Напоминание

"Логопедическая ритмика и ее влияние на развитие детей дошкольного возраста."


Автор: Шмелькова Анастасия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: " МАДОУ № 20 детский сад комбинированного вида
Населённый пункт: Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: "Логопедическая ритмика и ее влияние на развитие детей дошкольного возраста."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Логопедическая ритмика и ее влияние на развитие детей дошкольного

возраста.

Своевременное

овладение

правильной,

чистой

речью

способствует

формированию

у

ребенка

уверенности

в

себе,

развитию

его

мышления,

коммуникативных

качеств.

Речь

не

врожденная

способность,

она

формируется

постепенно.

К

5

годам

ребенок

должен

овладеть

четким

произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в

силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата,

функциональной

незрелости

речевых

зон

головного

мозга,

не

сформированности

произвольных

движений

и

т.д.

Сами

собой

дефекты

звукопроизношения

не

исправляются.

Но

при

благоприятных

условиях

обучения детей способны к самокоррекции.

Основополагающий принцип

проведения занятий – взаимосвязь речи,

музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим

началом на логоритмических занятиях. Впервые методические рекомендации

по их проведению были разработаны В.А. Гринер, которая отмечала, что «

музыкальный

ритм

как

организующий

момент,

лежит

в

основе

метода».

Музыка используется для упорядочения темпа и характера движения ребенка,

развития

методико-

интонационных

характеристик

голоса

и

умения

координировать пение, речь, движение.

Логоритмические

занятия составлены с опорой на лексические темы.

Многократное

повторение

изучаемого

материала

способствует

выработке

двигательных, слуховых, речевых навыков. Содержание занятий изменяется

по мере поэтапного усвоения речевого материала. Построение их в форме

спектаклей,

сказок,

игр

создает

доброжелательную,

эмоционально-

насыщенную

атмосферу

совместного

творчества

детей

и

взрослых

пробуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе,

поддерживает

положительное

эмоциональное

состояние

д ет ей,

познавательный

интерес

и

внимание,

активизирует

речь.

Сюжетно-

тематическая

организация

занятия

наиболее

соответствует

детским

психофизическим

данным

,

так

как

в

игре

максимально

реализуются

возможности

детей

координировать

свои

движения.

В

результате

знания

лучше усваиваются.

Логоритмические занятия направлены на развитие всех компонентов речи,

слуховой функции, речевой функциональной системы, двигательной сферы,

ручной

и

артикуляционной

моторики,

памяти,

внимания,

познавательных

процессов,

творческих

способностей

детей,

воспитывают

нравственно-

эстетические и этические чувства.

Логоритмическое занятие включает следующие элементы:

-логопедическую гимнастику, упражнения для укрепления мышц органов

артикуляционного аппарата;

-чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;

- пальчиковую гимнастику для развития тонких движений пальцев рук;

-упражнения

на

развитие

общей

моторики,

соответсвующие

возрастным

особенностям

детей,

для

мышечно-двигательного

и

координационного

тренинга;

-фонопедические

упражнения

по

методу

В.В.Емельянова

для

укрепления

гортани и привития навыков речевого дыхания;

-вокально-артикуляционные упражнения для развития евчиских данных и

дыхания;

-песни и стихи, сопровождаемые движений рук, для развития плавности и

выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного

тренинга;

-музыкальные

игры,

способствующие

развитию

речи,

внимания,

умению

ориентироваться в пространстве;

-мело-и ритмодекламация для координации слуха, речи, движения;

-упражнения

для

развития

мимических

мышц,

эмоциональной

сферы,

воображения и ассоциативно-образного мышления;

-коммуникативные

игры

и

танцы

для

развития

динамической

стороны

общения,

эмпатии,

эмоциональности

и

выразительности

невербальных

средств общения, позитивного самоощущения;

-упражнения

на

релаксацию

для

снятия

эмоционального

и

физического

напряжения;

Объектом логопедической ритмики является структура речевого дефекта,

неречевые

психические

функции

и

речевые

нарушения

у

лиц

с

речевой

патологией.

