Автор: Полякова Ульяна Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Гимназия №7"
Населённый пункт: г.о.Подольск
Наименование материала: статья
Тема: " Мы учимся жить со школьной скамьи..."
Раздел: начальное образование
« Мы учимся жить с школьной скамьи…»
Все мы знаем, что лучше всего дети учатся на чужом примере, чаще в школе. Само собой, в первую очередь
таким примером служат сами родители. То есть, если отец говорит сыну: «Мой руки перед едой», а сам
всегда с работы - и за стол, то, сколько бы сына не ругали, у него всегда будет подсознательное стремление
делать так, как отец. И несоответствие этого желания тому, что от него требуют, будет рождать непонимание
и сопротивление. Простейший вывод из этого: дети рождаются не только для того, чтобы мы их воспитывали,
но и для того, чтобы воспитывать нас. Ведь для того, чтобы сделать своего ребенка лучше, хорошему
родителю приходится стать лучше самому. Бросить курить, перестать ругаться, начать заниматься спортом и
т.д. Все мы хотим счастья своим детям. Мы бьемся изо всех сил, мечемся на двух работах, «вечеруем»,
ругаемся с начальством, в итоге приходим домой усталые и злые. Для чего? Для того, чтобы наш
ребенок вырос счастливым. Но ребенку то счастье нужно сейчас!!! Его сиюмоментное счастье в том, что вы
занимаетесь с ним, уделяете ему внимание, даже просто позволяете ему находится рядом. Мы пытаемся
вырастить счастливого ребенка, при этом зачастую на собственном примере показывая ему, как мы
несчастны.
Лучший способ научить чему-то ребенка – это начать делать это вместе с ним. Но когда?!! Мы же все время
на работе. А после нее мы настолько опустошены, что не только не способны получать удовольствие от
совместных занятий, но даже не в состоянии проверить, как малыш справился самостоятельно. Тем не
менее, если на работе мы несчастны, до дома - хоть ненамного счастливее. Ведь, несмотря ни на что, дом,
семья – это место, где живет Любовь и Радость. И что же мы делаем?!! Мы берем и передоверяем наше
любимое чадо учителям. Людям, которые находятся на РАБоте. А значит, 80% из которых – несчастны. И
наши дети по полдня, официально получая знания, неофициально – берут пример с несчастных людей, как
нужно жить. Мы снимаем с себя ответственность за воспитание гармоничной и счастливой личности из
своего чада, полагая, видимо, что кому-то это нужно больше, чем нам…
Многие скажут: мы отправляем ребенка в школу, чтобы научить его писно, конечно. Но скажите, вы в
состоянии научить ребенка сложению, вычитанию, умножению и делению? Вы в состоянии научить ребенка
чтению и основам письма? В состоянии. А знаете почему?! Потому, что это осталось у вас в памяти после
многих лет школы. А знаете, почему это осталось в памяти? По той причине, что это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО
пригодилось в жизни. Все остальное – вы благополучно забыли, потому что за 10 лет вам в голову напихали
кучу абсолютно невостребованной информации, и при этом еще научили, как правильно быть
несчастным.
Отправляя ребенка в школу, мы демонстрируем, что не в состоянии на собственном примере показать, КАК
НУЖНО ЖИТЬ. А это значит, мы признаем, что в какой-то момент сделали неправильный выбор, и, что самое
неприятное, что у нас не хватает сил что-либо поменять. Это же так страшно: признать себя неудачником
перед собственным ребенком. Но задумайтесь еще раз - лучший способ научить ребенка быть счастливым –
это стать счастливым самому. Если ребенок видит, что вы пашете как вол, бьетесь как рыба об лед, и
мечетесь как тигр в клетке, то, какое бы образование вы ему не дали, он изначально запрограммирован
биться, пахать и метаться…Если вы не способны выбраться из засосавшей вас рутины и нелюбимой работы
ради себя самого, то может стоит сделать это хотя бы ради ребенка?
…А лучший способ дать ребенку образование… Давайте для начала решим, чего вы хотите, вырастить
«социальный заказ» - специалиста, полезного обществу, или воспитать гармоничную, уверенную в себе
личность, которая САМА решит как стать полезной. Подумайте, может быть правильнее научить ребенка
основам – тому, что умеете сами. А потом целенаправленно учить его только одному: копаться в себе с тем,
чтобы понять, что же ему интересно. И затем поощрять возникший интерес. И уже в той сфере, что
заинтересовала Вашего ребенка, давать ему необходимые уроки, находить нужную литературу и педагогов.
Поверьте, вам понадобится гораздо меньше, чем 10 лет, а главное, вам понадобится меньше собственных и
детских нервов, здоровья и, по большому счету, средств, чтобы сделать из вашего маленького чуда,
высококлассного специалиста. Сохранив его при этом счастливым человеком.
И наконец, становиться счастливым проще вместе. Проведите эксперимент: попробуйте хотя бы в течение
недели брать вашего малыша с собой везде, где только можно. Постарайтесь использовать его в качестве
лакмусовой бумажки. Пусть он просто будет всегда с вами. Живет тем, чем живете вы.И если вы
чувствуете, что в какое-то место ваше чадо брать нельзя – подумайте, может это неправильное место? И
если вы понимаете, что нельзя чтоб ваш ребенок видел что-то из ваших занятий – может не стоит этим
заниматься? А главное, если даже ребенок вместе с вами подметает двор или моет в ресторане тарелки, он
а) чувствует, что нужен вам (и только так он сможет научиться быть нужным кому-то еще), б) на деле
понимает чего он хочет в этой жизни и, что не менее важно, чего не хочет, (и определяет это гораздо
быстрее, чем сидя по шесть часов над бензольными кольцами и интегралами)…
Безусловно, все вышенаписанное – это в какой-то степени педагогический экстремизм, ведь существуют и
альтернативные школы, и учителя, которые любят свою работу, и дети, которые любят своих учителей. Но,
увы и ах, большинству из родителей, чтобы увидеть другой путь, нужно подорваться на такой вот
эмоциональной бомбе… Домашнее обучение имеет множество своих минусов. Например, один из них – это
«корочки»… Ведь пока что в нашей Системе «без бумажки ты…» еще не человек… Но это уже совсем другая
история. А значит, продолжение следует…