Напоминание

"Повышение качества образовательной деятельности средствами внедрения в процесс дошкольной организации технологии проектов"


Авторы: Новосельцева Алла Анатольевна, Ворфоломеева Ольга Анатольевна
Должность: заведующая, заместитель заведующей по вмр
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №18 "Сказка"
Населённый пункт: г.о. Коломна, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Повышение качества образовательной деятельности средствами внедрения в процесс дошкольной организации технологии проектов"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Повышение

качества

образовательной

деятельности

средствами

внедрения в процесс дошкольной организации технологии проектов

Система

дошкольного

образования

в

настоящее

время

активно

развиваться.

С

точки

зрения

П.И.

Третьякова,

мы

перешли

от

функциональной

модели

управления

дошкольным

образованием

на

проблемно-ориентированное управление, т.е. на такое управление, которое

обеспечивает развитие системы посредством прогнозирования и преодоления

проблем.

Для

этого

руководителям

системы

дошкольного

образования

и

педагогам

необходимо

знать

и

ориентироваться

в

путях

повышения

эффективности и направлениях совершенствования качества образования в

образовательных организациях разных типов и видов.

«Качество образования в дошкольной образовательной организации»

рассматривается

как

степень

соответствия

совокупности

свойств

и

результатов образования детей дошкольного возраста прогнозируемым целям

развития

на

основе

требований

и

стандартов,

потребностей

и

ожиданий

субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей).

С этой точки зрения качество образования изучается в трех аспектах:

качество

условий,

качество

процесса

образования,

качество

результатов.

Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в

мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической

теории

и

практике

дошкольных

учреждений,

совершенствования

педагогических технологий, особенно ввиду того, что сегодня ФГОС ДО

определяет требования к условиям, необходимым для создания социальной

ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста

(п. 3.2.5. ФГОС ДО).

Одним

из

этих

требований

является

обеспечение

поддержки

индивидуальности и инициативы детей через:

создание условий для свободного выбора детьми деятельности,

участников совместной деятельности;

создание

условий

для

принятия

детьми

решений,

выражения

своих чувств и мыслей;

не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и

самостоятельности

в

разных

видах

деятельности

(игровой,

исследовательской, проектной, познавательной и т.д.)

Анализ

педагогической

практики

дошкольной

образовательной

организации показывает, что перечисленные условия обеспечиваются не в

полной

мере,

а

именно,

дети

недостаточно

активно

проявляют

свою

инициативу, творчество, самостоятельность и т.д. Вместе с тем, мировая

практика

показывает,

что

использование

инновационных

педагогических

технологий

открывает

новые

возможности

воспитания

и

обучения

дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод

проектов.

Технология

проектирования

относится

к

современным

гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе

дошкольных

учреждений,

т.к.

они

дают

ребенку

возможно сть

экспериментировать,

синтезировать

полученные

знания,

развивать

творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя

ему успешно адаптироваться к школе и, в целом, позволяют, на наш взгляд,

создать условия поддержки индивидуальности и инициативы детей.

Главной

задачей

государственной

образовательной

политики

Российской

Федерации

в

условиях

модернизации

системы

образования

является обеспечение современного качества образования, в том числе и

дошкольного.

Большинство

исследователей

и

практиков

рассматривают

качество

дошкольного

образования

на

уровне

житейского

понятия,

в

общеупотребимом значении как полезность и добротность объекта.

Часть

исследователей

предпринимала

попытки

определить

объем

и

содержание данного понятия. Достаточно длительный период доминировало

мнение

о

том,

что

качество

дошкольного

образования

определяется

созданными для него условиями. Для нашего исследования важно обратиться

к пониманию качества дошкольного образования, как к степени соответствия

совокупности свойств и результатов образования детей дошкольного возраста

прогнозируемым

целям

на

основе

норм,

требований,

потребностей

и

ожидания субъектов образовательного процесса: педагогов, родителей, детей.

Система

дошкольного

образования

все

больше

воспринимается

в

общественном сознании как сфера услуг по уходу и присмотру за детьми

дошкольного возраста, их воспитанию, обучению и развитию.

Услуга – это результат непосредственного взаимодействия исполнителя

и

потребителя

и

деятельности

исполнителя

по

удовлетворению

запросов

потребителя.

Оценка

качества

процесса

развития

любой

системы

осуществляется на основе сравнения ее фактического состояния с состоянием

необходимым. Без четкого понимания, что есть необходимое состояние, к

которому система в целом и каждый ребенок в отдельности должны придти в

результате процесса развития, образовательный процесс не может быть ни

вполне целенаправленным, ни качественным.

