Напоминание

"Так ли важно научить ребенка рано читать?"


Автор: Кицена Елена Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ "Дом детского творчества"
Населённый пункт: г. Прокопьевск, Кемеровская обл.
Наименование материала: научная статья
Тема: "Так ли важно научить ребенка рано читать?"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Так ли важно научить ребенка рано читать?

Многие

взрослые

(родители,

бабушки,

дедушки)

задаваясь

вопросом

правильного

воспитания дошкольника 3-4 лет, ошибочно полагают, что научив его в этом возрасте читать,

напрямую способствуют навыкам «скорочтения» или так называемого «беглого чтения» в

начальной

школе,

также

это

сделает

его

успешным

и

интеллектуально

развитым

в

этот

возрастной период, а потому ставят этот пункт развития своего любимого чада во главу всего

дошкольного воспитания малыша.

Чтобы разобраться в этом вопросе, опираясь на неоспоримые труды великих педагогов

нашего времени, а это А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, Дейл Карнеги, К. Д. Ушинский, Г.

А. Волкова, В. И. Селиверстов, С. Н. Шаховская, Т. Б, Филичева, Л. И. Белякова и др.,

обратимся к онтогенезу развития звуковой системы языка ребенка 3- 5 лет.

При благоприятных условиях воспитания, усвоение звуковой системы языка происходит

к 4 –м годам (правильное звукопроизношение, становление интонационной стороны речи,

умение передавать интонационно вопрос, просьбу, восклицание). Дети осваивают навыки

разговорной речи, излагают свои мысли простыми и сложными предложениями и подходят к

составлению связных высказываний описательного и повествовательного типов. Однако в

речи многих детей четвертого года жизни отмечаются и др. особенности. В этом возрасте

дошкольники неверно произносят (или совсем не произносят) шипящие [ш], [ж], [ч'], [щ '],

сонорных [р], [р'],[ л], [м] звуки, некоторые звуки пропускают. Требует совершенствования

интонационная сторона речи, необходима работа над артикуляционным аппаратом ребенка и

над формированием таких элементов звуковой культуры, как темп, дикция, сила голоса.

Раскрывая далее тему своевременного, а не раннего обучения чтению детей, хотелось бы

отметить,

что

именно

логопедические

дефекты

звукопроизношения,

характерные

для

большинства дошкольников 2 мл. группы, препятствуют такому раннему обучению чтению,

ведь взрослые должны понимать, что научив складывать звуки: согл. + гласн., слоги со

стечением согласных, далее слова, фразы и связные высказывания – все это имеет смысл, если

ребенок на слух узнает данные слова, фразы, высказывания. Теперь вернемся к дефектам

произношения: если ребенок вместо «лопата» читает «опата», вместо «шарик» сам произносит

«салик», он конечно не может соотнести эти слова с необходимым визуальным рядом, в моей

практике встречаются ребята (3,5 – 4 г.), которые даже правильно прочитав и произнеся

прочитанные слова, не могут соотнести их со зрительным образом, т. к. к примеру ставят

ударение на каждом слоге, или не на тот слог, либо соединяют слово частично с началом

следующего слова. Т. е., для правильного восприятия своих произнесенных звуков, ребенку

для начала нужно избавиться от собственных звуковых дефектов. А также дошкольник 3-4 лет

должен четко понимать, что такое ударение, что такое слово и где заканчивается одно слово, и

начинается следующее. Далее, чтобы понять при прочитывании детьми связное высказывание

и даже самое простое предложение, он должен быть знаком с пунктуацией, а это начало

предложения,

обозначенное

графически

заглавной

буквой;

запятая,

обозначающая

перечисление чего-либо; окончание предложения, обозначенное на бумаге точкой.

