Авторы: Новосельцева Алла Анатольевна, Ворфоломеева Ольга Анатольевна
Должность: заведующая, заместитель заведующей по вмр
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №18 "Сказка"
Населённый пункт: г.о. Коломна, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Повышение качества образовательной деятельности средствами внедрения в процесс дошкольной организации технологии проектов"
Раздел: дошкольное образование
Повышение
качества
образовательной
деятельности
средствами
внедрения в процесс дошкольной организации технологии проектов
Система
дошкольного
образования
в
настоящее
время
активно
развиваться.
С
точки
зрения
П.И.
Третьякова,
мы
перешли
от
функциональной
модели
управления
дошкольным
образованием
на
проблемно-ориентированное управление, т.е. на такое управление, которое
обеспечивает развитие системы посредством прогнозирования и преодоления
проблем.
Для
этого
руководителям
системы
дошкольного
образования
и
педагогам
необходимо
знать
и
ориентироваться
в
путях
повышения
эффективности и направлениях совершенствования качества образования в
образовательных организациях разных типов и видов.
«Качество образования в дошкольной образовательной организации»
рассматривается
как
степень
соответствия
совокупности
свойств
и
результатов образования детей дошкольного возраста прогнозируемым целям
развития
на
основе
требований
и
стандартов,
потребностей
и
ожиданий
субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей).
С этой точки зрения качество образования изучается в трех аспектах:
качество
условий,
качество
процесса
образования,
качество
результатов.
Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в
мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической
теории
и
практике
дошкольных
учреждений,
совершенствования
педагогических технологий, особенно ввиду того, что сегодня ФГОС ДО
определяет требования к условиям, необходимым для создания социальной
ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста
(п. 3.2.5. ФГОС ДО).
Одним
из
этих
требований
является
обеспечение
поддержки
индивидуальности и инициативы детей через:
создание условий для свободного выбора детьми деятельности,
участников совместной деятельности;
создание
условий
для
принятия
детьми
решений,
выражения
своих чувств и мыслей;
не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и
самостоятельности
в
разных
видах
деятельности
(игровой,
исследовательской, проектной, познавательной и т.д.)
Анализ
педагогической
практики
дошкольной
образовательной
организации показывает, что перечисленные условия обеспечиваются не в
полной
мере,
а
именно,
дети
недостаточно
активно
проявляют
свою
инициативу, творчество, самостоятельность и т.д. Вместе с тем, мировая
практика
показывает,
что
использование
инновационных
педагогических
технологий
открывает
новые
возможности
воспитания
и
обучения
дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод
проектов.
Технология
проектирования
относится
к
современным
гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе
дошкольных
учреждений,
т.к.
они
дают
ребенку
возможно сть
экспериментировать,
синтезировать
полученные
знания,
развивать
творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя
ему успешно адаптироваться к школе и, в целом, позволяют, на наш взгляд,
создать условия поддержки индивидуальности и инициативы детей.
Главной
задачей
государственной
образовательной
политики
Российской
Федерации
в
условиях
модернизации
системы
образования
является обеспечение современного качества образования, в том числе и
дошкольного.
Большинство
исследователей
и
практиков
рассматривают
качество
дошкольного
образования
на
уровне
житейского
понятия,
в
общеупотребимом значении как полезность и добротность объекта.
Часть
исследователей
предпринимала
попытки
определить
объем
и
содержание данного понятия. Достаточно длительный период доминировало
мнение
о
том,
что
качество
дошкольного
образования
определяется
созданными для него условиями. Для нашего исследования важно обратиться
к пониманию качества дошкольного образования, как к степени соответствия
совокупности свойств и результатов образования детей дошкольного возраста
прогнозируемым
целям
на
основе
норм,
требований,
потребностей
и
ожидания субъектов образовательного процесса: педагогов, родителей, детей.
Система
дошкольного
образования
все
больше
воспринимается
в
общественном сознании как сфера услуг по уходу и присмотру за детьми
дошкольного возраста, их воспитанию, обучению и развитию.
Услуга – это результат непосредственного взаимодействия исполнителя
и
потребителя
и
деятельности
исполнителя
по
удовлетворению
запросов
потребителя.
Оценка
качества
процесса
развития
любой
системы
осуществляется на основе сравнения ее фактического состояния с состоянием
необходимым. Без четкого понимания, что есть необходимое состояние, к
которому система в целом и каждый ребенок в отдельности должны придти в
результате процесса развития, образовательный процесс не может быть ни
вполне целенаправленным, ни качественным.
