Напоминание

Кружковая работа по тестопластике с детьми 2-3 лет


Автор: Валитова Наталья Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ детский сад №11
Населённый пункт: республика Башкортостан город Нефтекамск
Наименование материала: статья
Тема: Кружковая работа по тестопластике с детьми 2-3 лет
Раздел: дошкольное образование





Назад




Кружковая работа по тестопластике с детьми 2-3лет Подготовила Валитова Наталья Григорьевна
Кружковая работа – это деятельность детей, которая организуется в свободное от занятий время, обычно во второй половине дня. Я, руководитель кружка «Мукосолька». В наше время интерес к солёному тесту, как материалу для изготовления различных поделок возник сравнительно недавно. Хотя сама история соленого теста тянется из глубины веков. Из этой смеси наши предки лепили фигурки, сушили, раскрашивали. При этом фигурки из соленого теста хранились долго, и хозяева относились к ним очень уважительно. Кстати сказать, мое знакомство с тестопластикой произошло, когда я пришла работать в детский сад. Человек издавна научился готовить из муки и воды — лепить лепешки. Сейчас мы привычно покупаем хлеб в магазине. А на праздники сами печем пироги, своими руками лепим и выпекаем петушков, голубей, рыбок и украшаем их немыслимыми завитками. А произведения прикладного искусства из этого материала — совсем другое дело. Бол е е высокохудожественное. Соленое тесто – чудесный материал для работы. Пластичный, мягкий, интересный. И оно очень хорошо подходит для занятий лепкой, как в домашних условиях, так и в условиях современного детского сада. Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные фигурки и целые композиции. Творить и созидать — это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Лепить из теста — доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идет полное расслабление тела и души. Человек наполняется радостью, уходят заботы, стресс, а если он работает с любовью и желанием, то может отдохнуть и восстановить силы Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребёнка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить о том, что лепка из соленого теста способствует развитию творчества дошкольников. А также: 1. Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики; 2. Развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; 3. Синхронизирует работу обеих рук; 4. Формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
5. Развивает творчество ребенка. Приходя в кружок, дети, как ни в каком другом занятии снимают свои негативные эмоции, никакие другие виды деятельности не производят такого эффекта, как разрывание теста на кусочки, а потом создание из него чего-то нового. Также игры с тестом полезны детям с пониженным или повышенным тонусом рук, так как они нормализуют тонус. А ведь всем известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно влияет на развитие речи. Из соленого теста можно лепить всё, что угодно. Кружковая работа с детьми ведется со второй младшей группы. Малыши начинают с элементарных колбасок и колобков. Ребята постарше - более сложные предметы и даже композиции. Из солёного теста очень удобно лепить плоские предметы, например ёлочку, корзинку, колобка вырезая контур самостоятельно стекой или используя шаблон. Чтобы получить от детей желаемый результат, мы обыгрываю поделки, оживляю персонажи, читаю стихи, потешки, иногда включаю звукозапись, которая звучит на протяжении всего занятия, что способствует релаксации и поддержанию в группе спокойной атмосферы. Наличие интереса побуждает к творчеству, приносит радость. Перед началом работы мною были поставлены такие задачи: - развивать эстетическое восприятие и интерес к лепке из соленого теста; - учить сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки; - развивать технические навыки; учить передавать в лепке выразительные образы, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (в коллективных композициях); - развивать мелкую моторику пальцев рук и оптимального тонуса в них; развивать разговорную речь детей; - учить украшать, вылепленные изделия при помощи стеки; использовать дополнительные материалы (косточки, зернышки, бусинки ); Учить расписывать изделия гуашью, украшать их налепами и углубленным рельефом; -учить сохранять правильную осанку при лепке, не горбиться, не наклоняться низко над столом; сидеть свободно не напрягаясь. Данные поставленные задачи были выполнены. Даже заметен результат работы с соленым тестом – все изделия из слоеного теста мои дети используют для сюжетно-ролевых игр «Семья» и «Магазин». На занятиях я учила использовать детей такие приёмы лепки.



