Напоминание

"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье"


Авторы: Морозова Анастасия Юрьевна, Карпенко Татьяна Васильевна
Должность: воспитатель массовой группы, воспитатель массовой группы
Учебное заведение: МАДОУ д/с 43
Населённый пункт: Калининград
Наименование материала: Статья
Тема: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к

своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь

переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему

человечеству» Д.С. Лихачёв

Цель: патриотическое воспитание дошкольника в семье

Задачи:

*приобщение дошкольников к изучению особенностей истории своей семьи, своей деревни,

своей страны;

*развитие внимательного отношения к родным и близким;

*восприятие истории прошлых поколений, истории земляков;

*воспитание патриотических чувств к "малой" и "большой" Родине.

Дошкольный возраст - это стартовый период всех высоких человеческих начал, это -

фундамент общего развития ребенка. Сохранить «человеческое» в наших детях, заложить

нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям,

учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания

нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное

воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги

склонялись в пользу семьи, другие отдавали первенство общественным учреждениям.

Так, Я.А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает

ребенок из рук и уст матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем много

образнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Я.А. Коменскому

вторит другой педагог-гуманист И.Г. Песталоцци: «…семья - подлинный орган воспитания, она учит делом,

а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное

впечатление».

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о

том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные

институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную

деятельность.

Исходя из этого, нравственно-патриотическое воспитание включает целый комплекс

задач:

*воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице,

городу;

*формирование бережного отношения к природе и всему живому;

*воспитание уважения к труду;

*развитие интереса к национальным традициям и промыслам;

*формирование элементарных знаний о правах человека;

*расширение представлений о городах Казахстана и о своём городе;

*знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

*развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

*формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности в условиях дошкольного

учреждения: при непосредственно-образовательной деятельности, в играх, в труде, на

прогулке, в быту, воспитывая в ребенке не только патриотические чувства, но и формируя его

взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Как же приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию?

1. Расскажите, что семья и дом – это очень важные ценности в жизни каждого человека.

Расскажите о традициях своей семьи, своих близких друзей. Предложите ребенку сначала

построить дом из конструктора, деревянных кубиков. Когда дом построен, поиграйте вместе с

ребенком в «новоселье», разместите кукол, зайчиков, мишек. Посмотрите, прочно ли построен

дом, красив ли, удобен ли для жилья.

2. Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому что

маленькому ребенку трудно представить устройство большого города, историю его

возникновения, достопримечательности. Рассказывайте ребенку сначала о семье, улице

проживания, потом о детском саде, деревне, затем о городе, стране.

Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории страны, области.

Организуйте экскурсии в музей, к мемориалу «Вечный огонь», расскажите о тяжелой жизни в

военное время, отсутствии еды, и о том, как чтят память погибших.

3. Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объясните ему, что в

каждую вещь вложен труд многих людей. Постарайтесь развивать интерес к содержанию

книги. Сходите с ребенком в библиотеку и посмотрите, как там хранят книги. Игровой прием

«как в библиотеке» поможет приучить ребенка к бережному отношению к книге.

4. Воспитывайте у ребенка уважительно-бережное отношение к хлебу. Понаблюдайте за тем,

как привозят и разгружают хлеб. Расскажите, как выращивают хлеб, сколько труда в него

вложено.

5 . Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу приносит ваш труд

людям, Родине. Расскажите, что вам нравится в вашем труде.

6. Игра учит наблюдательности, помогает формировать представления об окружающем.

Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему поиграть в игру «Кто больше

заметить интересного?», «Давай рассказывать друг другу, кто больше заметит интересного на

нашей улице. Я вижу, что машины убирают улицу. А что ты видишь?». Дома предложите

ребенку нарисовать, что больше всего понравилось.

7. Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает

человека более чутким, отзывчивым. Проезжая мимо полей, сенокосов, остановитесь,

расскажите о том, что земля наша очень плодородна и даёт хорошие урожаи.

Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь

была у отцов.

III. Монтескье

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в

особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи

(дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых

подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной»,

«любовь к Отечеству», «трудовой подвиг», «бережное отношение к хлебу» и т.д. Важно

подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина

чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях

городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в

быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют

его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Таким образом, подводя итоги можно сказать, что нравственно-патриотическое воспитание

дошкольников является важнейшей частью общего воспитания молодого поколения, и вы,

уважаемые родители способны воспитать достойного Человека!

Воспитатели: Морозова Анастасия Юрьевна

Карпенко Татьяна Васильевна



В раздел образования