Автор: Смирнова Анна Геннадьевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №444"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "Ползать-это здорово!"
Раздел: дошкольное образование
Ползать- это здорово!
Большую группу разнообразных движений составляет ползание,
подползание, пролезание и перелезание. Движения эти чрезвычайно полезны
для детей, т.к. они способствуют укреплению крупных групп мышц –
туловища, плечевого пояса, рук, ног, развитию гибкости позвоночника. С их
помощью можно воспитать ловкость, смелость, решительность,
ориентировку в пространстве.
Ползание выполняется по циклическому типу, т.е. при передвижении
повторяются одинаковые движения рук и ног. Чередование напряжения и
расслабления мышц позволяет совершать движение длительное время не
уставая и тем самым дает возможность укреплять организм, воспитывать
выносливость.
Ползание полезно всем дошкольникам и должно использоваться в работе с
детьми всех возрастных групп, не исключая и старших.
Польза ползания:
-разгрузка позвоночника
- равномерное распределение нагрузки
-активнее работает верхний плечевой пояс
Важно, особенно к старшему дошкольному возрасту, осознанное отношение
ребенка к этому виду деятельности. Ребенок должен различать вид ползания,
правильно называть его, уметь объяснить выбранный способ, применять его
в сочетании с другими движениями, меняющимися в соответствии с игровой
ситуацией.
В данной таблице предлагаю коллегам подборку упражнений, которые можно
использовать на физкультурных занятиях (таблица 1)
Таблица 1.
Ползание, подлезание
Умения 4-5 лет
Знания,
формирующиеся в
деятельности
упражнения
Пользоваться
разными видами
ползания в
сочетании с
ходьбой, бегом и др.
Знать принцип
называния
способов ползания
и подлезания ( по
точкам опоры).
Понимать
зависимость
выбора способа от
высоты
препятствия и
требований к
способу
выполнения
- на ладонях и коленях, на ладонях и ступнях
на 6-8 м
- на четвереньках в сочетании с
подползанием под шнур, дугу высотой 40 см
прямо, боком(правым и левым)
- ползание в обруч, приподнятый над полом
на высоту 10см
- на ладонях и коленях, на предплечьях и
коленях по наклонной доске, по скамье,
«змейкой»
- подтягивание по скамье на животе
- по бревну, сохраняя равновесие
Умения 5-6 лет
знания
упражнения
Выполнять
движение разными
способами
Использовать
точные названия
способов, уметь
объяснять выбор
способа; учить
видеть
преимущества и
недостатки
каждого способа в
меняющейся
игровой ситуации
«змейкой» на высоких и низких четвереньках
- под дугами на высоких и низких
четвереньках
- на предплечьях и коленях по скамье
- подтягивание по скамье на животе
- в обруч правым и левым боком
- подлезание под скамьей
- в туннеле ( можно раскачивать туннель)
- залезть в ящик, вылезти из него
- под коробкой
- влезать на маты, положенные друг на друга,
слезать с них
- без помощи рук на животе
- на четвереньках, толкая мяч головой
- перекаты «бревнышком»
Умения 6-7 лет
знания
упражнения
Выполнять
движение разными
способами,
проявляя
творчество и
самоконтроль;
уметь
анализировать
движения других
детей
Продолжать
использовать
точные названия
способов, уметь
объяснять выбор
способа; видеть
преимущества и
недостатки
каждого способа в
меняющейся
игровой ситуации
Дети не разучивают новые виды ползания –
они упражняются в уже знакомых движениях
при более сложных условиях:
- на высоких четвереньках по рейкам
лестницы, один край которой приподнят
- по скамье на спине (хват на уровне пояса
или за головой
При ползании важно: не включать элемент соревнований во избежание
получения травмы коленной чашечки!
За дошкольный период виды ползания постепенно усложняются,
обогащаются и совершенствуются. В ползании дети используют разные
способы. Существуют некоторые отличия в особенностях обучения ползанию
в разных возрастных группах (таблица 2)
Таблица 2.
