Напоминание

"Особенности социально-бытовых навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития"


Автор: Кузнецова Венера Рустамовна
Должность: магистрант
Учебное заведение: ГАОУ ВО МГПУ
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности социально-бытовых навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Особенности социально-бытовых навыков у детей с тяжелыми

множественными нарушениями развития

Кузнецова Венера Рустамовна

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

Московский городской педагогический университет (ГАОУ ВО МГПУ)

В

2012

году

в

нашей

стране

был

принят

Закон

об

образовании,

благодаря

которому

на

государственном

уровне

признано

право

на

образование всех детей, в том числе тех, которых ещё недавно считали

необучаемыми.

Однако

до

настоящего

времени

остро

стоит

вопрос

о

разработке

подходов

к

диагностике

и

обучению

детей тяжелыми

множественными нарушениями в развитии (ТМНР).

Оказание

коррекционной

помощи,

обучение

и

воспитание

детей

с

ТМНР – одна из самых трудных и малоизученных проблем. Исследования по

разработке

реабилитационной

и

коррекционной

помощи

таким

детям

проводились, но они касались лишь отдельных видов сложного нарушения.

Так,

вопросам

изучения

и

обучения

детей

данной

категории

посвящены

работы

отечественных

ученых

(М.Г.

Блюмина,

Л.А.

Головчиц,

И.Ю.

Левченко, В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова, М.В. Жигорева, В.Н. Чулков и

др.).

Современные технологии изучения детей c отклонениями в развитии

позволили выделить более 20 видов сложных и множественных нарушений, в

которых

могут

сочетаться

первичные

сенсорные,

двигательные,

речевые,

эмоциональные нарушения, а также сочетания этих дефектов с умственной

отсталостью разной степени (Т.А. Басилова, Т.В. Розанова, Певзнер др.).

На начальных этапах обучения детей с ТМНР формирование социально-

бытовых навыков является задачей первостепенной важности. Через навыки

самообслуживания происходит переход от манипулирования с предметами к

целенаправленным действиям, когда ребенок начинает осваивать способы

использования различных предметов.

Детям

с

ТМНР

очень

важно

помочь

овладеть

необходимыми

социально-бытовыми и гигиеническими навыками для удовлетворения своих

жизненных потребностей, чтобы быть максимально самостоятельными, с

учетом их возможностей.

Нами

было

проведено

исследование,

целью

которого

являлось

выявление особенностей социально-бытовых навыков у детей с ТМНР, что в

дальнейшем

послужит

основанием

для

составления

программы

их

формирования.

В

исследовании

приняли

участие

семь

детей

старшего

школьного

возраста.

Они

были

поделены

на

две

группы

по

степени

нарушения зрения: в первую группу вошли трое детей с ТМНР, имеющие

тотальную отслойку сетчатки глаза, т.е. слепые. Во вторую группу вошли

четверо детей с ТМНР, имеющие частичную атрофию зрительного нерва, т.е.

имеющие остаточное зрение.

Диагностика

состояния навыков

самообслуживания

у

детей

с

ТМНР

проводилась c

помощью

методики,

разработанной М.В. Переверзевой [4].

Данная методика была модифицирована нами с учетом особенностей детей.

Обработка результатов включала количественную оценку и качественный

анализ.

По навыкам приема пищи средний показатель успешности: у первой

группы - 72 %, у второй - 74%.

По навыкам раздевания средний показатель успешности: у первой группы

- 64%, у второй - 62 %.

По навыкам одевания средний показатель успешности: у первой группы -

54%, у второй - 57%.

По гигиеническим навыкам средний показатель успешности: у первой

группы - 77%, у второй - 72 %.

Анализ полученных результатов показал, что у обеих групп лучше всего

развиты гигиенические навыки и приема пищи. Менее высокие результаты

дети показали по навыкам раздевания и одевания.

Таким образом, по результатам исследования были выявлены навыки,

которые у детей недостаточно сформированы. Это позволило определить

дальнейшие

направления

работы

по

формированию

социально-бытовых

навыков у учащихся с ТМНР.

Список используемых источников

1.

Басилова Т.А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития:

пособие для родителей. – М.: Просвещение, 2008.

2.

Жигорева

М.В.

Дети

с

комплексными

нарушениями

в

развитии:

педагогическая помощь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.

- М.: Издательский центр «Академия», 2006.

3.

Мареева

Р.А.

Проект

программы

воспитания

и

обучения

слепоглухонемых

дошкольников

и

учащихся

подготовительного,

первого, второго классов. - М.: Сергиев Посад, 2007.

4.

Переверзева



В раздел образования