Автор: Кузнецова Венера Рустамовна
Должность: магистрант
Учебное заведение: ГАОУ ВО МГПУ
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности социально-бытовых навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития"
Раздел: среднее профессиональное
Особенности социально-бытовых навыков у детей с тяжелыми
множественными нарушениями развития
Кузнецова Венера Рустамовна
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
Московский городской педагогический университет (ГАОУ ВО МГПУ)
В
2012
году
в
нашей
стране
был
принят
Закон
об
образовании,
благодаря
которому
на
государственном
уровне
признано
право
на
образование всех детей, в том числе тех, которых ещё недавно считали
необучаемыми.
Однако
до
настоящего
времени
остро
стоит
вопрос
о
разработке
подходов
к
диагностике
и
обучению
детей тяжелыми
множественными нарушениями в развитии (ТМНР).
Оказание
коррекционной
помощи,
обучение
и
воспитание
детей
с
ТМНР – одна из самых трудных и малоизученных проблем. Исследования по
разработке
реабилитационной
и
коррекционной
помощи
таким
детям
проводились, но они касались лишь отдельных видов сложного нарушения.
Так,
вопросам
изучения
и
обучения
детей
данной
категории
посвящены
работы
отечественных
ученых
(М.Г.
Блюмина,
Л.А.
Головчиц,
И.Ю.
Левченко, В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова, М.В. Жигорева, В.Н. Чулков и
др.).
Современные технологии изучения детей c отклонениями в развитии
позволили выделить более 20 видов сложных и множественных нарушений, в
которых
могут
сочетаться
первичные
сенсорные,
двигательные,
речевые,
эмоциональные нарушения, а также сочетания этих дефектов с умственной
отсталостью разной степени (Т.А. Басилова, Т.В. Розанова, Певзнер др.).
На начальных этапах обучения детей с ТМНР формирование социально-
бытовых навыков является задачей первостепенной важности. Через навыки
самообслуживания происходит переход от манипулирования с предметами к
целенаправленным действиям, когда ребенок начинает осваивать способы
использования различных предметов.
Детям
с
ТМНР
очень
важно
помочь
овладеть
необходимыми
социально-бытовыми и гигиеническими навыками для удовлетворения своих
жизненных потребностей, чтобы быть максимально самостоятельными, с
учетом их возможностей.
Нами
было
проведено
исследование,
целью
которого
являлось
выявление особенностей социально-бытовых навыков у детей с ТМНР, что в
дальнейшем
послужит
основанием
для
составления
программы
их
формирования.
В
исследовании
приняли
участие
семь
детей
старшего
школьного
возраста.
Они
были
поделены
на
две
группы
по
степени
нарушения зрения: в первую группу вошли трое детей с ТМНР, имеющие
тотальную отслойку сетчатки глаза, т.е. слепые. Во вторую группу вошли
четверо детей с ТМНР, имеющие частичную атрофию зрительного нерва, т.е.
имеющие остаточное зрение.
Диагностика
состояния навыков
самообслуживания
у
детей
с
ТМНР
проводилась c
помощью
методики,
разработанной М.В. Переверзевой [4].
Данная методика была модифицирована нами с учетом особенностей детей.
Обработка результатов включала количественную оценку и качественный
анализ.
По навыкам приема пищи средний показатель успешности: у первой
группы - 72 %, у второй - 74%.
По навыкам раздевания средний показатель успешности: у первой группы
- 64%, у второй - 62 %.
По навыкам одевания средний показатель успешности: у первой группы -
54%, у второй - 57%.
По гигиеническим навыкам средний показатель успешности: у первой
группы - 77%, у второй - 72 %.
Анализ полученных результатов показал, что у обеих групп лучше всего
развиты гигиенические навыки и приема пищи. Менее высокие результаты
дети показали по навыкам раздевания и одевания.
Таким образом, по результатам исследования были выявлены навыки,
которые у детей недостаточно сформированы. Это позволило определить
дальнейшие
направления
работы
по
формированию
социально-бытовых
навыков у учащихся с ТМНР.
Список используемых источников
1.
Басилова Т.А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития:
пособие для родителей. – М.: Просвещение, 2008.
2.
Жигорева
М.В.
Дети
с
комплексными
нарушениями
в
развитии:
педагогическая помощь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.
- М.: Издательский центр «Академия», 2006.
3.
Мареева
Р.А.
Проект
программы
воспитания
и
обучения
слепоглухонемых
дошкольников
и
учащихся
подготовительного,
первого, второго классов. - М.: Сергиев Посад, 2007.
4.
Переверзева