Напоминание

"Образы- символы деревьев в произведениях поэтов и писателей 19-20 веков"


Автор: Лаврова Елена Викторовна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МКОУ Чкаловская СШ № 5
Населённый пункт: г.о.г Чкаловск Нижегородская область
Наименование материала: урок по литературе
Тема: "Образы- символы деревьев в произведениях поэтов и писателей 19-20 веков"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок- модель по литературе

«Образы- символы деревьев в произведениях поэтов и

писателей 19-20 веков» (Обобщение изученного в 10 -11 классах,

итоговое повторение в конце года в 11 классе по литературе,

подготовка к экзамену).

( 2 часа)

Эпиграфы к уроку: « Ибо я зачарую мое сердце и помещу его на

вершине дерева в цветке» ( К .Бальмонт )

« Это древо( славянское древо) в веках называлось Россией»

( К. Бальмонт)

Класс делится на несколько групп исследователей:

1 Исследователи традиционных поэтических символов

деревьев.

2 Поэты и писатели 19 века ( выбор произведений

осуществляют сами учащиеся вместе с учителем)

3 Поэты и писатели 20 века.

4 Эксперты- анализаторы ( учащиеся, делающие выводы по

сообщениям выступающих)

Вступительное слово учителя:

Задачей таких уроков по литературе является переосмысление

пройденных

произведений

.

Ведь

впереди

у

выпускного

11

класса

нелегкая

пора

экзаменов.

Такая

форма

повторения

позволяет

расширить

рамки

для

творчества

ребят.

Тексты

художественные они находили по теме урока самостоятельно,

учитель лишь консультировал.

Природа

и

человек,

человек

и

природа-

это

вечные

темы

искусства. Деревья , кустарники, травы, цветы – это частицы

живой природы. Обо всех этих частицах живой природы мы

сегодня

и

поговорим.

Начнем

с

деревьев

и

все-таки

более

пристально проследим функции образов- символов деревьев в

литературе 19-20 веков.

Исследователи первой группы:

Образы деревьев поэты и писатели

в своих произведениях

используют как источники большой духовной силы. Каждый из

них опирается или на традиционный поэтический символ дерева,

или создает свой символ в своем тексте. В тексте автора

не

всегда образ – символ дерева выступает изолированно, часто

особый смысл произведение приобретает благодаря созвездию

образов-

символов,

содружеств

портретов

деревьев

и

других

частиц природы.

Предоставляем

слово

автору

тетради-

словаря

традиционных

поэтических символов поделиться своими наблюдениями.

Ученица:

Береза- символ девушки; выражает значение чистоты ,ясности ,

светоносности, непорочности. ( отражение этого значения можно

найти в стихотворении Бальмонта « Береза родная , со стволом

серебристым» ).

Вишня – символ девичества.

Дуб- символ вечности, жизненной силы.

Ель- многозначный символ. С одной стороны, он связан с идеей

вечности,

обычно

имеет

траурную

окраску.

С

другой,

ель

символ храбрости , приподнятого

состояния духа, верности,

долголетия.

«Рождественская

ель-символ

начала

годового

цикла».

Ива- многозначный образ. В древнейших традициях выступает в

функции

мирового

древа

или

древа

жизни,

символизируя

долголетие и обилие жизни. Часто выражает значение печали,

которое может поддерживаться эпитетом плакучая.

Ученик :

Клен – имеет традиционную романтическую окраску.

Липа- романтическое дерева; ассоциируется с усадебным миром;

характерный запах связывается с ностальгическим настроением.

Липа может выступать как образ со значением памяти.

Тополь

Дерево,

обращенное

к

высшему

миру;

одна

из

наиболее значимых характеристик _ стройность , высота.

Ученица :

Сирень-

романтический

образ,

связанный

с

изображением

любви и красоты, иногда – потустороннего мира.

Осина – у славян отрицательно отмеченное дерево, связанное с

колдовством, нечистой силой; трепетность, дрожание листьев –

один из важнейших признаков в символике этого образа.

Черемуха – дерево , связанное с изображением любви и красоты;

наиболее значимые в образном отношении признаки- белизна и

сильный романтический запах.

Яблоня – наряду с вишней , грушей – символ женщины; может

связываться со значением материнства.

