Напоминание

"Речевая готовность ребёнка к школе"


Автор: Найдюк Ирина Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Средняя школа № 17 имени В. С. Завойко
Населённый пункт: Петропавловск-Камчатский
Наименование материала: Советы учителя-логопеда родителям будущих первоклассников
Тема: "Речевая готовность ребёнка к школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Советы учителя-логопеда родителям будущих первоклассников

Речевая готовность ребёнка к школе

Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные уме-

ния и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основ-

ные компоненты.

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к

обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь

именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить

всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в

школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. Сегодня мы погово-

рим о том, как должны быть развиты компоненты речевой системы к моменту

поступления ребёнка в первый класс.

Родителям в первую очередь следует обратить внимание на:

• Правильное произношение всех звуков

• Умение различать звуки речи на слух

• Владение навыками звукового анализа и синтеза

• Словарный запас

• Сформированность грамматического строя речи

• Связную речь

• Речевую коммуникацию

• Мелкую моторику рук и психические процессы (память, внимание, мышле-

ние, восприятие)

Звукопроизношение и фонематический слух:

В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью

к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки на

слух и в произношении. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить

звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, иска-

жать, заменять другими.

Владение навыками звукового анализа и синтеза:

• умение выделять звук на фоне слова;

• слышать и выделять первый и последний звук в слове;

• определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);

• определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в

слове по отношению к другим;

• называть слова с заданным звуком;

• уметь составлять слова из звуков;

• дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «сло-

во», «предложение».

Без специального обучения ребёнок этими навыками овладеть не может.

Обучение звуковому анализу и синтезу проходит на логопедических занятиях

и занятиях по обучению грамоте. Формирование фонематического анализа

проходит в 3 этапа: 1 с опорой на вспомогательные средства (картинки, схе-

мы, фишки), 2 – в речевом плане (дети называют слово, определяют количе-

ство и последовательность звуков без опоры), 3 – в умственном плане (дети

определяют место звуков, их количество, последовательность, не называя

слова).

Слоговая структура слова

Ребенку 6 -7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум,

библиотекарь, баскетболист, экскаватор). Он произносит их в быстром темпе,

не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги.

Словарный запас

К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас

(около 2000 слов) В своей речи он должен активно использовать все части

речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, сино-

нимы, числительные), понимать переносное значение слов, подбирать обоб-

щающие понятия для группы предметов, знать многозначные слова.

Сформированность грамматического строя речи:

Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и

словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкатель-

ными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прила-

гательные от существительных, изменять существительные по числам, паде-

жам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать чис-

лительные и прилагательные с существительными).

Связная речь

К 7 годам ребёнок должен уметь

• пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки

• составлять рассказ по картинке

• составлять рассказ по серии картин

• отвечать на вопросы по тексту

При пересказе (рассказе) обращается внимание

- на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основ-

ную мысль),

- на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно

строить пересказ),

- на лексику (полнота и точность использования слов),

- на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использо-

вать сложные предложения).

Речевая коммуникация

- Ребёнок должен быть достаточно активен в общении,

- уметь слушать и понимать речь,

- строить общение с учетом ситуации,

- легко входить в контакт с детьми и взрослыми,

- ясно и последовательно выражать свои мысли,

- пользоваться формами речевого этикета.

Мелкая моторика рук

Хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи (пальчиковая

гимнастика, игры с прищепками, ниткография, использование шариков су-

джок и иппликатора Кузнецова, обведение и штриховка предметов, шнуровка,

нанизывание бусинок, аппликации, лепка, плетение, вырезание ножницами и

т.д.).

Психические процессы

Все психические процессы тесно взаимосвязаны. Недоразвитие хотя бы

одного психического процесса приводит к нарушению умственного развития

ребёнка в целом.

Уважаемые родители!

Если ваш ребенок имеет трудности в речевом развитии и нуждается в специ-

альной помощи, не стоит надеяться на то, что он «вырастет, и сам научиться

говорить». Необходимо обратиться к логопеду



В раздел образования