Предметом

многообразные

нарушения

психомоторных,

сенсорных

функций и система движений в сочетании с музыкой и словом.

Цель — преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции

неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация

человека к условиям внешней и внутренней среды.

Задачи

логопедической

ритмики

определяются

как

оздоровительные,

образовательные (познавательные), воспитательные, коррекционные.

В

результате

решения

оздоровительных

задач

у

людей

с

речевыми

нарушениями укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание,

моторные,

сенсорные

функции,

воспитывается

чувство

равновесия,

правильная осанка, походка, грация движений.

1) развитию чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и

речи ритмическую выразительность;

2)

развитию

способности

восприятия

музыкальных

образов

и

умению

ритмично,

выразительно

двигаться

в

соответствии

сданным

образом,

т.е.

умению

перевоплощаться,

проявлять

художе ственно-творче ские

способности;

3)

воспитанию

положительных

личностных

качеств,

чувства

коллективизма, обучению правилам в различных видах деятельности и др.

Коррекционная направленность занятий обусловлена учетом механизма и

структуры

речевого

нарушения,

комплексностью

и

по

этапностью

логопедической

работы.

Логопед

учитывает

возрастные

и

личностные

особенности

пациента,

состояние

его

двигательной

системы,

характер

и

степень

нарушения

речевых

и

неречевых

процессов:

пространственного

праксиса, гнозиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и

т.д.

Методы и приемы обучения в логопедической ритмике.

В коррекционном обучении и воспитании на логоритмических занятиях

используются наглядные, словесные и практические методы.

Наглядные

методы

обеспечивают

яркость

чувственного

восприятия

и

двигательных

ощущений.

Каждый

метод

имеет

целый

комплекс

разнообразных приемов, которые объединяются общностью задачи и единым

подходом

к

ее

решению.

В

процессе

обучения

двигательным

действиям

методические приемы отбираются с учетом степени усвоения двигательного

материала, общего развития детей и взрослых, их физического состояния,

возрастных и типологических особенностей.

Так, при обучении движению используются различные приемы:

а) наглядно-зрительные — показ педагогом образца движения или его

отдельных

двигательных

элементов;

подражание

образцам

окружающей

жизни;

использование

зрительных

ориентиров

при

преодолении

пространства, наглядных пособий (кинофильмов, фотографий, телепередач,

картин и т.п.);

б)

тактильно-мышечные

включение

в

двигательную

деятельность

различных пособий. Например, при ходьбе на пути ставятся воротца-дуги:

чтобы их перешагнуть, надо высоко поднять ногу.

Инструкция

«не

задеть

воротца»

связывается

в

сознании

пациента

с

костно-мышечным ощущением при совершении ошибки. И если воротца

задеваются, то пациент сам определяет неправильность своего движения.

Тактильно-мышечная

наглядность

выражается

также

в

непосредственной

помощи

педагога,

уточняющего

положение

отдельных

частей

тела

занимающегося,

например,

педагог

выпрямляет

осанку

прикосновением

руки;

в) наглядно-слуховые — звуковая регуляция движений. Лучшей слуховой

наглядностью является инструментальная музыка или песня. Для регуляции

движений могут служить народные прибаутки, стихотворения в форме двух-

четырехстиший, звуки бубна, колокольчика и т.п.

Словесные методы обращены к сознанию занимающегося, они помогают

осмысливать поставленную задачу и сознательно выполнять двигательные

упражнения.