Исследователи творчества поэтов и писателей 19 века :

( 4-5 человек)

Для анализа ребята выбрали следующие литературные тексты:

А. П Чехов рассказ «Крыжовник»;

Л.

Н.

Толстой

роман-

эпопея

«Война

и

мир»;(

анализ

посещения

князя

Андрея

Отрадного,

описание

дуба

до

посещения Отрадного и после встречи с Наташей)

Стихи Ф. И. Тютчева и А.А.Фета .

А.А Фет

стихотворение «Тополь»

Сады молчат. Унылыми глазами

С унынием в душе гляжу вокруг,

Последний лист разметан под ногами,

Последний лучезарный день потух.

Лишь ты один над мертвыми степями.

Таишь ,мой тополь смертный свой недуг

И , трепеща по- прежнему листами,

О вешних днях лепечешь мне как друг…

Пускай мрачней, мрачнее дни за днями

И осени тлетворный веет дух;

С подъятыми ты к небесам ветвями

Стоишь один и помнишь теплый юг.

1859

Под липой

Как здесь свежо под липою густою,

Полдневный зной сюда не проникал,

И тысячи висящих надо мною

Качаются душистых опахал.

А там вдали сверкает воздух жгучий,

Колебляся, как будто дремлет он.

Так резко – сух снотворный и трескучий

Кузнечика неугомонный звон…

За мглой ветвей синеют неба своды,

Как дымкою подернуты слегка,

И как мечты почиющей природы,

Волнистые проходят облака.

1854

Можно еще у А.А Фета для анализа взять стихотворение «Весна»

1844 года ( образ вербы)

У ф. и. Тютчева можно проанализировать стихи: «Есть в осени

первоначальной…», «Что ты клонишь над водами, ива, макушку

свою» и другие.

У Тютчева роковая активность сил природы как бы аккумулирует

очарованную напряженность бытия, и загадка ее для поэта – тоже

необходимое желаемое , хотя и « может статься, никакой от века

загадки здесь нет и не было»

Исследователи творчества поэтов и писателей 20 века

( в группу исследователей могут входить 4-5 человек)

Для анализа ребята выбрали следующие тексты :

Стихотворение К. Бальмонта «Славянское древо», стихи К.

Бальмонта в ; которых учащиеся обнаружили ключевые

образы деревьев «Фантазия», «Черемуха»,»возвращение»,

«Безглагольность», «Береза», «Орхидея», «В лесу», «Вольный

стих», «Прощание с древом», «Часы», «Россия», цикл «Ясень».

Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».( глава 32

« Прощение и вечный приют», эпилог романа, обретение героями

«вечного дома с цветущими вишнями под окнами и с виноградом,

поднимающимся к самой крыше.»)

«Славянское Древо»

Корнями гнездится глубоко,

Вершиной восходит высоко,

Зеленые ветви уходят в лазурно- широкую даль.

Корнями гнездится глубоко в земле,

Вершиной восходит к высокой скале,

Зеленые ветви уводит широко в безмерную синюю даль.

Корнями гнездится глубоко в земле и в бессмертном подземном

огне,

Вершиной восходит высоко- высоко, теряясь светло в вышине,

Изумрудные ветви в расцвете уводит в бирюзовую вольную даль.

( текст стихотворения приведении в сокращенном варианте)

Стихотворение можно прочитать в несколько голосов: оно

структурно и ритмически делится на пять частей – есть смысл для

каждой определить своего чтеца.

При обсуждении обратим сначала внимание на общий характер

образа , который представляет не реальный, а фантастический

образ древа. Истоки этого образа- в древнейшем мифологическом

знании о древе мировом. Мировое древо воплощает общее

впечатление о мире, организует вселенское пространство, отражает

пространственную, генеалогическую зоны, зоны стихий, это центр

пересечения вселенной ( макрокосм) и человека ( микрокосм).

Фантастический образ древа у Бальмонта формируется на основе

принципа объединения признаков разных деревьев. В нем красота и

огонь калины, горечь рябины, сила дуба, вечная зелень ели и

сосны, трепет осины, свет березы, слезы серебряной ивы,

стройность тополя, запах липы, колдовство цветущих деревьев,

сирени, яблонь и вишен, черемухи, резная зелень клена.

