Автор: Кицена Елена Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ "Дом детского творчества"
Населённый пункт: г. Прокопьевск, Кемеровская обл.
Наименование материала: научная статья
Тема: "Так ли важно научить ребенка рано читать?"
Раздел: дошкольное образование
Так ли важно научить ребенка рано читать?
Многие
взрослые
(родители,
бабушки,
дедушки)
задаваясь
вопросом
правильного
воспитания дошкольника 3-4 лет, ошибочно полагают, что научив его в этом возрасте читать,
напрямую способствуют навыкам «скорочтения» или так называемого «беглого чтения» в
начальной
школе,
также
это
сделает
его
успешным
и
интеллектуально
развитым
в
этот
возрастной период, а потому ставят этот пункт развития своего любимого чада во главу всего
дошкольного воспитания малыша.
Чтобы разобраться в этом вопросе, опираясь на неоспоримые труды великих педагогов
нашего времени, а это А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, Дейл Карнеги, К. Д. Ушинский, Г.
А. Волкова, В. И. Селиверстов, С. Н. Шаховская, Т. Б, Филичева, Л. И. Белякова и др.,
обратимся к онтогенезу развития звуковой системы языка ребенка 3- 5 лет.
При благоприятных условиях воспитания, усвоение звуковой системы языка происходит
к 4 –м годам (правильное звукопроизношение, становление интонационной стороны речи,
умение передавать интонационно вопрос, просьбу, восклицание). Дети осваивают навыки
разговорной речи, излагают свои мысли простыми и сложными предложениями и подходят к
составлению связных высказываний описательного и повествовательного типов. Однако в
речи многих детей четвертого года жизни отмечаются и др. особенности. В этом возрасте
дошкольники неверно произносят (или совсем не произносят) шипящие [ш], [ж], [ч'], [щ '],
сонорных [р], [р'],[ л], [м] звуки, некоторые звуки пропускают. Требует совершенствования
интонационная сторона речи, необходима работа над артикуляционным аппаратом ребенка и
над формированием таких элементов звуковой культуры, как темп, дикция, сила голоса.
Раскрывая далее тему своевременного, а не раннего обучения чтению детей, хотелось бы
отметить,
что
именно
логопедические
дефекты
звукопроизношения,
характерные
для
большинства дошкольников 2 мл. группы, препятствуют такому раннему обучению чтению,
ведь взрослые должны понимать, что научив складывать звуки: согл. + гласн., слоги со
стечением согласных, далее слова, фразы и связные высказывания – все это имеет смысл, если
ребенок на слух узнает данные слова, фразы, высказывания. Теперь вернемся к дефектам
произношения: если ребенок вместо «лопата» читает «опата», вместо «шарик» сам произносит
«салик», он конечно не может соотнести эти слова с необходимым визуальным рядом, в моей
практике встречаются ребята (3,5 – 4 г.), которые даже правильно прочитав и произнеся
прочитанные слова, не могут соотнести их со зрительным образом, т. к. к примеру ставят
ударение на каждом слоге, или не на тот слог, либо соединяют слово частично с началом
следующего слова. Т. е., для правильного восприятия своих произнесенных звуков, ребенку
для начала нужно избавиться от собственных звуковых дефектов. А также дошкольник 3-4 лет
должен четко понимать, что такое ударение, что такое слово и где заканчивается одно слово, и
начинается следующее. Далее, чтобы понять при прочитывании детьми связное высказывание
и даже самое простое предложение, он должен быть знаком с пунктуацией, а это начало
предложения,
обозначенное
графически
заглавной
буквой;
запятая,
обозначающая
перечисление чего-либо; окончание предложения, обозначенное на бумаге точкой.
