Автор: Лаврова Елена Викторовна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МКОУ Чкаловская СШ № 5
Населённый пункт: г.о.г Чкаловск Нижегородская область
Наименование материала: урок по литературе
Тема: "Образы- символы деревьев в произведениях поэтов и писателей 19-20 веков"
Раздел: среднее образование
Урок- модель по литературе
«Образы- символы деревьев в произведениях поэтов и
писателей 19-20 веков» (Обобщение изученного в 10 -11 классах,
итоговое повторение в конце года в 11 классе по литературе,
подготовка к экзамену).
( 2 часа)
Эпиграфы к уроку: « Ибо я зачарую мое сердце и помещу его на
вершине дерева в цветке» ( К .Бальмонт )
« Это древо( славянское древо) в веках называлось Россией»
( К. Бальмонт)
Класс делится на несколько групп исследователей:
1 Исследователи традиционных поэтических символов
деревьев.
2 Поэты и писатели 19 века ( выбор произведений
осуществляют сами учащиеся вместе с учителем)
3 Поэты и писатели 20 века.
4 Эксперты- анализаторы ( учащиеся, делающие выводы по
сообщениям выступающих)
Вступительное слово учителя:
Задачей таких уроков по литературе является переосмысление
пройденных
произведений
.
Ведь
впереди
у
выпускного
11
класса
нелегкая
пора
экзаменов.
Такая
форма
повторения
позволяет
расширить
рамки
для
творчества
ребят.
Тексты
художественные они находили по теме урока самостоятельно,
учитель лишь консультировал.
Природа
и
человек,
человек
и
природа-
это
вечные
темы
искусства. Деревья , кустарники, травы, цветы – это частицы
живой природы. Обо всех этих частицах живой природы мы
сегодня
и
поговорим.
Начнем
с
деревьев
и
все-таки
более
пристально проследим функции образов- символов деревьев в
литературе 19-20 веков.
Исследователи первой группы:
Образы деревьев поэты и писатели
в своих произведениях
используют как источники большой духовной силы. Каждый из
них опирается или на традиционный поэтический символ дерева,
или создает свой символ в своем тексте. В тексте автора
не
всегда образ – символ дерева выступает изолированно, часто
особый смысл произведение приобретает благодаря созвездию
образов-
символов,
содружеств
портретов
деревьев
и
других
частиц природы.
Предоставляем
слово
автору
тетради-
словаря
традиционных
поэтических символов поделиться своими наблюдениями.
Ученица:
Береза- символ девушки; выражает значение чистоты ,ясности ,
светоносности, непорочности. ( отражение этого значения можно
найти в стихотворении Бальмонта « Береза родная , со стволом
серебристым» ).
Вишня – символ девичества.
Дуб- символ вечности, жизненной силы.
Ель- многозначный символ. С одной стороны, он связан с идеей
вечности,
обычно
имеет
траурную
окраску.
С
другой,
ель
–
символ храбрости , приподнятого
состояния духа, верности,
долголетия.
«Рождественская
ель-символ
начала
годового
цикла».
Ива- многозначный образ. В древнейших традициях выступает в
функции
мирового
древа
или
древа
жизни,
символизируя
долголетие и обилие жизни. Часто выражает значение печали,
которое может поддерживаться эпитетом плакучая.
Ученик :
Клен – имеет традиционную романтическую окраску.
Липа- романтическое дерева; ассоциируется с усадебным миром;
характерный запах связывается с ностальгическим настроением.
Липа может выступать как образ со значением памяти.
Тополь
–
Дерево,
обращенное
к
высшему
миру;
одна
из
наиболее значимых характеристик _ стройность , высота.
Ученица :
Сирень-
романтический
образ,
связанный
с
изображением
любви и красоты, иногда – потустороннего мира.
Осина – у славян отрицательно отмеченное дерево, связанное с
колдовством, нечистой силой; трепетность, дрожание листьев –
один из важнейших признаков в символике этого образа.
Черемуха – дерево , связанное с изображением любви и красоты;
наиболее значимые в образном отношении признаки- белизна и
сильный романтический запах.
Яблоня – наряду с вишней , грушей – символ женщины; может
связываться со значением материнства.
