Автор: Басова Любовь Ивановна
Должность: воспитатель коррекционной школы
Учебное заведение: КГБОУ "Заринская общеобразовательная школа - интернат"
Населённый пункт: г. Заринск, Алтайского края
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Что такое лёд
Раздел: дополнительное образование
КГБОУ «Заринская общеобразовательная школа-интернат»
ЧТО ТАКОЕ
лёд?
В ы п о л н и л и
:
М а л е е в а
Е л е н а
Т а р а т у х и н а
М а р и я
Мы выбрали эту тему, потому что любим зиму и ледяные
горки. И нам стало интересно, какие тайны скрывает в себе
кусочек льда, и где еще применяется лед в нашей жизни.
Мы выбрали эту тему, потому что любим зиму и ледяные
горки. И нам стало интересно, какие тайны скрывает в себе
кусочек льда, и где еще применяется лед в нашей жизни.
Поэтому, мы поставили следующие цели:
•
Узнать, что такое лед
•
Изучить свойства льда
•
Понять – для чего нужен лед человеку.
•
Задачи исследования:
•
Попробовать произвести лед в домашних условиях.
•
Изучить физические свойства льда
•
Выяснить, где используется лед в практических целях.
Мы считаем, что лед важен в жизни человека
Лед – это вода в твердом состоянии. Образование льда происходит в результате кристаллизации. Он образует разнообразные кристаллы — шестигранные, игольчатые и другие необычные формы. Лед может образовываться из воды или при смерзании и уплотнении снежинок.
Мы узнали из литературы, что лед бывает Атмосферный.
Это замерзшие частицы воды, которые выпадают в виде осадков:
снега, града, инея.
Град - атмосферные осадки в виде частичек льда различной
формы и размеров.
Иней - тонкий слой ледяных кристаллов, который
образуется при охлаждении водяного пара.
Экспериментальные исследования.
Изучаем свойства льда.
Цвет льда.
Цвет льда зависит от возраста и может быть использован для оценки его прочности. Океанический лед в первый год своей жизни белый, потому что он насыщен воздушными пузырьками. Летом поверхность льда тает и под тяжестью ложащихся сверху новых слоев пузырьки
воздуха сжимаются или
исчезают совсем. Лед приобретает голубовато-зеленый оттенок. Голубой лед старше, а значит прочнее белого. Полярные исследователи это знают и выбирают для научных станций надежные голубые и зеленые льдины.
Прозрачность льда
Лёд практически не поглощает видимый свет, поэтому он прозрачен. Свет, падающий на снег, не поглощается, а многократно преломляется в ледяных кристаллах и отражается от их граней. Поэтому снег
выглядит белым.
Мы захотели узнать сможет ли наша льдинка плавать. Для это
сделаем небольшой ледяной кораблик.
Наливаем в большую миску воду и опускаем кораблик – он
плавает!!! Теперь в воду добавим 2 чайные ложки соли и
тщательно перемешаем. И снова кораблик плавает.
Выводы: лед не тонет в воде, и плавает как в пресной, так и в
соленой воде.
Обоснование: лед имеет плотность меньше, чем у воды. Поэтому
он легче воды и плавает на ее поверхности.
Такие явления известны в природе.
Айсберги – это огромные куски льда, отломившиеся от
гигантских ледников. Их часто обнаруживают в холодных
водах.
Вода при замерзании расширяется.
Возьмем снова наш стаканчик. Снаружи маркером нарисуем горизонтальную
метку. Наливаем подкрашенную воду в стаканчик до метки и ставим в морозильную
камеру.
На следующий день мы достали стаканчик из морозилки и обнаружили, что
льдинка явно возвышается над нарисованной меткой.
Выводы:
вода при замерзании расширяется.
Обоснование:
И лед, и вода - это одно и то же вещество, просто оно находится в разных состояниях. Вода - это жидкое состояние, лед - твердое.
Когда вода замерзает, молекулы выстраиваются в определенном порядке. Они не движутся и сохраняют определенный строй.
Поэтому лед занимает больше места, чем вода.
А вот другие вещества при охлаждении обычно свой объем уменьшают. На этом, например, построена работа термометра: в
тепле ртуть расширяется, и столбик поднимается, а в холоде сжимается, и столбик опускается.
Лед и соль.
Проверим, можно ли изменить скорость таяния льда
мы выложили на блюдца два одинаковых кубика льда. Один
из них посыпали солью.
Засекли время. Отсчет времени делали с помощью песочных
часов, отмечая каждую пройденную минутку в своей
тетради.
Кубик льда посыпанный солью стал таять раньше. Он
полностью растаял через 35 минут. А другой кубик растаял
только через 44 минуты (на 9 минут позже).
Выводы: льдинка посыпанная солью тает заметно
быстрее.
Обоснование: у солевого раствора температура замерзания
ниже на несколько градусов, чем у чистой воды - поэтому
лед, посыпанный солью, начинает плавиться.
Именно на этом свойстве льда основаны меры
безопасности на дорогах. Дороги, покрытые льдом,
посыпают солью, чтобы лед таял и дороги оставались
чистыми.
«Одеваем» наши кубики льда.
Продолжим предыдущий опыт. Поместим льдинки в
разные условия и понаблюдаем. Завернем наши льдинки в
мешочки из разных материалов –бумага и фольга.
Льдинка, завернутая в фольгу, растаяла через 40 минут, а в
бумагу – через 45 минут.
Выводы: теплопроводность фольги выше, чем
теплопроводность бумаги.
Температура замерзания различных жидкостей.
Нальем в пластиковые стаканчики три разных жидкости–
вода, молоко и растительное масло.
И ставим в морозильную камеру. На следующий день
достаем стаканчики – молоко и вода замерзли.
С растительным маслом – другая история. Масло
осталось жидким.
Выводы: разные жидкости имеют разную температуру
замерзания.
Обоснование: температура замерзания воды и молока почти
одинакова. Вода замерзает при температуре -1-2
o
C, молоко
-2-3
o
C, а масло при температуре –16-19
o
C.
III
Практическое применение льда.
Когда на улице становится холодно, взрослые заливают
ледяные горки и каток. Для нас (как и для других детей) это
имеет огромное значение, поэтому мы вынесли этот пункт на
1 место!
2
. Изо льда можно делать великолепные ледяные
скульптуры.
3. В хлебопекарной промышленности для охлаждения
теста.
4.
Для охлаждения рыбы и морепродуктов
5
. В химической промышленности
6. В сельском хозяйстве для охлаждения фруктов и овощей
7. В строительстве для охлаждения бетона
8. В медицинских и косметических целях
•
IV
Выводы:
•
Изучив литературу и проведя опыты, мы пришли к
следующим выводам:
•
Лед легко можно произвести в домашних условиях
•
Цвет льда зависит от его возраста
•
В отличие от других веществ, вода при замерзании
расширяется
•
Из-за малой плотности лед не тонет в воде
•
Соль ускоряет таяние льда
•
Температура замерзания разных жидкостей различна
•
Лед имеет большое практическое значение в жизни
Наша гипотеза подтвердилась – лед очень важен в жизни
человека.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!