Еще один тонкий момент, но и без него никак – все взрослые наверняка помнят самые
первые правила, которые мы учили в первом классе школы: жи-ши пиши с «И», чу-щу с «У»,
ча-ща м «а», а ведь дошкольник возраста 2 мл. группы должен быть знаком и с этим, ведь мы
настолько привыкли, что к примеру [Жи] мы произносим твердо [жы] , а ведь гласная и
смягчает согласные и должна якобы смягчать согласную [ж] (ж всегда твердая).
И, наконец, многие взрослые решили для себя, что если их ребенок уже читает, то сказки
на ночь, чтение взрослыми в минуты досуга тут же отменяется. Позвольте мне согласиться с
теми
психологами,
которые
считают
что
самостоятельное
чтение
в
этом
возрасте
воспринимается детьми негативно, а при неправильном подходе вообще, как наказание -
научился читать и сказки на ночь остались лишь приятным воспоминанием. А ведь вспомните
себя, товарищи взрослые, когда вы сами начали бегло выразительно читать и в каком возрасте
вообще наступает беглое пунктуационно верное чтение, при котором можно на слух понять
только
что
прочитанное?!
Среднестатистическому
ребенку
необходимо
несколько
лет
практиковаться в чтении, чтобы оно начало вызывать у него интерес, ведь до этого момента он
будет продолжать рвать слова на части, т. к. отделы мозга а также фонематический слух
отвечающие за понятийное осознанно-правильное чтение еще не готовы к этому.
Как определить, что физиологически ребенок готов к обучению чтению?
1) у ребенка сформировалась речь, он может говорить предложениями и составить
связный рассказ;
2) у ребенка отсутствуют логопедические нарушения. Причем здесь имеется ввиду не
только правильное произношение отдельных звуков, но и нарушения ритма и мелодики речи;
3) ребенок хорошо ориентируется в пространстве, не путаясь в понятиях верх и низ,
вправо – влево;
4) фонематический слух ребенка достаточно развит – он легко распознает звук не только
в начале слова, но и в средней его части и в конце слова.
Функциональные блоки мозга формируются последовательно. Все попытки родителей
«перепрыгнуть» какой-либо из этапов, негативно скажутся на развитии природных процессов,
которые
происходят
в
организме
ребенка
в
тот
или
иной
период.
Попросту
происходит
искажение в естественном развитии малыша. Последствия раннего обучения ребенка могут
проявиться не сразу. Тем они и чреваты. Спустя годы это может отразиться на эмоционально-
личностных отношениях с людьми. А также может вылиться в непредсказуемую форму:
заикание, тики, неврозы, в различные нарушения речи и навязчивые движения.
Не стоит доверять непроверенным изданиям, в которых говорится, что ребенка нужно
обучать
академическим
дисциплинам
с
раннего
возраста.
Такие
эксперименты
могут
негативно сказаться на эмоционально-интеллектуальном развития малыша. Обучение чтению,
письму лучше начинать ближе к шести годам.
В заключении подчеркнем еще раз: чтение совсем не обязательно для ребенка 3-5 лет.
Если ваши занятия ребенок отвергает, значит, ему еще рано заниматься несвойственной его
возрасту деятельностью. Будьте милосердны, подарите ребенку радость общения, радость
детства!
Литература
1. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. — М., 1985.
2.
Жукова
Н.
С.,Мастюкова
Е.
М.,Филичева
Т.
Б.
Преодоление
задержки
речевого
развития у дошкольников. — М., 1973.
3. Жукова Н. С. Формирование устной речи. — М., 1994.
4. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. — М., 1968.
5. Серия статей в журнале «Дефектология» за 1985— 1986 гг. Т. Б. Филичевой и Г. В.
Чиркиной.
6. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Совершенствование связной речи. — М., 1994.
7. Филичева Т. Б., Соболева А. В. Развитие речи дошкольника. — Екатеринбург, 1996.
8. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой, В.И. Селиверстова. — М., 1997.
— Ч. II. — С. 140—282.
9.
Лурия
А.
Р.
Функциональная
организация
мозга
//
Естественнонаучные
основы
психологии. — М., 1978.