Исследователи творчества поэтов и писателей 19 века :
( 4-5 человек)
Для анализа ребята выбрали следующие литературные тексты:
А. П Чехов рассказ «Крыжовник»;
Л.
Н.
Толстой
роман-
эпопея
«Война
и
мир»;(
анализ
посещения
князя
Андрея
Отрадного,
описание
дуба
до
посещения Отрадного и после встречи с Наташей)
Стихи Ф. И. Тютчева и А.А.Фета .
А.А Фет
стихотворение «Тополь»
Сады молчат. Унылыми глазами
С унынием в душе гляжу вокруг,
Последний лист разметан под ногами,
Последний лучезарный день потух.
Лишь ты один над мертвыми степями.
Таишь ,мой тополь смертный свой недуг
И , трепеща по- прежнему листами,
О вешних днях лепечешь мне как друг…
Пускай мрачней, мрачнее дни за днями
И осени тлетворный веет дух;
С подъятыми ты к небесам ветвями
Стоишь один и помнишь теплый юг.
1859
Под липой
Как здесь свежо под липою густою,
Полдневный зной сюда не проникал,
И тысячи висящих надо мною
Качаются душистых опахал.
А там вдали сверкает воздух жгучий,
Колебляся, как будто дремлет он.
Так резко – сух снотворный и трескучий
Кузнечика неугомонный звон…
За мглой ветвей синеют неба своды,
Как дымкою подернуты слегка,
И как мечты почиющей природы,
Волнистые проходят облака.
1854
Можно еще у А.А Фета для анализа взять стихотворение «Весна»
1844 года ( образ вербы)
У ф. и. Тютчева можно проанализировать стихи: «Есть в осени
первоначальной…», «Что ты клонишь над водами, ива, макушку
свою» и другие.
У Тютчева роковая активность сил природы как бы аккумулирует
очарованную напряженность бытия, и загадка ее для поэта – тоже
необходимое желаемое , хотя и « может статься, никакой от века
загадки здесь нет и не было»
Исследователи творчества поэтов и писателей 20 века
( в группу исследователей могут входить 4-5 человек)
Для анализа ребята выбрали следующие тексты :
Стихотворение К. Бальмонта «Славянское древо», стихи К.
Бальмонта в ; которых учащиеся обнаружили ключевые
образы деревьев «Фантазия», «Черемуха»,»возвращение»,
«Безглагольность», «Береза», «Орхидея», «В лесу», «Вольный
стих», «Прощание с древом», «Часы», «Россия», цикл «Ясень».
Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».( глава 32
« Прощение и вечный приют», эпилог романа, обретение героями
«вечного дома с цветущими вишнями под окнами и с виноградом,
поднимающимся к самой крыше.»)
«Славянское Древо»
Корнями гнездится глубоко,
Вершиной восходит высоко,
Зеленые ветви уходят в лазурно- широкую даль.
Корнями гнездится глубоко в земле,
Вершиной восходит к высокой скале,
Зеленые ветви уводит широко в безмерную синюю даль.
Корнями гнездится глубоко в земле и в бессмертном подземном
огне,
Вершиной восходит высоко- высоко, теряясь светло в вышине,
Изумрудные ветви в расцвете уводит в бирюзовую вольную даль.
( текст стихотворения приведении в сокращенном варианте)
Стихотворение можно прочитать в несколько голосов: оно
структурно и ритмически делится на пять частей – есть смысл для
каждой определить своего чтеца.
При обсуждении обратим сначала внимание на общий характер
образа , который представляет не реальный, а фантастический
образ древа. Истоки этого образа- в древнейшем мифологическом
знании о древе мировом. Мировое древо воплощает общее
впечатление о мире, организует вселенское пространство, отражает
пространственную, генеалогическую зоны, зоны стихий, это центр
пересечения вселенной ( макрокосм) и человека ( микрокосм).
Фантастический образ древа у Бальмонта формируется на основе
принципа объединения признаков разных деревьев. В нем красота и
огонь калины, горечь рябины, сила дуба, вечная зелень ели и
сосны, трепет осины, свет березы, слезы серебряной ивы,
стройность тополя, запах липы, колдовство цветущих деревьев,
сирени, яблонь и вишен, черемухи, резная зелень клена.
