Напоминание

"Ползать-это здорово!"


Автор: Смирнова Анна Геннадьевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №444"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "Ползать-это здорово!"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ползать- это здорово!

Большую группу разнообразных движений составляет ползание,

подползание, пролезание и перелезание. Движения эти чрезвычайно полезны

для детей, т.к. они способствуют укреплению крупных групп мышц –

туловища, плечевого пояса, рук, ног, развитию гибкости позвоночника. С их

помощью можно воспитать ловкость, смелость, решительность,

ориентировку в пространстве.

Ползание выполняется по циклическому типу, т.е. при передвижении

повторяются одинаковые движения рук и ног. Чередование напряжения и

расслабления мышц позволяет совершать движение длительное время не

уставая и тем самым дает возможность укреплять организм, воспитывать

выносливость.

Ползание полезно всем дошкольникам и должно использоваться в работе с

детьми всех возрастных групп, не исключая и старших.

Польза ползания:

-разгрузка позвоночника

- равномерное распределение нагрузки

-активнее работает верхний плечевой пояс

Важно, особенно к старшему дошкольному возрасту, осознанное отношение

ребенка к этому виду деятельности. Ребенок должен различать вид ползания,

правильно называть его, уметь объяснить выбранный способ, применять его

в сочетании с другими движениями, меняющимися в соответствии с игровой

ситуацией.

В данной таблице предлагаю коллегам подборку упражнений, которые можно

использовать на физкультурных занятиях (таблица 1)

Таблица 1.

Ползание, подлезание

Умения 4-5 лет

Знания,

формирующиеся в

деятельности

упражнения

Пользоваться

разными видами

ползания в

сочетании с

ходьбой, бегом и др.

Знать принцип

называния

способов ползания

и подлезания ( по

точкам опоры).

Понимать

зависимость

выбора способа от

высоты

препятствия и

требований к

способу

выполнения

- на ладонях и коленях, на ладонях и ступнях

на 6-8 м

- на четвереньках в сочетании с

подползанием под шнур, дугу высотой 40 см

прямо, боком(правым и левым)

- ползание в обруч, приподнятый над полом

на высоту 10см

- на ладонях и коленях, на предплечьях и

коленях по наклонной доске, по скамье,

«змейкой»

- подтягивание по скамье на животе

- по бревну, сохраняя равновесие

Умения 5-6 лет

знания

упражнения

Выполнять

движение разными

способами

Использовать

точные названия

способов, уметь

объяснять выбор

способа; учить

видеть

преимущества и

недостатки

каждого способа в

меняющейся

игровой ситуации

«змейкой» на высоких и низких четвереньках

- под дугами на высоких и низких

четвереньках

- на предплечьях и коленях по скамье

- подтягивание по скамье на животе

- в обруч правым и левым боком

- подлезание под скамьей

- в туннеле ( можно раскачивать туннель)

- залезть в ящик, вылезти из него

- под коробкой

- влезать на маты, положенные друг на друга,

слезать с них

- без помощи рук на животе

- на четвереньках, толкая мяч головой

- перекаты «бревнышком»

Умения 6-7 лет

знания

упражнения

Выполнять

движение разными

способами,

проявляя

творчество и

самоконтроль;

уметь

анализировать

движения других

детей

Продолжать

использовать

точные названия

способов, уметь

объяснять выбор

способа; видеть

преимущества и

недостатки

каждого способа в

меняющейся

игровой ситуации

Дети не разучивают новые виды ползания –

они упражняются в уже знакомых движениях

при более сложных условиях:

- на высоких четвереньках по рейкам

лестницы, один край которой приподнят

- по скамье на спине (хват на уровне пояса

или за головой

При ползании важно: не включать элемент соревнований во избежание

получения травмы коленной чашечки!

За дошкольный период виды ползания постепенно усложняются,

обогащаются и совершенствуются. В ползании дети используют разные

способы. Существуют некоторые отличия в особенностях обучения ползанию

в разных возрастных группах (таблица 2)

Таблица 2.