Таким образом, качество дошкольного образования — это интеграция:
Гарантированной
реализации
минимальных
стандартов
образования,
т.е.
качества
образовательного
процесса
в
дошкольном
образовательном
учреждении, позволяющего ребенку как субъекту образовательного процесса
гарантированно достичь уровня образованности, обеспечивающего переход
на следующую образовательную ступень – начальной школы.
Способности
субъектов
образования
ставить
цели
в
различных
контекстах и достигать их:
качества полноценного, возрастосообразного развития ребенка,
сохранения его здоровья;
качества
профессионально-личностных
достижений
педагогов
дошкольного образовательного учреждения;
качества управления системой дошкольного образования;
способности
отвечать
требованиям
и
ожиданиям
основных
и
косвенных
потребителей
и
заинтересованных
сторон,
т.е.
к ач е с т в а
р е з ул ьт а т о в
д о ш ко л ь н о г о
о б р а з о в а н и я ,
удовлетворяющего
ожиданиям
и
запросам
потребителей
(в
первую
очередь
–
родителей)
и
с о о т в е т с т ву ю щ е го
государственным нормативам.
стремления к совершенствованию, т.е. стремления не только к
реальному,
но
и
к
потенциальному
качеству
образования
в
дошкольном образовательном учреждении.
Следовательно, качество дошкольного образования – обобщенная мера
эффективности
деятельности
дошкольного
образовательного
учреждения,
проявляющаяся в гарантировании уровня предоставляемых образовательных
услуг,
который
удовлетворяет
ожидания
и
запросы
потребителей
и
соответствует государственным нормативам. От чего же зависит качество
ДОУ?
1.
От качества работы воспитателя
2.
От отношений, которые сложились в коллективе
3.
От условий, которые создает руководитель для творческого поиска
новых методов и форм работы с детьми
4.
От
объективной
оценки
результатов
деятельности
каждого
сотрудника.
Мы
согласны
с
мнением
О.А.
Сафоновой
о
том,
что
качество
образования
–
это
объект
мониторинга
в
дошкольной
организации,
предстающий в виде четырех блоков: качество образовательного процесса
(элементами которого являются содержание, организация, дети, педагоги,
взаимодействие педагогов и детей); качество ресурсообеспечения (ресурсы и
условия, необходимые для образовательного процесса); качество управления;
качество
результатов
работы
образовательной
системы
в
дошкольной
организации.
Следовательно,
качество
дошкольного
образования
в
организации - это управляемый процесс, это результат деятельности всего
педагогического коллектива.
В связи с этим, качество образования в дошкольной организации – это
результат
деятельности
коллектива,
который
определяется
следующими
позициями:
–
как
ребенок
в
организации
реализует
свое
право
на
индивидуальное развитие в соответствии с возрастными возможностями и
способностями; – как организован педагогический процесс в детском саду
(режим, выбор программ и технологий, обеспеченность пособиями, система
повышения
профессионального
роста
педагогов
через
разные
формы
методической
работы,
и
т.д.);
–
какие
условия
созданы
в
дошкольной
образовательной организации (образовательная среда, ориентированная на
самоценность
дошкольного
детства;
положительный
микроклимат
в
коллективе;
система
стимулирования
качественной
работы,
творческая
направленность
деятельности
коллектива
ДОО
и
его
руководителя;
ориентация
на
образовательные
потребности
и
запросы
семьи;
систематическое
коллективное
обсуждение
состояния
образовательного
процесса и принятия грамотных управленческих решений и т.д.) Как показал
анализ
литературы,
существуют
различные
подходы
к
определению
совокупности показателей качества дошкольного образования в ДОО. Мы
предлагаем всю совокупность подходов к выделению параметров оценки
свести к следующим пяти блокам:
1.
Образовательная деятельность;
2.
Развивающая среда;
3.
Психологический комфорт ребенка;
4.
Здоровьесберегающая деятельность;
5.
Удовлетворение потребности семьи.
Современная концепция ФГОС, в которой образовательный стандарт
понимается как общественный договор, ориентирована на учёт интересов и
пот ребно стей
ребёнка,
его
с емьи,
обще ства
и
г о с уд а р с т в а .
Системообразующим
компонентом
ФГОС
выступают
требования
к
результатам освоения ООП, потому что именно результаты образования, во-
первых,
представляют
собой
конкретное
описание
достигнутых
целей
образовательной деятельности, а во-вторых, являются главным предметом
договора
между
личностью,
обществом
и
государством.