При словесном методе используются следующие приемы:

1)

краткое

объяснение

новых

движений

с

опорой

на

имеющийся

жизненный опыт и представления занимающегося;

2) пояснение,

сопровождающее

конкретный

показ

движения

или

уточняющее его отдельные элементы;

3) указание,

необходимое

при

воспроизведении

показанного

педагогом

движения

или

при

самостоятельном

выполнении

упражнений

занимающимися;

4) беседа

при

введении

новых

упражнений

и

подвижных

игр,

когда

требуется разъяснить двигательные действия, уточнить сюжет подвижной

игры и т.д.;

5) вопросы занимающемуся до выполнения им движения для осознания

последовательности действий или проверки его представлений об образах

сюжетной подвижной игры, уточнения правил, игровых действий и т.п.;

6) команды, распоряжения и сигналы, требующие от педагога различной

интонации и динамики. В качестве команд, сигналов можно использовать

считалки,

игровые

зачины,

которыми

так

богато

русское

народное

творчество;

7) образный сюжетный рассказ, служащий для развития выразительности

движений и лучшего перевоплощения в игровой образ. Сюжетный рассказ в

полторы-две минуты вызывает у занимающихся воссоздающее воображение,

способствует

зрительному

восприятию

всей

ситуации,

стимулирует

эмоциональное воспроизведение;

8) словесная

инструкция,

с

помощью

которой

происходит

оживление

следов прежних впечатлений в новых сочетаниях и комбинациях, возникает

возможность с помощью словесных указаний и объяснений образовать новые

временные связи, сформировать новые знания и умения.

Формирование

двигательных

навыков

у

ребенка

зависит

от

степени

осознания им содержания и структуры упражнения.

Практические методы обеспечивают действенную проверку правильности

восприятия

движения

на

собственных

мышечно-моторных

ощущениях.

Разновидностями являются игровой и соревновательный методы.

Игровой — близкий к игровой деятельности детей дошкольного возраста,

наиболее специфичный и эмоционально-эффективный, учитывает элементы

наглядно-образного и наглядно-действенного мышления; дает возможность

совершенствовать

разнообразные

двигательные

навыки,

развивает

самостоятельность движений, быстроту ответной реакции на изменяющиеся

условия, развивает творческую инициативу на логоритмических занятиях.

Соревновательный

используется

для

совершенствования

уже

отработанных

двигательных

навыков,

чувства

коллективизма.

При

правильном

руководстве

соревнование

может

быть

использовано

как

воспитательное

средство

для

совершенствования

двигательных

навыков,

воспитания морально-волевых черт личности.

Приемы, относящиеся к практическому методу, связаны с наглядностью и

словом. Педагог регламентирует весь процесс обучения в соответствии с

задачами, содержанием, структурой занятия. Он демонстрирует упражнения,

отдельные роли в подвижных играх, роли водящего; показывает, кто лучше и

правильнее выполняет задание; выступает в роли судьи, капитана команды.

Занятие

проводится

фронтально;

для

совершенствования

знакомых

движений педагог делит группу и предлагает действовать самостоятельно,

стимулирует

к

творческому

поиску.

Например,

дает

такие

задания,

как

изменить упражнение в связи с изменившимся характером музыки, провести

подвижную игру с другими правилами, составить варианты игр, придумать

новые.

Таким

образом,

логопедическая

ритмика,

познавая

закономерности

формирования и нарушения сенсорных и двигательных систем человека, их

связей

с

развитием

и

нарушениями

других

психических

функций

и

процессов,

содействует

совершенствованию

всей

коррек-нионно-

воспитательной и логовосстановительной работы с людьми, страдающими

расстройствами речи.

Развитие движений, в сочетании со словом и музыкой, представляет собой

целостный

воспитательно-коррекционный

процесс.

Перевоспитание

нарушенных функций и дальнейшее развитие сохранных функций требует от

ребенка

(взрослого)

собранности

внимания,

конкретности

представления,

активности мысли, развития памяти: эмоциональной (если процесс обучения

вызывает

заинтересованность

и

соответственно

с

этим

эмоциональный

отклик);

образной

при

восприятии

наглядного

образца

движений;

словесно-логической

при

осмысливании

задачи

и

запоминании

последовательности

выполнения

логоритмических

заданий;

двигательно-

моторной — в связи с практическим выполнением заданий; произвольной —

без

которой

невозможно

сознательное,

самостоятельное

выполнение

упражнения.

