каждый сам себе

дает задание в этом пути. И радость тоже общая.

Тема 27. Коллектив начинается с меня.

Аудиторное

занятие:

Как

жить

в

коллективе,

будучи

очень

разными?

Что

считать

хорошим

в

коллективе,

что

плохим?

Рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу. Качества, которыми надо обладать, чтобы: считаться твоим другом;

заслужить твое уважение; вызвать симпатию.

Тема 28. Подарок коллективу.

Аудиторное занятие: Занятие проводится по традиционной методике.

Тема 29. Секретные советы девочкам и мальчикам.

Внеаудиторное

занятие:

Вопросник

отдельно

для

мальчиков

и

девочек,

заполнение

секретных

карточек.

При

обсуждении

заполняется общий «свиток».

Тема 30. Скажи себе сам.

Аудиторное занятие: Каждый пробует написать, чем он доволен в самом себе, а чем нет и почему. Задание на будущее и цель, как

достичь намеченное.

Тема 31. Вот и стали добрей и умней.

Внеаудиторное занятие: Путешествие по лабиринту мудрых откровений, которые помогли нам лучше понять себя, других, стать

строже к себе и добрее, снисходительнее к другим, помогли стать умней и добрей.

Тема 32-34. Школе посвящается.

Тематическое планирование

Разделы программы

Количество часов

Этика общения

8 часов

Этикет

7 часов

Этика отношений с окружающими

10 часов

Этика отношений в коллективе

9 часов

ИТОГО

34 часа

Учебно - тематический план программы (34 часа)

Содержание

(разделы, темы)

Количе

ство

часов

Даты

проведения

Характеристика деятельности учащихся.

ауд

внеауд

план

факт

1

Здравствуйте все!

+

1

2/9

Познавательная беседа. Игра.

2

Будем беречь друг друга.

+

1

9/9

Путешествие в сказку. Конкурс рисунков

3

Дружим с добрыми словами.

+

1

16/9

Рисунки.

4

Любим добрые поступки.

+

1

23/9

Познавательная беседа. Участие в акции.

5

Подари дело и слово доброе.

+

1

30/09

Участие в концерте.

6

Умеем общаться.

+

1

14/10

Работа с пословицами. Практическая работа. Работа

в группах.

7

Каждый интересен.

+

1

21/10

Беседа.

Путешествие

по

лабиринту

этикетных

правил. Решение задач. Инсценированные.

8

Подарок коллективу.

+

1

28/10

Практическое

занятие.

Разыгрывание

ситуаций.

Игра.

9

Премудрости дедушки Этикета.

+

1

29/10

Сценки-миниатюры

10

За столом с дедушкой Этикетом.

+

1

11/11

Познавательная

беседа.

Разыгрывание

ситуаций.

Посещение магазина.

11

Школьные правила этикета.

+

1

25/11

Познавательная беседа. Игра. Практическое занятие

на улицах города.

12

Когда рядом много людей.

+

1

02/12

Путешествие на лесную полянку.

13

Как решать семейные проблемы.

+

1

09/12

Праздник.

14

Чистый ручеек вашей речи.

+

1

16/12

Познавательная беседа. Игра

15

Встречаем Новый год.

+

1

23/12

Познавательная беседа. Игра

16

Душа – это наше творение.

+

1

13/01

Познавательная беседа. Игра

17

Отворите волшебные двери добра и

доверия.

+

1

20/01

Познавательная

беседа.

Участие

в

концерте

для

ветеранов. Сувениры.

18

Хорошие песни к добру ведут.

+

1

27/01

Дискуссия

19

Вглядись в себя, сравни с другими.

+

1

03/02

Познавательная беседа. Практическое занятие.

20

Помоги понять себя.

+

1

10/02

Путешествие в сказку. Просмотр мультфильма.

21

О настоящем и поддельном.

+

1

17/02

Праздник. Рисунки. Конкурсы.

22

Тепло родного дома.

+

1

03/03

Познавательная беседа. Игра. Работа с пословицами.

23

Поздравляем наших мам.

+

1

10/03

Познавательная беседа. Путешествие на детский

остров.

24

Цветы, цветы – в них Родины душа.

+

1

17/03

Познавательная беседа. Игра

25

Когда солнце тебе улыбается.

+

1

24/03

Познавательная беседа. Игра

26

Чтобы быть коллективом.

+

1

31/03

Познавательная беседа. Просмотр отрывка сказки.

27

Коллектив начинается с меня.

+

1

07/04

Познавательная беседа. Игра

28

Подарок коллективу.

+

1

21/04

Путешествие в весенний парк. Практическая работа.

29

Секретные советы девочкам и

мальчикам.

+

1

28/04

Экскурсия.

30

Скажи себе сам.

+

1

05/05

Урок – сюрприз.

31

Вот и стали добрей и умней.

+

1

12/05

Познавательная

бе седа.

Игра.

По с ещение

типографии.

32

Школе посвящается.

+

1

19/05

Познавательная беседа. Игра

33

Школе посвящается.

+

1

26/05

Познавательная беседа. Игра

34

Школе посвящается.

+

1

Познавательная беседа. Игра

ИТОГО

:

17

17

34 час.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА:

Опись имущества кабинета начальных классов №246

Наименование имущества

Количество

1.

Доска магнитная, меловая

1 штука

2.

Стол ученический двухместный регулируемый

15 штук

3.

Стул ученический регулируемый

30 штук

4.

Стол учительский

1 штука

5.

Стул учительский

1 штука

6.

Шкафы книжные

5 штук

7.

Стол компьютерный

1 штука

8.

Тумба для компьютера

1 штука

9.

Жалюзи

3 штуки

10.

Стенд «Классный уголок»

1 штука

11.

Стенд «Моя Россия»

1 штука

12.

Стенд по ПДД, ППБ, ОБЖ

1 штука

13.

Часы

1 штука

14.

Цветы

15 штук

Техническое оснащение кабинета

Список литературы

1.

Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.

2.

Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.

3.

Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.

4.

Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.

5. Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.

6.

Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. –

62с.

7.

Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.

8.

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Современный урок”. Часть 1. Научно-практ. пос. для учителей, методистов. Ростов-на-Дону: Изд-во

“Учитель”, 2006

Наименование ТСО

Марка

Год приобретения

Кол-во

1

Компьютер

2014г

1 штука

2

Принтер

«Canon»

2014г

1 штука

3

Проектор

«EPSON»

2010г

1 штука

4

Интерактивная доска

«iq Board»

2011г

1 штука

9.

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Совсем не обычный урок”. Практ. пос. для учителей. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001.

10. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.

11. Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.

12. Малкова Ю. “Умный читатель”. Серия “Через игру к совершенству”. М.: “Лист”, 1999.

13. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1986.

14. Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с.

15. Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010

16. Русские народные сказки Афанасьева. – Л.: Лениздат, 1983.



В раздел образования