Автор: Барканова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №19"
Населённый пункт: город Вышний Волочек Тверской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "План-конспект сюжетно-ролевой игры"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №19»
г. Вышний Волочек
ПЛАН - КОНСПЕКТ
КОМПЛЕКСНОГО РУКОВОДСТВА СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРОЙ
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «СОБИРАЕМСЯ В ТЕАТР».
Воспитатель
Барканова Т.В.
г. Вышний Волочек
2018 г.
ЗАДАЧИ.
Образовательные:
- учить детей более сложному ролевому поведению и ролевому общению;
- формировать умение изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными
ролями партнёров;
- учить менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнёров в
процессе развёртывания игры;
- обогащать содержание игр детей через пополнение знаний и обогащение их
игрового опыта;
- формировать социальные отношения детей, умение взаимодействовать в
коллективе сверстников;
- учить детей давать нравственную оценку совместной игре.
Развивающие:
- развивать диалогическую речь, воображение детей.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к сверстникам как к партнёрам по совместной игровой
деятельности;
- воспитывать дружеские чувства, умение делиться и уступать друг другу.
ОБОГАЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ:
- беседы с детьми о своих семьях, о мамах, о том, как она заботится о всех членах
семьи, о профессиях доктора, парикмахера, шофёра, механика, автомойщика, о
театре, об актёрах, о том, как надо вести себя в театре;
- рассматривание фотографий из семейного альбома, иллюстраций, предметных и
сюжетных картин, а также просмотр презентаций на темы совместных бесед;
- экскурсии в медицинский кабинет и наблюдение за работой фельдшера;
- наблюдение за работой шофёра, привозящего продукты в детский сад;
- рассказ воспитателя «Как я в детстве ходила в театр», рассказы детей из личного
опыта о посещении театра;
- знакомство с понятием «афиша»;
-чтение произведений на темы совместных бесед.
ОБОГАЩЕНИЕ ИГРОВОГО ОПЫТА:
- дидактические игры: «Кому, что надо для работы», «Профессии», «Что
лишнее?», «Моя семья», «Последовательности», «Противоположности»;
- обучающие игры ( «на приёме у доктора», «готовим транспорт к поездке»,
«путешествие», «дочка заболела», «вызываем такси», «в парикмахерской», «мы-
артисты», «собираемся в театр», пр.);
- игры-драматизации по знакомым сказкам.
СОЗДАНИЕ ИГРОВОЙ СРЕДЫ:
- пополнение игровой зоны реалистическими игрушками, «чудесной коробочки»
предметами-заместителями;
- постепенное внесение изготовленных атрибутов и планшетов;
- изготовление в совместной деятельности с детьми атрибутов для игры;
- привлечение родителей к изготовлению элементов костюмов для театральных
постановок.
АКТИВИЗИРУЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ИГРУ ДЕТЕЙ:
Включаюсь в совместную игру с детьми с целью развития ролевого
взаимодействия, активизации ролевых диалогов, «замыкания» детей на ролевом
взаимодействии друг с другом.
В начале игры ставлю перед детьми цель («скоро в нашем городе начнутся
гастроли детского театра и нас приглашают на сказку»). Далее в процессе игры
для поддержания игрового интереса и развития сюжета в качестве равноправного
партнёра включаюсь в игры «Больница», «Парикмахерская», «Дочки-матери». С
обучающей целью включаюсь в игру «Механики»: ввожу новую роль – роль
автомойщика и передаю её детям.
После просмотра сказки «Два жадных медвежонка» провожу
индивидуальный анализ игровой деятельности детей.
ПРИМЕРНЫЙ ХОД ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
(В аудиозаписи звучит весёлая музыка и объявление о том, что скоро в нашем
городе начнутся гастроли детского театра. Всех ждёт интересное
театрализованное представление.)
- Да, ребята, я только хотела вам об этом сказать и показать афишу (читаю).
Я бы очень хотела сходить в театр. А вы?
- Конечно же, пойдём! Но, пока театр не приехал, вы хотите поиграть? Тогда
поиграем и подготовимся к посещению театра.
