Автор: Найдюк Ирина Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Средняя школа № 17 имени В. С. Завойко
Населённый пункт: Петропавловск-Камчатский
Наименование материала: Советы учителя-логопеда родителям будущих первоклассников
Тема: "Речевая готовность ребёнка к школе"
Раздел: начальное образование
Советы учителя-логопеда родителям будущих первоклассников
Речевая готовность ребёнка к школе
Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные уме-
ния и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основ-
ные компоненты.
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к
обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь
именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить
всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в
школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. Сегодня мы погово-
рим о том, как должны быть развиты компоненты речевой системы к моменту
поступления ребёнка в первый класс.
Родителям в первую очередь следует обратить внимание на:
• Правильное произношение всех звуков
• Умение различать звуки речи на слух
• Владение навыками звукового анализа и синтеза
• Словарный запас
• Сформированность грамматического строя речи
• Связную речь
• Речевую коммуникацию
• Мелкую моторику рук и психические процессы (память, внимание, мышле-
ние, восприятие)
Звукопроизношение и фонематический слух:
В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью
к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки на
слух и в произношении. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить
звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, иска-
жать, заменять другими.
Владение навыками звукового анализа и синтеза:
• умение выделять звук на фоне слова;
• слышать и выделять первый и последний звук в слове;
• определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
• определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в
слове по отношению к другим;
• называть слова с заданным звуком;
• уметь составлять слова из звуков;
• дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «сло-
во», «предложение».
Без специального обучения ребёнок этими навыками овладеть не может.
Обучение звуковому анализу и синтезу проходит на логопедических занятиях
и занятиях по обучению грамоте. Формирование фонематического анализа
проходит в 3 этапа: 1 с опорой на вспомогательные средства (картинки, схе-
мы, фишки), 2 – в речевом плане (дети называют слово, определяют количе-
ство и последовательность звуков без опоры), 3 – в умственном плане (дети
определяют место звуков, их количество, последовательность, не называя
слова).
Слоговая структура слова
Ребенку 6 -7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум,
библиотекарь, баскетболист, экскаватор). Он произносит их в быстром темпе,
не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги.
Словарный запас
К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас
(около 2000 слов) В своей речи он должен активно использовать все части
речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, сино-
нимы, числительные), понимать переносное значение слов, подбирать обоб-
щающие понятия для группы предметов, знать многозначные слова.
Сформированность грамматического строя речи:
Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и
словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкатель-
ными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прила-
гательные от существительных, изменять существительные по числам, паде-
жам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать чис-
лительные и прилагательные с существительными).
Связная речь
К 7 годам ребёнок должен уметь
• пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки
• составлять рассказ по картинке
• составлять рассказ по серии картин
• отвечать на вопросы по тексту
При пересказе (рассказе) обращается внимание
- на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основ-
ную мысль),
- на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно
строить пересказ),
- на лексику (полнота и точность использования слов),
- на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использо-
вать сложные предложения).
Речевая коммуникация
- Ребёнок должен быть достаточно активен в общении,
- уметь слушать и понимать речь,
- строить общение с учетом ситуации,
- легко входить в контакт с детьми и взрослыми,
- ясно и последовательно выражать свои мысли,
- пользоваться формами речевого этикета.
Мелкая моторика рук
Хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи (пальчиковая
гимнастика, игры с прищепками, ниткография, использование шариков су-
джок и иппликатора Кузнецова, обведение и штриховка предметов, шнуровка,
нанизывание бусинок, аппликации, лепка, плетение, вырезание ножницами и
т.д.).
Психические процессы
Все психические процессы тесно взаимосвязаны. Недоразвитие хотя бы
одного психического процесса приводит к нарушению умственного развития
ребёнка в целом.
Уважаемые родители!
Если ваш ребенок имеет трудности в речевом развитии и нуждается в специ-
альной помощи, не стоит надеяться на то, что он «вырастет, и сам научиться
говорить». Необходимо обратиться к логопеду