Автор: Шмелькова Анастасия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: " МАДОУ № 20 детский сад комбинированного вида
Населённый пункт: Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: "Логопедическая ритмика и ее влияние на развитие детей дошкольного возраста."
Раздел: дошкольное образование
Логопедическая ритмика и ее влияние на развитие детей дошкольного
возраста.
Своевременное
овладение
правильной,
чистой
речью
способствует
формированию
у
ребенка
уверенности
в
себе,
развитию
его
мышления,
коммуникативных
качеств.
Речь
не
врожденная
способность,
она
формируется
постепенно.
К
5
годам
ребенок
должен
овладеть
четким
произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в
силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата,
функциональной
незрелости
речевых
зон
головного
мозга,
не
сформированности
произвольных
движений
и
т.д.
Сами
собой
дефекты
звукопроизношения
не
исправляются.
Но
при
благоприятных
условиях
обучения детей способны к самокоррекции.
Основополагающий принцип
проведения занятий – взаимосвязь речи,
музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим
началом на логоритмических занятиях. Впервые методические рекомендации
по их проведению были разработаны В.А. Гринер, которая отмечала, что «
музыкальный
ритм
как
организующий
момент,
лежит
в
основе
метода».
Музыка используется для упорядочения темпа и характера движения ребенка,
развития
методико-
интонационных
характеристик
голоса
и
умения
координировать пение, речь, движение.
Логоритмические
занятия составлены с опорой на лексические темы.
Многократное
повторение
изучаемого
материала
способствует
выработке
двигательных, слуховых, речевых навыков. Содержание занятий изменяется
по мере поэтапного усвоения речевого материала. Построение их в форме
спектаклей,
сказок,
игр
создает
доброжелательную,
эмоционально-
насыщенную
атмосферу
совместного
творчества
детей
и
взрослых
пробуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе,
поддерживает
положительное
эмоциональное
состояние
д ет ей,
познавательный
интерес
и
внимание,
активизирует
речь.
Сюжетно-
тематическая
организация
занятия
наиболее
соответствует
детским
психофизическим
данным
,
так
как
в
игре
максимально
реализуются
возможности
детей
координировать
свои
движения.
В
результате
знания
лучше усваиваются.
Логоритмические занятия направлены на развитие всех компонентов речи,
слуховой функции, речевой функциональной системы, двигательной сферы,
ручной
и
артикуляционной
моторики,
памяти,
внимания,
познавательных
процессов,
творческих
способностей
детей,
воспитывают
нравственно-
эстетические и этические чувства.
Логоритмическое занятие включает следующие элементы:
-логопедическую гимнастику, упражнения для укрепления мышц органов
артикуляционного аппарата;
-чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
- пальчиковую гимнастику для развития тонких движений пальцев рук;
-упражнения
на
развитие
общей
моторики,
соответсвующие
возрастным
особенностям
детей,
для
мышечно-двигательного
и
координационного
тренинга;
-фонопедические
упражнения
по
методу
В.В.Емельянова
для
укрепления
гортани и привития навыков речевого дыхания;
-вокально-артикуляционные упражнения для развития евчиских данных и
дыхания;
-песни и стихи, сопровождаемые движений рук, для развития плавности и
выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного
тренинга;
-музыкальные
игры,
способствующие
развитию
речи,
внимания,
умению
ориентироваться в пространстве;
-мело-и ритмодекламация для координации слуха, речи, движения;
-упражнения
для
развития
мимических
мышц,
эмоциональной
сферы,
воображения и ассоциативно-образного мышления;
-коммуникативные
игры
и
танцы
для
развития
динамической
стороны
общения,
эмпатии,
эмоциональности
и
выразительности
невербальных
средств общения, позитивного самоощущения;
-упражнения
на
релаксацию
для
снятия
эмоционального
и
физического
напряжения;
Объектом логопедической ритмики является структура речевого дефекта,
неречевые
психические
функции
и
речевые
нарушения
у
лиц
с
речевой
патологией.