Система
оценки
качества
образования
призвана
обеспечить
единство
требований
к
подготовленности
воспитанников,
объективность
оценки
их
достижений,
преемственность между дошкольным образованием и начальной школой. К
тому
же
наличие
единого
подхода
к
пониманию
качества
дошкольного
образования
позволит
обеспечить
согласованность
деятельности
всех
субъектов
системы
образования.
Всё
это,
в
конечном
счёте,
будет
способствовать
реализации
права
граждан
на
получение
качественного
дошкольного
образования.
На
основании
вышеизложенного,
мы
сформулировали следующие основополагающие уровни проявления качества
дошкольного образования: предоставление родителям возможности выбора
для своего ребенка индивидуально-образовательного маршрута, обеспечение
социальной
защиты
дошкольника
от
некомпетентных
педагогических
воздействий; предоставление родителям гарантий, что к концу дошкольного
детства их ребенок получит необходимый уровень подготовки для успешного
обучения
в
начальной
школе.
Важным
аспектом
качества
образования
является
образовательный
процесс,
который
имеет
свои
специфические
рычаги
управления.
Прежде
всего,
образовательный
процесс
должен
осуществляться в условиях развивающего взаимодействия между педагогами,
детьми и родителями. Оптимизация данного процесса может касаться либо
изменения условий протекания общения, либо системы форм и способов его
реализации.
Второй
путь
управления
качеством
образовательного
процесса
предполагает воздействие на его компоненты (И.П. Подласый) – целевой,
содержательный,
деятельностный,
результативный.
Это
значит,
что
повышение
эффективности
проводимых
мероприятий
будет
зависеть
от
качества
воспитательно-образовательной
работы
взрослых
(педагогов
и
родителей)
и
собственной
деятельности
ребенка
на
каждом
этапе
образовательного
проце сса.
Третий
путь
с о в е р ш е н с т в о ва н и я
образовательного процесса в ДОО, предполагает формирование связей между
информационным,
коммуникативным
и
организационно-деятельностным
компонентами
педагогической
системы.
Основой
совершенствования
системы
управления
качеством
образовательного
процесса
в
ДОО
здесь
в ы с ту п а ют
ед и н с т во
ком п о н е н то в ,
ц е л о с т н о с т ь
и
г и б ко с т ь
функционирования
системы
воспитательно-образовательной
или
коррекционно-развивающей работы в ДОО. Проектная деятельность в ДОО.
Сегодня
государством
поставлена
задача,
подготовить
совершенно
новое
поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая
ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник
детского сада, какими качествами он должен обладать. Становление новой
системы
образования,
ориентированной
на
вхождение
в
мировое
пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и
практике
дошкольных
учреждений,
совершенствования
педагогических
технологий.
Использование
инновационных
педагогических
технологий
открывает
новые
возможности
воспитания
и
обучения
дошкольников,
и
одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология
проектирования
относится
к
современным
гуманитарным
технологиям,
которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.
Мы
считаем
этот
метод
очень
эффективным,
т.к.
он
дает
ребенку
возможность
экспериментировать,
синтезировать
полученные
знания,
развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым
позволяя ему успешно адаптироваться к школе. Метод проектов интересен и
полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он дает возможность
сконцентрировать
материал
по
определённой
теме,
повысить
уровень
собственной
компетентности
по
проблеме,
вывести
на
новый
уровень
взаимоотношения
с
родителями,
ощутить
себя
действительно
партнером
детей
в
решении
исследовательских
задач,
сделать
процесс
познания
не
скучным
и
чрезмерно
назидательным.
Метод
проектов
естественно
и
гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада. Именно
проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с
реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь
в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей,
научить
работать
в
коллективе,
сотрудничать,
планировать
свою
работу.
Каждый
ребёнок
сможет
проявить
себя,
почувствовать
себя
нужным,
а
значит,
появится
уверенность
в
своих
силах.
Метод
проектов
–
это
педагогическая
технология,
стержнем
которой
является
самостоятельная
деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в
процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые
знания в реальные продукты. Применительно к детскому саду проект – это
специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый
воспитанниками
комплекс
действий,
направленных
на
разрешение
проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.
Суть
«метода
проектов»
в
образовании
состоит
в
такой
организации
образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и
умения,
опыт
творческой
деятельности,
эмоционально-ценностного
отношения
к
действительности
в
процессе
планирования
и
выполнения
постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, имеющих не
только познавательную, но и прагматичную ценность.