Вид упражнения 3-4 года

Особенности движений

- На коленях и ладонях

- по прямой (4-5м)

- по извилистой дорожке

- за катящимся мячом

- по доске, по скамье

- по наклонной доске с переходом на

лесенку

- подлезание под дугу без помощи рук

- подлезание под дугами произвольным

способом

- переползание через бревно боком

-движения носят подражательный характер

-разнообразие игрового оборудования

- активизация различных анализаторов

- использование художественного слова

- неоднократное повторение

-разные формы двигательного режима

- обозначать место начала и конца

движения

- движение показывает заранее обученный

ребенок

- заканчивать прыжком, хлопком,

потягиванием

- индивидуальный подход

Вид упражнения4-5 лет

Особенности движений

- на ладонях и коленях, на ладонях и

ступнях на 6-8 м

- на четвереньках в сочетании с

подползанием под шнур, дугу высотой 40

см прямо, боком(правым и левым)

- ползание в обруч, приподнятый над полом

на высоту 10см

- на ладонях и коленях, на предплечьях и

коленях по наклонной доске, по скамье,

«змейкой»

- подтягивание по скамье на животе

- по бревну, сохраняя равновесие

- усложняются препятствия для

преодоления

- поощряется двигательное творчество,

применение ловкости, сноровки

- показ движения выполняют дети

- заканчивать прыжком, хлопком,

потягиванием

- активизация различных анализаторов

- использование художественного слова

- движения носят подражательный характер

- индивидуальный подход

Вид упражнения5-6 лет

Особенности движений

- «змейкой» на высоких и низких

четвереньках

- под дугами на высоких и низких

четвереньках

- на предплечьях и коленях по скамье

- подтягивание по скамье на животе

- в обруч правым и левым боком

- подлезание под скамьей

- в туннеле ( можно раскачивать туннель)

- залезть в ящик, вылезти из него

- побуждают детей к активному

применению знаний, умений, способов

деятельности в личном опыте

- более сложные способы движения,

требуют сообразительности, творчества,

поиска новых способов выполнения

упражнения

- педагог раскрывает смысл содержания

упражнения, показ движения выполняют

дети

- заканчивать прыжком, хлопком,

- под коробкой

- влезать на маты, положенные друг на

друга, слезать с них

- без помощи рук на животе

- на четвереньках, толкая мяч головой

- перекаты «бревнышком»

потягиванием

- движения носят подражательный характер

- повышение физической нагрузки

- привлекать к контролю за качеством

движения некоторых детей

- исправление ошибок детей педагогом

- предоставление возможности ребенку

научить другого двигательным действиям

- привлечение детей к размещению и

уборке физкультурного оборудования

- предоставление выбора, индивидуальный

подход

Вид упражнения 6-7 лет

Особенности движений

- подтягивание на животе, на спине по

скамье

- с опорой на ладони и стопы по скамье

- под дугами любым способом

- под скамьей

- «змейкой» любым способом

- на четвереньках, толкая мяч головой

- по скамье на животе, одной рукой катить

мяч

- влезать на маты, положенные друг на друга,

слезать с них

- без помощи рук на животе

- перекаты «бревнышком»

- пролезание в обруч сверху, снизу, прямо,

боком

- по - пластунски

- совершенствуются движения, разученные

ранее

- повышается качество выполнения,

ритмичность и координация

- более сложные способы движения,

требуют сообразительности, творчества,

поиска новых способов выполнения

упражнения

- использование полосы препятствий

- привлечение детей к размещению и уборке

физкультурного оборудования

- предоставление выбора, индивидуальный

подход

Ползание

лучше

проводить

фронтальным

или

поточным

способом

организации, без показа воспитателем. Данные упражнения использую в

своей практике. Они очень нравятся детям.



В раздел образования