Таким образом, качество дошкольного образования — это интеграция:

Гарантированной

реализации

минимальных

стандартов

образования,

т.е.

качества

образовательного

процесса

в

дошкольном

образовательном

учреждении, позволяющего ребенку как субъекту образовательного процесса

гарантированно достичь уровня образованности, обеспечивающего переход

на следующую образовательную ступень – начальной школы.

Способности

субъектов

образования

ставить

цели

в

различных

контекстах и достигать их:

качества полноценного, возрастосообразного развития ребенка,

сохранения его здоровья;

качества

профессионально-личностных

достижений

педагогов

дошкольного образовательного учреждения;

качества управления системой дошкольного образования;

способности

отвечать

требованиям

и

ожиданиям

основных

и

косвенных

потребителей

и

заинтересованных

сторон,

т.е.

к ач е с т в а

р е з ул ьт а т о в

д о ш ко л ь н о г о

о б р а з о в а н и я ,

удовлетворяющего

ожиданиям

и

запросам

потребителей

первую

очередь

родителей)

и

с о о т в е т с т ву ю щ е го

государственным нормативам.

стремления к совершенствованию, т.е. стремления не только к

реальному,

но

и

к

потенциальному

качеству

образования

в

дошкольном образовательном учреждении.

Следовательно, качество дошкольного образования – обобщенная мера

эффективности

деятельности

дошкольного

образовательного

учреждения,

проявляющаяся в гарантировании уровня предоставляемых образовательных

услуг,

который

удовлетворяет

ожидания

и

запросы

потребителей

и

соответствует государственным нормативам. От чего же зависит качество

ДОУ?

1.

От качества работы воспитателя

2.

От отношений, которые сложились в коллективе

3.

От условий, которые создает руководитель для творческого поиска

новых методов и форм работы с детьми

4.

От

объективной

оценки

результатов

деятельности

каждого

сотрудника.

Мы

согласны

с

мнением

О.А.

Сафоновой

о

том,

что

качество

образования

это

объект

мониторинга

в

дошкольной

организации,

предстающий в виде четырех блоков: качество образовательного процесса

(элементами которого являются содержание, организация, дети, педагоги,

взаимодействие педагогов и детей); качество ресурсообеспечения (ресурсы и

условия, необходимые для образовательного процесса); качество управления;

качество

результатов

работы

образовательной

системы

в

дошкольной

организации.

Следовательно,

качество

дошкольного

образования

в

организации - это управляемый процесс, это результат деятельности всего

педагогического коллектива.

В связи с этим, качество образования в дошкольной организации – это

результат

деятельности

коллектива,

который

определяется

следующими

позициями:

как

ребенок

в

организации

реализует

свое

право

на

индивидуальное развитие в соответствии с возрастными возможностями и

способностями; – как организован педагогический процесс в детском саду

(режим, выбор программ и технологий, обеспеченность пособиями, система

повышения

профессионального

роста

педагогов

через

разные

формы

методической

работы,

и

т.д.);

какие

условия

созданы

в

дошкольной

образовательной организации (образовательная среда, ориентированная на

самоценность

дошкольного

детства;

положительный

микроклимат

в

коллективе;

система

стимулирования

качественной

работы,

творческая

направленность

деятельности

коллектива

ДОО

и

его

руководителя;

ориентация

на

образовательные

потребности

и

запросы

семьи;

систематическое

коллективное

обсуждение

состояния

образовательного

процесса и принятия грамотных управленческих решений и т.д.) Как показал

анализ

литературы,

существуют

различные

подходы

к

определению

совокупности показателей качества дошкольного образования в ДОО. Мы

предлагаем всю совокупность подходов к выделению параметров оценки

свести к следующим пяти блокам:

1.

Образовательная деятельность;

2.

Развивающая среда;

3.

Психологический комфорт ребенка;

4.

Здоровьесберегающая деятельность;

5.

Удовлетворение потребности семьи.

Современная концепция ФГОС, в которой образовательный стандарт

понимается как общественный договор, ориентирована на учёт интересов и

пот ребно стей

ребёнка,

его

с емьи,

обще ства

и

г о с уд а р с т в а .

Системообразующим

компонентом

ФГОС

выступают

требования

к

результатам освоения ООП, потому что именно результаты образования, во-

первых,

представляют

собой

конкретное

описание

достигнутых

целей

образовательной деятельности, а во-вторых, являются главным предметом

договора

между

личностью,

обществом

и

государством.