Еще один тонкий момент, но и без него никак – все взрослые наверняка помнят самые

первые правила, которые мы учили в первом классе школы: жи-ши пиши с «И», чу-щу с «У»,

ча-ща м «а», а ведь дошкольник возраста 2 мл. группы должен быть знаком и с этим, ведь мы

настолько привыкли, что к примеру [Жи] мы произносим твердо [жы] , а ведь гласная и

смягчает согласные и должна якобы смягчать согласную [ж] (ж всегда твердая).

И, наконец, многие взрослые решили для себя, что если их ребенок уже читает, то сказки

на ночь, чтение взрослыми в минуты досуга тут же отменяется. Позвольте мне согласиться с

теми

психологами,

которые

считают

что

самостоятельное

чтение

в

этом

возрасте

воспринимается детьми негативно, а при неправильном подходе вообще, как наказание -

научился читать и сказки на ночь остались лишь приятным воспоминанием. А ведь вспомните

себя, товарищи взрослые, когда вы сами начали бегло выразительно читать и в каком возрасте

вообще наступает беглое пунктуационно верное чтение, при котором можно на слух понять

только

что

прочитанное?!

Среднестатистическому

ребенку

необходимо

несколько

лет

практиковаться в чтении, чтобы оно начало вызывать у него интерес, ведь до этого момента он

будет продолжать рвать слова на части, т. к. отделы мозга а также фонематический слух

отвечающие за понятийное осознанно-правильное чтение еще не готовы к этому.

Как определить, что физиологически ребенок готов к обучению чтению?

1) у ребенка сформировалась речь, он может говорить предложениями и составить

связный рассказ;

2) у ребенка отсутствуют логопедические нарушения. Причем здесь имеется ввиду не

только правильное произношение отдельных звуков, но и нарушения ритма и мелодики речи;

3) ребенок хорошо ориентируется в пространстве, не путаясь в понятиях верх и низ,

вправо – влево;

4) фонематический слух ребенка достаточно развит – он легко распознает звук не только

в начале слова, но и в средней его части и в конце слова.

Функциональные блоки мозга формируются последовательно. Все попытки родителей

«перепрыгнуть» какой-либо из этапов, негативно скажутся на развитии природных процессов,

которые

происходят

в

организме

ребенка

в

тот

или

иной

период.

Попросту

происходит

искажение в естественном развитии малыша. Последствия раннего обучения ребенка могут

проявиться не сразу. Тем они и чреваты. Спустя годы это может отразиться на эмоционально-

личностных отношениях с людьми. А также может вылиться в непредсказуемую форму:

заикание, тики, неврозы, в различные нарушения речи и навязчивые движения.

Не стоит доверять непроверенным изданиям, в которых говорится, что ребенка нужно

обучать

академическим

дисциплинам

с

раннего

возраста.

Такие

эксперименты

могут

негативно сказаться на эмоционально-интеллектуальном развития малыша. Обучение чтению,

письму лучше начинать ближе к шести годам.

В заключении подчеркнем еще раз: чтение совсем не обязательно для ребенка 3-5 лет.

Если ваши занятия ребенок отвергает, значит, ему еще рано заниматься несвойственной его

возрасту деятельностью. Будьте милосердны, подарите ребенку радость общения, радость

детства!

Литература

1. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. — М., 1985.

2.

Жукова

Н.

С.,Мастюкова

Е.

М.,Филичева

Т.

Б.

Преодоление

задержки

речевого

развития у дошкольников. — М., 1973.

3. Жукова Н. С. Формирование устной речи. — М., 1994.

4. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. — М., 1968.

5. Серия статей в журнале «Дефектология» за 1985— 1986 гг. Т. Б. Филичевой и Г. В.

Чиркиной.

6. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Совершенствование связной речи. — М., 1994.

7. Филичева Т. Б., Соболева А. В. Развитие речи дошкольника. — Екатеринбург, 1996.

8. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой, В.И. Селиверстова. — М., 1997.

— Ч. II. — С. 140—282.

9.

Лурия

А.

Р.

Функциональная

организация

мозга

//

Естественнонаучные

основы

психологии. — М., 1978.



В раздел образования