Авторы: Морозова Анастасия Юрьевна, Карпенко Татьяна Васильевна
Должность: воспитатель массовой группы, воспитатель массовой группы
Учебное заведение: МАДОУ д/с 43
Населённый пункт: Калининград
Наименование материала: Статья
Тема: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье"
Раздел: дошкольное образование
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к
своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь
переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему
человечеству» Д.С. Лихачёв
Цель: патриотическое воспитание дошкольника в семье
Задачи:
*приобщение дошкольников к изучению особенностей истории своей семьи, своей деревни,
своей страны;
*развитие внимательного отношения к родным и близким;
*восприятие истории прошлых поколений, истории земляков;
*воспитание патриотических чувств к "малой" и "большой" Родине.
Дошкольный возраст - это стартовый период всех высоких человеческих начал, это -
фундамент общего развития ребенка. Сохранить «человеческое» в наших детях, заложить
нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям,
учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания
нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное
воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги
склонялись в пользу семьи, другие отдавали первенство общественным учреждениям.
Так, Я.А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает
ребенок из рук и уст матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем много
образнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Я.А. Коменскому
вторит другой педагог-гуманист И.Г. Песталоцци: «…семья - подлинный орган воспитания, она учит делом,
а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное
впечатление».
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о
том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные
институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную
деятельность.
Исходя из этого, нравственно-патриотическое воспитание включает целый комплекс
задач:
*воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице,
городу;
*формирование бережного отношения к природе и всему живому;
*воспитание уважения к труду;
*развитие интереса к национальным традициям и промыслам;
*формирование элементарных знаний о правах человека;
*расширение представлений о городах Казахстана и о своём городе;
*знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
*развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
*формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности в условиях дошкольного
учреждения: при непосредственно-образовательной деятельности, в играх, в труде, на
прогулке, в быту, воспитывая в ребенке не только патриотические чувства, но и формируя его
взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Как же приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию?
1. Расскажите, что семья и дом – это очень важные ценности в жизни каждого человека.
Расскажите о традициях своей семьи, своих близких друзей. Предложите ребенку сначала
построить дом из конструктора, деревянных кубиков. Когда дом построен, поиграйте вместе с
ребенком в «новоселье», разместите кукол, зайчиков, мишек. Посмотрите, прочно ли построен
дом, красив ли, удобен ли для жилья.
2. Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому что
маленькому ребенку трудно представить устройство большого города, историю его
возникновения, достопримечательности. Рассказывайте ребенку сначала о семье, улице
проживания, потом о детском саде, деревне, затем о городе, стране.
Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории страны, области.
Организуйте экскурсии в музей, к мемориалу «Вечный огонь», расскажите о тяжелой жизни в
военное время, отсутствии еды, и о том, как чтят память погибших.
3. Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объясните ему, что в
каждую вещь вложен труд многих людей. Постарайтесь развивать интерес к содержанию
книги. Сходите с ребенком в библиотеку и посмотрите, как там хранят книги. Игровой прием
«как в библиотеке» поможет приучить ребенка к бережному отношению к книге.
4. Воспитывайте у ребенка уважительно-бережное отношение к хлебу. Понаблюдайте за тем,
как привозят и разгружают хлеб. Расскажите, как выращивают хлеб, сколько труда в него
вложено.
5 . Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу приносит ваш труд
людям, Родине. Расскажите, что вам нравится в вашем труде.
6. Игра учит наблюдательности, помогает формировать представления об окружающем.
Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему поиграть в игру «Кто больше
заметить интересного?», «Давай рассказывать друг другу, кто больше заметит интересного на
нашей улице. Я вижу, что машины убирают улицу. А что ты видишь?». Дома предложите
ребенку нарисовать, что больше всего понравилось.
7. Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает
человека более чутким, отзывчивым. Проезжая мимо полей, сенокосов, остановитесь,
расскажите о том, что земля наша очень плодородна и даёт хорошие урожаи.
Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь
была у отцов.
III. Монтескье
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в
особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи
(дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых
подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной»,
«любовь к Отечеству», «трудовой подвиг», «бережное отношение к хлебу» и т.д. Важно
подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина
чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях
городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в
быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют
его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Таким образом, подводя итоги можно сказать, что нравственно-патриотическое воспитание
дошкольников является важнейшей частью общего воспитания молодого поколения, и вы,
уважаемые родители способны воспитать достойного Человека!
Воспитатели: Морозова Анастасия Юрьевна
Карпенко Татьяна Васильевна