Система

оценки

качества

образования

призвана

обеспечить

единство

требований

к

подготовленности

воспитанников,

объективность

оценки

их

достижений,

преемственность между дошкольным образованием и начальной школой. К

тому

же

наличие

единого

подхода

к

пониманию

качества

дошкольного

образования

позволит

обеспечить

согласованность

деятельности

всех

субъектов

системы

образования.

Всё

это,

в

конечном

счёте,

будет

способствовать

реализации

права

граждан

на

получение

качественного

дошкольного

образования.

На

основании

вышеизложенного,

мы

сформулировали следующие основополагающие уровни проявления качества

дошкольного образования: предоставление родителям возможности выбора

для своего ребенка индивидуально-образовательного маршрута, обеспечение

социальной

защиты

дошкольника

от

некомпетентных

педагогических

воздействий; предоставление родителям гарантий, что к концу дошкольного

детства их ребенок получит необходимый уровень подготовки для успешного

обучения

в

начальной

школе.

Важным

аспектом

качества

образования

является

образовательный

процесс,

который

имеет

свои

специфические

рычаги

управления.

Прежде

всего,

образовательный

процесс

должен

осуществляться в условиях развивающего взаимодействия между педагогами,

детьми и родителями. Оптимизация данного процесса может касаться либо

изменения условий протекания общения, либо системы форм и способов его

реализации.

Второй

путь

управления

качеством

образовательного

процесса

предполагает воздействие на его компоненты (И.П. Подласый) – целевой,

содержательный,

деятельностный,

результативный.

Это

значит,

что

повышение

эффективности

проводимых

мероприятий

будет

зависеть

от

качества

воспитательно-образовательной

работы

взрослых

(педагогов

и

родителей)

и

собственной

деятельности

ребенка

на

каждом

этапе

образовательного

проце сса.

Третий

путь

с о в е р ш е н с т в о ва н и я

образовательного процесса в ДОО, предполагает формирование связей между

информационным,

коммуникативным

и

организационно-деятельностным

компонентами

педагогической

системы.

Основой

совершенствования

системы

управления

качеством

образовательного

процесса

в

ДОО

здесь

в ы с ту п а ют

ед и н с т во

ком п о н е н то в ,

ц е л о с т н о с т ь

и

г и б ко с т ь

функционирования

системы

воспитательно-образовательной

или

коррекционно-развивающей работы в ДОО. Проектная деятельность в ДОО.

Сегодня

государством

поставлена

задача,

подготовить

совершенно

новое

поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая

ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник

детского сада, какими качествами он должен обладать. Становление новой

системы

образования,

ориентированной

на

вхождение

в

мировое

пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и

практике

дошкольных

учреждений,

совершенствования

педагогических

технологий.

Использование

инновационных

педагогических

технологий

открывает

новые

возможности

воспитания

и

обучения

дошкольников,

и

одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология

проектирования

относится

к

современным

гуманитарным

технологиям,

которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

Мы

считаем

этот

метод

очень

эффективным,

т.к.

он

дает

ребенку

возможность

экспериментировать,

синтезировать

полученные

знания,

развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым

позволяя ему успешно адаптироваться к школе. Метод проектов интересен и

полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он дает возможность

сконцентрировать

материал

по

определённой

теме,

повысить

уровень

собственной

компетентности

по

проблеме,

вывести

на

новый

уровень

взаимоотношения

с

родителями,

ощутить

себя

действительно

партнером

детей

в

решении

исследовательских

задач,

сделать

процесс

познания

не

скучным

и

чрезмерно

назидательным.

Метод

проектов

естественно

и

гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада. Именно

проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с

реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь

в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей,

научить

работать

в

коллективе,

сотрудничать,

планировать

свою

работу.

Каждый

ребёнок

сможет

проявить

себя,

почувствовать

себя

нужным,

а

значит,

появится

уверенность

в

своих

силах.

Метод

проектов

это

педагогическая

технология,

стержнем

которой

является

самостоятельная

деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в

процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые

знания в реальные продукты. Применительно к детскому саду проект – это

специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый

воспитанниками

комплекс

действий,

направленных

на

разрешение

проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.

Суть

«метода

проектов»

в

образовании

состоит

в

такой

организации

образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и

умения,

опыт

творческой

деятельности,

эмоционально-ценностного

отношения

к

действительности

в

процессе

планирования

и

выполнения

постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, имеющих не

только познавательную, но и прагматичную ценность.