Используемые приемы лепки:
Разминание - надавливание руками и пальцами на кусочек пластилина или теста. Отщипывание - отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина или теста, а затем отрывают его. "Шлепанье" - энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать. Сплющивание - сжимание куска теста (пластилина) с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев. На занятиях мы использовали различные предметы. Для изготовления фигурок из солёного теста потребуется (на каждого ребенка): нож, небольшая скалка для раскатывания теста, зубочистка, чесночница для оформления «причёсок», «шерсти» животных и различных декоративных фактур. П о н а д о б я т с я т а к ж е ф о р м ы д л я п е ч е н ь я . В качестве инструментов можно использовать детали от обычной шариковой ручки, саму ручку, пробки от бутылок. Пригодятся старые фломастеры с изображениями различных цветов, сердечек или птиц на колпачке, которые можно использовать для нанесения отпечатков на изделие. Инструментами могут служить закруглённые стамески разного размера, обычные вилки, маникюрные ножницы, карманная расческа и многое другое, что найдётся под рукой. Для склеивания изделий потребуется кисточка и холодная вода. Силами родителей приобретены необходимые материалы, средства. Чтобы приготовить любую поделку, необходимо приготовить соленое тесто. Существуют разные рецепты приготовления. Технология приготовления теста заключается в следующем: в подходящей по объему посуде тщательно перемешивают муку и соль; обойный клей разводят небольшим количеством воды, взятым из основного объема; выливают в сухую смесь клеевой раствор и воду, тщательно вымешивают и тесто до тех пор, пока масса не станет однородной и эластичной. При желании можно получить цветное тесто. Для этого можно в замес добавить пищевую краску, но я использовала гуашь. И пищевые краски, и натуральные краски добавляют в уже замешанное тесто, которое после этого еще раз тщательно вымешивают. Если предполагается получить многоцветное изделие, тесто нужно разделить на соответствующие число частей и каждой части добавить нужный краситель. Раскрасить можно и готовое (высушенное) изделие, для чего используют гуашевые краски – их
цвета наиболее яркие и стойкие. Придать поделкам блеск, защитить их от влаги и выцветания, закрепить краски помогут бесцветные лаки – масляные, синтетические, водные. Лакировать изделие можно как жидкими лаками, так и густыми. После того как тесто замешано, можно приступить к его разделке. (Слайды) Объемные детали следует лепить на столе, покрытом пластиковой доской или клеенкой, плоские удобнее вырезать прямо на противне, чтобы они не деформировались при переносе, и их обратная сторона осталась гладкой и ровной. Перед началом работы нужно исключить появление пузырей между тестом и его поверхностью. Чтобы крепление деталей и элементов друг к другу, было надежным, места их соединений необходимо смачивать водой. Проще всего освоить технику лепки из соленого теста, выполняя мелкие орнаменты детали, а затем собирая из них, маленькие и большие композиции. Далее готовые изделия надо сушить. Я сушила изделия при комнатной температуре несколько дней. При сушке естественным способом (на солнце) за один день изделие просушивается на глубину не более 1 мм. Сушить поделки из соленого теста на отопительных радиаторах ни в коем случае нельзя! . Если звук звонкий – изделие готово.
ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЕНОК В РЕЗУЛЬТАТЕ РАБОТЫ КРУЖКА

НА КОНЕЦ ГОДА:
2 младшая группа: отделять от большого куска небольшие комочки раскатывать комок теста прямыми движениями; раскатывать комок теста круговыми движениями; сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца; соединять концы; сплющивать между ладонями комок теста; соединять 2-3 знакомые формы; защипывание краев формы кончиками пальцев. На занятиях по тестопластике нужно создать атмосферу взаимного доверия: независимость ребёнка в осуществлении выбора, безоценочности, принятия, безопасности, поддержки. Взрослый занимает позицию рядом, а не над. Он помогает детям осознать и выразить свою индивидуальность, соблюдая принцип трансформации когнитивного содержания в эмоциональное, гуманистический принцип и принцип развивающего обучения, ориентируется на зону ближайшего развития каждого ребёнка.
Таким образом, мы приходим к выводу, что лепка является средством развития творческих способностей и мелкой моторики ребенка. Современное общество заинтересовано в том, чтобы воспитать ребенка как гармонично развитую во всех отношениях, а главное творческую личность. Ребенок – это воплощение фантазии, творчества и воображения, и педагог является его наставником в формировании его творчества.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ


БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №11

ГОРОДСКОГО ОКРУГА г. НЕФТЕКАМСК

Выступление на ГМО

из опыта работы

кружка «Мукосолька»
Подготовила: воспитатель Валитова Н.Г. г. Нефтекамск 2013г.


В раздел образования