Преимущества
проектного
метода:
является
одним
из
методов
развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных
навыков
детей,
умение
самостоятельно
конструировать
свои
знания,
ориентироваться
в
информационном
пространстве;
повышает
качество
образовательного процесса, позволяя решать разноплановые задачи; служит
развитию критического и творческого мышления. способствует повышению
компетентности
педагогов.
способствует
приобщению
родителей
воспитанников к деятельности ДОО. Мы считаем, что использование на
практике
технологии
проектной
деятельности
позволит
нам,
решая
многочисленные
задачи
организации
педагогического
процесса,
достичь
нового
качества
деятельности
дошкольной
образовательной
организации.
Про ектная
деятельно сть
—
сложноорганизованный
п р о ц е с с ,
предполагающий системные преобразования всего педагогического процесса
в дошкольной образовательной организации. Проектный метод в детском
саду проходит через все виды детской и педагогической деятельности в
учреждении.
Он
побуждает
педагогов
повышать
свой
профессионально-
творческий
уровень,
что,
несомненно,
сказывается
на
каче стве
образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех
специалистов
ДОО,
родителей
воспитанников
и
организации
социума.
Формирует
у
дошкольников
умение
планировать
и
самостоятельность
в
решении поставленной проблемы, способствует развитию познавательной и
творческой активности. Работая в инновационном режиме, мы используем
педагогическое
проектирование,
которое
рассматривается
как
система
планируемых и реализуемых действий, а также характеристика условий и
средств достижения поставленных целей и задач. Как показала практика,
внедрение
и
реализации
метода
проектов
расширяет
образовательное
пространство,
придает
ему
новые
формы,
дает
возможность
развития
творческого,
познавательного
мышления
ребенка,
закладывает
позиции
самостоятельности,
активности,
инициативности
в
поиске
ответов
на
вопросы,
систематизирует
информацию,
и
позволяет
использовать
полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности.
К тому же технологии проектирования позволяют изменить стиль работы с
детьми: повысить детскую самостоятельность, любознательность, развивать
у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации,
становится увереннее в своих силах, помочь ребенку успешно адаптироваться
к изменяющейся ситуации социального развития, вовлечь родителей и других
членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения. Реализуя
проектную деятельность, мы изучили множество рекомендаций, матриц и
методик
разработки
педагогического
проекта,
которые
имели
рекомендательный
характер.
Вариативность
подходов
проектной
деятельности позволили сделать нам вывод о том, что проектирование – это
творчество
педагога
при
обязательном
выполнении
алгоритма
поэтапной
работы.
Основной
целью
этой
многоплановой,
педагогической
работы
является переход к внедрению новых ФГОС, а с ними и новых компетенций,
технологий.
Мы
понимаем,
что
проектная
деятельность
–
это
тот
вид
педагогической работы, который и будет востребован в связи с реализацией
федеральных
государственных
образовательных
стандартов
в
практику
работу дошкольных образовательных учреждений. В этой связи основными
предполагаемыми результатами внедрения системы технологий проектной
деятельности в образовательный процесс ДОО должны стать: - обеспечение
условий осуществления поддержки индивидуальности и инициативы детей; -
обе спечение
условий
по строения
развивающего
о б р а з о ва н и я ,
ориентированного
на
зону
ближайшего
развития
каждого
ребенка;
-
обеспечение
условий
осуществления
взаимодействия
с
родителями
(законными представителями) по вопросам образования ребенка; - разработка
системы
технологий
проектной
деятельности.
-
разработка
авторских
проектов для детей дошкольного возраста. - организация внедрение системы
технологии проектной деятельности в образовательный процесс, апробация
механизмов управления ею в ДОО - выработка рекомендаций по организации
проектной
деятельности
в
ДОО,
в
которой
задействовано
максимальное
количество детей, педагогов и родителей.
Список литературы
1.
Атемаскина
Ю.В.
Проектная
деятельность
педагога:
сущность
и
технология// Детский сад от А до Я. 2008. - № 3. С. 6.
2.
Дьюи, Джон. От ребенка - к миру, от мира - к ребенку. - М. : Карапуз,
2009.
3.
Киселева
Л.С.,
Данилина
Т.А.,
Лагода
Т.С.
Проектный
метод
в
деятельности дошкольного учреждения - М.: АРКТИ, 2005
4.
Проектная деятельность в ДОУ. Проект – это игра всерьез. - М.:
«Наша новая школа». – 2010. – С. 5-28.
5.
Кривомлина
О.
В.
Повышение
качества
образовательной
деятельности
средствами
внедрения
в
процесс
дошкольной
организации
технологии
проектов
//
Научно-методический
электронный журнал «Концепт». – 2016.