Вид упражнения 3-4 года
Особенности движений
- На коленях и ладонях
- по прямой (4-5м)
- по извилистой дорожке
- за катящимся мячом
- по доске, по скамье
- по наклонной доске с переходом на
лесенку
- подлезание под дугу без помощи рук
- подлезание под дугами произвольным
способом
- переползание через бревно боком
-движения носят подражательный характер
-разнообразие игрового оборудования
- активизация различных анализаторов
- использование художественного слова
- неоднократное повторение
-разные формы двигательного режима
- обозначать место начала и конца
движения
- движение показывает заранее обученный
ребенок
- заканчивать прыжком, хлопком,
потягиванием
- индивидуальный подход
Вид упражнения4-5 лет
Особенности движений
- на ладонях и коленях, на ладонях и
ступнях на 6-8 м
- на четвереньках в сочетании с
подползанием под шнур, дугу высотой 40
см прямо, боком(правым и левым)
- ползание в обруч, приподнятый над полом
на высоту 10см
- на ладонях и коленях, на предплечьях и
коленях по наклонной доске, по скамье,
«змейкой»
- подтягивание по скамье на животе
- по бревну, сохраняя равновесие
- усложняются препятствия для
преодоления
- поощряется двигательное творчество,
применение ловкости, сноровки
- показ движения выполняют дети
- заканчивать прыжком, хлопком,
потягиванием
- активизация различных анализаторов
- использование художественного слова
- движения носят подражательный характер
- индивидуальный подход
Вид упражнения5-6 лет
Особенности движений
- «змейкой» на высоких и низких
четвереньках
- под дугами на высоких и низких
четвереньках
- на предплечьях и коленях по скамье
- подтягивание по скамье на животе
- в обруч правым и левым боком
- подлезание под скамьей
- в туннеле ( можно раскачивать туннель)
- залезть в ящик, вылезти из него
- побуждают детей к активному
применению знаний, умений, способов
деятельности в личном опыте
- более сложные способы движения,
требуют сообразительности, творчества,
поиска новых способов выполнения
упражнения
- педагог раскрывает смысл содержания
упражнения, показ движения выполняют
дети
- заканчивать прыжком, хлопком,
- под коробкой
- влезать на маты, положенные друг на
друга, слезать с них
- без помощи рук на животе
- на четвереньках, толкая мяч головой
- перекаты «бревнышком»
потягиванием
- движения носят подражательный характер
- повышение физической нагрузки
- привлекать к контролю за качеством
движения некоторых детей
- исправление ошибок детей педагогом
- предоставление возможности ребенку
научить другого двигательным действиям
- привлечение детей к размещению и
уборке физкультурного оборудования
- предоставление выбора, индивидуальный
подход
Вид упражнения 6-7 лет
Особенности движений
- подтягивание на животе, на спине по
скамье
- с опорой на ладони и стопы по скамье
- под дугами любым способом
- под скамьей
- «змейкой» любым способом
- на четвереньках, толкая мяч головой
- по скамье на животе, одной рукой катить
мяч
- влезать на маты, положенные друг на друга,
слезать с них
- без помощи рук на животе
- перекаты «бревнышком»
- пролезание в обруч сверху, снизу, прямо,
боком
- по - пластунски
- совершенствуются движения, разученные
ранее
- повышается качество выполнения,
ритмичность и координация
- более сложные способы движения,
требуют сообразительности, творчества,
поиска новых способов выполнения
упражнения
- использование полосы препятствий
- привлечение детей к размещению и уборке
физкультурного оборудования
- предоставление выбора, индивидуальный
подход
Ползание
лучше
проводить
фронтальным
или
поточным
способом
организации, без показа воспитателем. Данные упражнения использую в
своей практике. Они очень нравятся детям.