«На березе белоствольной бьются липкие листки,-Над рекой

весенней вольной Зыбко пляшут огоньки», «Дух узывчивый

бежит…Ива тонким кружевом дрожит…»

Все стихотворение Бальмонта- это гимн Древу жизни,

воспевающий нетленную, вечную красоту бытия.Название

стихотворения «Славянское Древо». И в обращении к поэту-

конкретный призыв: «Наш славянский цвет воспой».

Заключительные строки тоже акцентируют национальный аспект

мира :

И вечно нам, вечно, как сон изумруда,

Славянское Древо цветет.

Бальмонт одновременно стремится представить в Славянском

Древе символ именно славянского и во многом русского мира,

опираясь при этом на фольклорную почву.

Можно предложить ребятам следующие вопросы для обсуждения:

1.

Выражено в стихотворение высокое состояние души? Как оно

выражено?

2.

О чем же поет вечнозеленое дерево ,погрузив душу человека в

особый, вещий сон?

3.

В чем смысл противопоставления славянских трав с

экзотическими растениями?

4.

Как противостоит Славянское Дерево злу?

Эксперты- анализаторы:

1.

У Бальмонта образ Славянского Древа- вечный источник

красоты, добра и чуда, воплощение Мирового Древа .А еще

это образ прекрасного и вечного славянского мира .Образы

деревьев и цветов проходят через все творчество Бальмонта.

2.

Для К. Бальмонта береза-символ России6 «Береза родная со

стволом серебристым».

3.

Л. Н. Толстой не отошел от традиционной символики

изображения дуба как символа вечности, жизненной силы.

Именно такой способ и помогает писателю изобразить

жизненную силу, перерождение, возвращение к мыслям о

возможности счастья князя Андрея Болконского. ( эпизод с

дубом, «Война и мир» роман-эпопея Л. Н. Толстого)

4.

Творчество Фета и Тютчева- это особая страница урока. У

этих поэтов деревья как образы-символы выполняют

различные функции:

-передают различные оттенки чувств, лирических

переживаний главных героев;

- показывают силу любви поэтов к родине,

- иногда поэты отождествляют себя с деревьями;

-Тютчев показывает всю глубину философских размышлений,

опираясь на образы-символы деревьев;

- при помощи этих образов происходит то самое чудо

сопереживания, в котором и заключается конечная цель

искусства.

5 У Чехова крыжовник на страницах одноименного рассказа

не является экспрессивно- окрашенным образом кустарника, в

нем нет идейной нагрузки, но он нужен, чтобы показать всю

низость собственнических мечтаний главного героя. Чехов

говорит здесь о том, что у человека смысл всей жизни не

должен заключаться в мечтах о собственном доме, куске земли

и кустах крыжовника, радости только такие цели в жизни

никому не принесут.

6.Бесспорно для Булгакова огромное значение имел Дом .

6.Бесспорно, для Булгакова огромное значение имел Дом.

Настоящего дома в Москве Мастер не мог иметь, хотя и был

привязан к своей городской квартире.

Иешуа попадает в «свет», оттуда он просит за Понтия Пилата.

Однако дарует прощение и отпускает Пилата все же Мастер,

Завершив свой роман одной фразой: «Свободен! Свободен! Он

ждет тебя.» Великий грешник с больной совесть получает

прощение( не от Иешуа: тот не винил его, а от Мастера .А сам

Мастер получает вечный дом. Где днем , по словам Воланда, он с

Маргаритой сможет гулять под вишнями, которые начинают

зацветать.

А Маргарита говорит Мастеру о веницианском окне этом доме и

вьющемся винограде, который поднимается к самой крыше.

Почему именно вишни и виноград у дома Мастера?

Виноград- южное лиановое растение со сладкими ягодами.

Вишня- дерево семейства розовоцветных и вместе с тем символ

непорочности.

На наш взгляд , здесь автор подчеркивает невиновность Мастера,

а также отдает дань своей собственной любви этому дереву, тем

более в момент цветения. А Маргарита видит окно с

виноградом .Здесь , возможно, автор отдал дань своей мечте

побывать в одном из красивейших городов мира.( в Венеции)



В раздел образования