Преимущества

проектного

метода:

является

одним

из

методов

развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных

навыков

детей,

умение

самостоятельно

конструировать

свои

знания,

ориентироваться

в

информационном

пространстве;

повышает

качество

образовательного процесса, позволяя решать разноплановые задачи; служит

развитию критического и творческого мышления. способствует повышению

компетентности

педагогов.

способствует

приобщению

родителей

воспитанников к деятельности ДОО. Мы считаем, что использование на

практике

технологии

проектной

деятельности

позволит

нам,

решая

многочисленные

задачи

организации

педагогического

процесса,

достичь

нового

качества

деятельности

дошкольной

образовательной

организации.

Про ектная

деятельно сть

сложноорганизованный

п р о ц е с с ,

предполагающий системные преобразования всего педагогического процесса

в дошкольной образовательной организации. Проектный метод в детском

саду проходит через все виды детской и педагогической деятельности в

учреждении.

Он

побуждает

педагогов

повышать

свой

профессионально-

творческий

уровень,

что,

несомненно,

сказывается

на

каче стве

образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех

специалистов

ДОО,

родителей

воспитанников

и

организации

социума.

Формирует

у

дошкольников

умение

планировать

и

самостоятельность

в

решении поставленной проблемы, способствует развитию познавательной и

творческой активности. Работая в инновационном режиме, мы используем

педагогическое

проектирование,

которое

рассматривается

как

система

планируемых и реализуемых действий, а также характеристика условий и

средств достижения поставленных целей и задач. Как показала практика,

внедрение

и

реализации

метода

проектов

расширяет

образовательное

пространство,

придает

ему

новые

формы,

дает

возможность

развития

творческого,

познавательного

мышления

ребенка,

закладывает

позиции

самостоятельности,

активности,

инициативности

в

поиске

ответов

на

вопросы,

систематизирует

информацию,

и

позволяет

использовать

полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности.

К тому же технологии проектирования позволяют изменить стиль работы с

детьми: повысить детскую самостоятельность, любознательность, развивать

у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации,

становится увереннее в своих силах, помочь ребенку успешно адаптироваться

к изменяющейся ситуации социального развития, вовлечь родителей и других

членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения. Реализуя

проектную деятельность, мы изучили множество рекомендаций, матриц и

методик

разработки

педагогического

проекта,

которые

имели

рекомендательный

характер.

Вариативность

подходов

проектной

деятельности позволили сделать нам вывод о том, что проектирование – это

творчество

педагога

при

обязательном

выполнении

алгоритма

поэтапной

работы.

Основной

целью

этой

многоплановой,

педагогической

работы

является переход к внедрению новых ФГОС, а с ними и новых компетенций,

технологий.

Мы

понимаем,

что

проектная

деятельность

это

тот

вид

педагогической работы, который и будет востребован в связи с реализацией

федеральных

государственных

образовательных

стандартов

в

практику

работу дошкольных образовательных учреждений. В этой связи основными

предполагаемыми результатами внедрения системы технологий проектной

деятельности в образовательный процесс ДОО должны стать: - обеспечение

условий осуществления поддержки индивидуальности и инициативы детей; -

обе спечение

условий

по строения

развивающего

о б р а з о ва н и я ,

ориентированного

на

зону

ближайшего

развития

каждого

ребенка;

-

обеспечение

условий

осуществления

взаимодействия

с

родителями

(законными представителями) по вопросам образования ребенка; - разработка

системы

технологий

проектной

деятельности.

-

разработка

авторских

проектов для детей дошкольного возраста. - организация внедрение системы

технологии проектной деятельности в образовательный процесс, апробация

механизмов управления ею в ДОО - выработка рекомендаций по организации

проектной

деятельности

в

ДОО,

в

которой

задействовано

максимальное

количество детей, педагогов и родителей.

Список литературы

1.

Атемаскина

Ю.В.

Проектная

деятельность

педагога:

сущность

и

технология// Детский сад от А до Я. 2008. - № 3. С. 6.

2.

Дьюи, Джон. От ребенка - к миру, от мира - к ребенку. - М. : Карапуз,

2009.

3.

Киселева

Л.С.,

Данилина

Т.А.,

Лагода

Т.С.

Проектный

метод

в

деятельности дошкольного учреждения - М.: АРКТИ, 2005

4.

Проектная деятельность в ДОУ. Проект – это игра всерьез. - М.:

«Наша новая школа». – 2010. – С. 5-28.

5.

Кривомлина

О.

В.

Повышение

качества

образовательной

деятельности

средствами

внедрения

в

процесс

дошкольной

организации

технологии

проектов

//

Научно-методический

электронный журнал «Концепт». – 2016.



В раздел образования