«На березе белоствольной бьются липкие листки,-Над рекой
весенней вольной Зыбко пляшут огоньки», «Дух узывчивый
бежит…Ива тонким кружевом дрожит…»
Все стихотворение Бальмонта- это гимн Древу жизни,
воспевающий нетленную, вечную красоту бытия.Название
стихотворения «Славянское Древо». И в обращении к поэту-
конкретный призыв: «Наш славянский цвет воспой».
Заключительные строки тоже акцентируют национальный аспект
мира :
И вечно нам, вечно, как сон изумруда,
Славянское Древо цветет.
Бальмонт одновременно стремится представить в Славянском
Древе символ именно славянского и во многом русского мира,
опираясь при этом на фольклорную почву.
Можно предложить ребятам следующие вопросы для обсуждения:
1.
Выражено в стихотворение высокое состояние души? Как оно
выражено?
2.
О чем же поет вечнозеленое дерево ,погрузив душу человека в
особый, вещий сон?
3.
В чем смысл противопоставления славянских трав с
экзотическими растениями?
4.
Как противостоит Славянское Дерево злу?
Эксперты- анализаторы:
1.
У Бальмонта образ Славянского Древа- вечный источник
красоты, добра и чуда, воплощение Мирового Древа .А еще
это образ прекрасного и вечного славянского мира .Образы
деревьев и цветов проходят через все творчество Бальмонта.
2.
Для К. Бальмонта береза-символ России6 «Береза родная со
стволом серебристым».
3.
Л. Н. Толстой не отошел от традиционной символики
изображения дуба как символа вечности, жизненной силы.
Именно такой способ и помогает писателю изобразить
жизненную силу, перерождение, возвращение к мыслям о
возможности счастья князя Андрея Болконского. ( эпизод с
дубом, «Война и мир» роман-эпопея Л. Н. Толстого)
4.
Творчество Фета и Тютчева- это особая страница урока. У
этих поэтов деревья как образы-символы выполняют
различные функции:
-передают различные оттенки чувств, лирических
переживаний главных героев;
- показывают силу любви поэтов к родине,
- иногда поэты отождествляют себя с деревьями;
-Тютчев показывает всю глубину философских размышлений,
опираясь на образы-символы деревьев;
- при помощи этих образов происходит то самое чудо
сопереживания, в котором и заключается конечная цель
искусства.
5 У Чехова крыжовник на страницах одноименного рассказа
не является экспрессивно- окрашенным образом кустарника, в
нем нет идейной нагрузки, но он нужен, чтобы показать всю
низость собственнических мечтаний главного героя. Чехов
говорит здесь о том, что у человека смысл всей жизни не
должен заключаться в мечтах о собственном доме, куске земли
и кустах крыжовника, радости только такие цели в жизни
никому не принесут.
6.Бесспорно для Булгакова огромное значение имел Дом .
6.Бесспорно, для Булгакова огромное значение имел Дом.
Настоящего дома в Москве Мастер не мог иметь, хотя и был
привязан к своей городской квартире.
Иешуа попадает в «свет», оттуда он просит за Понтия Пилата.
Однако дарует прощение и отпускает Пилата все же Мастер,
Завершив свой роман одной фразой: «Свободен! Свободен! Он
ждет тебя.» Великий грешник с больной совесть получает
прощение( не от Иешуа: тот не винил его, а от Мастера .А сам
Мастер получает вечный дом. Где днем , по словам Воланда, он с
Маргаритой сможет гулять под вишнями, которые начинают
зацветать.
А Маргарита говорит Мастеру о веницианском окне этом доме и
вьющемся винограде, который поднимается к самой крыше.
Почему именно вишни и виноград у дома Мастера?
Виноград- южное лиановое растение со сладкими ягодами.
Вишня- дерево семейства розовоцветных и вместе с тем символ
непорочности.
На наш взгляд , здесь автор подчеркивает невиновность Мастера,
а также отдает дань своей собственной любви этому дереву, тем
более в момент цветения. А Маргарита видит окно с
виноградом .Здесь , возможно, автор отдал дань своей мечте
побывать в одном из красивейших городов мира.( в Венеции)