Предметом
—
многообразные
нарушения
психомоторных,
сенсорных
функций и система движений в сочетании с музыкой и словом.
Цель — преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции
неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация
человека к условиям внешней и внутренней среды.
Задачи
логопедической
ритмики
определяются
как
оздоровительные,
образовательные (познавательные), воспитательные, коррекционные.
В
результате
решения
оздоровительных
задач
у
людей
с
речевыми
нарушениями укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание,
моторные,
сенсорные
функции,
воспитывается
чувство
равновесия,
правильная осанка, походка, грация движений.
1) развитию чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и
речи ритмическую выразительность;
2)
развитию
способности
восприятия
музыкальных
образов
и
умению
ритмично,
выразительно
двигаться
в
соответствии
сданным
образом,
т.е.
умению
перевоплощаться,
проявлять
художе ственно-творче ские
способности;
3)
воспитанию
положительных
личностных
качеств,
чувства
коллективизма, обучению правилам в различных видах деятельности и др.
Коррекционная направленность занятий обусловлена учетом механизма и
структуры
речевого
нарушения,
комплексностью
и
по
этапностью
логопедической
работы.
Логопед
учитывает
возрастные
и
личностные
особенности
пациента,
состояние
его
двигательной
системы,
характер
и
степень
нарушения
речевых
и
неречевых
процессов:
пространственного
праксиса, гнозиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и
т.д.
Методы и приемы обучения в логопедической ритмике.
В коррекционном обучении и воспитании на логоритмических занятиях
используются наглядные, словесные и практические методы.
Наглядные
методы
обеспечивают
яркость
чувственного
восприятия
и
двигательных
ощущений.
Каждый
метод
имеет
целый
комплекс
разнообразных приемов, которые объединяются общностью задачи и единым
подходом
к
ее
решению.
В
процессе
обучения
двигательным
действиям
методические приемы отбираются с учетом степени усвоения двигательного
материала, общего развития детей и взрослых, их физического состояния,
возрастных и типологических особенностей.
Так, при обучении движению используются различные приемы:
а) наглядно-зрительные — показ педагогом образца движения или его
отдельных
двигательных
элементов;
подражание
образцам
окружающей
жизни;
использование
зрительных
ориентиров
при
преодолении
пространства, наглядных пособий (кинофильмов, фотографий, телепередач,
картин и т.п.);
б)
тактильно-мышечные
—
включение
в
двигательную
деятельность
различных пособий. Например, при ходьбе на пути ставятся воротца-дуги:
чтобы их перешагнуть, надо высоко поднять ногу.
Инструкция
«не
задеть
воротца»
связывается
в
сознании
пациента
с
костно-мышечным ощущением при совершении ошибки. И если воротца
задеваются, то пациент сам определяет неправильность своего движения.
Тактильно-мышечная
наглядность
выражается
также
в
непосредственной
помощи
педагога,
уточняющего
положение
отдельных
частей
тела
занимающегося,
например,
педагог
выпрямляет
осанку
прикосновением
руки;
в) наглядно-слуховые — звуковая регуляция движений. Лучшей слуховой
наглядностью является инструментальная музыка или песня. Для регуляции
движений могут служить народные прибаутки, стихотворения в форме двух-
четырехстиший, звуки бубна, колокольчика и т.п.
Словесные методы обращены к сознанию занимающегося, они помогают
осмысливать поставленную задачу и сознательно выполнять двигательные
упражнения.