- В какие игры будем играть? (В «Дочки-матери», «Больницу», «Механиков»,
«Шофёров», «Парикмахерскую»)
-Что надо будет сделать мамам? (Позаботиться о своих дочках, убрать в доме,
приготовить что-нибудь вкусное, накормить пап, искупать дочку, постирать и
погладить бельё и т.д.).
-А как надо подготовиться шофёрам и механикам к поездке в театр?
(Проверить транспорт, отремонтировать его, покрасить машины, заправить их
бензином).
-Ребята, чем же в это время будут заниматься доктор и медсестра? (Лечить
тех, кто заболел).
-А чтобы пойти в театр красивыми, что надо сделать ещё? (Сходить в
парикмахерскую, сделать причёску, стрижку).
(Индивидуально уточняю у детей, кто какую роль берёт на себя. Затем дети
расходятся, готовят и разворачивают игру.)
Далее в процессе игры в качестве равноправного партнёра включаюсь в игры
«Больница», «Парикмахерская», «Дочки-матери», «Шофёры».
С обучающей целью включаюсь в игру «Механики»:
- Как хорошо и слаженно идёт у вас работа. Каждый делает своё дело,
поэтому так много машин уже отремонтировано. Но я вижу, что некоторые
машины грязные их надо вымыть. У вас есть автомойщик? Нет? А я как раз –
автомойшик и могу вам помочь в этом. У меня даже есть всё необходимое для
этой работы. Можно я буду работать в вашей мастерской автомойщиком и мыть
машины?
- Помогите мне, пожалуйста, внести специальное оборудование. (Вношу
планшет-автомойку, ящичек с «шампунем для автомобиля», губкой и тряпкой.
Далее, сопровождая свои действия объяснением, начинаю «работать»).
-Чтобы хорошо вымыть машину сначала наношу на неё специальный
автомобильный шампунь. Видите, как он пенится? Затем губкой тщательно
отмываю весь кузов машины, стёкла, не забывая и про колёса. А теперь всю эту
пену вместе с грязью надо смыть, поливая водой со всех сторон, сверху и на
колёса. Чтобы машина блестела и на ней не было разводов после мытья её надо
обязательно вытереть тряпкой. Вот так! Нравится вам моя работа? А теперь я всё
аккуратно сложу в ящичек. Мне надо срочно позвонить.
(Звонок в парикмахерскую).
-Это парикмахерская? А кто говорит? Скажите, пожалуйста, моей дочке уже
сделали причёску? Значит мне надо её забрать?
(Обращаюсь к механикам)
-Я бы у вас с удовольствием ещё поработала, но мне надо срочно ехать за
своей дочкой. Можно мне уйти? А может быть кто-то меня заменит и будет
дальше работать автомойщиком? (Передаю роль детям).
(Звучит объявление о том, что театр приехал, артисты готовятся к
представлению)
- Представление скоро начнётся. А чтобы попасть на представление в
театр надо купить в кассе билеты (косвенно предлагаю кому-нибудь из детей взять
роль кассира на себя).
(Звонок механикам)
-Алло, это механики? Скажите, пожалуйста, у вас весь транспорт
отремонтирован и подготовлен? Сейчас всем надо будет ехать в театр. Вы же тоже
собираетесь в театр? Не забудьте закрыть мастерскую.
(Звонок доктору)
- Доктор, вы закончили приём, всех вылечили? А на чём вы приедете в
театр? До встречи.
(Звонок мамам)
- Здравствуйте. С кем я говорю? Вы собрались в театр? Тогда берите дочек
и на автобусе приезжайте в театр. Только не задерживайтесь, поторопитесь,
перед представлением надо ещё успеть купить билеты в кассе.
(После просмотра сказки представление детей-артистов, аплодисменты.)
- Так какие же медвежата в сказке? (жадные, не дружные, не умеют делиться,
договариваться, ссорятся)
- Ребята, а вы дружные? Как мы сегодня с вами играли?
(Даю краткий анализ игры каждого ребёнка индивидуально)