Логоритмическое воспитание детей и взрослых непосредственно связано с

нравственным

воспитанием,

формированием

моральных

норм,

развитием

волевых качеств: доброжелательности, отзывчивости, целеустремленности.

Весь

процесс

логоритмического

воспитания

формирует

у

занимающихся

эстетические чувства.

Можно определить следующие особенности логопедической ритмики. Она

создает:

1) благоприятные

условия

для

тренировки

процесса

торможения

или

возбуждения у лиц с речевой патологией, у которых нарушены равновесие

деятельности

нервной

системы

и

ритм

процессов

центральной

нервной

системы;

2) благотворное

влияние

на

больных

за

счет

точной

дозировки

раздражителей: темпа, ритма, динамики музыки и слова. Музыка и словесные

инструкции вызывают у больных дифференцированные по времени, силе и

форме

двигательные

реакции.

Музыка

и

слово

помогают

или

активно

реализовать движение, или затормозить моторную реакцию;

3) возможность

выявить

индивидуальный

ритм

человека

и

ритм

коллектива,

позволяет

во

всем

многообразии

мимико-двигательных

проявлений,

установить

соответствие

ритма

индивида

оптимальному

биологическому ритму людей его пола и возраста;

4) упорядочивание

и

усовершенствование

протекающих

двигательных,

ритмических

процессов

у

человека,

развивает

способность

к

сосредоточению.

Работа

в

группе

(коллективе)

благотворно

влияет

на

слабого,

подражания

другим

помогает

ему

выполнять

ритмические

упражнения;

5) соответствие требованиям каждой реабилитационной или развивающей

методики и сообразно ей меняет содержание и творческий подход;

6) возможность учитывать особенности возраста детей и взрослых с точки

зрения осознания упражнений, если большинство заданий дети выполняют

по подражанию, а взрослые закрепляют навык осознанно.

В

логоритмическом

воспитании

можно

выделить

два

основных

звена:

развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов у людей с речевой

патологией: слухового внимания, слуховой памяти, оптико-пространственных

представлений,

зрительной

ориентировки

на

собеседника,

координации

движений, чувства темпа и ритма в движении, воспитание и перевоспитание

личности; развитие речи и коррекция речевых нарушений: воспитание темпа

и ритма дыхания и речи, орального праксиса, просодии, фонематического

слуха и т.п., речевых нарушений, в зависимости от этиологии, механизмов,

симптоматики и методики устранения.

Литература:

1.

Волосовец Т.В., Сазонова С.Н. Организация педагогического процесса

в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида:

Практическое пособие для педагогов и воспитателей. – М., 2004. – 232

с.

2.

Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском

саду для детей с нарушениями речи: (Методические рекомендации для

воспитателей). Под ред. О.Н. Усановой. – М., 1992.

3.

Программа воспитания и обучения в детском саду. /Под ред. М.А.

Васильевой. -М., 2005.

4.

Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: пособие для

логопеда. – М., 1985, - 207 с.

5.

Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников.

Пособие

для

педагогов

дошкольных

учреждений.

2-

е

изд.

М.:

Мозаика – Синтез, 2006. – 64 с.

6.

Миронова

С.А.

Развитие

речи

дошкольников

на

логопедических

занятиях: Кн. Для логопеда. – М., 1991. – 208 с.

7.

Нищева

Н.В.

Программа

коррекционно-развивающей

работы

в

логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием

речи (с 4 до 7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 352 с.

8.

Ткаченко Т.А.. Если дошкольник плохо говорит. – СПб: Акцидент, 1998.

– 112 с.

9.

Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего

недоразвития речи у детей 5 лет. Пособие для воспитателей, логопедов

и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005. – 112 с.

10.

Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего

недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов

и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005. – 114 с.

11.

Филичева

Т.Б.

Устранение

общего

недоразвития

речи

у

детей

дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. – 3-

е изд. – М.: Айрис – пресс, 2005. – 224 с.



В раздел образования