При словесном методе используются следующие приемы:
1)
краткое
объяснение
новых
движений
с
опорой
на
имеющийся
жизненный опыт и представления занимающегося;
2) пояснение,
сопровождающее
конкретный
показ
движения
или
уточняющее его отдельные элементы;
3) указание,
необходимое
при
воспроизведении
показанного
педагогом
движения
или
при
самостоятельном
выполнении
упражнений
занимающимися;
4) беседа
при
введении
новых
упражнений
и
подвижных
игр,
когда
требуется разъяснить двигательные действия, уточнить сюжет подвижной
игры и т.д.;
5) вопросы занимающемуся до выполнения им движения для осознания
последовательности действий или проверки его представлений об образах
сюжетной подвижной игры, уточнения правил, игровых действий и т.п.;
6) команды, распоряжения и сигналы, требующие от педагога различной
интонации и динамики. В качестве команд, сигналов можно использовать
считалки,
игровые
зачины,
которыми
так
богато
русское
народное
творчество;
7) образный сюжетный рассказ, служащий для развития выразительности
движений и лучшего перевоплощения в игровой образ. Сюжетный рассказ в
полторы-две минуты вызывает у занимающихся воссоздающее воображение,
способствует
зрительному
восприятию
всей
ситуации,
стимулирует
эмоциональное воспроизведение;
8) словесная
инструкция,
с
помощью
которой
происходит
оживление
следов прежних впечатлений в новых сочетаниях и комбинациях, возникает
возможность с помощью словесных указаний и объяснений образовать новые
временные связи, сформировать новые знания и умения.
Формирование
двигательных
навыков
у
ребенка
зависит
от
степени
осознания им содержания и структуры упражнения.
Практические методы обеспечивают действенную проверку правильности
восприятия
движения
на
собственных
мышечно-моторных
ощущениях.
Разновидностями являются игровой и соревновательный методы.
Игровой — близкий к игровой деятельности детей дошкольного возраста,
наиболее специфичный и эмоционально-эффективный, учитывает элементы
наглядно-образного и наглядно-действенного мышления; дает возможность
совершенствовать
разнообразные
двигательные
навыки,
развивает
самостоятельность движений, быстроту ответной реакции на изменяющиеся
условия, развивает творческую инициативу на логоритмических занятиях.
Соревновательный
—
используется
для
совершенствования
уже
отработанных
двигательных
навыков,
чувства
коллективизма.
При
правильном
руководстве
соревнование
может
быть
использовано
как
воспитательное
средство
для
совершенствования
двигательных
навыков,
воспитания морально-волевых черт личности.
Приемы, относящиеся к практическому методу, связаны с наглядностью и
словом. Педагог регламентирует весь процесс обучения в соответствии с
задачами, содержанием, структурой занятия. Он демонстрирует упражнения,
отдельные роли в подвижных играх, роли водящего; показывает, кто лучше и
правильнее выполняет задание; выступает в роли судьи, капитана команды.
Занятие
проводится
фронтально;
для
совершенствования
знакомых
движений педагог делит группу и предлагает действовать самостоятельно,
стимулирует
к
творческому
поиску.
Например,
дает
такие
задания,
как
изменить упражнение в связи с изменившимся характером музыки, провести
подвижную игру с другими правилами, составить варианты игр, придумать
новые.
Таким
образом,
логопедическая
ритмика,
познавая
закономерности
формирования и нарушения сенсорных и двигательных систем человека, их
связей
с
развитием
и
нарушениями
других
психических
функций
и
процессов,
содействует
совершенствованию
всей
коррек-нионно-
воспитательной и логовосстановительной работы с людьми, страдающими
расстройствами речи.
Развитие движений, в сочетании со словом и музыкой, представляет собой
целостный
воспитательно-коррекционный
процесс.
Перевоспитание
нарушенных функций и дальнейшее развитие сохранных функций требует от
ребенка
(взрослого)
собранности
внимания,
конкретности
представления,
активности мысли, развития памяти: эмоциональной (если процесс обучения
вызывает
заинтересованность
и
соответственно
с
этим
эмоциональный
отклик);
образной
—
при
восприятии
наглядного
образца
движений;
словесно-логической
—
при
осмысливании
задачи
и
запоминании
последовательности
выполнения
логоритмических
заданий;
двигательно-
моторной — в связи с практическим выполнением заданий; произвольной —
без
которой
невозможно
сознательное,
самостоятельное
выполнение
упражнения.
Логоритмическое воспитание детей и взрослых непосредственно связано с
нравственным
воспитанием,
формированием
моральных
норм,
развитием
волевых качеств: доброжелательности, отзывчивости, целеустремленности.
Весь
процесс
логоритмического
воспитания
формирует
у
занимающихся
эстетические чувства.
Можно определить следующие особенности логопедической ритмики. Она
создает:
1) благоприятные
условия
для
тренировки
процесса
торможения
или
возбуждения у лиц с речевой патологией, у которых нарушены равновесие
деятельности
нервной
системы
и
ритм
процессов
центральной
нервной
системы;
2) благотворное
влияние
на
больных
за
счет
точной
дозировки
раздражителей: темпа, ритма, динамики музыки и слова. Музыка и словесные
инструкции вызывают у больных дифференцированные по времени, силе и
форме
двигательные
реакции.
Музыка
и
слово
помогают
или
активно
реализовать движение, или затормозить моторную реакцию;
3) возможность
выявить
индивидуальный
ритм
человека
и
ритм
коллектива,
позволяет
во
всем
многообразии
мимико-двигательных
проявлений,
установить
соответствие
ритма
индивида
оптимальному
биологическому ритму людей его пола и возраста;
4) упорядочивание
и
усовершенствование
протекающих
двигательных,
ритмических
процессов
у
человека,
развивает
способность
к
сосредоточению.
Работа
в
группе
(коллективе)
благотворно
влияет
на
слабого,
подражания
другим
помогает
ему
выполнять
ритмические
упражнения;
5) соответствие требованиям каждой реабилитационной или развивающей
методики и сообразно ей меняет содержание и творческий подход;
6) возможность учитывать особенности возраста детей и взрослых с точки
зрения осознания упражнений, если большинство заданий дети выполняют
по подражанию, а взрослые закрепляют навык осознанно.
В
логоритмическом
воспитании
можно
выделить
два
основных
звена:
развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов у людей с речевой
патологией: слухового внимания, слуховой памяти, оптико-пространственных
представлений,
зрительной
ориентировки
на
собеседника,
координации
движений, чувства темпа и ритма в движении, воспитание и перевоспитание
личности; развитие речи и коррекция речевых нарушений: воспитание темпа
и ритма дыхания и речи, орального праксиса, просодии, фонематического
слуха и т.п., речевых нарушений, в зависимости от этиологии, механизмов,
симптоматики и методики устранения.
Литература:
1.
Волосовец Т.В., Сазонова С.Н. Организация педагогического процесса
в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида:
Практическое пособие для педагогов и воспитателей. – М., 2004. – 232
с.
2.
Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском
саду для детей с нарушениями речи: (Методические рекомендации для
воспитателей). Под ред. О.Н. Усановой. – М., 1992.
3.
Программа воспитания и обучения в детском саду. /Под ред. М.А.
Васильевой. -М., 2005.
4.
Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: пособие для
логопеда. – М., 1985, - 207 с.
5.
Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников.
Пособие
для
педагогов
дошкольных
учреждений.
2-
е
изд.
–
М.:
Мозаика – Синтез, 2006. – 64 с.
6.
Миронова
С.А.
Развитие
речи
дошкольников
на
логопедических
занятиях: Кн. Для логопеда. – М., 1991. – 208 с.
7.
Нищева
Н.В.
Программа
коррекционно-развивающей
работы
в
логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием
речи (с 4 до 7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 352 с.
8.
Ткаченко Т.А.. Если дошкольник плохо говорит. – СПб: Акцидент, 1998.
– 112 с.
9.
Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего
недоразвития речи у детей 5 лет. Пособие для воспитателей, логопедов
и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005. – 112 с.
10.
Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего
недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов
и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005. – 114 с.
11.
Филичева
Т.Б.
Устранение
общего
недоразвития
речи
у
детей
дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. – 3-
е изд. – М.: Айрис – пресс, 2005. – 224 с.